4.Консолидированные целевые бюджетные фонды в РФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюд-
жетах различных уровней, сроком на один год, для осуществления
финансовой деятельности в строго определенном приоритетном
направлении. Целевые бюджетные фонды создаются как в силу зако-
на РФ о соответствующем бюджете на предстоящий финансовый год
на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации в соот-
ветствии с действующим законодательством.
Федеральный и территориальные дорожные фонды. Начи-
ная с 1995 г. средства Федерального дорожного фонда РФ вклю-
чаются в федеральный бюджет. В соответствии с Законом РФ
≪О дорожных фондах в Российской Федерации≫ от 18 октября
1991 г. с последующими изменениями предусмотрено образова-
ние финансовых ресурсов для содержания и устойчивого разви-
тия сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских
автомобильных дорог) и определены общие правовые основы соз-
дания дорожных фондов соответствующих органов государствен-
ной власти, назначение и использование этих фондов, источники
средств, поступающих в них.
В соответствии со ст. 3 Закона источниками образования дорож-
ных фондов являются: налог на, реализацию горюче-смазочных
материалов, налог с владельцев транспортных средств; акцизы с про-
дажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
В дорожные фонды могут направляться также средства от прове-
дения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добро-
вольных взносов, а также из других источников (включая ассигнова-
ния из бюджета РФ).
В Федеральный дорожный фонд РФ зачисляются: налог на реа-
лизацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых
автомобилей в личное пользование граждан; федеральный налог на
пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.
В территориальный дорожный фонд зачисляются: федеральный
налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установ-
ленной законодательными (представительными) органами субъек-
тов Федерации; налог с владельцев транспортных средств; налог на
приобретение автотранспортных средств.
Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориаль-
ных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содер-
жанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на фи-
нансирование содержания, ремонта, реконструкции и строитель-
ства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к фе-
деральной собственности, а также затрат на управление дорожным
хозяйством. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и до-
тации для выравнивания уровня развития сети автомобильных до-
рог общего пользования на территории РФ, относящихся к соб-
ственности субъектов Федерации. " • Средства территориальных дорожных фондов направляются
на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строи-
тельства автомобильных дорог общего пользования, относящихся
к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат
на управление дорожным хозяйством.
Федеральный экологический фонд РФ. Положение о Федераль-
ном экологическом фонде РФ было утверждено постановлением
Правительства РФ от 29 июня 1992 г. Согласно разделу 1 Положения
Федеральный экологический фонд Российской Федерации образо-
ван на основании Закона РСФСР ≪Об охране окружающей природ-
ной среды≫ от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природо-
охранных задач, восстановления потерь в окружающей природной
среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных
задач. Федеральный экологический фонд РФ —самостоятельное
государственное учреждение, обладает правами юридического
лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные
счета, печать с изображением Государственного герба РФ и своим
наименованием. Федеральный экологический фонд РФ находится
в ведении Министерства природных ресурсов РФ.
Средства Федерального экологического фонда формируются за
счет:
S платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю-
щую природную среду, размещение отходов и другие виды за-
грязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от
взимания штрафов за экологические правонарушения, средств
от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,
незаконно добытой с их помощью продукции в размере 10% от
3-28S5 65
общей суммы указанных поступлений, направляемых во вне-
бюджетные экологические фонды;
S средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкла-
дам, банковским депозитам, от долевого использования соб-
ственных средств в деятельности предприятий и иных юри-
дических лиц;
S инвалютных поступлений от иностранных юридических и фи-
зических лиц;
S отчислений от доходов предприятий, учреждений и организа-
ций, образуемых Федеральным экологическим фондом РФ;
S добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций
и граждан, в т.ч. иностранных юридических и физических лиц;
S платы за консультационные, экспертные и другие услуги;
S иных источников денежных средств, не противоречащих дей-
ствующему законодательству и основным задачам деятельно-
сти данного фонда.
