1.1. Базовые определения и гипотезы теории паритета покупательной способности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Одним из важнейших подходов к анализу динамики обменного
курса является теория паритета покупательной способности, базо_
вая гипотеза которой заключается в том, что обменный курс опре_
деляется главным образом соотношением уровней цен в двух рас_
сматриваемых странах1. В основе теории РРР лежит закон единой
цены (в англоязычной литературе именуемый Law of One Price, да_
лее – LOP), который в соответствии с названием утверждает, что
если две страны торгуют между собой каким_то благом, то цены на
это благо в двух странах, выраженные в одной и той же валюте,
должны быть одинаковыми (см., например, Patterson, 2000; Rogoff,
1996). Приведенная формулировка предполагает отсутствие
транспортных издержек, а также ограничений на торговлю: в дан_
ном случае LOP означает отсутствие арбитража при торговле ука_
занными товарами между странами.
В случае отклонения цен от LOP при указанных предпосылках
возникают две однонаправленные тенденции. Предположим, что
некоторое благо стало дешевле в какой_либо стране, тогда увели_
чение спроса на данное благо приведет к росту спроса на ино_
странную валюту, что будет способствовать удорожанию ино_
странной валюты. Одновременно с этим, если товар производится
и в другой стране, при снижении цены на импортные товары будет
происходить снижение спроса на аналогичные товары отечествен_
ного производства, что может привести к снижению цен. Указан_
ные тенденции будут выравнивать цены, сопоставленные с учетом обменного курса, соответственно изменения в относительных це_
нах должны приводить к изменению обменного курса и, наоборот,
изменение обменного курса – к изменению цен.
LOP может быть формально записан следующим образом (ус_
ловно для страны 1, предъявляющей спрос, и страны 2 – торгового
партнера):
Pi SPi * , (1.1)
где Pi – цена товара в стране 1, выраженная в единицах валюты
страны 1 (цена в данной стране в единицах национальной валюты);
Pi *– цена товара в стране 2, выраженная в единицах валюты стра_
ны 2 (цена в другой стране, выраженная в единицах иностранной
валюты); S – номинальный обменный курс, показывающий коли_
чество единиц национальной валюты за единицу иностранной ва_
люты.
Концепция паритета покупательной способности является есте_
ственным обобщением закона единой цены на случай большего
количества благ. Пусть P – стоимость потребительской корзины в
данной стране, P* – стоимость аналогичной корзины в другой
стране. Теория РРР утверждает (например, Cassel, 1922), что если
выполняются все перечисленные выше предположения (отсутст_
вие торговых барьеров и транспортных издержек) и все товары в
потребительской корзине торгуются на мировом рынке, то цены
корзины, выраженные в одной валюте, должны быть одинаковыми
в обеих странах (отсутствует возможность арбитража для торговли
отдельными товарами, следовательно, отсутствует возможность
арбитража и для торговли набором потребительской корзины).
Следовательно, данное утверждение формально можно запи_
сать следующим образом:
P SP* , (1.2)
Выполнение закона единой цены для каждого отдельного това_
ра является достаточным, но не необходимым условием для вы_
полнения паритета покупательной способности (1.2). Даже если
закон единой цены не выполняется в точности, отношение уровней
цен – значений, усредненных по корзине товаров, – не должно
сильно отклоняться от паритета. Предположим, что все цены от_
клоняются от закона единой цены под влиянием различных слу_
чайных факторов. Если отклонения в обе стороны происходят рав_
новероятно и независимо друг от друга, то при достаточно боль_
шом числе товаров паритет покупательной способности будет вы_
полняться в среднем.
На основе данного утверждения можно предположить, что если
различные виды издержек и выгод (транспортные, информационные,
непредвиденные и др. издержки и выгоды) симметричны для тор_
гующих стран, то в краткосрочной перспективе могут наблюдаться
краткосрочные отклонения от PPP, но в долгосрочной перспективе
PPP будет выполняться (к долгосрочным отклонениям от РРР могут
приводить лишь систематически неоднородные факторы).
Исследование причин отклонений от РРР началось с анализа
влияния торговых барьеров (см., например, Giovannini, 1988), ко_
торые включают в себя пошлины, тарифы, квоты, а также различ_
ные виды нерыночных барьеров. Торговые барьеры могут оказы_
вать несимметричное влияние на цены в двух странах: если пред_
приятия одной страны не в состоянии конкурировать по цене с им_
портом того же товара из другой страны, то одной из защитных
мер может стать введение пошлин или квот на ввоз аналогичных
зарубежных товаров. Это вызывает отклонения от PPP, а также
приводит к различной реакции обменного курса на увеличение и
снижение цен.
