1.Принципы бюджетного устройства зарубежных стран
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финан-
совые документы, которые отражают планируемые доходы и госу-
дарственные расходы в течение определенного периода.
Термин ≪бюджет≫ происходит от старофранцуского слова,
означающего маленький портфель, с которым британский канцлер
казначейства приходил на сессию парламента и начинал свой офи-
циальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали от-
крыть и представить депутатам находящиеся в нем финансовые
документы, на основе которых правительство предполагало осу-
ществлять свои политические и экономические программы.
Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяе-
мые на две группы:
S основные документы;
S дополнительные документы.
К первой группе относятся финансовые законы, имеющие раз-
личные названия в каждом государстве (например, закон о государ-
ственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).
Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах; доку-
менты, содержащие экономический анализ и специальные исследо-
вания бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.
В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюд-
жет утверждается не в форме закона, а принятием специальной
парламентской резолюции. В США бюджет принимается в форме
2-2855 33
совпадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юри-
дической силы. Однако на её основе принимаются два финансовых
законопроекта: разрешающий билль, предусматривающий эконо-
мические проекты и их финансирование; билль об ассигнованиях,
содержащий поручения казначейству выделить соответствующие
денежные средства на финансирование проектов. В большинстве
других государств бюджет принимается в форме единого закона
о финансах (бюджете).
Годовой закон о финансах устанавливает лишь общие суммы,
конкретизация которых осуществляется в ряде дополнительных бюд-
жетных документов. Это—различные приложения к закону и специ-
альные таблицы, которые содержат оценки различных категорий фи-
нансовых ресурсов государства (налоговых поступлений, доходов от
финансовых операций государства и т.д.). В этих документах закреп-
ляется распределение кредитов министерствами другим государ-
ственным учреждениям, отражается анализ финансовых мероприя-
тий государства, в частности оценка эффективности использования
кредитов в предыдущем финансовом году, сведения о создании, изме-
нении и ликвидации должностей в государственном аппарате и т.д.
В основе формирования и принятия бюджетов зарубежных го-
сударств лежат общие подходы и принципы:
1) принцип публичности (гласности) бюджета;
2) принцип единства бюджета;
3) принцип полноты бюджета;
4) принцип реальности бюджета;
5) принцип специализации показателей бюджета.
Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финан-
совые документы, которые отражают планируемые доходы и госу-
дарственные расходы в течение определенного периода.
Термин ≪бюджет≫ происходит от старофранцуского слова,
означающего маленький портфель, с которым британский канцлер
казначейства приходил на сессию парламента и начинал свой офи-
циальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали от-
крыть и представить депутатам находящиеся в нем финансовые
документы, на основе которых правительство предполагало осу-
ществлять свои политические и экономические программы.
Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяе-
мые на две группы:
S основные документы;
S дополнительные документы.
К первой группе относятся финансовые законы, имеющие раз-
личные названия в каждом государстве (например, закон о государ-
ственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).
Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах; доку-
менты, содержащие экономический анализ и специальные исследо-
вания бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.
В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюд-
жет утверждается не в форме закона, а принятием специальной
парламентской резолюции. В США бюджет принимается в форме
2-2855 33
совпадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юри-
дической силы. Однако на её основе принимаются два финансовых
законопроекта: разрешающий билль, предусматривающий эконо-
мические проекты и их финансирование; билль об ассигнованиях,
содержащий поручения казначейству выделить соответствующие
денежные средства на финансирование проектов. В большинстве
других государств бюджет принимается в форме единого закона
о финансах (бюджете).
Годовой закон о финансах устанавливает лишь общие суммы,
конкретизация которых осуществляется в ряде дополнительных бюд-
жетных документов. Это—различные приложения к закону и специ-
альные таблицы, которые содержат оценки различных категорий фи-
нансовых ресурсов государства (налоговых поступлений, доходов от
финансовых операций государства и т.д.). В этих документах закреп-
ляется распределение кредитов министерствами другим государ-
ственным учреждениям, отражается анализ финансовых мероприя-
тий государства, в частности оценка эффективности использования
кредитов в предыдущем финансовом году, сведения о создании, изме-
нении и ликвидации должностей в государственном аппарате и т.д.
В основе формирования и принятия бюджетов зарубежных го-
сударств лежат общие подходы и принципы:
1) принцип публичности (гласности) бюджета;
2) принцип единства бюджета;
3) принцип полноты бюджета;
4) принцип реальности бюджета;
5) принцип специализации показателей бюджета.