Глава 19 Мустафа Пхе и слет в Пенанге
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32
Это четвертый сценарий переговоров, работая над которым вы на пра1т1ке примените полученные знания. Как и все остальные сценарии, он сделает процесс обучения более живым.
Прочитайте сценарий несколько раз, делая для себя пометки любым удобным для вас способом.
Затем подумайте, что бы вы посоветовали Мустафе Пхе, который готовится к переговорам с СовгаМ Тошз о презентации на их ежегодном слете. Подумайте, как сформулировать стратегию переговоров, помня обо всем, что вы уже прочитали в главах 1—18, и, как всегда, прислушиваясь к тому, что подсказывает вам ваше чутье.
Однако не нужно изобретать нес5ш:1ествующие «детали» сценария. Если чего-то в сценарии нет, значит, и не будет. Просто придерживайтесь сюжета и готовьте свои ответы, основываясь на нем.
Приятного вам развлечения и удачи!
СЦЕНАРИЙ ПЕРЕГОВОРОВ № 4 (ТЕСТ № 19): СЛЕТ со8ТА^от тоикз
Со51:а1о(: Тоиг5 через три месяца будет проводить свой ежегодный слет в Пенанге (Малайзия). У них солидная репутация агрессивных бизнесменов в деле продвижения и маркетинге своих чартерных туристических услуг, а расширения бизнеса они добиваются чрезвычайно жесткой ценовой
стратегией. Ежегодный слет проводится с целью поощрения служащих, выбранных согласно результатам их работы.
Ключевым событием слета в этом году станут семинары по персональной мотивации, связанные с бизнес-планом СоБЕаТог. Ряд компаний, специализирующихся в этом направлении, уже подали свои заявки на проведение семинаров.
Вы — Мустафа Пхе, директор-распорядитель Вагпшп & Козе, одной из таких компаний. СохсаЬг пригласил вас на встречу, чтобы обсудить ваши предложения. Баша фирма— одна из ведущих в сфере мотивационных программ, а ваши презентации хорошо известны как высоким качеством, так и соответствующими качеству высокими гонорарами. Цена вашего нынешнего предложения за проведение мотивационных семинаров — Е35 ООО. Вы рассматриваете Со5!:а1о1: Тоиг8 как трамплин для прыжка вашей компании в сферу туристического бизнеса.
Вам известно, что высший эшелон Со81;а1ог — это люди, не особо стесняющиеся в своих требованиях и дал ко не робкие в переговорах, особенно в том, что касается цен. Вы также знаете о том, что директор-распорядитель Со51;а1о1; совсем недавно занимался на семинарах переговорщиков, где активно внедрялись приемы ведения переговоров «на выживание» с использованием разного ро,п «подножек».
Стоимость проведения ваших мотивационных семинаров (мирового уровня) всегда включает в себя все — без каких бы то ни было дополнительных расходов для заказчика, Вы обычно не разбиваете цену ваших предложений по графам расходов, и ваша цена включает в себя гонорары лекторов, аудио- и видеоаппаратуру, оформление сцены, свет, поездка к месту проведения семинара, проживание в гостинице, печатные материалы, а также вашу стандартную наценку и местные налоги. Цена, названгакг вами, — это и есть та цена, которую платит заказчик.
А теперь переходите квопросам, чтобы попрактиковаться в искусстве ведения переговоров, используя уже накопленный вами в ходе чтения книги опыт и собственный здравый смысл. Как бы вы приступили к переговорам с Со81:а1о1; Тоиг5? Вы можете пользоваться записями, сделанными вами на отдельном листе бумаги, или короткими пометками на полях книги.
И помните: Лисы жульничают в тестах с ходу и по собственной инициативе, Овец приходится подталкивать к жульничеству, а Ослы вообще пропускают это упражнение. Совы дают свои ответы на все вопросы еще до того, как заглянут в мои комментарии в Приложении 1.
ВОПРОСЫ к СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 4
На каком элементе вашего предложения (согласно вашим ожиданиям) сконцентрируется СокТаЬг Тоигз и почему?
Какого рода комплексную сделку вы могли бы предложить Со5га1о1; и почему она могла бы для них быть привлекательной?
Если их репутация соответствует действительности, то как будут вести себя представители Со5Са1о1 на переговорах?
К каким ухищрениям они, по-вашему, могут прибегнуть, чтобы сбить цену, и как вам следует отвечать на их аргз^иенты?
