89. Российская федерация и НАТО
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада – Организацией Североатлантического договора (НАТО).
Распад СССР, сделал неактуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок – ОВД был расформирован в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.
В июне 1994 г. Россия, наряду с другими государствами бывшего СССР и «социалистического содружества», присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО.
С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примаковапозиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.
В Посланиях было сказано, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречит интересам безопасности России. Россию в первую очередь беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.
Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому расколу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитических организаций.
В 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. ВО вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь страны Балтии.
В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. Другой причиной напряженности стал «чеченский вопрос».
Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России – ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне. В этих условиях российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» внутреннее дело России.
Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несомненна оказалась связь чеченских террористов с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченскими террористами заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.
Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государственном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопасности.
11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, ответом на которые стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся в основном силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.
С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.
Участники НАТО говорят о новых целях Североатлантического союза, борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.
При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, главным из которых будет борьба с международным терроризмом.
Большое внимание российское руководство уделяло взаимоотношениям с крупнейшим военно-политическим блоком Запада – Организацией Североатлантического договора (НАТО).
Распад СССР, сделал неактуальным само существование НАТО. Противостоявший НАТО военный блок – ОВД был расформирован в 1991 г., а к 1995 г. Россия уже вывела свои войска из всех стран бывшего ОВД.
В июне 1994 г. Россия, наряду с другими государствами бывшего СССР и «социалистического содружества», присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО.
С приходом нового министра иностранных дел Е.М. Примаковапозиция России в вопросе о расширении НАТО изменилась. Официальная точка зрения на расширение НАТО была изложена в Послании по национальной безопасности Президента РФ Федеральному Собранию от 13 июня 1996 г. и в Послании Президента Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г.
В Посланиях было сказано, что Россия отрицательно относится к расширению НАТО на восток, поскольку оно противоречит интересам безопасности России. Россию в первую очередь беспокоит именно военный аспект расширения НАТО, возможность приближения к границам России военной инфраструктуры, перемещение ядерных сил, сокращение подлетного времени, а также вопросы, связанные с изменением военного баланса в области обычных вооружений.
Кроме того, расширение НАТО на восток может привести к новому расколу Европы, а также снизить значения других европейских общеполитических организаций.
В 1997 г. в Париже был подписан договор об особом партнерстве России и НАТО. В июле 1997 г. на очередной сессии Совета НАТО было принято решение о вхождении к весне 1999 г. в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. ВО вторую очередь в НАТО должны были быть приняты остальные бывшие участники ОВД, а в третью очередь страны Балтии.
В 1999 г. отношения России и НАТО существенно осложнились. Одной из причин этого стали события в Югославии в марте-июне 1999 г. Другой причиной напряженности стал «чеченский вопрос».
Возникла реальная возможность прямого вмешательства объединившихся западных стран в дела России – ощутимых экономических, политических и даже военных санкций в случае продолжения военных действий в Чечне. В этих условиях российское руководство неоднократно подчеркивало, что «чеченский вопрос» внутреннее дело России.
Однако с 2000 г. проблема стала трактоваться несколько иначе. Несомненна оказалась связь чеченских террористов с целым рядом государств, враждебно настроенных по отношению к РФ. Опыт борьбы с чеченскими террористами заставил государство шире взглянуть на проблему терроризма вообще и международного терроризма, в частности.
Осознание необходимости организации борьбы с терроризмом в государственном масштабе нашло отражение в новой концепции Национальной безопасности.
11 сентября 2001 г. в США произошли террористические акты, ответом на которые стала антитеррористическая операция в Афганистане, проводившаяся в основном силами США и Великобритании. Российская Федерация поддержала США.
С этого момента отношения РФ и НАТО входят в новую стадию.
Участники НАТО говорят о новых целях Североатлантического союза, борьба с международным терроризмом и создание системы коллективной безопасности.
При этом Россия не претендует на то, чтобы участвовать в НАТО в полном масштабе и на то, чтобы влиять на оборонную политику НАТО. Предполагается, что Россия станет равноправным партнером НАТО лишь в некоторых вопросах, главным из которых будет борьба с международным терроризмом.