Средства Федерального экологического фонда РФ используются на:
S долевое участие в разработке и реализации имеющих феде-
ральное значение программ и проектов, направленных на улуч-
шение качества природной среды и обеспечение экологичес-
кой безопасности населения;
S научно-технические исследования, разработки, внедрение ре-
сурсосберегающих и экологически чистых технологий;
S участие в финансировании строительства, реконструкции
природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями
и организациями;
S осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов,
нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;
S выплату в установленном порядке компенсационных сумм
гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью
загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на
окружающую природную среду;
f развитие экологического воспитания и образования;
S содержание аппарата Федерального экологического фонда РФ.
Использование средств Федерального экологического фонда РФ
осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом ука-
- v -ого фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов.
Средства Федерального экологического фонда РФ не могут
быть использованы на цели, не связанные с природоохранной
деятельностью.
Не использованные в отчетном году средства Федерального эко-
логического фонда РФ изъятию не подлежат, переходят на следую-
щий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные
Положением о Фонде.
Государственный фонд борьбы с преступностью. В ноябре 1994 г.
Правительство РФ постановило создать Государственный фонд борь-
бы с преступностью для финансирования мероприятий по реализации
федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью
и укреплению материально-технической базы правоохранительных ор-
ганов. Согласно Положению о Государственном фонде борьбы с пре-
ступностью этот фонд образуется и предназначен для дополнительного
финансирования мероприятий по реализации федеральной и регио-
нальных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления мате-
риально-технической базы правоохранительных органов.
Средства Государственного фонда борьбы с преступностью име-
ют целевое назначение, не подлежат изъятию и не могут использо-
ваться для получения прибыли.
Выделение средств Государственного фонда борьбы с преступ-
ностью федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвую-
щим в реализации мероприятий федеральной и региональных прог-
рамм по усилению борьбы с преступностью, осуществляется по целе-
вым направлениям по представлении в Правительство Российской
Федерации заявки на выделение финансовых средств.
Основанием для выделения средств из Государственного фонда
борьбы с преступностью является решение Правительства РФ, в кото-
ром указывается размер ассигнований и их целевое расходование.
Государственный фонд борьбы с преступностью формируется
за счет:
S 100% средств, полученных от реализации имущества, конфис-
кованного по вступившим в законную силу приговорам, опреде-
лениям и постановлениям судов (судей), за исключением средств
и имущества, в отношении которых установлен особый поря-
док распоряжения и реализации;
S 15% денежных средств, взысканных в качестве штрафов, на-
лагаемых в административном порядке, а также по вступив-
шим в законную силу приговорам судов (судей);
S 100% средств от реализации бесхозяйного имущества, изъя-
того при проведении оперативно-розыскных мероприятий
правоохранительными органами;
S 100% средств, взимаемых за выдачу лицензий на осуществле-
ние частной детективной и охранной деятельности;
S 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право прода-
жи оружия и лицензий на приобретение оружия гражданами,
предприятиями, организациями и учреждениями;
S добровольных взносов, благотворительных пожертвований
предприятий, учреждений и организаций, общественных объе-
динений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граж-
дан, поступающих в виде денежных средств;
S иных доходов в соответствии с действующим законодатель-
ством.
Средства Государственного фонда борьбы с преступностью
направляются на:
S финансирование реализации федеральной и региональных про-
грамм по борьбе с преступностью;
S финансирование укрепления материально-технической базы
правоохранительных органов.
Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы. Правительство РФ постановлением от 2 августа 1997 г. утвер-
дило Положение о Фонде воспроизводства минерально-сырьевой
базы. Согласно Положению средства данного фонда направляются
на финансирование осуществляемых для федеральных нужд меро-
приятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая
геологическое изучение недр на территории РФ, ее континенталь-
ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению госу-
дарственным фондом недр РФ.
Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой
базы, финансируемых из средств фонда, разрабатывается и утвержда-
ется по согласованию с соответствующими ведомствами.
Средства федерального фонда воспроизводства материально-
технической базы образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство мине-
рально-сырьевой базы, производимых пользователями недр,
осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых,
разведанных за счет государственных средств.