КОММЕНТАРИИ К СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 4
На каком элементе вашего предложения (согласно вашим ожиданиям) сконцентрируется Со81:а1о1: Тоиг8 и почему?
Вы вправе ожидать, что они подвергнут сомнению сумму вашего гонорара (ё35 ООО). Вообще говоря, атака на цену — наиболее предсказуемая реакция покупателей, и поэтому цена является наиболее очевидной целью переговоров.
Даже Ослы подвергают цены сомнению, хотя и делают это способами, отличными от тех, которыми пользуются Совы.
Конечно, цена не единственный элемент в оговариваемом соглашении и не единственный фактор, на котором потенциальный покупатель основывает свое решение заплатить за те или иные товары или услуги. Играют роль и соображения качества (насколько адекватны эти товары/услуги?), возможность удовлетворения потребностей (удовлетворит ли их данный товар/ услуга?), этика (насколько этичен в своей деятельности производитель этих товаров/услуг?) и доход покупателя (могу ли я позволить себе, исходя из своего дохода или бюджета, купить данный товар/услугу?).
Однако опыт подсказывает, что ценаявляется основным объектом интересов для большинства людей, особенно если продукт/услуга отвечают всем остальным требованиям. Каждый процент, на который Со51:а1о1: Тоигз сможет сократить расходы на проведение ежегодного слета, — это серьезные деньги. (Безусловно, супк ^ I вует некий критический порог такой экономии, за которым само проведение слета может потерять свой смысл.) Рост компании был достигнут за счет агрессивного маркетинга в чрезвычайно напряженной конкурентной борьбе, а из этого следует, что Со51:а1о1: нос тоянно ориентирован на сокращение расходов и, соответственно, рост доходов. Следовательно, их директор-распорядитель прило' г.ич' все усилия, чтобы любая предложенная ему цена была оспорена и опровергнута. В конце концов, именно это они и делают, зак\ I для своих клиентов билеты на самолеты и номера в гостиница I всему миру.
19.2. Какого рода комплексную сделку вы могли бы
предложить Со81:а1о1: и почему она могла бы для них быть привлекательной?
Вызов, брошенный вашему ценовому предложению, можно парировать различными способами. Оценивая сферу бизнеса, в котором работает Со81:а1о1: (и в который хочет войти Вагтоп & Козе), несложно заметить, что исходные условия для проведения презентации—это именно то, чем занимается Со81а1о1: Тоиг5. Отпускники и туристы обслзживаются авиакомпаниями, отелями, туристическими агентствами. СозсаЬ»; Тоигз продает все это по себестоимости (плюс определенная доля прибыли). Поскольку компания преуспевает в своем бизнесе, она наверняка предлагает своим клиентам самые разные маршруты путешествий, включая Пенанг.
Предположим, что ВатЮп & Козе такие услуги нужны (а поскольку вы одна из ведущих фирм в проведении международных деловых семинаров, такое предположение более чем вероятно). Значит, вы могли бы уменьшить цену своего предложения на сумму, в которую вам обошлись бы полет в Пенанг и размещение в гостинице ваших лекторов, а также техников, работающих со сценой, светом, аудио- и ввдеоаппаратурой. Обеспечение этих нужд (ныне заложенное в сумму €35 ООО) стало бы заботой Соз(:а1о1:.
Ддя СозЫо! Тоиг8 перелет и размещение в гостинице, которые она должна будет вам обеспечить, стоят значительно меньше того, что заплатила бы ВагпЮп & Кове, приобретая все вышеперечисленное по рыночным ценам. Разница в этих ценах и составляет доход-брутто Со51:а1о(: Тоигз (который она включает в цену своих услуг). Кроме того, будучи серьезной компанией, она, скорее всего, чильзуется оптовыми скидками авиалиний и отелей, с которыми п-дает дело.
Если дисконтная цена этих услуг недостаточна для того, чтобы сократить сумму в €35 ООО до того уровня, который устраивал он Со51:а1о<:, вы можете развить свою идею и дальше. Вы могли бы сэкономить на гонорарах, предложив лекторам меньшую сумму нэдичными вместе с предельно низкими ценами на туры во время "ч отпусков (что обеспечит СозаЬг Тоцгб). Часть сэкономленной ^'.^'ммы (или вся она) пойдет на снижение цены вашего предложе- Более того, вы можете уменьшить требуемую сумму после предоставления Со51:а1о1: Тошз дисконтных отпускньк туров для вашего собственного персонала.