Несимметричные торговые барьеры могут существовать дли_
тельное время и приводить к долгосрочным отклонениям от пари_
тета покупательной способности в форме (1.2). Кроме того, в слу_
чае монопольной продукции торговые барьеры создают возмож_
ность ее продажи в разные страны по разным ценам, способствуя
таким образом ценовой дискриминации на мировом рынке2. Одна_
ко если барьеры не изменяются существенным образом с течени_
ем времени, то должен выполняться аналог паритета покупатель_
ной способности в приращениях (Rogoff, 1996):
2 В зарубежной литературе это явление обычно именуется pricing_to_market (см.,
например, Krugman, 1987).
10
S
dS
P
dP
SP
d SP
P
dP
*
*
*
( *) . (1.3)
Уравнение (1.3), описывающее зависимости для темпов изме_
нения цен (стоимостей потребительских корзин) и обменного
курса, часто именуется относительным паритетом покупательной
способности в отличие от уравнения (1.2), описывающего абсо_
лютный PPP.
В качестве индикатора покупательной способности и отличий
уровней цен в двух странах часто используется реальный обмен_
ный курс (см., например, Froot, Rogoff, 1994), определяемый в
простом случае как отношение индексов потребительских цен и
обменного курса в данной стране и стране – торговом партнере
(иногда используется обратное соотношение):
P
Q SP*. (1.4)
В более сложном случае реальный обменный курс националь_
ной валюты рассчитывается как среднее взвешенное реальных
обменных курсов для отдельных стран – торговых партнеров, при
этом в качестве весов выступают объемы торговли (приведенные в
сопоставимые единицы).
Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспо_
собность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального
обменного курса свидетельствует о снижении цен отечественных
товаров по сравнению с мировыми и, следовательно, об увеличении
их конкурентных преимуществ. Об укреплении реального обменного
курса обычно говорят при снижении конкурентоспособности това_
ров страны из_за увеличения их относительной стоимости.
При рассмотрении реального обменного курса необходимо до_
полнительное обсуждение его отличий от обменного курса, рас_
считанного по паритету покупательной способности. Обменный
курс, рассчитанный по паритету, – это количество одной валюты в
единицах другой валюты, необходимое для приобретения одина_
кового товара на рынках двух стран. Реальный обменный курс яв_
ляется показателем, при расчете которого используются такие по_
нятия, как уровни цен в двух странах. Обменный курс и реальный обменный курс отличаются друг от друга главным образом корзи_
ной товаров, на основе которых они рассчитываются. На практике
при расчете реального обменного курса для построения индексов
уровней цен в разных странах должна использоваться одна и та же
корзина товаров. При измерении курса валюты по паритету в каче_
стве корзины для каждой из стран обычно используются валовые
внутренние продукты этих стран. Таким образом, курс, рассчитан_
ный по паритету, лишь приблизительно соответствует реальному
обменному курсу, поскольку использует для измерения индексов
цен различные корзины товаров в двух странах. Различные индек_
сы реального обменного курса также обладают этим недостатком
(см., например, Gilbert, Kravis, 1954).
Если переформулировать полученные выше соотношения, ис_
пользуя новое обозначение, то теория РРР утверждает, что реаль_
ный обменный курс должен быть равен единице (1.2) или хотя бы
не изменяться с течением времени (1.3). Впрочем, даже это, более
слабое, утверждение на практике точно не выполняется.
В дополнение к изменениям издержек торговли многие товары
(главным образом услуги) в принципе не могут торговаться на ми_
ровом рынке или не торгуются на нем из_за слишком высоких тор_
говых барьеров. Все это приводит к отсутствию прямой связи ме_
жду ценами большой группы товаров, не торгуемых на мировом
рынке. Кроме того, конечная цена большинства торгуемых товаров
содержит неторгуемую компоненту, поскольку включает в себя
рекламные услуги, услуги по доставке и продаже товара конечному
покупателю, а также другие виды услуг, оплачиваемые по местным
ценам (см., например, Froot, Rogoff, 1994). В результате могут воз_
никать значительные отклонения от относительного паритета по_
купательной способности.
