6. Специфика развития восточных цивилизаций. Китай и Индия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92
Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до конца XVIII века был значительно выше, чем на Западе, города превосходили европейские по своей численности. Однако жизнь средневекового Востока была неспокойна: распадались старые империи, на их месте возникали новые государства. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от борьбы с кочевниками, то на Востоке орды кочевников продолжали разрушать древние очаги культуры.
Восток не представлял из себя единого целого: различны были исторические пути древних восточных цивилизаций (китайской и индийской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н.э. (японской и арабской).
В целом, развитию восточных обществ была присуща традиционность, поэтому восточные цивилизации называют традиционными.
Китайскую цивилизацию часто также называют конфуцианской цивилизацией.
Конфуцианство — учение, созданное в середине I тыс. до н.э. философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), целью которого являлось сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
Государство по Конфуцию – это большая семья, в которой каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении. Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность.
Позднее конфуцианство стало государственной религией и благодаря идеям гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат и саму государственность.
Важнейшей опорой государственной власти в Китае было право верховной собственности на землю. Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность, сохранить монополию в использовании природных богатств, контролировать торговлю и ремесло. Постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, железа, меди, чая. Государственная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля существовала параллельно с частной, но при этом правительство облагало купцов большими налогами.
Индийская цивилизация имела свои специфические особенности. Одной, из таких особенностей было возникновение и распространение буддизма.
Буддизм – религия спасения, в основе которой лежат четыре постулата:
1) мир есть страдание;
2) источник страдания – это человеческие страсти и желания;
3) освобождение от страстей позволяет перейти в нирвану;
4) достичь состояния нирваны можно только, избрав путь спасения.
Цари Индии пытались использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства, но буддизм не сыграл той роли в Индии, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым: по-прежнему, сохранились касты одно из самых больших зол Индии. Основные касты соответствовали тем социальным слоям, которые выделялись и в других цивилизациях: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), свободные общинники и торговцы (вайшьи), а также низшая каста слуг (шудры), к которым относились также крестьяне, лишенные земли. Однако касты отличались непреодолимостью своих границ. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для его развития.
Средневековый Восток являлся для европейцев символом богатства и утонченной роскоши. Жизненный уровень там вплоть до конца XVIII века был значительно выше, чем на Западе, города превосходили европейские по своей численности. Однако жизнь средневекового Востока была неспокойна: распадались старые империи, на их месте возникали новые государства. Если Западная Европа уже к XII в. в основном освободилась от борьбы с кочевниками, то на Востоке орды кочевников продолжали разрушать древние очаги культуры.
Восток не представлял из себя единого целого: различны были исторические пути древних восточных цивилизаций (китайской и индийской) и более молодых, появившихся к VI-VII вв. н.э. (японской и арабской).
В целом, развитию восточных обществ была присуща традиционность, поэтому восточные цивилизации называют традиционными.
Китайскую цивилизацию часто также называют конфуцианской цивилизацией.
Конфуцианство — учение, созданное в середине I тыс. до н.э. философом Конфуцием (551-479 гг. до н.э.), целью которого являлось сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными социальными отношениями.
Государство по Конфуцию – это большая семья, в которой каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении. Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность.
Позднее конфуцианство стало государственной религией и благодаря идеям гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат и саму государственность.
Важнейшей опорой государственной власти в Китае было право верховной собственности на землю. Направляя экономические процессы, власть стремилась ограничить частную собственность, сохранить монополию в использовании природных богатств, контролировать торговлю и ремесло. Постепенно в руках государства оказалось производство и продажа важнейших предметов потребления: соли, железа, меди, чая. Государственная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля существовала параллельно с частной, но при этом правительство облагало купцов большими налогами.
Индийская цивилизация имела свои специфические особенности. Одной, из таких особенностей было возникновение и распространение буддизма.
Буддизм – религия спасения, в основе которой лежат четыре постулата:
1) мир есть страдание;
2) источник страдания – это человеческие страсти и желания;
3) освобождение от страстей позволяет перейти в нирвану;
4) достичь состояния нирваны можно только, избрав путь спасения.
Цари Индии пытались использовать буддизм как объединяющую идейную основу для сильного централизованного государства, но буддизм не сыграл той роли в Индии, что конфуцианство в Китае. Его воздействие на структуры цивилизации было слабым: по-прежнему, сохранились касты одно из самых больших зол Индии. Основные касты соответствовали тем социальным слоям, которые выделялись и в других цивилизациях: жрецы (брахманы), воины (кшатрии), свободные общинники и торговцы (вайшьи), а также низшая каста слуг (шудры), к которым относились также крестьяне, лишенные земли. Однако касты отличались непреодолимостью своих границ. Каждый человек от рождения принадлежал к определенной касте, и это предопределяло его дальнейшую жизнь. Изолированность и замкнутость каст, их социальное и религиозно-нравственное неравноправие снижали активность общества, делали его статичным, создавали большие препятствия для его развития.