Положим, вы возьмете с Со5Са1оС Тоигз €13 ООО за ваши моти-^ вационные семинары на их ежегодном слете — при условии, что Со51:а1о1: Тоигз берет на себя перевозку и размещение лекторов и технического персонала (что в иных условиях стоило бы вам, допустим, €12 ООО). Вы также получаете от СозЫо!: Тоигз пакет отпускных туров общей ценой €10 ООО, чтобы затем распределять эти путевки среди своего персонала. Таким образом, реальные расходы на проведение семинаров для Со8ш1о1: Тоигз составят заявленные вами €35 ООО минус прибыль, которую они обычно получают за счет перелетов клиентов и их размещения в гостиницах. Выгода, которую получаете вы, состоит из €13 ООО наличными за проведение семинаров плюс €10 ООО в ввде пакета туров для ваших работников. Бесплатная дорога и проживание для вашей лекционной группы для вас не является ни расходом, ни доходом, поскольку все это обеспечивает СозьаТо!: (на Со51:а1о1: расходы так или иначе были бы переложены). Если же путевки вашему персоналу будут вьщелены на «низкий» сезон, то СозгаЬг Тоигз выиграет от этого еще больше.
19.3. Если их репутация соответствует действительносгн, то как будут вести себя представители Со81:а1о1: на переговорах?
Известно, что у Со51а1о1: Тоигз репутация «агрессивных бизнесменов в деле продвижения и маркетинге своих услуг»^ это люди, «не особо стесняющиеся в своих требованиях», .! директорат «отнюдь не робок в переговорах». Все это позволчеч предположить, что к переговорам они подойдут прагматично и жестко.
Теперь на основе этой информации попытаемся представить, какое поведение они будут демонстрировать в стремленрш биться поставленной цели. Здесь следует проявить особую ос ю- рожность. Если не особо раздумывать над проблемой, то можно и
ошибиться, предположив, что их «агрессивная» деловая репутация указывает на столь же агрессивные манеры.
Если представители Со$1а1о(; Тоигв действительно ведут себя агрессивно в переговорах с авиалиниями, отелями и курортами, у которых они покупают услуги для своих клиентов, тогда вы можете ожидать, что они столь же жестко и напористо будут торговаться по поводу вашего гонорара, чтобы отрезать максимально большой кусок пирога для себя.
Если же в своих переговорах они чаще демонстрируют поведение Сов, то можно надеяться, что они постараются «испечь» пирог как можно большего размера, чтобы им было чем делиться с вами. Например, в своих обьмных бизнес-переговорах они могут предлагать отелям предоплату в период «мертвого сезона», когда у владельцев отелей возникают проблемы с наличностью, в обмен на более низкие цены или большую гибкость в сроках и условиях бронирования на пике сезона. Поэтому предложение взять на себя расходы, связанные с перевозкой и размещением ваших людей, доллшо быть принято ими с ходу (если они не внесут его сами, что вполне возможно).
Поведение Лисов, скорее всего, будет надменным и ежеминутно меняющимся. Определяется оно результатом, которого они хотят добиться. Если они жаждут победить любой ценой, то на вас обязательно будет оказываться мощное давление. Агрессия такого рода используется, чтобы эксплуатировать слабости тех, с кем они обычно имеют депо. Это может поколебать вашу решимость стоять на своем.
Вам необходимо быть готовым к тому, что вы можете столкнуться с любым из типов поведения, рассмотренных выше,
19.4. К каким ухищрениям они, по-вашему, могут
прибегнуть, чтобы сбить цену и как вам следует отвечать на их аргументы?
Учитывая, что их директор-распорядитель занимался на се- 'Ч'инарах по переговорам, где его учили способам «выживания» " искусству ставить «подножки», следует предполагать, что он попробует поиграть в «Матушку Хаббард». К счастью, этот прием может быть нейтрализован соответствующим контрприемом.
Для Со51:а1о1: «Матушка Хаббард» — совершенно логичное начало. Они могут сказать вам, что ваши семинары—просто фантастика, что они очень хотели бы иметь дело с ВагпСоп & Козе—по, к сожалению, цена €35 ООО намного больше бюджета, выделенного на данное мероприятие. При этом они всеми способами будут демонстрировать, как они сожалеют о безвыходности ситуации и как тяжело им смириться с неизбежным провалом переговоров. А добиваются они тем самым одного: чтобы вы проявили готовность несколько уступить в цене (будучи покупателями, они уверены, что «все цены раздуты»).