Одним из важнейших подходов к анализу динамики обменного
курса является теория паритета покупательной способности, базо_
вая гипотеза которой заключается в том, что обменный курс опре_
деляется главным образом соотношением уровней цен в двух рас_
сматриваемых странах1. В основе теории РРР лежит закон единой
цены (в англоязычной литературе именуемый Law of One Price, да_
лее – LOP), который в соответствии с названием утверждает, что
если две страны торгуют между собой каким_то благом, то цены на
это благо в двух странах, выраженные в одной и той же валюте,
должны быть одинаковыми (см., например, Patterson, 2000; Rogoff,
1996). Приведенная формулировка предполагает отсутствие
транспортных издержек, а также ограничений на торговлю: в дан_
ном случае LOP означает отсутствие арбитража при торговле ука_
занными товарами между странами.
В случае отклонения цен от LOP при указанных предпосылках
возникают две однонаправленные тенденции. Предположим, что
некоторое благо стало дешевле в какой_либо стране, тогда увели_
чение спроса на данное благо приведет к росту спроса на ино_
странную валюту, что будет способствовать удорожанию ино_
странной валюты. Одновременно с этим, если товар производится
и в другой стране, при снижении цены на импортные товары будет
происходить снижение спроса на аналогичные товары отечествен_
ного производства, что может привести к снижению цен. Указан_
ные тенденции будут выравнивать цены, сопоставленные с учетом обменного курса, соответственно изменения в относительных це_
нах должны приводить к изменению обменного курса и, наоборот,
изменение обменного курса – к изменению цен.
LOP может быть формально записан следующим образом (ус_
ловно для страны 1, предъявляющей спрос, и страны 2 – торгового
партнера):
Pi SPi * , (1.1)
где Pi – цена товара в стране 1, выраженная в единицах валюты
страны 1 (цена в данной стране в единицах национальной валюты);
Pi *– цена товара в стране 2, выраженная в единицах валюты стра_
ны 2 (цена в другой стране, выраженная в единицах иностранной
валюты); S – номинальный обменный курс, показывающий коли_
чество единиц национальной валюты за единицу иностранной ва_
люты.
Концепция паритета покупательной способности является есте_
ственным обобщением закона единой цены на случай большего
количества благ. Пусть P – стоимость потребительской корзины в
данной стране, P* – стоимость аналогичной корзины в другой
стране. Теория РРР утверждает (например, Cassel, 1922), что если
выполняются все перечисленные выше предположения (отсутст_
вие торговых барьеров и транспортных издержек) и все товары в
потребительской корзине торгуются на мировом рынке, то цены
корзины, выраженные в одной валюте, должны быть одинаковыми
в обеих странах (отсутствует возможность арбитража для торговли
отдельными товарами, следовательно, отсутствует возможность
арбитража и для торговли набором потребительской корзины).
Следовательно, данное утверждение формально можно запи_
сать следующим образом:
P SP* , (1.2)
Выполнение закона единой цены для каждого отдельного това_
ра является достаточным, но не необходимым условием для вы_
полнения паритета покупательной способности (1.2). Даже если
закон единой цены не выполняется в точности, отношение уровней
цен – значений, усредненных по корзине товаров, – не должно
сильно отклоняться от паритета. Предположим, что все цены от_
клоняются от закона единой цены под влиянием различных слу_
чайных факторов. Если отклонения в обе стороны происходят рав_
новероятно и независимо друг от друга, то при достаточно боль_
шом числе товаров паритет покупательной способности будет вы_
полняться в среднем.
На основе данного утверждения можно предположить, что если
различные виды издержек и выгод (транспортные, информационные,
непредвиденные и др. издержки и выгоды) симметричны для тор_
гующих стран, то в краткосрочной перспективе могут наблюдаться
краткосрочные отклонения от PPP, но в долгосрочной перспективе
PPP будет выполняться (к долгосрочным отклонениям от РРР могут
приводить лишь систематически неоднородные факторы).
Исследование причин отклонений от РРР началось с анализа
влияния торговых барьеров (см., например, Giovannini, 1988), ко_
торые включают в себя пошлины, тарифы, квоты, а также различ_
ные виды нерыночных барьеров. Торговые барьеры могут оказы_
вать несимметричное влияние на цены в двух странах: если пред_
приятия одной страны не в состоянии конкурировать по цене с им_
портом того же товара из другой страны, то одной из защитных
мер может стать введение пошлин или квот на ввоз аналогичных
зарубежных товаров. Это вызывает отклонения от PPP, а также
приводит к различной реакции обменного курса на увеличение и
снижение цен.
