34. Монополизация экономики США и антитрестовское законодательство
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Из-за нехватки свободных капиталов в США с 1860-х гг. началось активное акционирование производства. В дальнейшем независимые акционерные общества стали заключать временные соглашения (пулы) о единых ценах, тарифах, размерах производства. Наиболее распространенной формой монополий стали тресты и холдинги.
Тресты создавались путем передачи акционерами своего права управления в единое централизованное правление.
Второй формой монополий в США были холдинговые компании. Холдинговые компании приобретали контрольные пакеты различных предприятий, что позволяло им осуществлять контроль, управление и финансирование этих компаний, хотя последние сохраняли юридическую самостоятельность.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции на рынке.
Выделяют три основных направления в его развитии в данной области:
1) меры, направленные на запрещение монополий (антитрестовское законодательство);
2) государственное регулирование естественной монополии;
3) защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами.
Образцом для антимонопольного законодательства многих стран послужили акты антитрестовского законодательства США: Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
Органы федерального правительства, контролировавшие исполнение закона Шермана преуспели в реализации антимонопольных программ, например, им удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.
Однако закон Шермана имел ряд упущений: в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, образованных путем слияния. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно.
Поэтому в 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого гласили:
1) запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
2) накладывались ограничения на реализацию товаров с принудительным ассортиментом;
3) запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
4) запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле, которое дополняло закон Клейтона. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции. Этот акт давал Федеральной комиссии США по торговле, вновь созданному и независимому органу, полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений в области антимонопольного законодательства.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.
Из-за нехватки свободных капиталов в США с 1860-х гг. началось активное акционирование производства. В дальнейшем независимые акционерные общества стали заключать временные соглашения (пулы) о единых ценах, тарифах, размерах производства. Наиболее распространенной формой монополий стали тресты и холдинги.
Тресты создавались путем передачи акционерами своего права управления в единое централизованное правление.
Второй формой монополий в США были холдинговые компании. Холдинговые компании приобретали контрольные пакеты различных предприятий, что позволяло им осуществлять контроль, управление и финансирование этих компаний, хотя последние сохраняли юридическую самостоятельность.
Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции на рынке.
Выделяют три основных направления в его развитии в данной области:
1) меры, направленные на запрещение монополий (антитрестовское законодательство);
2) государственное регулирование естественной монополии;
3) защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Антитрестовское законодательство – это сложная и разветвленная сеть законов и правовых норм, направленных на достижение успешного функционирования рынка и регулирование конкуренции между фирмами.
Образцом для антимонопольного законодательства многих стран послужили акты антитрестовского законодательства США: Закон Шермана, закон Клейтона и постановление Федеральной комиссии США по торговле.
Закон Шермана от 1890 г. составляет ядро антитрестовской политики в экономической жизни США. Согласно ему вне закона объявляется «всякий контракт и всякое объединение в форме треста, либо в иной форме, а также тайное соглашение, направленное на ограничение торговли между штатами или с иностранными государствами».
Органы федерального правительства, контролировавшие исполнение закона Шермана преуспели в реализации антимонопольных программ, например, им удалось демонополизировать и разукрупнить «Стандарт Ойл» и «Америкен Тобакко» в 1911 г.
Однако закон Шермана имел ряд упущений: в этом законодательном акте ничего не говорилось о статусе монополий, образованных путем слияния. Кроме того, многие виды деятельности, ограничивавшие конкуренцию на свободном рынке, трактовались здесь расплывчато и двусмысленно.
Поэтому в 1914 г. был принят закон Клейтона, основные положения которого гласили:
1) запрещались практически все формы дискриминации в ценовой политике;
2) накладывались ограничения на реализацию товаров с принудительным ассортиментом;
3) запрещалось слияние фирм за счет приобретения акций конкурентов, если такие действия уменьшали конкурентную борьбу;
4) запрещалось совмещение должностей в советах директоров различных фирм.
Одновременно с законом Клейтона Конгресс США ратифицировал постановление Федеральной комиссии США по торговле, которое дополняло закон Клейтона. Этот законодательный акт был направлен на защиту интересов потребителя, запрещение рекламы, вводящей потребителей в заблуждение, а также предотвращение нечестных методов конкуренции. Этот акт давал Федеральной комиссии США по торговле, вновь созданному и независимому органу, полномочия определять в каждом конкретном случае факты наличия нарушений в области антимонопольного законодательства.
С 1914 г. к закону Клейтона было принято две поправки: закон Робинсона-Патмана (1936 г.), усиливший меры борьбы с дискриминацией в области ценовой политики, и закон Селлера (1950 г), еще более жестким образом регламентировавший практику слияния монополий.