37. Предпосылки реформ Александра II
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.
Первой предпосылкой явилось помещичье хозяйство, которое было основано на внеэкономическом принуждении крестьян к работе, и находившееся в кризисном положении. Эффективность данных хозяйств постоянно снижалась, и все более остро возникал вопрос в отношении перехода от натуральной формы ведения хозяйства к рыночной. Следующей предпосылкой стало ускоренное развитие промышленности, в результате этого возникали противоречия с феодальными отношениями в аграрном секторе. Промышленным предприятиям было недостаточно рынка реализации своих товаров, поскольку основная часть населения была представлена крестьянами, вследствие этого существовала низкая покупательная способность. Отрасль промышленности нуждалась в свободной рабочей силе, так как крепостные крестьяне занимали большую часть населения и не имели право свободного передвижения из деревни в города на предприятия промышленного назначения.
Предпосылкой также явилось болезненное переживание страной поражения в Крымской войне, итогами которой стали отставания в военном и техническом плане от других стран мира, поскольку во Франции и Англии существовал паровой флот, новое стрелковое и артиллерийское оружие, а в России по-прежнему был парусный флот и гладкоствольное оружие.
Росло число крестьянских антифеодальных выступлений, которые волновали правительство страны. В 1856 г. Александр II заявил о намерениях отменить крепостное право, в Петербург стало поступать огромное количество проектов и предложений по нахождению выхода их сложившейся обстановки в стране. Всем нравилось свобода слова, и предоставления возможности выразить свои мысли.
С начала 1857 г. руководством страны стали формироваться комиссии и комитеты с целью разработки мероприятий по благоустройству помещичьих крестьян. Их членами были губернаторы и представители помещичьего сословия. В число редакционной комиссии по разработке закона о предоставлении свободы крестьянам, которая была образована в 1859 г., входили крупные чиновники, общественные деятели, ученые-экономисты и др.
Помещики по-разному относились к предстоящим переменам, большая их часть относилась в реформе отрицательно, полагая, что без их опеки и контроля крестьяне жить пока не готовы. Члены руководства также не придерживались единого мнения, так министр государственных имуществ считал, что освобождать крестьян не надо и этот вопрос подняли люди, которые не имеют недвижимое имущество.
Многие помещики выдвигали условия, согласно которым крестьяне освобождались без наделения их землей и за выкуп их свободы. Меньшая часть помещиков, которая сумела приспособиться к рыночным отношениям, предлагало более либеральные условия, т.е. при освобождении предоставлять крестьянам земли и установить умеренный выкуп их личной свободы.
В 1860 г. были подготовлены документы, которые стали итогами найденного компромисса между правительством и различными дворянскими группами. Содержание данных документов учитывало все объективные требования развития экономики и политики страны.
Крепостное право в России существовало долгое время, по сравнению с другими Европейскими странами. В XVIII вв. в период правления Екатерины II отечественными просветителями поднимался вопрос об отмене крепостничества, и декабристы в своих программах постоянно писали об этом. Однако, только к середине XIX вв. в стране сформировались условия для предоставления свободы крестьянам, но вместе с этим возникла проблема установления отношений между помещиками и крестьянами. К данному периоду времени образовалось огромное количество предпосылок для осуществления аграрной реформы.
Первой предпосылкой явилось помещичье хозяйство, которое было основано на внеэкономическом принуждении крестьян к работе, и находившееся в кризисном положении. Эффективность данных хозяйств постоянно снижалась, и все более остро возникал вопрос в отношении перехода от натуральной формы ведения хозяйства к рыночной. Следующей предпосылкой стало ускоренное развитие промышленности, в результате этого возникали противоречия с феодальными отношениями в аграрном секторе. Промышленным предприятиям было недостаточно рынка реализации своих товаров, поскольку основная часть населения была представлена крестьянами, вследствие этого существовала низкая покупательная способность. Отрасль промышленности нуждалась в свободной рабочей силе, так как крепостные крестьяне занимали большую часть населения и не имели право свободного передвижения из деревни в города на предприятия промышленного назначения.
Предпосылкой также явилось болезненное переживание страной поражения в Крымской войне, итогами которой стали отставания в военном и техническом плане от других стран мира, поскольку во Франции и Англии существовал паровой флот, новое стрелковое и артиллерийское оружие, а в России по-прежнему был парусный флот и гладкоствольное оружие.
Росло число крестьянских антифеодальных выступлений, которые волновали правительство страны. В 1856 г. Александр II заявил о намерениях отменить крепостное право, в Петербург стало поступать огромное количество проектов и предложений по нахождению выхода их сложившейся обстановки в стране. Всем нравилось свобода слова, и предоставления возможности выразить свои мысли.
С начала 1857 г. руководством страны стали формироваться комиссии и комитеты с целью разработки мероприятий по благоустройству помещичьих крестьян. Их членами были губернаторы и представители помещичьего сословия. В число редакционной комиссии по разработке закона о предоставлении свободы крестьянам, которая была образована в 1859 г., входили крупные чиновники, общественные деятели, ученые-экономисты и др.
Помещики по-разному относились к предстоящим переменам, большая их часть относилась в реформе отрицательно, полагая, что без их опеки и контроля крестьяне жить пока не готовы. Члены руководства также не придерживались единого мнения, так министр государственных имуществ считал, что освобождать крестьян не надо и этот вопрос подняли люди, которые не имеют недвижимое имущество.
Многие помещики выдвигали условия, согласно которым крестьяне освобождались без наделения их землей и за выкуп их свободы. Меньшая часть помещиков, которая сумела приспособиться к рыночным отношениям, предлагало более либеральные условия, т.е. при освобождении предоставлять крестьянам земли и установить умеренный выкуп их личной свободы.
В 1860 г. были подготовлены документы, которые стали итогами найденного компромисса между правительством и различными дворянскими группами. Содержание данных документов учитывало все объективные требования развития экономики и политики страны.