35. Различные модели «государства благосостояния». «Новый курс» Ф.Рузвельта и шведская модель реформирования

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 

Ф.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована помощь нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому курсу» население США получило право на социальную поддержку государства.

Курс реформ был также осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Особенность так называемой «шведской модели» состоит в том, что в ее реализации первостепенную роль сыграла социал-демократическая партия. Социал-демократы добились введения государственного страхования по безработице, пенсионное обеспечение, двенадцатидневный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности, право на получение пособий на детей и т.д. Важной мерой стало также соглашение между центральным объединением профсоюзов Швеции и объединением предпринимателей, согласно которому условия коллективных договоров должны составляться только при участии обеих сторон.

Реформы «нового курса» Ф.Рузвельта и реформы социал-демократов в Швеции имели огромное значение, так как они являлись простейшими моделями «государства благосостояния», на основе которых позднее начали разрабатываться более сложные и современные.

«Государство всеобщего благосостояния» – это демократическое государство, выражающее интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство. Государство благосостояния означает реализацию социальной ориентации экономики посредством государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов.

Общее мировое движение к государству всеобщего благосостояния носит многовариантный характер, порождая в различных культурах свои национальные модели.

После окончания второй мировой войны и разгрома фашизма установка на создание государства благосостояния стала стержневой для всех капиталистических стран. И такой курс позволил добиться определенных успехов: в результате в 50-60-х годах в ведущих капиталистических государствах сформировался новый тип общества.

Вот его характерные признаки:

1) высокий уровень жизни;

2) социальная защищенность;

3) соблюдение основных демократических принципов.

Одним из критериев роста материального состояния стало в те годы наличие личного автомобиля: если в 1945 г. в Европе было всего 5 млн. владельцев машин, то к началу 80-х годов уже 100 млн.

Однако значительное улучшение материального положения трудящихся в целом не означало полной ликвидации проблемы социальных контрастов. На пути к государству всеобщего благосостояния были достигнуты весьма значительные результаты, однако сам идеал так и не был реализован.

Ф.Рузвельт, бывший президентом в США в 1933-1945гг., предложил программу выхода из кризиса (1929-1933 гг. – «Великая депрессия»), которая получила название «Новый курс». Программа включала целый ряд реформ, призванных не только устранить последствия кризиса, но и оздоровить американское общество в целом. В рамках «Нового курса» Рузвельта была организована помощь нуждающимся, миллионы безработных получили возможность принять участие в общественных работах, субсидировавшихся государством. Был принят закон о социальном обеспечении, предусматривающий страхование безработных, введение пенсий, государственную помощь вдовам, сиротам, инвалидам и другим, социально незащищенным слоям населения. Закон о трудовых отношениях окончательно закреплял право рабочих на забастовки и организацию профсоюзов. Благодаря «новому курсу» население США получило право на социальную поддержку государства.

Курс реформ был также осуществлен и в Скандинавии, прежде всего в Швеции. Особенность так называемой «шведской модели» состоит в том, что в ее реализации первостепенную роль сыграла социал-демократическая партия. Социал-демократы добились введения государственного страхования по безработице, пенсионное обеспечение, двенадцатидневный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности, право на получение пособий на детей и т.д. Важной мерой стало также соглашение между центральным объединением профсоюзов Швеции и объединением предпринимателей, согласно которому условия коллективных договоров должны составляться только при участии обеих сторон.

Реформы «нового курса» Ф.Рузвельта и реформы социал-демократов в Швеции имели огромное значение, так как они являлись простейшими моделями «государства благосостояния», на основе которых позднее начали разрабатываться более сложные и современные.

«Государство всеобщего благосостояния» – это демократическое государство, выражающее интересы общества в целом и смягчающего чрезмерное социальное неравенство. Государство благосостояния означает реализацию социальной ориентации экономики посредством государственной политики доходов, занятости и цен, использования прямых и косвенных регуляторов социальных процессов.

Общее мировое движение к государству всеобщего благосостояния носит многовариантный характер, порождая в различных культурах свои национальные модели.

После окончания второй мировой войны и разгрома фашизма установка на создание государства благосостояния стала стержневой для всех капиталистических стран. И такой курс позволил добиться определенных успехов: в результате в 50-60-х годах в ведущих капиталистических государствах сформировался новый тип общества.

Вот его характерные признаки:

1) высокий уровень жизни;

2) социальная защищенность;

3) соблюдение основных демократических принципов.

Одним из критериев роста материального состояния стало в те годы наличие личного автомобиля: если в 1945 г. в Европе было всего 5 млн. владельцев машин, то к началу 80-х годов уже 100 млн.

Однако значительное улучшение материального положения трудящихся в целом не означало полной ликвидации проблемы социальных контрастов. На пути к государству всеобщего благосостояния были достигнуты весьма значительные результаты, однако сам идеал так и не был реализован.