35. Различные модели «государства благосостояния». «Новый курс» Ф.Рузвельта и шведская модель реформирования
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Ф.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована помощь нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому курсу» население США получило право на социальную поддержку государства.
Курс реформ был также осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Особенность так называемой «шведской модели» состоит в том, что в ее реализации первостепенную роль сыграла социал-демократическая партия. Социал-демократы добились введения государственного страхования по безработице, пенсионное обеспечение, двенадцатидневный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности, право на получение пособий на детей и т.д. Важной мерой стало также соглашение между центральным объединением профсоюзов Швеции и объединением предпринимателей, согласно которому условия коллективных договоров должны составляться только при участии обеих сторон.
Реформы «нового курса» Ф.Рузвельта и реформы социал-демократов в Швеции имели огромное значение, так как они являлись простейшими моделями «государства благосостояния», на основе которых позднее начали разрабатываться более сложные и современные.
«Государство всеобщего благосостояния» – это демократическое государство, выражающее интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство. Государство благосостояния означает реализацию социальной ориентации экономики посредством государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов.
Общее мировое движение к государству всеобщего благосостояния носит многовариантный характер, порождая в различных культурах свои национальные модели.
После окончания второй мировой войны и разгрома фашизма установка на создание государства благосостояния стала стержневой для всех капиталистических стран. И такой курс позволил добиться определенных успехов: в результате в 50-60-х годах в ведущих капиталистических государствах сформировался новый тип общества.
Вот его характерные признаки:
1) высокий уровень жизни;
2) социальная защищенность;
3) соблюдение основных демократических принципов.
Одним из критериев роста материального состояния стало в те годы наличие личного автомобиля: если в 1945 г. в Европе было всего 5 млн. владельцев машин, то к началу 80-х годов уже 100 млн.
Однако значительное улучшение материального положения трудящихся в целом не означало полной ликвидации проблемы социальных контрастов. На пути к государству всеобщего благосостояния были достигнуты весьма значительные результаты, однако сам идеал так и не был реализован.
Ф.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована помощь нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому курсу» население США получило право на социальную поддержку государства.
Курс реформ был также осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Особенность так называемой «шведской модели» состоит в том, что в ее реализации первостепенную роль сыграла социал-демократическая партия. Социал-демократы добились введения государственного страхования по безработице, пенсионное обеспечение, двенадцатидневный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности, право на получение пособий на детей и т.д. Важной мерой стало также соглашение между центральным объединением профсоюзов Швеции и объединением предпринимателей, согласно которому условия коллективных договоров должны составляться только при участии обеих сторон.
Реформы «нового курса» Ф.Рузвельта и реформы социал-демократов в Швеции имели огромное значение, так как они являлись простейшими моделями «государства благосостояния», на основе которых позднее начали разрабатываться более сложные и современные.
«Государство всеобщего благосостояния» – это демократическое государство, выражающее интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство. Государство благосостояния означает реализацию социальной ориентации экономики посредством государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов.
Общее мировое движение к государству всеобщего благосостояния носит многовариантный характер, порождая в различных культурах свои национальные модели.
После окончания второй мировой войны и разгрома фашизма установка на создание государства благосостояния стала стержневой для всех капиталистических стран. И такой курс позволил добиться определенных успехов: в результате в 50-60-х годах в ведущих капиталистических государствах сформировался новый тип общества.
Вот его характерные признаки:
1) высокий уровень жизни;
2) социальная защищенность;
3) соблюдение основных демократических принципов.
Одним из критериев роста материального состояния стало в те годы наличие личного автомобиля: если в 1945 г. в Европе было всего 5 млн. владельцев машин, то к началу 80-х годов уже 100 млн.
Однако значительное улучшение материального положения трудящихся в целом не означало полной ликвидации проблемы социальных контрастов. На пути к государству всеобщего благосостояния были достигнуты весьма значительные результаты, однако сам идеал так и не был реализован.