Средства данного фонда имеют целевое назначение, не подлежат
изъятию, а также могут быть использованы для получения прибыли,
распределяются и используются по направлениям, установленным
федеральным законом о федеральном бюджете на соответствую-
щий год.
Операции со средствами указанного фонда проводятся только
через Центральный Банк РФ и Главное управление Федерального
казначейства Министерства финансов РФ.
Средства федерального фонда материально-технической базы,
не использованные в отчетному году, направляются в доходы ука-
занного фонда при его формировании на следующий финансовый
год.
Распределение средств фонда на предстоящий финансовый
год осуществляется по согласованию с соответствующими ве-
домствами.
Управление средствами федерального фонда материально-тех-
нической базы осуществляет Министерство природных ресурсов
РФ в пределах средств, выделяемых Министерством финансов РФ.
Контроль за расходованием средств данного фонда осуществля-
ют Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов
РФ и другие федеральные органы исполнительной власти—государ-
ственные заказчики работ по воспроизводству минерально-сырьевой
базы, финансируемых за счет средств федерального фонда мате-
риально-технической базы.
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г., он зачис-
ляется в государственные внебюджетные фонды. Этот-налог заме-
няет собой совокупность действующих взносов в ПФ, ФСС, ФОМС
и Государственный фонд занятости. Данная альтернатива обус-
ловлена желанием Правительства мобилизовать средства для реа-
лизации права граждан на государственное пенсионное и социаль-
ное обеспечение, медицинскую помощь, а также стремлением
обеспечить более строгий контроль за учетом поступления средств
в соответствующий фонд. Единый социальный налог заменяет совокупность действующих
отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фон-
ды, устанавливая единую налогооблагаемую базу и сроки оплаты.
Суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5% (с уче-
том 1 % в ПФ) до 35,6% (по тарифной ставке с введением регрессивной
шкалы, т.е. чем выше доход работника, тем меньше ставка социаль-
ного налога. Это должно стимулировать работодателя к легализации
высоких выплат сотрудникам).
Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюд-
жетах различных уровней, сроком на один год, для осуществления
финансовой деятельности в строго определенном приоритетном
направлении. Целевые бюджетные фонды создаются как в силу зако-
на РФ о соответствующем бюджете на предстоящий финансовый год
на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации в соот-
ветствии с действующим законодательством.
Федеральный и территориальные дорожные фонды. Начи-
ная с 1995 г. средства Федерального дорожного фонда РФ вклю-
чаются в федеральный бюджет. В соответствии с Законом РФ
≪О дорожных фондах в Российской Федерации≫ от 18 октября
1991 г. с последующими изменениями предусмотрено образова-
ние финансовых ресурсов для содержания и устойчивого разви-
тия сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских
автомобильных дорог) и определены общие правовые основы соз-
дания дорожных фондов соответствующих органов государствен-
ной власти, назначение и использование этих фондов, источники
средств, поступающих в них.
В соответствии со ст. 3 Закона источниками образования дорож-
ных фондов являются: налог на, реализацию горюче-смазочных
материалов, налог с владельцев транспортных средств; акцизы с про-
дажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.
В дорожные фонды могут направляться также средства от прове-
дения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добро-
вольных взносов, а также из других источников (включая ассигнова-
ния из бюджета РФ).
В Федеральный дорожный фонд РФ зачисляются: налог на реа-
лизацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых
автомобилей в личное пользование граждан; федеральный налог на
пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.
В территориальный дорожный фонд зачисляются: федеральный
налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установ-
ленной законодательными (представительными) органами субъек-
тов Федерации; налог с владельцев транспортных средств; налог на
приобретение автотранспортных средств.
Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориаль-
ных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содер-
жанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на фи-
нансирование содержания, ремонта, реконструкции и строитель-
ства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к фе-
деральной собственности, а также затрат на управление дорожным
хозяйством. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и до-
тации для выравнивания уровня развития сети автомобильных до-
рог общего пользования на территории РФ, относящихся к соб-
ственности субъектов Федерации. " • Средства территориальных дорожных фондов направляются
на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строи-
тельства автомобильных дорог общего пользования, относящихся
к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат
на управление дорожным хозяйством.
