2.1. Измерительные проблемы
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37
Первая проблема, встающая перед исследователем при попыт_
ке соотнести теорию паритета покупательной способности с фак_
тическими данными, – это корректное сопоставление уровней цен
в двух странах (см., например, Rogoff, 1996). Достаточно простое в
теории отношение двух цен или ценовых индексов на практике
оказывается чрезвычайно неудобным для измерения из_за отли_
чий как в структуре потребления, так и в характеристиках самих
потребляемых товаров.
Концепция РРР предполагает одинаковую структуру потреби_
тельских корзин в обеих странах. Официальная статистика скон_
центрирована в большей степени на точном измерении темпов
инфляции внутри страны и решает задачу по сопоставлению дан_
ных в различные моменты времени, но не ставит перед собой за_
дачи межстранового сопоставления уровней цен. Поэтому полу_
чить индексы уровней цен, построенные на основе одной и той же
корзины товаров, даже для двух стран чрезвычайно сложно (см.,
например, Gilbert, Kravis, 1954).
Вторая проблема связана с необходимостью одновременного
сопоставления уровней цен во многих странах. Часто не прини_
мается во внимание то обстоятельство, что из_за различий во
внутренних ценовых пропорциях в разных странах результат со_
поставления уровней цен по какой_либо общей для всех стран
корзине будет сильно зависеть от структуры этой корзины. При
этом не имеет смысла неограниченно расширять потребитель_
скую корзину, поскольку в этом случае жители каждой страны
будут потреблять лишь незначительную часть товаров, в нее
включенных, и зависимость от выбора весов будет только нарас_
тать. И наоборот, количество сопоставимых товаров, присутст_
вующих в корзинах всех стран, будет очень мало. В данном слу_
чае задача обоснованного выбора используемой потребительской корзины, как правило, ложится на исследователя (см., на_
пример, Heston, Summers, 1997). Учитывая эту проблему, судить
о выполнении или невыполнении паритета покупательной спо_
собности в общемировом масштабе в какой бы то ни было фор_
ме можно только опираясь на большое количество работ, ис_
пользующих различные корзины товаров и методы построения
индексов.
Довольно часто, стремясь более подробно исследовать дина_
мику отношения уровней цен, пренебрегают необходимостью ис_
пользования одной и той же корзины товаров. В этом случае ана_
лиз паритета покупательной способности проводится на основе
официальных индексов потребительских цен двух стран: рассчи_
тывается реальный обменный курс путем подстановки данных в
формулу (1.4). Это приводит к довольно существенному отличию
полученного показателя от теоретической величины, которую пы_
таются измерить, зато упрощает эконометрическую проверку,
позволяя проверить гипотезу с использованием значительно
большего количества доступных данных (см., например, Taylor,
2000).
Еще одна трудность, связанная с использованием индекса
реального обменного курса, заключается в том, что описанный
индекс позволяет судить лишь об относительных изменениях
отношения уровней цен, но ничего не говорит об их абсолютных
величинах. В результате возникает проблема выбора «правиль_
ного» базового уровня, от которого происходят отклонения и
который невозможно выбрать без дополнительных прямых из_
мерений.
Первая проблема, встающая перед исследователем при попыт_
ке соотнести теорию паритета покупательной способности с фак_
тическими данными, – это корректное сопоставление уровней цен
в двух странах (см., например, Rogoff, 1996). Достаточно простое в
теории отношение двух цен или ценовых индексов на практике
оказывается чрезвычайно неудобным для измерения из_за отли_
чий как в структуре потребления, так и в характеристиках самих
потребляемых товаров.
Концепция РРР предполагает одинаковую структуру потреби_
тельских корзин в обеих странах. Официальная статистика скон_
центрирована в большей степени на точном измерении темпов
инфляции внутри страны и решает задачу по сопоставлению дан_
ных в различные моменты времени, но не ставит перед собой за_
дачи межстранового сопоставления уровней цен. Поэтому полу_
чить индексы уровней цен, построенные на основе одной и той же
корзины товаров, даже для двух стран чрезвычайно сложно (см.,
например, Gilbert, Kravis, 1954).
Вторая проблема связана с необходимостью одновременного
сопоставления уровней цен во многих странах. Часто не прини_
мается во внимание то обстоятельство, что из_за различий во
внутренних ценовых пропорциях в разных странах результат со_
поставления уровней цен по какой_либо общей для всех стран
корзине будет сильно зависеть от структуры этой корзины. При
этом не имеет смысла неограниченно расширять потребитель_
скую корзину, поскольку в этом случае жители каждой страны
будут потреблять лишь незначительную часть товаров, в нее
включенных, и зависимость от выбора весов будет только нарас_
тать. И наоборот, количество сопоставимых товаров, присутст_
вующих в корзинах всех стран, будет очень мало. В данном слу_
чае задача обоснованного выбора используемой потребительской корзины, как правило, ложится на исследователя (см., на_
пример, Heston, Summers, 1997). Учитывая эту проблему, судить
о выполнении или невыполнении паритета покупательной спо_
собности в общемировом масштабе в какой бы то ни было фор_
ме можно только опираясь на большое количество работ, ис_
пользующих различные корзины товаров и методы построения
индексов.
Довольно часто, стремясь более подробно исследовать дина_
мику отношения уровней цен, пренебрегают необходимостью ис_
пользования одной и той же корзины товаров. В этом случае ана_
лиз паритета покупательной способности проводится на основе
официальных индексов потребительских цен двух стран: рассчи_
тывается реальный обменный курс путем подстановки данных в
формулу (1.4). Это приводит к довольно существенному отличию
полученного показателя от теоретической величины, которую пы_
таются измерить, зато упрощает эконометрическую проверку,
позволяя проверить гипотезу с использованием значительно
большего количества доступных данных (см., например, Taylor,
2000).
Еще одна трудность, связанная с использованием индекса
реального обменного курса, заключается в том, что описанный
индекс позволяет судить лишь об относительных изменениях
отношения уровней цен, но ничего не говорит об их абсолютных
величинах. В результате возникает проблема выбора «правиль_
ного» базового уровня, от которого происходят отклонения и
который невозможно выбрать без дополнительных прямых из_
мерений.