14. Крестовые походы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.
26 ноября 1095 г. папа Урбан IIпризвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.
Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.
Хронология крестовых походов:
– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.
– 1095-1099 – Первый крестовый поход.
– 1147-1149 – Второй крестовый поход.
– 1189-1192 – Третий крестовый поход.
– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.
– 1202-1212 – Детский крестовый поход.
– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.
– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.
– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.
Крестовые походыоставилислед в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западнуюи восточную ветви), ноповысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшиеучастие в походах, выступалине как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцевпривели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.
Мессианские походы крестоносцев сопровождалисьграбежами и погромами. Мир в сознании паломниковделился на мир христиан и мир неверных.
Походы крестоносцев – сложная ипротиворечивая панорама противостояниядвух церквей, западного и восточного мировоззрений.
Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитическиеакции выражали смысл инаправленность внутреннейполитики иерархов светской и церковной власти.
Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.
Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.
26 ноября 1095 г. папа Урбан IIпризвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.
Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.
Хронология крестовых походов:
– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.
– 1095-1099 – Первый крестовый поход.
– 1147-1149 – Второй крестовый поход.
– 1189-1192 – Третий крестовый поход.
– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.
– 1202-1212 – Детский крестовый поход.
– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.
– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.
– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.
Крестовые походыоставилислед в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западнуюи восточную ветви), ноповысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшиеучастие в походах, выступалине как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцевпривели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.
Мессианские походы крестоносцев сопровождалисьграбежами и погромами. Мир в сознании паломниковделился на мир христиан и мир неверных.
Походы крестоносцев – сложная ипротиворечивая панорама противостояниядвух церквей, западного и восточного мировоззрений.
Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитическиеакции выражали смысл инаправленность внутреннейполитики иерархов светской и церковной власти.
Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.