1.1. Базовые определения и гипотезы теории паритета покупательной способности

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 

Одним из важнейших подходов к анализу динамики обменного

курса является теория паритета покупательной способности, базо_

вая гипотеза которой заключается в том, что обменный курс опре_

деляется главным образом соотношением уровней цен в двух рас_

сматриваемых странах1. В основе теории РРР лежит закон единой

цены (в англоязычной литературе именуемый Law of One Price, да_

лее – LOP), который в соответствии с названием утверждает, что

если две страны торгуют между собой каким_то благом, то цены на

это благо в двух странах, выраженные в одной и той же валюте,

должны быть одинаковыми (см., например, Patterson, 2000; Rogoff,

1996). Приведенная формулировка предполагает отсутствие

транспортных издержек, а также ограничений на торговлю: в дан_

ном случае LOP означает отсутствие арбитража при торговле ука_

занными товарами между странами.

В случае отклонения цен от LOP при указанных предпосылках

возникают две однонаправленные тенденции. Предположим, что

некоторое благо стало дешевле в какой_либо стране, тогда увели_

чение спроса на данное благо приведет к росту спроса на ино_

странную валюту, что будет способствовать удорожанию ино_

странной валюты. Одновременно с этим, если товар производится

и в другой стране, при снижении цены на импортные товары будет

происходить снижение спроса на аналогичные товары отечествен_

ного производства, что может привести к снижению цен. Указан_

ные тенденции будут выравнивать цены, сопоставленные с учетом обменного курса, соответственно изменения в относительных це_

нах должны приводить к изменению обменного курса и, наоборот,

изменение обменного курса – к изменению цен.

LOP может быть формально записан следующим образом (ус_

ловно для страны 1, предъявляющей спрос, и страны 2 – торгового

партнера):

Pi SPi * , (1.1)

где Pi – цена товара в стране 1, выраженная в единицах валюты

страны 1 (цена в данной стране в единицах национальной валюты);

Pi *– цена товара в стране 2, выраженная в единицах валюты стра_

ны 2 (цена в другой стране, выраженная в единицах иностранной

валюты); S – номинальный обменный курс, показывающий коли_

чество единиц национальной валюты за единицу иностранной ва_

люты.

Концепция паритета покупательной способности является есте_

ственным обобщением закона единой цены на случай большего

количества благ. Пусть P – стоимость потребительской корзины в

данной стране, P* – стоимость аналогичной корзины в другой

стране. Теория РРР утверждает (например, Cassel, 1922), что если

выполняются все перечисленные выше предположения (отсутст_

вие торговых барьеров и транспортных издержек) и все товары в

потребительской корзине торгуются на мировом рынке, то цены

корзины, выраженные в одной валюте, должны быть одинаковыми

в обеих странах (отсутствует возможность арбитража для торговли

отдельными товарами, следовательно, отсутствует возможность

арбитража и для торговли набором потребительской корзины).

Следовательно, данное утверждение формально можно запи_

сать следующим образом:

P SP* , (1.2)

Выполнение закона единой цены для каждого отдельного това_

ра является достаточным, но не необходимым условием для вы_

полнения паритета покупательной способности (1.2). Даже если

закон единой цены не выполняется в точности, отношение уровней

цен – значений, усредненных по корзине товаров, – не должно

сильно отклоняться от паритета. Предположим, что все цены от_

клоняются от закона единой цены под влиянием различных слу_

чайных факторов. Если отклонения в обе стороны происходят рав_

новероятно и независимо друг от друга, то при достаточно боль_

шом числе товаров паритет покупательной способности будет вы_

полняться в среднем.

На основе данного утверждения можно предположить, что если

различные виды издержек и выгод (транспортные, информационные,

непредвиденные и др. издержки и выгоды) симметричны для тор_

гующих стран, то в краткосрочной перспективе могут наблюдаться

краткосрочные отклонения от PPP, но в долгосрочной перспективе

PPP будет выполняться (к долгосрочным отклонениям от РРР могут

приводить лишь систематически неоднородные факторы).

Исследование причин отклонений от РРР началось с анализа

влияния торговых барьеров (см., например, Giovannini, 1988), ко_

торые включают в себя пошлины, тарифы, квоты, а также различ_

ные виды нерыночных барьеров. Торговые барьеры могут оказы_

вать несимметричное влияние на цены в двух странах: если пред_

приятия одной страны не в состоянии конкурировать по цене с им_

портом того же товара из другой страны, то одной из защитных

мер может стать введение пошлин или квот на ввоз аналогичных

зарубежных товаров. Это вызывает отклонения от PPP, а также

приводит к различной реакции обменного курса на увеличение и

снижение цен.