Вы могли бы попытаться доказать тщетность всяких надежд на снижение цены, разложили бы свои расходы по графам и статьям. Это бьшо бы колоссальной ошибкой. Как только статьи расходов раскрыты, они будут атаковать все эти статьи одну за другой, сбивая цены по всем направлениям. Они будут оспаривать гонорары, которые вы платите лекторам, стоимость перевозки аппаратуры («А почему не взять ее напрокат на месте?»), детали оформлопн 1 сцены («Покрытие такого качества совсем не нужно, краску нужно взять подешевле, прожекторов—поменьше, запасные генера'1Ч)ры вообще ни к чему, техники найдутся и на месте, не надо никам1\. глянцевых буклетов, сойдут и обычные распечатки») и так дплес. Вы будете защищаться, но на вас будут давить и давить, срезая расходы то там, то здесь.
Конечно, если вы немножко раздули свои цены (что в предвкушении игры в «Матушку Хаббард» можно бьшо и сделать), то обсуждение каждого элемента в списке неизбежно обнаружит 'Тот факт. В этом случае их директор-распорядитель будет считать, ч'.о он справедливо атаковал вашу завышенную цену — а вы будете считать, что поступили не менее разумно, заранее эту цену э.шы- сив! В свою очередь вы могли выразить бы сомнение относите'а ко того, что их бюджет столь жестко ограничен, адресуя эти сомноти' уже совету директоров и доказывая, что цена предложенич — комплексная цена, которая не может разбиваться на части.
Директор-распорядитель может напрямую выступить с «фра- зой-убийцей», заявив, что вам <<яучше бы пересмотреть цену», если Вагпшп & Козе действительно хочет получить этот заказ. (Он может сделать оба шага. Сначала запустить «Матушку Хаббард», чтобы показать раздутость требуемой сзтммы, а потом с помо- щью «убийственной фразы» давить на вашу—уже сниженную — цену.) В основе этого спектакля лежит убеждение, что все цены подвижны — правда, в одном направлении: вниз.
Столкнувшись с такой атакой на ваши Е35 ООО—«или вы снизите цену, или...», вы оказьшаетесь в сложном положении. Если вы снизите цену, то докажете тем самым, что она была раздута. Если не сделаете этого, то рискуете потерять заказ.
Обратный «смертельный удар» — нормальный ответ на его «убийственную атаку». Объясните, что ему следует понять и принять уровень расходов на семинар мирового класса — или же довольствоваться кем-нибудь «рангом пониже», что в результате ничего не даст его собственной компании. Если он покупает «дешевку», то вовсе не экономит на этом деньги, а попросту выбрасывает их на ветер.
тест на самооценку № 20
Вы отправились в деловую поездку в Южную Африку, чтобы договориться с дилерами о поставках ваших промышленных насосов. В Йоханнесбурге вам сказали, что ваши насосы «слишком дороги», в Дурбане — что цены «совершенно нереальны», а в Кейптауне — что «дилер на этом заработает гроши». Вы:
отправите факс в свой главный офис с информацией о том, что ваш отдел маркетинга неправильно структурировал цену;
спокойно продолжите поездку;
потребуете, чтобы главный офис дал вам право самому устанавливать маржу;
с1) дадите скидку с прайс-листа в обмен на заказ?
Вы ведете переговоры о поставках мощных насосов на строяхцуюся электростанцию. Контрактор говорит вам, что ваши цены примерно на 15 процентов выше прайс- листа вашего конкурента, немецкой фирмы, и на 35 процентов выше тех, за которые ему предложили компле! г некондиционных насосов после полной их переборки. Что вы сделаете:
заявите, что ваши насосы — лучшие в мире, о чем в данной отрасли промышленности известно каждому;
скажете, что о цене можно будет говорить при условии, что заказ достанется вам;
напомните ему, что ваши насосы ставятся на регулярное техобслуживание, а экстренный ремонт доступе-п 24 часа в сутки?
Строительный консорциум отправил вам факс. В нем сообщается, что они примут вашу тендерную заявку з 11 поставки землеройного оборудования в Иорданию, есл'1 вы сократите требуемые цены на пять процентов. Вы п свою очередь:
предложите скидку три процента;
согласитесь;
намекнете, что это возможно, только если будут изменены некоторые условия тевдерного контракта?
