1.Понятие, сущность и функции государственного кредита
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Государственный кредит — это система распределительных де-
нежных отношений государства с физическими и юридическими ли-
цами по поводу:
S мобилизации временно свободных денежных средств на нача-
лах срочности, возвратности, возмездности;
S выдачи бюджетных средств на тех же началах—возвратно-
сти, срочности, платности.
Государственный кредит — это деятельность государства, на-
правленная на получение в кредит (т.е. взаймы) денег от юридиче-
ских лиц и граждан, а также других государств на условиях возврат-
ности, срочности, возмездности и добровольности. В отношении
других государств Российская Федерация может вступать как долж-
ником, так и кредитором. Взятые взаймы денежные средства у насе-
ления, хозяйствующих субъектов и других государств поступают
в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнитель-
ные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как
планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюд-
жетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но,
как правило, государственные займы в разных формах особенно ин-
тенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты про-
центов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расхо-
ды выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджет-
ного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию
государственного долга, т.е. погасить старую государственную за-
долженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-
кредитных отношений попадают временно свободные денежные
средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначен-
ные для текущего потребления.
Государственный кредит используется в качестве одной из мер
стабилизации денежного обращения, из обращения на заранее
оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. Госу-
дарство выпускает ценные бумаги. Для кредитора при приобрете-
нии ценных бумаг Правительства имеются следующие риски:
1) кредитный риск, присущий ценным бумагам и связанный с ве-
роятностью того, что финансовые возможности эмитента
(государства) уменьшаются и оно оказывается не в состоя-
нии выполнить свои обязательства;
2) рыночный риск — в связи с непредвиденными изменениями на
рынке ценных бумаг привлекательность правительствен-
ных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций
может быть утрачена, их продажа возможна лишь со скидкой
или в известной мере принудительном порядке;
3) процентный риск —риск изменения процентных ставок и свя-
занный с этим риск снижения их рыночной цены.
Государственный кредит — это система распределительных де-
нежных отношений государства с физическими и юридическими ли-
цами по поводу:
S мобилизации временно свободных денежных средств на нача-
лах срочности, возвратности, возмездности;
S выдачи бюджетных средств на тех же началах—возвратно-
сти, срочности, платности.
Государственный кредит — это деятельность государства, на-
правленная на получение в кредит (т.е. взаймы) денег от юридиче-
ских лиц и граждан, а также других государств на условиях возврат-
ности, срочности, возмездности и добровольности. В отношении
других государств Российская Федерация может вступать как долж-
ником, так и кредитором. Взятые взаймы денежные средства у насе-
ления, хозяйствующих субъектов и других государств поступают
в распоряжение органов государства, превращаясь в дополнитель-
ные финансовые ресурсы. Они могут быть использованы просто как
планируемый бюджетный ресурс, ресурс для пополнения внебюд-
жетных фондов на специальные цели, инвестиционный ресурс, но,
как правило, государственные займы в разных формах особенно ин-
тенсивно используются для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашения государственных займов и выплаты про-
центов по ним выступают средства бюджета, где ежегодно эти расхо-
ды выделяются в отдельную строку. В условиях нарастания бюджет-
ного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированию
государственного долга, т.е. погасить старую государственную за-
долженность путем выпуска новых займов. В сферу государственно-
кредитных отношений попадают временно свободные денежные
средства населения и хозяйствующих субъектов, не предназначен-
ные для текущего потребления.
Государственный кредит используется в качестве одной из мер
стабилизации денежного обращения, из обращения на заранее
оговоренный срок изымается избыточная денежная масса. Госу-
дарство выпускает ценные бумаги. Для кредитора при приобрете-
нии ценных бумаг Правительства имеются следующие риски:
1) кредитный риск, присущий ценным бумагам и связанный с ве-
роятностью того, что финансовые возможности эмитента
(государства) уменьшаются и оно оказывается не в состоя-
нии выполнить свои обязательства;
2) рыночный риск — в связи с непредвиденными изменениями на
рынке ценных бумаг привлекательность правительствен-
ных ценных бумаг в качестве объекта вложений инвестиций
может быть утрачена, их продажа возможна лишь со скидкой
или в известной мере принудительном порядке;
3) процентный риск —риск изменения процентных ставок и свя-
занный с этим риск снижения их рыночной цены.