Несимметричные торговые барьеры могут существовать дли_

тельное время и приводить к долгосрочным отклонениям от пари_

тета покупательной способности в форме (1.2). Кроме того, в слу_

чае монопольной продукции торговые барьеры создают возмож_

ность ее продажи в разные страны по разным ценам, способствуя

таким образом ценовой дискриминации на мировом рынке2. Одна_

ко если барьеры не изменяются существенным образом с течени_

ем времени, то должен выполняться аналог паритета покупатель_

ной способности в приращениях (Rogoff, 1996):

2 В зарубежной литературе это явление обычно именуется pricing_to_market (см.,

например, Krugman, 1987).

10

S

dS

P

dP

SP

d SP

P

dP 

*

*

*

( *) . (1.3)

Уравнение (1.3), описывающее зависимости для темпов изме_

нения цен (стоимостей потребительских корзин) и обменного

курса, часто именуется относительным паритетом покупательной

способности в отличие от уравнения (1.2), описывающего абсо_

лютный PPP.

В качестве индикатора покупательной способности и отличий

уровней цен в двух странах часто используется реальный обмен_

ный курс (см., например, Froot, Rogoff, 1994), определяемый в

простом случае как отношение индексов потребительских цен и

обменного курса в данной стране и стране – торговом партнере

(иногда используется обратное соотношение):

P

Q SP*. (1.4)

В более сложном случае реальный обменный курс националь_

ной валюты рассчитывается как среднее взвешенное реальных

обменных курсов для отдельных стран – торговых партнеров, при

этом в качестве весов выступают объемы торговли (приведенные в

сопоставимые единицы).

Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспо_

собность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального

обменного курса свидетельствует о снижении цен отечественных

товаров по сравнению с мировыми и, следовательно, об увеличении

их конкурентных преимуществ. Об укреплении реального обменного

курса обычно говорят при снижении конкурентоспособности това_

ров страны из_за увеличения их относительной стоимости.

При рассмотрении реального обменного курса необходимо до_

полнительное обсуждение его отличий от обменного курса, рас_

считанного по паритету покупательной способности. Обменный

курс, рассчитанный по паритету, – это количество одной валюты в

единицах другой валюты, необходимое для приобретения одина_

кового товара на рынках двух стран. Реальный обменный курс яв_

ляется показателем, при расчете которого используются такие по_

нятия, как уровни цен в двух странах. Обменный курс и реальный обменный курс отличаются друг от друга главным образом корзи_

ной товаров, на основе которых они рассчитываются. На практике

при расчете реального обменного курса для построения индексов

уровней цен в разных странах должна использоваться одна и та же

корзина товаров. При измерении курса валюты по паритету в каче_

стве корзины для каждой из стран обычно используются валовые

внутренние продукты этих стран. Таким образом, курс, рассчитан_

ный по паритету, лишь приблизительно соответствует реальному

обменному курсу, поскольку использует для измерения индексов

цен различные корзины товаров в двух странах. Различные индек_

сы реального обменного курса также обладают этим недостатком

(см., например, Gilbert, Kravis, 1954).

Если переформулировать полученные выше соотношения, ис_

пользуя новое обозначение, то теория РРР утверждает, что реаль_

ный обменный курс должен быть равен единице (1.2) или хотя бы

не изменяться с течением времени (1.3). Впрочем, даже это, более

слабое, утверждение на практике точно не выполняется.

В дополнение к изменениям издержек торговли многие товары

(главным образом услуги) в принципе не могут торговаться на ми_

ровом рынке или не торгуются на нем из_за слишком высоких тор_

говых барьеров. Все это приводит к отсутствию прямой связи ме_

жду ценами большой группы товаров, не торгуемых на мировом

рынке. Кроме того, конечная цена большинства торгуемых товаров

содержит неторгуемую компоненту, поскольку включает в себя

рекламные услуги, услуги по доставке и продаже товара конечному

покупателю, а также другие виды услуг, оплачиваемые по местным

ценам (см., например, Froot, Rogoff, 1994). В результате могут воз_

никать значительные отклонения от относительного паритета по_

купательной способности.