Это четвертый сценарий переговоров, работая над которым вы на пра1т1ке примените полученные знания. Как и все остальные сценарии, он сделает процесс обучения более живым.
Прочитайте сценарий несколько раз, делая для себя пометки любым удобным для вас способом.
Затем подумайте, что бы вы посоветовали Мустафе Пхе, который готовится к переговорам с СовгаМ Тошз о презентации на их ежегодном слете. Подумайте, как сформулировать стратегию переговоров, помня обо всем, что вы уже прочитали в главах 1—18, и, как всегда, прислушиваясь к тому, что подсказывает вам ваше чутье.
Однако не нужно изобретать нес5ш:1ествующие «детали» сценария. Если чего-то в сценарии нет, значит, и не будет. Просто придерживайтесь сюжета и готовьте свои ответы, основываясь на нем.
Приятного вам развлечения и удачи!
СЦЕНАРИЙ ПЕРЕГОВОРОВ № 4 (ТЕСТ № 19): СЛЕТ со8ТА^от тоикз
Со51:а1о(: Тоиг5 через три месяца будет проводить свой ежегодный слет в Пенанге (Малайзия). У них солидная репутация агрессивных бизнесменов в деле продвижения и маркетинге своих чартерных туристических услуг, а расширения бизнеса они добиваются чрезвычайно жесткой ценовой
стратегией. Ежегодный слет проводится с целью поощрения служащих, выбранных согласно результатам их работы.
Ключевым событием слета в этом году станут семинары по персональной мотивации, связанные с бизнес-планом СоБЕаТог. Ряд компаний, специализирующихся в этом направлении, уже подали свои заявки на проведение семинаров.
Вы — Мустафа Пхе, директор-распорядитель Вагпшп & Козе, одной из таких компаний. СохсаЬг пригласил вас на встречу, чтобы обсудить ваши предложения. Баша фирма— одна из ведущих в сфере мотивационных программ, а ваши презентации хорошо известны как высоким качеством, так и соответствующими качеству высокими гонорарами. Цена вашего нынешнего предложения за проведение мотивационных семинаров — Е35 ООО. Вы рассматриваете Со5!:а1о1: Тоиг8 как трамплин для прыжка вашей компании в сферу туристического бизнеса.
Вам известно, что высший эшелон Со81;а1ог — это люди, не особо стесняющиеся в своих требованиях и дал ко не робкие в переговорах, особенно в том, что касается цен. Вы также знаете о том, что директор-распорядитель Со51;а1о1; совсем недавно занимался на семинарах переговорщиков, где активно внедрялись приемы ведения переговоров «на выживание» с использованием разного ро,п «подножек».
Стоимость проведения ваших мотивационных семинаров (мирового уровня) всегда включает в себя все — без каких бы то ни было дополнительных расходов для заказчика, Вы обычно не разбиваете цену ваших предложений по графам расходов, и ваша цена включает в себя гонорары лекторов, аудио- и видеоаппаратуру, оформление сцены, свет, поездка к месту проведения семинара, проживание в гостинице, печатные материалы, а также вашу стандартную наценку и местные налоги. Цена, названгакг вами, — это и есть та цена, которую платит заказчик.
А теперь переходите квопросам, чтобы попрактиковаться в искусстве ведения переговоров, используя уже накопленный вами в ходе чтения книги опыт и собственный здравый смысл. Как бы вы приступили к переговорам с Со81:а1о1; Тоиг5? Вы можете пользоваться записями, сделанными вами на отдельном листе бумаги, или короткими пометками на полях книги.
И помните: Лисы жульничают в тестах с ходу и по собственной инициативе, Овец приходится подталкивать к жульничеству, а Ослы вообще пропускают это упражнение. Совы дают свои ответы на все вопросы еще до того, как заглянут в мои комментарии в Приложении 1.
ВОПРОСЫ к СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 4
На каком элементе вашего предложения (согласно вашим ожиданиям) сконцентрируется СокТаЬг Тоигз и почему?
Какого рода комплексную сделку вы могли бы предложить Со5га1о1; и почему она могла бы для них быть привлекательной?
Если их репутация соответствует действительности, то как будут вести себя представители Со5Са1о1 на переговорах?
К каким ухищрениям они, по-вашему, могут прибегнуть, чтобы сбить цену, и как вам следует отвечать на их аргз^иенты?
