4.Консолидированные целевые бюджетные фонды в РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюд-

жетах различных уровней, сроком на один год, для осуществления

финансовой деятельности в строго определенном приоритетном

направлении. Целевые бюджетные фонды создаются как в силу зако-

на РФ о соответствующем бюджете на предстоящий финансовый год

на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации в соот-

ветствии с действующим законодательством.

Федеральный и территориальные дорожные фонды. Начи-

ная с 1995 г. средства Федерального дорожного фонда РФ вклю-

чаются в федеральный бюджет. В соответствии с Законом РФ

≪О дорожных фондах в Российской Федерации≫ от 18 октября

1991 г. с последующими изменениями предусмотрено образова-

ние финансовых ресурсов для содержания и устойчивого разви-

тия сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских

автомобильных дорог) и определены общие правовые основы соз-

дания дорожных фондов соответствующих органов государствен-

ной власти, назначение и использование этих фондов, источники

средств, поступающих в них.

В соответствии со ст. 3 Закона источниками образования дорож-

ных фондов являются: налог на, реализацию горюче-смазочных

материалов, налог с владельцев транспортных средств; акцизы с про-

дажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от прове-

дения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добро-

вольных взносов, а также из других источников (включая ассигнова-

ния из бюджета РФ).

В Федеральный дорожный фонд РФ зачисляются: налог на реа-

лизацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых

автомобилей в личное пользование граждан; федеральный налог на

пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.

В территориальный дорожный фонд зачисляются: федеральный

налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установ-

ленной законодательными (представительными) органами субъек-

тов Федерации; налог с владельцев транспортных средств; налог на

приобретение автотранспортных средств.

Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориаль-

ных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содер-

жанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на фи-

нансирование содержания, ремонта, реконструкции и строитель-

ства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к фе-

деральной собственности, а также затрат на управление дорожным

хозяйством. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и до-

тации для выравнивания уровня развития сети автомобильных до-

рог общего пользования на территории РФ, относящихся к соб-

ственности субъектов Федерации. " • Средства территориальных дорожных фондов направляются

на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строи-

тельства автомобильных дорог общего пользования, относящихся

к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат

на управление дорожным хозяйством.

Федеральный экологический фонд РФ. Положение о Федераль-

ном экологическом фонде РФ было утверждено постановлением

Правительства РФ от 29 июня 1992 г. Согласно разделу 1 Положения

Федеральный экологический фонд Российской Федерации образо-

ван на основании Закона РСФСР ≪Об охране окружающей природ-

ной среды≫ от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природо-

охранных задач, восстановления потерь в окружающей природной

среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных

задач. Федеральный экологический фонд РФ —самостоятельное

государственное учреждение, обладает правами юридического

лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные

счета, печать с изображением Государственного герба РФ и своим

наименованием. Федеральный экологический фонд РФ находится

в ведении Министерства природных ресурсов РФ.

Средства Федерального экологического фонда формируются за

счет:

S платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю-

щую природную среду, размещение отходов и другие виды за-

грязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от

взимания штрафов за экологические правонарушения, средств

от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконно добытой с их помощью продукции в размере 10% от

3-28S5 65

общей суммы указанных поступлений, направляемых во вне-

бюджетные экологические фонды;

S средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкла-

дам, банковским депозитам, от долевого использования соб-

ственных средств в деятельности предприятий и иных юри-

дических лиц;

S инвалютных поступлений от иностранных юридических и фи-

зических лиц;

S отчислений от доходов предприятий, учреждений и организа-

ций, образуемых Федеральным экологическим фондом РФ;

S добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций

и граждан, в т.ч. иностранных юридических и физических лиц;

S платы за консультационные, экспертные и другие услуги;

S иных источников денежных средств, не противоречащих дей-

ствующему законодательству и основным задачам деятельно-

сти данного фонда.

Средства Федерального экологического фонда РФ используются на:

S долевое участие в разработке и реализации имеющих феде-

ральное значение программ и проектов, направленных на улуч-

шение качества природной среды и обеспечение экологичес-

кой безопасности населения;

S научно-технические исследования, разработки, внедрение ре-

сурсосберегающих и экологически чистых технологий;

S участие в финансировании строительства, реконструкции

природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями

и организациями;

S осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов,

нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

S выплату в установленном порядке компенсационных сумм

гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью

загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на

окружающую природную среду;

f развитие экологического воспитания и образования;

S содержание аппарата Федерального экологического фонда РФ.

Использование средств Федерального экологического фонда РФ

осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом ука-

- v -ого фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов.

Средства Федерального экологического фонда РФ не могут

быть использованы на цели, не связанные с природоохранной

деятельностью.

Не использованные в отчетном году средства Федерального эко-

логического фонда РФ изъятию не подлежат, переходят на следую-

щий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные

Положением о Фонде.

