1.Принципы бюджетного устройства зарубежных стран

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финан-

совые документы, которые отражают планируемые доходы и госу-

дарственные расходы в течение определенного периода.

Термин ≪бюджет≫ происходит от старофранцуского слова,

означающего маленький портфель, с которым британский канцлер

казначейства приходил на сессию парламента и начинал свой офи-

циальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали от-

крыть и представить депутатам находящиеся в нем финансовые

документы, на основе которых правительство предполагало осу-

ществлять свои политические и экономические программы.

Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяе-

мые на две группы:

S основные документы;

S дополнительные документы.

К первой группе относятся финансовые законы, имеющие раз-

личные названия в каждом государстве (например, закон о государ-

ственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).

Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах; доку-

менты, содержащие экономический анализ и специальные исследо-

вания бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.

В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюд-

жет утверждается не в форме закона, а принятием специальной

парламентской резолюции. В США бюджет принимается в форме

2-2855 33

совпадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юри-

дической силы. Однако на её основе принимаются два финансовых

законопроекта: разрешающий билль, предусматривающий эконо-

мические проекты и их финансирование; билль об ассигнованиях,

содержащий поручения казначейству выделить соответствующие

денежные средства на финансирование проектов. В большинстве

других государств бюджет принимается в форме единого закона

о финансах (бюджете).

Годовой закон о финансах устанавливает лишь общие суммы,

конкретизация которых осуществляется в ряде дополнительных бюд-

жетных документов. Это—различные приложения к закону и специ-

альные таблицы, которые содержат оценки различных категорий фи-

нансовых ресурсов государства (налоговых поступлений, доходов от

финансовых операций государства и т.д.). В этих документах закреп-

ляется распределение кредитов министерствами другим государ-

ственным учреждениям, отражается анализ финансовых мероприя-

тий государства, в частности оценка эффективности использования

кредитов в предыдущем финансовом году, сведения о создании, изме-

нении и ликвидации должностей в государственном аппарате и т.д.

В основе формирования и принятия бюджетов зарубежных го-

сударств лежат общие подходы и принципы:

1) принцип публичности (гласности) бюджета;

2) принцип единства бюджета;

3) принцип полноты бюджета;

4) принцип реальности бюджета;

5) принцип специализации показателей бюджета.

Бюджет — это общее понятие, объединяющее различные финан-

совые документы, которые отражают планируемые доходы и госу-

дарственные расходы в течение определенного периода.

Термин ≪бюджет≫ происходит от старофранцуского слова,

означающего маленький портфель, с которым британский канцлер

казначейства приходил на сессию парламента и начинал свой офи-

циальный ежегодный финансовый доклад. От него требовали от-

крыть и представить депутатам находящиеся в нем финансовые

документы, на основе которых правительство предполагало осу-

ществлять свои политические и экономические программы.

Бюджет содержит финансовые документы, условно разделяе-

мые на две группы:

S основные документы;

S дополнительные документы.

К первой группе относятся финансовые законы, имеющие раз-

личные названия в каждом государстве (например, закон о государ-

ственном бюджете — Швеция, РФ; закон о финансах — Франция).

Ко второй группе относятся приложения к закону о финансах; доку-

менты, содержащие экономический анализ и специальные исследо-

вания бюджетных показателей за предыдущий финансовый год.

В некоторых странах, например в Финляндии и Норвегии, бюд-

жет утверждается не в форме закона, а принятием специальной

парламентской резолюции. В США бюджет принимается в форме

2-2855 33

совпадающей резолюции обеих палат и не имеет обязательной юри-

дической силы. Однако на её основе принимаются два финансовых

законопроекта: разрешающий билль, предусматривающий эконо-

мические проекты и их финансирование; билль об ассигнованиях,

содержащий поручения казначейству выделить соответствующие

денежные средства на финансирование проектов. В большинстве

других государств бюджет принимается в форме единого закона

о финансах (бюджете).

Годовой закон о финансах устанавливает лишь общие суммы,

конкретизация которых осуществляется в ряде дополнительных бюд-

жетных документов. Это—различные приложения к закону и специ-

альные таблицы, которые содержат оценки различных категорий фи-

нансовых ресурсов государства (налоговых поступлений, доходов от

финансовых операций государства и т.д.). В этих документах закреп-

ляется распределение кредитов министерствами другим государ-

ственным учреждениям, отражается анализ финансовых мероприя-

тий государства, в частности оценка эффективности использования

кредитов в предыдущем финансовом году, сведения о создании, изме-

нении и ликвидации должностей в государственном аппарате и т.д.

В основе формирования и принятия бюджетов зарубежных го-

сударств лежат общие подходы и принципы:

1) принцип публичности (гласности) бюджета;

2) принцип единства бюджета;

3) принцип полноты бюджета;

4) принцип реальности бюджета;

5) принцип специализации показателей бюджета.