КОММЕНТАРИИ К СЦЕНАРИЮ ПЕРЕГОВОРОВ № 4
На каком элементе вашего предложения (согласно вашим ожиданиям) сконцентрируется Со81:а1о1: Тоиг8 и почему?
Вы вправе ожидать, что они подвергнут сомнению сумму вашего гонорара (ё35 ООО). Вообще говоря, атака на цену — наиболее предсказуемая реакция покупателей, и поэтому цена является наиболее очевидной целью переговоров.
Даже Ослы подвергают цены сомнению, хотя и делают это способами, отличными от тех, которыми пользуются Совы.
Конечно, цена не единственный элемент в оговариваемом соглашении и не единственный фактор, на котором потенциальный покупатель основывает свое решение заплатить за те или иные товары или услуги. Играют роль и соображения качества (насколько адекватны эти товары/услуги?), возможность удовлетворения потребностей (удовлетворит ли их данный товар/ услуга?), этика (насколько этичен в своей деятельности производитель этих товаров/услуг?) и доход покупателя (могу ли я позволить себе, исходя из своего дохода или бюджета, купить данный товар/услугу?).
Однако опыт подсказывает, что ценаявляется основным объектом интересов для большинства людей, особенно если продукт/услуга отвечают всем остальным требованиям. Каждый процент, на который Со51:а1о1: Тоигз сможет сократить расходы на проведение ежегодного слета, — это серьезные деньги. (Безусловно, супк ^ I вует некий критический порог такой экономии, за которым само проведение слета может потерять свой смысл.) Рост компании был достигнут за счет агрессивного маркетинга в чрезвычайно напряженной конкурентной борьбе, а из этого следует, что Со51:а1о1: нос тоянно ориентирован на сокращение расходов и, соответственно, рост доходов. Следовательно, их директор-распорядитель прило' г.ич' все усилия, чтобы любая предложенная ему цена была оспорена и опровергнута. В конце концов, именно это они и делают, зак\ I для своих клиентов билеты на самолеты и номера в гостиница I всему миру.
19.2. Какого рода комплексную сделку вы могли бы
предложить Со81:а1о1: и почему она могла бы для них быть привлекательной?
Вызов, брошенный вашему ценовому предложению, можно парировать различными способами. Оценивая сферу бизнеса, в котором работает Со81:а1о1: (и в который хочет войти Вагтоп & Козе), несложно заметить, что исходные условия для проведения презентации—это именно то, чем занимается Со81а1о1: Тоиг5. Отпускники и туристы обслзживаются авиакомпаниями, отелями, туристическими агентствами. СозсаЬ»; Тоигз продает все это по себестоимости (плюс определенная доля прибыли). Поскольку компания преуспевает в своем бизнесе, она наверняка предлагает своим клиентам самые разные маршруты путешествий, включая Пенанг.
Предположим, что ВатЮп & Козе такие услуги нужны (а поскольку вы одна из ведущих фирм в проведении международных деловых семинаров, такое предположение более чем вероятно). Значит, вы могли бы уменьшить цену своего предложения на сумму, в которую вам обошлись бы полет в Пенанг и размещение в гостинице ваших лекторов, а также техников, работающих со сценой, светом, аудио- и ввдеоаппаратурой. Обеспечение этих нужд (ныне заложенное в сумму €35 ООО) стало бы заботой Соз(:а1о1:.
Ддя СозЫо! Тоиг8 перелет и размещение в гостинице, которые она должна будет вам обеспечить, стоят значительно меньше того, что заплатила бы ВагпЮп & Кове, приобретая все вышеперечисленное по рыночным ценам. Разница в этих ценах и составляет доход-брутто Со51:а1о(: Тоигз (который она включает в цену своих услуг). Кроме того, будучи серьезной компанией, она, скорее всего, чильзуется оптовыми скидками авиалиний и отелей, с которыми п-дает дело.
Если дисконтная цена этих услуг недостаточна для того, чтобы сократить сумму в €35 ООО до того уровня, который устраивал он Со51:а1о<:, вы можете развить свою идею и дальше. Вы могли бы сэкономить на гонорарах, предложив лекторам меньшую сумму нэдичными вместе с предельно низкими ценами на туры во время "ч отпусков (что обеспечит СозаЬг Тоцгб). Часть сэкономленной ^'.^'ммы (или вся она) пойдет на снижение цены вашего предложе- Более того, вы можете уменьшить требуемую сумму после предоставления Со51:а1о1: Тошз дисконтных отпускньк туров для вашего собственного персонала.
