37. Предпосылки реформ Александра II

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 

Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.

Первой предпосылкой явилось помещичье хозяйство, которое было основано на внеэкономическом принуждении крестьян к работе, и находившееся в кризисном положении. Эффективность данных хозяйств постоянно снижалась, и все более остро возникал вопрос в отношении перехода от натуральной формы ведения хозяйства к рыночной. Следующей предпосылкой стало ускоренное развитие промышленности, в результате этого возникали противоречия с феодальными отношениями в аграрном секторе. Промышленным предприятиям было недостаточно рынка реализации своих товаров, поскольку основная часть населения была представлена крестьянами, вследствие этого существовала низкая покупательная способность. Отрасль промышленности нуждалась в свободной рабочей силе, так как крепостные крестьяне занимали большую часть населения и не имели право свободного передвижения из деревни в города на предприятия промышленного назначения.

Предпосылкой также явилось болезненное переживание страной поражения в Крымской войне, итогами которой стали отставания в военном и техническом плане от других стран мира, поскольку во Франции и Англии существовал паровой флот, новое стрелковое и артиллерийское оружие, а в России по-прежнему был парусный флот и гладкоствольное оружие.

Росло число крестьянских антифеодальных выступлений, которые волновали правительство страны. В 1856 г. Александр II заявил о намерениях отменить крепостное право, в Петербург стало поступать огромное количество проектов и предложений по нахождению выхода их сложившейся обстановки в стране. Всем нравилось свобода слова, и предоставления возможности выразить свои мысли.

С начала 1857 г. руководством страны стали формироваться комиссии и комитеты с целью разработки мероприятий по благоустройству помещичьих крестьян. Их членами были губернаторы и представители помещичьего сословия. В число редакционной комиссии по разработке закона о предоставлении свободы крестьянам, которая была образована в 1859 г., входили крупные чиновники, общественные деятели, ученые-экономисты и др.

Помещики по-разному относились к предстоящим переменам, большая их часть относилась в реформе отрицательно, полагая, что без их опеки и контроля крестьяне жить пока не готовы. Члены руководства также не придерживались единого мнения, так министр государственных имуществ считал, что освобождать крестьян не надо и этот вопрос подняли люди, которые не имеют недвижимое имущество.

Многие помещики выдвигали условия, согласно которым крестьяне освобождались без наделения их землей и за выкуп их свободы. Меньшая часть помещиков, которая сумела приспособиться к рыночным отношениям, предлагало более либеральные условия, т.е. при освобождении предоставлять крестьянам земли и установить умеренный выкуп их личной свободы.

В 1860 г. были подготовлены документы, которые стали итогами найденного компромисса между правительством и различными дворянскими группами. Содержание данных документов учитывало все объективные требования развития экономики и политики страны.

Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.

Первой предпосылкой явилось помещичье хозяйство, которое было основано на внеэкономическом принуждении крестьян к работе, и находившееся в кризисном положении. Эффективность данных хозяйств постоянно снижалась, и все более остро возникал вопрос в отношении перехода от натуральной формы ведения хозяйства к рыночной. Следующей предпосылкой стало ускоренное развитие промышленности, в результате этого возникали противоречия с феодальными отношениями в аграрном секторе. Промышленным предприятиям было недостаточно рынка реализации своих товаров, поскольку основная часть населения была представлена крестьянами, вследствие этого существовала низкая покупательная способность. Отрасль промышленности нуждалась в свободной рабочей силе, так как крепостные крестьяне занимали большую часть населения и не имели право свободного передвижения из деревни в города на предприятия промышленного назначения.

Предпосылкой также явилось болезненное переживание страной поражения в Крымской войне, итогами которой стали отставания в военном и техническом плане от других стран мира, поскольку во Франции и Англии существовал паровой флот, новое стрелковое и артиллерийское оружие, а в России по-прежнему был парусный флот и гладкоствольное оружие.

Росло число крестьянских антифеодальных выступлений, которые волновали правительство страны. В 1856 г. Александр II заявил о намерениях отменить крепостное право, в Петербург стало поступать огромное количество проектов и предложений по нахождению выхода их сложившейся обстановки в стране. Всем нравилось свобода слова, и предоставления возможности выразить свои мысли.

С начала 1857 г. руководством страны стали формироваться комиссии и комитеты с целью разработки мероприятий по благоустройству помещичьих крестьян. Их членами были губернаторы и представители помещичьего сословия. В число редакционной комиссии по разработке закона о предоставлении свободы крестьянам, которая была образована в 1859 г., входили крупные чиновники, общественные деятели, ученые-экономисты и др.

Помещики по-разному относились к предстоящим переменам, большая их часть относилась в реформе отрицательно, полагая, что без их опеки и контроля крестьяне жить пока не готовы. Члены руководства также не придерживались единого мнения, так министр государственных имуществ считал, что освобождать крестьян не надо и этот вопрос подняли люди, которые не имеют недвижимое имущество.

Многие помещики выдвигали условия, согласно которым крестьяне освобождались без наделения их землей и за выкуп их свободы. Меньшая часть помещиков, которая сумела приспособиться к рыночным отношениям, предлагало более либеральные условия, т.е. при освобождении предоставлять крестьянам земли и установить умеренный выкуп их личной свободы.

В 1860 г. были подготовлены документы, которые стали итогами найденного компромисса между правительством и различными дворянскими группами. Содержание данных документов учитывало все объективные требования развития экономики и политики страны.