14. Крестовые походы

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 г. папа Урбан IIпризвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Хронология крестовых походов:

– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.

– 1095-1099 – Первый крестовый поход.

– 1147-1149 – Второй крестовый поход.

– 1189-1192 – Третий крестовый поход.

– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.

– 1202-1212 – Детский крестовый поход.

– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.

– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.

– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.

Крестовые походыоставилислед в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западнуюи восточную ветви), ноповысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшиеучастие в походах, выступалине как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцевпривели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.

Мессианские походы крестоносцев сопровождалисьграбежами и погромами. Мир в сознании паломниковделился на мир христиан и мир неверных.

Походы крестоносцев – сложная ипротиворечивая панорама противостояниядвух церквей, западного и восточного мировоззрений.

Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитическиеакции выражали смысл инаправленность внутреннейполитики иерархов светской и церковной власти.

Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.

Предпосылками крестовых походов были: традиции паломничеств к Святым местам; изменение взглядов на войну, которая считалась не греховным, а благим делом, если велась против врагов христианства и церкви; захват в XI в. турками-сельджуками Сирии и Палестины и угроза захвата Византии; тяжелое экономическое положение Западной Европы во 2-й пол. 11 в.

26 ноября 1095 г. папа Урбан IIпризвал собравшихся на поместном церковном соборе в г. Клермон отвоевать захваченный турками Гроб Господень. Взявшие на себя этот обет нашивали на одежду кресты из лоскутов и именовались «крестоносцами». Отправившимся в Крестовый поход папа сулил земные богатства в Святой Земле и райское блаженство в случае гибели, они получали полное отпущение грехов, с них запрещалось на время похода взыскивать долги и феодальные повинности, их семьи оказывались под защитой церкви.

Но цели крестоносцев были не только религиозные. К XI в. земля в Западной Европе была поделена между светскими и церковными феодалами. Наследовать землю сеньора мог только его старший сын. В результате образовался многочисленный слой феодалов, не имевших земли. Они жаждали получить ее. Католическая церковь не без основания опасалась, как бы эти рыцари не стали покушаться на ее обширные владения. Церковники во главе с папой римским стремились распространить свое влияние на новые территории и поживиться за их счет. Слухи о богатствах стран Восточного Средиземноморья, которые распространяли путешественники-богомольцы (пилигримы), побывавшие в Палестине, возбуждали алчность рыцарей. В планах рыцарей-крестоносцев освобождение «гроба господня» имело третьестепенное значение: феодалы стремились к захватам заморских земель, городов, богатств.

Хронология крестовых походов:

– 1095-1096 – Поход нищеты или крестьянский поход.

– 1095-1099 – Первый крестовый поход.

– 1147-1149 – Второй крестовый поход.

– 1189-1192 – Третий крестовый поход.

– 1202-1204 – Четвертый крестовый поход.

– 1202-1212 – Детский крестовый поход.

– 1218-1221 – Пятый крестовый поход.

– 1228-1229 – Шестой крестовый поход.

– 1248-1254 – Седьмой крестовый поход.

Крестовые походыоставилислед в истории Европы. Они не привели к консолидации христианской церкви (расколотой на западнуюи восточную ветви), ноповысили авторитет католической иерархии. Рыцари, крестьяне, ремесленники, принимавшиеучастие в походах, выступалине как германцы или французы, а как европейцы, одержимые общей мессианской идеей. Походы крестоносцевпривели к образованию орденов, один из которых – тевтонский, направил свои устремления па христианизацию Прибалтийских земель.

Мессианские походы крестоносцев сопровождалисьграбежами и погромами. Мир в сознании паломниковделился на мир христиан и мир неверных.

Походы крестоносцев – сложная ипротиворечивая панорама противостояниядвух церквей, западного и восточного мировоззрений.

Вместе с тем крестовые походы явились отражением сущности и характера феодальной системы, основой которой служило военно-политическое господство, умножение богатства путем захватов и подчинения инакомыслящих. Внешнеполитическиеакции выражали смысл инаправленность внутреннейполитики иерархов светской и церковной власти.

Крестовые походы – изнурительные войны и влияние на назревавшие в Европе перемены. Одним из итогов походов христиан в святые земли было тесное взаимодействие культур, знакомство с техническими достижениями Востока, развитие посреднической торговли, обогащение западных и восточных цивилизаций. В период движения крестоносцев окрепли средиземноморские центры торговли и ремесел, итальянские города-государства.