Положим, вы возьмете с Со5Са1оС Тоигз €13 ООО за ваши моти-^ вационные семинары на их ежегодном слете — при условии, что Со51:а1о1: Тоигз берет на себя перевозку и размещение лекторов и технического персонала (что в иных условиях стоило бы вам, допустим, €12 ООО). Вы также получаете от СозЫо!: Тоигз пакет отпускных туров общей ценой €10 ООО, чтобы затем распределять эти путевки среди своего персонала. Таким образом, реальные расходы на проведение семинаров для Со8ш1о1: Тоигз составят заявленные вами €35 ООО минус прибыль, которую они обычно получают за счет перелетов клиентов и их размещения в гостиницах. Выгода, которую получаете вы, состоит из €13 ООО наличными за проведение семинаров плюс €10 ООО в ввде пакета туров для ваших работников. Бесплатная дорога и проживание для вашей лекционной группы для вас не является ни расходом, ни доходом, поскольку все это обеспечивает СозьаТо!: (на Со51:а1о1: расходы так или иначе были бы переложены). Если же путевки вашему персоналу будут вьщелены на «низкий» сезон, то СозгаЬг Тоигз выиграет от этого еще больше.
19.3. Если их репутация соответствует действительносгн, то как будут вести себя представители Со81:а1о1: на переговорах?
Известно, что у Со51а1о1: Тоигз репутация «агрессивных бизнесменов в деле продвижения и маркетинге своих услуг»^ это люди, «не особо стесняющиеся в своих требованиях», .! директорат «отнюдь не робок в переговорах». Все это позволчеч предположить, что к переговорам они подойдут прагматично и жестко.
Теперь на основе этой информации попытаемся представить, какое поведение они будут демонстрировать в стремленрш биться поставленной цели. Здесь следует проявить особую ос ю- рожность. Если не особо раздумывать над проблемой, то можно и
ошибиться, предположив, что их «агрессивная» деловая репутация указывает на столь же агрессивные манеры.
Если представители Со$1а1о(; Тоигв действительно ведут себя агрессивно в переговорах с авиалиниями, отелями и курортами, у которых они покупают услуги для своих клиентов, тогда вы можете ожидать, что они столь же жестко и напористо будут торговаться по поводу вашего гонорара, чтобы отрезать максимально большой кусок пирога для себя.
Если же в своих переговорах они чаще демонстрируют поведение Сов, то можно надеяться, что они постараются «испечь» пирог как можно большего размера, чтобы им было чем делиться с вами. Например, в своих обьмных бизнес-переговорах они могут предлагать отелям предоплату в период «мертвого сезона», когда у владельцев отелей возникают проблемы с наличностью, в обмен на более низкие цены или большую гибкость в сроках и условиях бронирования на пике сезона. Поэтому предложение взять на себя расходы, связанные с перевозкой и размещением ваших людей, доллшо быть принято ими с ходу (если они не внесут его сами, что вполне возможно).
Поведение Лисов, скорее всего, будет надменным и ежеминутно меняющимся. Определяется оно результатом, которого они хотят добиться. Если они жаждут победить любой ценой, то на вас обязательно будет оказываться мощное давление. Агрессия такого рода используется, чтобы эксплуатировать слабости тех, с кем они обычно имеют депо. Это может поколебать вашу решимость стоять на своем.
Вам необходимо быть готовым к тому, что вы можете столкнуться с любым из типов поведения, рассмотренных выше,
19.4. К каким ухищрениям они, по-вашему, могут
прибегнуть, чтобы сбить цену и как вам следует отвечать на их аргументы?
Учитывая, что их директор-распорядитель занимался на се- 'Ч'инарах по переговорам, где его учили способам «выживания» " искусству ставить «подножки», следует предполагать, что он попробует поиграть в «Матушку Хаббард». К счастью, этот прием может быть нейтрализован соответствующим контрприемом.
Для Со51:а1о1: «Матушка Хаббард» — совершенно логичное начало. Они могут сказать вам, что ваши семинары—просто фантастика, что они очень хотели бы иметь дело с ВагпСоп & Козе—по, к сожалению, цена €35 ООО намного больше бюджета, выделенного на данное мероприятие. При этом они всеми способами будут демонстрировать, как они сожалеют о безвыходности ситуации и как тяжело им смириться с неизбежным провалом переговоров. А добиваются они тем самым одного: чтобы вы проявили готовность несколько уступить в цене (будучи покупателями, они уверены, что «все цены раздуты»).