Несимметричные торговые барьеры могут существовать дли_
тельное время и приводить к долгосрочным отклонениям от пари_
тета покупательной способности в форме (1.2). Кроме того, в слу_
чае монопольной продукции торговые барьеры создают возмож_
ность ее продажи в разные страны по разным ценам, способствуя
таким образом ценовой дискриминации на мировом рынке2. Одна_
ко если барьеры не изменяются существенным образом с течени_
ем времени, то должен выполняться аналог паритета покупатель_
ной способности в приращениях (Rogoff, 1996):
2 В зарубежной литературе это явление обычно именуется pricing_to_market (см.,
например, Krugman, 1987).
10
S
dS
P
dP
SP
d SP
P
dP
*
*
*
( *) . (1.3)
Уравнение (1.3), описывающее зависимости для темпов изме_
нения цен (стоимостей потребительских корзин) и обменного
курса, часто именуется относительным паритетом покупательной
способности в отличие от уравнения (1.2), описывающего абсо_
лютный PPP.
В качестве индикатора покупательной способности и отличий
уровней цен в двух странах часто используется реальный обмен_
ный курс (см., например, Froot, Rogoff, 1994), определяемый в
простом случае как отношение индексов потребительских цен и
обменного курса в данной стране и стране – торговом партнере
(иногда используется обратное соотношение):
P
Q SP*. (1.4)
В более сложном случае реальный обменный курс националь_
ной валюты рассчитывается как среднее взвешенное реальных
обменных курсов для отдельных стран – торговых партнеров, при
этом в качестве весов выступают объемы торговли (приведенные в
сопоставимые единицы).
Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспо_
собность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального
обменного курса свидетельствует о снижении цен отечественных
товаров по сравнению с мировыми и, следовательно, об увеличении
их конкурентных преимуществ. Об укреплении реального обменного
курса обычно говорят при снижении конкурентоспособности това_
ров страны из_за увеличения их относительной стоимости.
При рассмотрении реального обменного курса необходимо до_
полнительное обсуждение его отличий от обменного курса, рас_
считанного по паритету покупательной способности. Обменный
курс, рассчитанный по паритету, – это количество одной валюты в
единицах другой валюты, необходимое для приобретения одина_
кового товара на рынках двух стран. Реальный обменный курс яв_
ляется показателем, при расчете которого используются такие по_
нятия, как уровни цен в двух странах. Обменный курс и реальный обменный курс отличаются друг от друга главным образом корзи_
ной товаров, на основе которых они рассчитываются. На практике
при расчете реального обменного курса для построения индексов
уровней цен в разных странах должна использоваться одна и та же
корзина товаров. При измерении курса валюты по паритету в каче_
стве корзины для каждой из стран обычно используются валовые
внутренние продукты этих стран. Таким образом, курс, рассчитан_
ный по паритету, лишь приблизительно соответствует реальному
обменному курсу, поскольку использует для измерения индексов
цен различные корзины товаров в двух странах. Различные индек_
сы реального обменного курса также обладают этим недостатком
(см., например, Gilbert, Kravis, 1954).
Если переформулировать полученные выше соотношения, ис_
пользуя новое обозначение, то теория РРР утверждает, что реаль_
ный обменный курс должен быть равен единице (1.2) или хотя бы
не изменяться с течением времени (1.3). Впрочем, даже это, более
слабое, утверждение на практике точно не выполняется.
В дополнение к изменениям издержек торговли многие товары
(главным образом услуги) в принципе не могут торговаться на ми_
ровом рынке или не торгуются на нем из_за слишком высоких тор_
говых барьеров. Все это приводит к отсутствию прямой связи ме_
жду ценами большой группы товаров, не торгуемых на мировом
рынке. Кроме того, конечная цена большинства торгуемых товаров
содержит неторгуемую компоненту, поскольку включает в себя
рекламные услуги, услуги по доставке и продаже товара конечному
покупателю, а также другие виды услуг, оплачиваемые по местным
ценам (см., например, Froot, Rogoff, 1994). В результате могут воз_
никать значительные отклонения от относительного паритета по_
купательной способности.