Федеральный экологический фонд РФ. Положение о Федераль-
ном экологическом фонде РФ было утверждено постановлением
Правительства РФ от 29 июня 1992 г. Согласно разделу 1 Положения
Федеральный экологический фонд Российской Федерации образо-
ван на основании Закона РСФСР ≪Об охране окружающей природ-
ной среды≫ от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природо-
охранных задач, восстановления потерь в окружающей природной
среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных
задач. Федеральный экологический фонд РФ —самостоятельное
государственное учреждение, обладает правами юридического
лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные
счета, печать с изображением Государственного герба РФ и своим
наименованием. Федеральный экологический фонд РФ находится
в ведении Министерства природных ресурсов РФ.
Средства Федерального экологического фонда формируются за
счет:
S платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю-
щую природную среду, размещение отходов и другие виды за-
грязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от
взимания штрафов за экологические правонарушения, средств
от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,
незаконно добытой с их помощью продукции в размере 10% от
3-28S5 65
общей суммы указанных поступлений, направляемых во вне-
бюджетные экологические фонды;
S средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкла-
дам, банковским депозитам, от долевого использования соб-
ственных средств в деятельности предприятий и иных юри-
дических лиц;
S инвалютных поступлений от иностранных юридических и фи-
зических лиц;
S отчислений от доходов предприятий, учреждений и организа-
ций, образуемых Федеральным экологическим фондом РФ;
S добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций
и граждан, в т.ч. иностранных юридических и физических лиц;
S платы за консультационные, экспертные и другие услуги;
S иных источников денежных средств, не противоречащих дей-
ствующему законодательству и основным задачам деятельно-
сти данного фонда.
Средства Федерального экологического фонда РФ используются на:
S долевое участие в разработке и реализации имеющих феде-
ральное значение программ и проектов, направленных на улуч-
шение качества природной среды и обеспечение экологичес-
кой безопасности населения;
S научно-технические исследования, разработки, внедрение ре-
сурсосберегающих и экологически чистых технологий;
S участие в финансировании строительства, реконструкции
природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями
и организациями;
S осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов,
нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;
S выплату в установленном порядке компенсационных сумм
гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью
загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на
окружающую природную среду;
f развитие экологического воспитания и образования;
S содержание аппарата Федерального экологического фонда РФ.
Использование средств Федерального экологического фонда РФ
осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом ука-
- v -ого фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов.
Средства Федерального экологического фонда РФ не могут
быть использованы на цели, не связанные с природоохранной
деятельностью.
Не использованные в отчетном году средства Федерального эко-
логического фонда РФ изъятию не подлежат, переходят на следую-
щий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные
Положением о Фонде.
Государственный фонд борьбы с преступностью. В ноябре 1994 г.
Правительство РФ постановило создать Государственный фонд борь-
бы с преступностью для финансирования мероприятий по реализации
федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью
и укреплению материально-технической базы правоохранительных ор-
ганов. Согласно Положению о Государственном фонде борьбы с пре-
ступностью этот фонд образуется и предназначен для дополнительного
финансирования мероприятий по реализации федеральной и регио-
нальных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления мате-
риально-технической базы правоохранительных органов.
Средства Государственного фонда борьбы с преступностью име-
ют целевое назначение, не подлежат изъятию и не могут использо-
ваться для получения прибыли.
Выделение средств Государственного фонда борьбы с преступ-
ностью федеральным органам исполнительной власти и органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвую-
щим в реализации мероприятий федеральной и региональных прог-
рамм по усилению борьбы с преступностью, осуществляется по целе-
вым направлениям по представлении в Правительство Российской
Федерации заявки на выделение финансовых средств.
Основанием для выделения средств из Государственного фонда
борьбы с преступностью является решение Правительства РФ, в кото-
ром указывается размер ассигнований и их целевое расходование.