Одним из важнейших подходов к анализу динамики обменного

курса является теория паритета покупательной способности, базо_

вая гипотеза которой заключается в том, что обменный курс опре_

деляется главным образом соотношением уровней цен в двух рас_

сматриваемых странах1. В основе теории РРР лежит закон единой

цены (в англоязычной литературе именуемый Law of One Price, да_

лее – LOP), который в соответствии с названием утверждает, что

если две страны торгуют между собой каким_то благом, то цены на

это благо в двух странах, выраженные в одной и той же валюте,

должны быть одинаковыми (см., например, Patterson, 2000; Rogoff,

1996). Приведенная формулировка предполагает отсутствие

транспортных издержек, а также ограничений на торговлю: в дан_

ном случае LOP означает отсутствие арбитража при торговле ука_

занными товарами между странами.

В случае отклонения цен от LOP при указанных предпосылках

возникают две однонаправленные тенденции. Предположим, что

некоторое благо стало дешевле в какой_либо стране, тогда увели_

чение спроса на данное благо приведет к росту спроса на ино_

странную валюту, что будет способствовать удорожанию ино_

странной валюты. Одновременно с этим, если товар производится

и в другой стране, при снижении цены на импортные товары будет

происходить снижение спроса на аналогичные товары отечествен_

ного производства, что может привести к снижению цен. Указан_

ные тенденции будут выравнивать цены, сопоставленные с учетом обменного курса, соответственно изменения в относительных це_

нах должны приводить к изменению обменного курса и, наоборот,

изменение обменного курса – к изменению цен.

LOP может быть формально записан следующим образом (ус_

ловно для страны 1, предъявляющей спрос, и страны 2 – торгового

партнера):

Pi SPi * , (1.1)

где Pi – цена товара в стране 1, выраженная в единицах валюты

страны 1 (цена в данной стране в единицах национальной валюты);

Pi *– цена товара в стране 2, выраженная в единицах валюты стра_

ны 2 (цена в другой стране, выраженная в единицах иностранной

валюты); S – номинальный обменный курс, показывающий коли_

чество единиц национальной валюты за единицу иностранной ва_

люты.

Концепция паритета покупательной способности является есте_

ственным обобщением закона единой цены на случай большего

количества благ. Пусть P – стоимость потребительской корзины в

данной стране, P* – стоимость аналогичной корзины в другой

стране. Теория РРР утверждает (например, Cassel, 1922), что если

выполняются все перечисленные выше предположения (отсутст_

вие торговых барьеров и транспортных издержек) и все товары в

потребительской корзине торгуются на мировом рынке, то цены

корзины, выраженные в одной валюте, должны быть одинаковыми

в обеих странах (отсутствует возможность арбитража для торговли

отдельными товарами, следовательно, отсутствует возможность

арбитража и для торговли набором потребительской корзины).

Следовательно, данное утверждение формально можно запи_

сать следующим образом:

P SP* , (1.2)

Выполнение закона единой цены для каждого отдельного това_

ра является достаточным, но не необходимым условием для вы_

полнения паритета покупательной способности (1.2). Даже если

закон единой цены не выполняется в точности, отношение уровней

цен – значений, усредненных по корзине товаров, – не должно

сильно отклоняться от паритета. Предположим, что все цены от_

клоняются от закона единой цены под влиянием различных слу_

чайных факторов. Если отклонения в обе стороны происходят рав_

новероятно и независимо друг от друга, то при достаточно боль_

шом числе товаров паритет покупательной способности будет вы_

полняться в среднем.

На основе данного утверждения можно предположить, что если

различные виды издержек и выгод (транспортные, информационные,

непредвиденные и др. издержки и выгоды) симметричны для тор_

гующих стран, то в краткосрочной перспективе могут наблюдаться

краткосрочные отклонения от PPP, но в долгосрочной перспективе

PPP будет выполняться (к долгосрочным отклонениям от РРР могут

приводить лишь систематически неоднородные факторы).

Исследование причин отклонений от РРР началось с анализа

влияния торговых барьеров (см., например, Giovannini, 1988), ко_

торые включают в себя пошлины, тарифы, квоты, а также различ_

ные виды нерыночных барьеров. Торговые барьеры могут оказы_

вать несимметричное влияние на цены в двух странах: если пред_

приятия одной страны не в состоянии конкурировать по цене с им_

портом того же товара из другой страны, то одной из защитных

мер может стать введение пошлин или квот на ввоз аналогичных

зарубежных товаров. Это вызывает отклонения от PPP, а также

приводит к различной реакции обменного курса на увеличение и

снижение цен.

