20. Дух капитализма
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
На исходе средневековья в Европе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономических отношений – капитализм.
В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» – обладатель денежного капитала. Термин «капитализм» впервые вошел в научный лексикон во второй половине XIX века. Некоторые ученые считают основными свойствами капитализма возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капитала. Другие считают главной его чертой высокую степень рациональности, которая проявляется как в организации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам эффективности и прибыльности.
Можно выделить несколько условий для появления капитализма в Западной Европе:
1) влияние греко-римского мира с высоким уровнем развития товарно-денежных отношений и ориентацией на активную созидательную личность;
2) городские коммунальные движения (в городе, который отвоевал самоуправление формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии);
3) оформление активных, отстаивающих свои права сословий.
Важна была также позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины: осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебервыявляет влияние религии на экономику. В формировании системы капиталистического предпринимательства на Западе определенную роль сыграла протестантская церковь. Вебер говорит о «несомненном преобладании протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», среди «высших квалифицированных слоев рабочих», и «прежде всего, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».
По словам Вебера, аскетические черты религиозных вероисповеданий (в отличие от мистических) способствовали формированию соответствующих стимулов и норм поведения, составляющих «дух капитализма». Под «духом капитализма» имеется в виду не отвлеченное понятие, а «комплекс связей, существующих в исторической действительности» и представляющих одно целое. Это не погоня во что бы то ни стало за наживой, а целеустремленная деятельность, профессиональный долг, следование определенным нормам хозяйственной этики.
Протестантская религия, прежде всею кальвинизм, способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, готовности к риску.
Именно из числа протестантов, прежде всего, формировался класс предпринимателей – собственников и организаторов производства. В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила распространение «рационалистическая» форма капитализма.
Причинно-следственные связи между нормами религиозной этики и «капиталистическим духом» достаточно сложны и противоречивы. «Социальная этика» капиталистической культуры формируется и утверждается посредством экономического отбора.Идеологи буржуазии создавали свой идеал, отталкиваясь от идеала аристократического, рожденного в средние века, потому что буржуазия претендовала на роль новой элиты в обществе. Однако теперь право на элитарность давало не благородное происхождение, а личные достоинства. Истинного уважения достоин «купец-джентельмен», который сам добился и богатства, и знаний, и умения вести себя в обществе.
На исходе средневековья в Европе в наиболее чистой своей форме зародился новый тип социально-экономических отношений – капитализм.
В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» – обладатель денежного капитала. Термин «капитализм» впервые вошел в научный лексикон во второй половине XIX века. Некоторые ученые считают основными свойствами капитализма возникновение свободного от ограничений рынка товаров, труда и капитала. Другие считают главной его чертой высокую степень рациональности, которая проявляется как в организации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам эффективности и прибыльности.
Можно выделить несколько условий для появления капитализма в Западной Европе:
1) влияние греко-римского мира с высоким уровнем развития товарно-денежных отношений и ориентацией на активную созидательную личность;
2) городские коммунальные движения (в городе, который отвоевал самоуправление формировалась прослойка людей, располагающая свободными капиталами, которая и дала жизнь будущей буржуазии);
3) оформление активных, отстаивающих свои права сословий.
Важна была также позиция церкви по отношению к экономическим вопросам и коммерции. Уже с XIII в. она смягчает свои доктрины: осуждая ростовщичество, церковь не осуждала векселя, капиталовложения. Это вело к тому, что торговля после Реформации стала считаться весьма достойным занятием.
В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебервыявляет влияние религии на экономику. В формировании системы капиталистического предпринимательства на Западе определенную роль сыграла протестантская церковь. Вебер говорит о «несомненном преобладании протестантов среди владельцев капитала и предпринимателей», среди «высших квалифицированных слоев рабочих», и «прежде всего, среди высшего технического и коммерческого персонала современных предприятий».
По словам Вебера, аскетические черты религиозных вероисповеданий (в отличие от мистических) способствовали формированию соответствующих стимулов и норм поведения, составляющих «дух капитализма». Под «духом капитализма» имеется в виду не отвлеченное понятие, а «комплекс связей, существующих в исторической действительности» и представляющих одно целое. Это не погоня во что бы то ни стало за наживой, а целеустремленная деятельность, профессиональный долг, следование определенным нормам хозяйственной этики.
Протестантская религия, прежде всею кальвинизм, способствовала развитию деловой хватки, предпринимательской активности. Она помогала формированию бережливости, расчетливости, предприимчивости, оборотливости, готовности к риску.
Именно из числа протестантов, прежде всего, формировался класс предпринимателей – собственников и организаторов производства. В Европе, а не в Индии или Китае в какой-то мере совпали этические нормы религии и нормы хозяйственного поведения. В результате сложилась и получила распространение «рационалистическая» форма капитализма.
Причинно-следственные связи между нормами религиозной этики и «капиталистическим духом» достаточно сложны и противоречивы. «Социальная этика» капиталистической культуры формируется и утверждается посредством экономического отбора.Идеологи буржуазии создавали свой идеал, отталкиваясь от идеала аристократического, рожденного в средние века, потому что буржуазия претендовала на роль новой элиты в обществе. Однако теперь право на элитарность давало не благородное происхождение, а личные достоинства. Истинного уважения достоин «купец-джентельмен», который сам добился и богатства, и знаний, и умения вести себя в обществе.