91. Отношения России с государствами «ближнего зарубежья»
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Важность проблем отношений со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР) определяется новым геополитическим положением России.
После распада СССР европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ страна оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых независимых государств.
Этот фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Благоприятным фоном для сотрудничества стало то обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик вошло в состав Содружества Независимых государств.
После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее укрепление и расширение форм сотрудничества стран – участников СНГ. Растущее сознание необходимости активного формирования и развития общего экономического пространства, установления всесторонних и взаимовыгодных связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора об Экономическом союзе Содружества.
В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В 1995 г. был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.
В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился и Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. был преобразован в международную организацию – Евразийское экономическое сообщество.
В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического сотрудничества стран СНГ. Совет глав государств, принял Концепцию охраны границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в содружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.
Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом. Оно оформлено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающими общие интересы и безопасность государств-участников СНГ.
Сложнее развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не спешат укреплять политические связи с «восточным соседом».
Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия ориентируется на страны СНГ. Контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитических визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. Внимание сосредотачивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совместных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе.
Важность проблем отношений со странами ближнего зарубежья (бывшими республиками СССР) определяется новым геополитическим положением России.
После распада СССР европейская часть Российской Федерации превратилась практически во внутриконтинентальную полуизолированную территорию. Сведены к минимуму выходы к Черному и Балтийскому морям; по западному и южному периметру своих границ страна оказалась оттесненной от Европы и Средней Азии; концевые участки единой советской системы сухопутных транспортных коммуникаций остались преимущественно на территории новых независимых государств.
Этот фактор настраивал российское руководство на конструктивное и взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего зарубежья. Благоприятным фоном для сотрудничества стало то обстоятельство, что подавляющее большинство бывших союзных республик вошло в состав Содружества Независимых государств.
После подписания в январе 1993 г. Устава СНГ, началось дальнейшее укрепление и расширение форм сотрудничества стран – участников СНГ. Растущее сознание необходимости активного формирования и развития общего экономического пространства, установления всесторонних и взаимовыгодных связей в хозяйственной сфере привело в сентябре 1993 г. к подписанию договора об Экономическом союзе Содружества.
В октябре 1994 г. лидеры стран СНГ подтвердили свой курс на хозяйственную интеграцию по примеру Европейского союза и решили учредить Межгосударственный экономический комитет со штаб-квартирой в Москве. В 1995 г. был принят договор о создании Таможенного союза в составе России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии. Он устанавливал льготный режим перемещения товаров и капиталов через государственные границы.
В марте 1996 г. Россия, Белоруссия, Казахстан и Киргизия подписали договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. В 1999 г. к нему присоединился и Таджикистан. Эти страны взяли курс на взаимодействие в рамках Таможенного союза, который в октябре 2000 г. был преобразован в международную организацию – Евразийское экономическое сообщество.
В 1996 г. начали складываться условия для военно-политического сотрудничества стран СНГ. Совет глав государств, принял Концепцию охраны границ государств – участников СНГ с государствами, не входящими в содружество. Тогда же были подписаны соглашения о коллективных силах по поддержанию мира в СНГ и об охране воздушного пространства СНГ.
Одним из шагов интеграции РФ со странами СНГ стало сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом. Оно оформлено Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. и Договором о сотрудничестве в борьбе с актами терроризма, в особенности технологического характера, затрагивающими общие интересы и безопасность государств-участников СНГ.
Сложнее развиваются отношения России с балтийскими государствами, которые, оказавшись за пределами СНГ, сразу ввели визовый режим для россиян. Страны Балтии показывают свою прозападную ориентацию и не спешат укреплять политические связи с «восточным соседом».
Выбирая внешнеполитических союзников в настоящее время, Россия ориентируется на страны СНГ. Контакты с Украиной, Узбекистаном, включение Туркменистана в очередь первых внешнеполитических визитов В.В. Путина, говорят о стремлении президента сцементировать все СНГ, а не только его интеграционное ядро. Внимание сосредотачивается на вопросах взаимодействия силовых структур, на совместных усилиях по противодействию терроризму и на положении русскоязычного населения. Большое внимание уделяется экономическому сотрудничеству на равноправной основе.