Несимметричные торговые барьеры могут существовать дли_

тельное время и приводить к долгосрочным отклонениям от пари_

тета покупательной способности в форме (1.2). Кроме того, в слу_

чае монопольной продукции торговые барьеры создают возмож_

ность ее продажи в разные страны по разным ценам, способствуя

таким образом ценовой дискриминации на мировом рынке2. Одна_

ко если барьеры не изменяются существенным образом с течени_

ем времени, то должен выполняться аналог паритета покупатель_

ной способности в приращениях (Rogoff, 1996):

2 В зарубежной литературе это явление обычно именуется pricing_to_market (см.,

например, Krugman, 1987).

10

S

dS

P

dP

SP

d SP

P

dP 

*

*

*

( *) . (1.3)

Уравнение (1.3), описывающее зависимости для темпов изме_

нения цен (стоимостей потребительских корзин) и обменного

курса, часто именуется относительным паритетом покупательной

способности в отличие от уравнения (1.2), описывающего абсо_

лютный PPP.

В качестве индикатора покупательной способности и отличий

уровней цен в двух странах часто используется реальный обмен_

ный курс (см., например, Froot, Rogoff, 1994), определяемый в

простом случае как отношение индексов потребительских цен и

обменного курса в данной стране и стране – торговом партнере

(иногда используется обратное соотношение):

P

Q SP*. (1.4)

В более сложном случае реальный обменный курс националь_

ной валюты рассчитывается как среднее взвешенное реальных

обменных курсов для отдельных стран – торговых партнеров, при

этом в качестве весов выступают объемы торговли (приведенные в

сопоставимые единицы).

Реальный обменный курс также характеризует конкурентоспо_

собность товаров страны на мировом рынке. Ослабление реального

обменного курса свидетельствует о снижении цен отечественных

товаров по сравнению с мировыми и, следовательно, об увеличении

их конкурентных преимуществ. Об укреплении реального обменного

курса обычно говорят при снижении конкурентоспособности това_

ров страны из_за увеличения их относительной стоимости.

При рассмотрении реального обменного курса необходимо до_

полнительное обсуждение его отличий от обменного курса, рас_

считанного по паритету покупательной способности. Обменный

курс, рассчитанный по паритету, – это количество одной валюты в

единицах другой валюты, необходимое для приобретения одина_

кового товара на рынках двух стран. Реальный обменный курс яв_

ляется показателем, при расчете которого используются такие по_

нятия, как уровни цен в двух странах. Обменный курс и реальный обменный курс отличаются друг от друга главным образом корзи_

ной товаров, на основе которых они рассчитываются. На практике

при расчете реального обменного курса для построения индексов

уровней цен в разных странах должна использоваться одна и та же

корзина товаров. При измерении курса валюты по паритету в каче_

стве корзины для каждой из стран обычно используются валовые

внутренние продукты этих стран. Таким образом, курс, рассчитан_

ный по паритету, лишь приблизительно соответствует реальному

обменному курсу, поскольку использует для измерения индексов

цен различные корзины товаров в двух странах. Различные индек_

сы реального обменного курса также обладают этим недостатком

(см., например, Gilbert, Kravis, 1954).

Если переформулировать полученные выше соотношения, ис_

пользуя новое обозначение, то теория РРР утверждает, что реаль_

ный обменный курс должен быть равен единице (1.2) или хотя бы

не изменяться с течением времени (1.3). Впрочем, даже это, более

слабое, утверждение на практике точно не выполняется.

В дополнение к изменениям издержек торговли многие товары

(главным образом услуги) в принципе не могут торговаться на ми_

ровом рынке или не торгуются на нем из_за слишком высоких тор_

говых барьеров. Все это приводит к отсутствию прямой связи ме_

жду ценами большой группы товаров, не торгуемых на мировом

рынке. Кроме того, конечная цена большинства торгуемых товаров

содержит неторгуемую компоненту, поскольку включает в себя

рекламные услуги, услуги по доставке и продаже товара конечному

покупателю, а также другие виды услуг, оплачиваемые по местным

ценам (см., например, Froot, Rogoff, 1994). В результате могут воз_

никать значительные отклонения от относительного паритета по_

купательной способности.