Государственный фонд борьбы с преступностью формируется
за счет:
S 100% средств, полученных от реализации имущества, конфис-
кованного по вступившим в законную силу приговорам, опреде-
лениям и постановлениям судов (судей), за исключением средств
и имущества, в отношении которых установлен особый поря-
док распоряжения и реализации;
S 15% денежных средств, взысканных в качестве штрафов, на-
лагаемых в административном порядке, а также по вступив-
шим в законную силу приговорам судов (судей);
S 100% средств от реализации бесхозяйного имущества, изъя-
того при проведении оперативно-розыскных мероприятий
правоохранительными органами;
S 100% средств, взимаемых за выдачу лицензий на осуществле-
ние частной детективной и охранной деятельности;
S 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право прода-
жи оружия и лицензий на приобретение оружия гражданами,
предприятиями, организациями и учреждениями;
S добровольных взносов, благотворительных пожертвований
предприятий, учреждений и организаций, общественных объе-
динений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граж-
дан, поступающих в виде денежных средств;
S иных доходов в соответствии с действующим законодатель-
ством.
Средства Государственного фонда борьбы с преступностью
направляются на:
S финансирование реализации федеральной и региональных про-
грамм по борьбе с преступностью;
S финансирование укрепления материально-технической базы
правоохранительных органов.
Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой
базы. Правительство РФ постановлением от 2 августа 1997 г. утвер-
дило Положение о Фонде воспроизводства минерально-сырьевой
базы. Согласно Положению средства данного фонда направляются
на финансирование осуществляемых для федеральных нужд меро-
приятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая
геологическое изучение недр на территории РФ, ее континенталь-
ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению госу-
дарственным фондом недр РФ.
Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой
базы, финансируемых из средств фонда, разрабатывается и утвержда-
ется по согласованию с соответствующими ведомствами.
Средства федерального фонда воспроизводства материально-
технической базы образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство мине-
рально-сырьевой базы, производимых пользователями недр,
осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых,
разведанных за счет государственных средств.
Средства данного фонда имеют целевое назначение, не подлежат
изъятию, а также могут быть использованы для получения прибыли,
распределяются и используются по направлениям, установленным
федеральным законом о федеральном бюджете на соответствую-
щий год.
Операции со средствами указанного фонда проводятся только
через Центральный Банк РФ и Главное управление Федерального
казначейства Министерства финансов РФ.
Средства федерального фонда материально-технической базы,
не использованные в отчетному году, направляются в доходы ука-
занного фонда при его формировании на следующий финансовый
год.
Распределение средств фонда на предстоящий финансовый
год осуществляется по согласованию с соответствующими ве-
домствами.
Управление средствами федерального фонда материально-тех-
нической базы осуществляет Министерство природных ресурсов
РФ в пределах средств, выделяемых Министерством финансов РФ.
Контроль за расходованием средств данного фонда осуществля-
ют Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов
РФ и другие федеральные органы исполнительной власти—государ-
ственные заказчики работ по воспроизводству минерально-сырьевой
базы, финансируемых за счет средств федерального фонда мате-
риально-технической базы.
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г., он зачис-
ляется в государственные внебюджетные фонды. Этот-налог заме-
няет собой совокупность действующих взносов в ПФ, ФСС, ФОМС
и Государственный фонд занятости. Данная альтернатива обус-
ловлена желанием Правительства мобилизовать средства для реа-
лизации права граждан на государственное пенсионное и социаль-
ное обеспечение, медицинскую помощь, а также стремлением
обеспечить более строгий контроль за учетом поступления средств
в соответствующий фонд. Единый социальный налог заменяет совокупность действующих
отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фон-
ды, устанавливая единую налогооблагаемую базу и сроки оплаты.
Суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5% (с уче-
том 1 % в ПФ) до 35,6% (по тарифной ставке с введением регрессивной
шкалы, т.е. чем выше доход работника, тем меньше ставка социаль-
ного налога. Это должно стимулировать работодателя к легализации
высоких выплат сотрудникам).