Вы могли бы попытаться доказать тщетность всяких надежд на снижение цены, разложили бы свои расходы по графам и статьям. Это бьшо бы колоссальной ошибкой. Как только статьи расходов раскрыты, они будут атаковать все эти статьи одну за другой, сбивая цены по всем направлениям. Они будут оспаривать гонорары, которые вы платите лекторам, стоимость перевозки аппаратуры («А почему не взять ее напрокат на месте?»), детали оформлопн 1 сцены («Покрытие такого качества совсем не нужно, краску нужно взять подешевле, прожекторов—поменьше, запасные генера'1Ч)ры вообще ни к чему, техники найдутся и на месте, не надо никам1\. глянцевых буклетов, сойдут и обычные распечатки») и так дплес. Вы будете защищаться, но на вас будут давить и давить, срезая расходы то там, то здесь.
Конечно, если вы немножко раздули свои цены (что в предвкушении игры в «Матушку Хаббард» можно бьшо и сделать), то обсуждение каждого элемента в списке неизбежно обнаружит 'Тот факт. В этом случае их директор-распорядитель будет считать, ч'.о он справедливо атаковал вашу завышенную цену — а вы будете считать, что поступили не менее разумно, заранее эту цену э.шы- сив! В свою очередь вы могли выразить бы сомнение относите'а ко того, что их бюджет столь жестко ограничен, адресуя эти сомноти' уже совету директоров и доказывая, что цена предложенич — комплексная цена, которая не может разбиваться на части.
Директор-распорядитель может напрямую выступить с «фра- зой-убийцей», заявив, что вам <<яучше бы пересмотреть цену», если Вагпшп & Козе действительно хочет получить этот заказ. (Он может сделать оба шага. Сначала запустить «Матушку Хаббард», чтобы показать раздутость требуемой сзтммы, а потом с помо- щью «убийственной фразы» давить на вашу—уже сниженную — цену.) В основе этого спектакля лежит убеждение, что все цены подвижны — правда, в одном направлении: вниз.
Столкнувшись с такой атакой на ваши Е35 ООО—«или вы снизите цену, или...», вы оказьшаетесь в сложном положении. Если вы снизите цену, то докажете тем самым, что она была раздута. Если не сделаете этого, то рискуете потерять заказ.
Обратный «смертельный удар» — нормальный ответ на его «убийственную атаку». Объясните, что ему следует понять и принять уровень расходов на семинар мирового класса — или же довольствоваться кем-нибудь «рангом пониже», что в результате ничего не даст его собственной компании. Если он покупает «дешевку», то вовсе не экономит на этом деньги, а попросту выбрасывает их на ветер.
тест на самооценку № 20
Вы отправились в деловую поездку в Южную Африку, чтобы договориться с дилерами о поставках ваших промышленных насосов. В Йоханнесбурге вам сказали, что ваши насосы «слишком дороги», в Дурбане — что цены «совершенно нереальны», а в Кейптауне — что «дилер на этом заработает гроши». Вы:
отправите факс в свой главный офис с информацией о том, что ваш отдел маркетинга неправильно структурировал цену;
спокойно продолжите поездку;
потребуете, чтобы главный офис дал вам право самому устанавливать маржу;
с1) дадите скидку с прайс-листа в обмен на заказ?
Вы ведете переговоры о поставках мощных насосов на строяхцуюся электростанцию. Контрактор говорит вам, что ваши цены примерно на 15 процентов выше прайс- листа вашего конкурента, немецкой фирмы, и на 35 процентов выше тех, за которые ему предложили компле! г некондиционных насосов после полной их переборки. Что вы сделаете:
заявите, что ваши насосы — лучшие в мире, о чем в данной отрасли промышленности известно каждому;
скажете, что о цене можно будет говорить при условии, что заказ достанется вам;
напомните ему, что ваши насосы ставятся на регулярное техобслуживание, а экстренный ремонт доступе-п 24 часа в сутки?
Строительный консорциум отправил вам факс. В нем сообщается, что они примут вашу тендерную заявку з 11 поставки землеройного оборудования в Иорданию, есл'1 вы сократите требуемые цены на пять процентов. Вы п свою очередь:
предложите скидку три процента;
согласитесь;
намекнете, что это возможно, только если будут изменены некоторые условия тевдерного контракта?