Государственный фонд борьбы с преступностью. В ноябре 1994 г.

Правительство РФ постановило создать Государственный фонд борь-

бы с преступностью для финансирования мероприятий по реализации

федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью

и укреплению материально-технической базы правоохранительных ор-

ганов. Согласно Положению о Государственном фонде борьбы с пре-

ступностью этот фонд образуется и предназначен для дополнительного

финансирования мероприятий по реализации федеральной и регио-

нальных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления мате-

риально-технической базы правоохранительных органов.

Средства Государственного фонда борьбы с преступностью име-

ют целевое назначение, не подлежат изъятию и не могут использо-

ваться для получения прибыли.

Выделение средств Государственного фонда борьбы с преступ-

ностью федеральным органам исполнительной власти и органам

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвую-

щим в реализации мероприятий федеральной и региональных прог-

рамм по усилению борьбы с преступностью, осуществляется по целе-

вым направлениям по представлении в Правительство Российской

Федерации заявки на выделение финансовых средств.

Основанием для выделения средств из Государственного фонда

борьбы с преступностью является решение Правительства РФ, в кото-

ром указывается размер ассигнований и их целевое расходование.

Государственный фонд борьбы с преступностью формируется

за счет:

S 100% средств, полученных от реализации имущества, конфис-

кованного по вступившим в законную силу приговорам, опреде-

лениям и постановлениям судов (судей), за исключением средств

и имущества, в отношении которых установлен особый поря-

док распоряжения и реализации;

S 15% денежных средств, взысканных в качестве штрафов, на-

лагаемых в административном порядке, а также по вступив-

шим в законную силу приговорам судов (судей);

S 100% средств от реализации бесхозяйного имущества, изъя-

того при проведении оперативно-розыскных мероприятий

правоохранительными органами;

S 100% средств, взимаемых за выдачу лицензий на осуществле-

ние частной детективной и охранной деятельности;

S 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право прода-

жи оружия и лицензий на приобретение оружия гражданами,

предприятиями, организациями и учреждениями;

S добровольных взносов, благотворительных пожертвований

предприятий, учреждений и организаций, общественных объе-

динений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граж-

дан, поступающих в виде денежных средств;

S иных доходов в соответствии с действующим законодатель-

ством.

Средства Государственного фонда борьбы с преступностью

направляются на:

S финансирование реализации федеральной и региональных про-

грамм по борьбе с преступностью;

S финансирование укрепления материально-технической базы

правоохранительных органов.

Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой

базы. Правительство РФ постановлением от 2 августа 1997 г. утвер-

дило Положение о Фонде воспроизводства минерально-сырьевой

базы. Согласно Положению средства данного фонда направляются

на финансирование осуществляемых для федеральных нужд меро-

приятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая

геологическое изучение недр на территории РФ, ее континенталь-

ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению госу-

дарственным фондом недр РФ.

Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой

базы, финансируемых из средств фонда, разрабатывается и утвержда-

ется по согласованию с соответствующими ведомствами.

Средства федерального фонда воспроизводства материально-

технической базы образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство мине-

рально-сырьевой базы, производимых пользователями недр,

осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых,

разведанных за счет государственных средств.

Средства данного фонда имеют целевое назначение, не подлежат

изъятию, а также могут быть использованы для получения прибыли,

распределяются и используются по направлениям, установленным

федеральным законом о федеральном бюджете на соответствую-

щий год.

Операции со средствами указанного фонда проводятся только

через Центральный Банк РФ и Главное управление Федерального

казначейства Министерства финансов РФ.

Средства федерального фонда материально-технической базы,

не использованные в отчетному году, направляются в доходы ука-

занного фонда при его формировании на следующий финансовый

год.

Распределение средств фонда на предстоящий финансовый

год осуществляется по согласованию с соответствующими ве-

домствами.

Управление средствами федерального фонда материально-тех-

нической базы осуществляет Министерство природных ресурсов

РФ в пределах средств, выделяемых Министерством финансов РФ.

Контроль за расходованием средств данного фонда осуществля-

ют Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов

РФ и другие федеральные органы исполнительной власти—государ-

ственные заказчики работ по воспроизводству минерально-сырьевой

базы, финансируемых за счет средств федерального фонда мате-

риально-технической базы.

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г., он зачис-

ляется в государственные внебюджетные фонды. Этот-налог заме-

няет собой совокупность действующих взносов в ПФ, ФСС, ФОМС

и Государственный фонд занятости. Данная альтернатива обус-

ловлена желанием Правительства мобилизовать средства для реа-

лизации права граждан на государственное пенсионное и социаль-

ное обеспечение, медицинскую помощь, а также стремлением

обеспечить более строгий контроль за учетом поступления средств

в соответствующий фонд. Единый социальный налог заменяет совокупность действующих

отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фон-

ды, устанавливая единую налогооблагаемую базу и сроки оплаты.

Суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5% (с уче-

том 1 % в ПФ) до 35,6% (по тарифной ставке с введением регрессивной

шкалы, т.е. чем выше доход работника, тем меньше ставка социаль-

ного налога. Это должно стимулировать работодателя к легализации

высоких выплат сотрудникам).

Целевые бюджетные фонды создаются и консолидируются в бюд-

жетах различных уровней, сроком на один год, для осуществления

финансовой деятельности в строго определенном приоритетном

направлении. Целевые бюджетные фонды создаются как в силу зако-

на РФ о соответствующем бюджете на предстоящий финансовый год

на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации в соот-

ветствии с действующим законодательством.

Федеральный и территориальные дорожные фонды. Начи-

ная с 1995 г. средства Федерального дорожного фонда РФ вклю-

чаются в федеральный бюджет. В соответствии с Законом РФ

≪О дорожных фондах в Российской Федерации≫ от 18 октября

1991 г. с последующими изменениями предусмотрено образова-

ние финансовых ресурсов для содержания и устойчивого разви-

тия сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских

автомобильных дорог) и определены общие правовые основы соз-

дания дорожных фондов соответствующих органов государствен-

ной власти, назначение и использование этих фондов, источники

средств, поступающих в них.

В соответствии со ст. 3 Закона источниками образования дорож-

ных фондов являются: налог на, реализацию горюче-смазочных

материалов, налог с владельцев транспортных средств; акцизы с про-

дажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от прове-

дения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добро-

вольных взносов, а также из других источников (включая ассигнова-

ния из бюджета РФ).

В Федеральный дорожный фонд РФ зачисляются: налог на реа-

лизацию горюче-смазочных материалов; акцизы с продажи легковых

автомобилей в личное пользование граждан; федеральный налог на

пользователей автомобильных дорог по установленной ставке.

В территориальный дорожный фонд зачисляются: федеральный

налог на пользователей автомобильных дорог по ставке, установ-

ленной законодательными (представительными) органами субъек-

тов Федерации; налог с владельцев транспортных средств; налог на

приобретение автотранспортных средств.

Средства Федерального дорожного фонда РФ и территориаль-

ных дорожных фондов имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с содер-

жанием и развитием автомобильных дорог общего пользования.

Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на фи-

нансирование содержания, ремонта, реконструкции и строитель-

ства автомобильных дорог общего пользования, относящихся к фе-

деральной собственности, а также затрат на управление дорожным

хозяйством. Из указанного фонда могут выделяться субвенции и до-

тации для выравнивания уровня развития сети автомобильных до-

рог общего пользования на территории РФ, относящихся к соб-

ственности субъектов Федерации. " • Средства территориальных дорожных фондов направляются

на финансирование содержания, ремонта, реконструкции и строи-

тельства автомобильных дорог общего пользования, относящихся

к собственности субъектов Российской Федерации, а также затрат

на управление дорожным хозяйством.

Федеральный экологический фонд РФ. Положение о Федераль-

ном экологическом фонде РФ было утверждено постановлением

Правительства РФ от 29 июня 1992 г. Согласно разделу 1 Положения

Федеральный экологический фонд Российской Федерации образо-

ван на основании Закона РСФСР ≪Об охране окружающей природ-

ной среды≫ от 19 декабря 1991 г. для решения неотложных природо-

охранных задач, восстановления потерь в окружающей природной

среде, компенсации причиненного вреда и других природоохранных

задач. Федеральный экологический фонд РФ —самостоятельное

государственное учреждение, обладает правами юридического

лица, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные

счета, печать с изображением Государственного герба РФ и своим

наименованием. Федеральный экологический фонд РФ находится

в ведении Министерства природных ресурсов РФ.

Средства Федерального экологического фонда формируются за

счет:

S платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружаю-

щую природную среду, размещение отходов и другие виды за-

грязнений, сумм, полученных по искам о возмещении вреда и от

взимания штрафов за экологические правонарушения, средств

от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства,

незаконно добытой с их помощью продукции в размере 10% от

3-28S5 65

общей суммы указанных поступлений, направляемых во вне-

бюджетные экологические фонды;

S средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкла-

дам, банковским депозитам, от долевого использования соб-

ственных средств в деятельности предприятий и иных юри-

дических лиц;

S инвалютных поступлений от иностранных юридических и фи-

зических лиц;

S отчислений от доходов предприятий, учреждений и организа-

ций, образуемых Федеральным экологическим фондом РФ;

S добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций

и граждан, в т.ч. иностранных юридических и физических лиц;

S платы за консультационные, экспертные и другие услуги;

S иных источников денежных средств, не противоречащих дей-

ствующему законодательству и основным задачам деятельно-

сти данного фонда.

Средства Федерального экологического фонда РФ используются на:

S долевое участие в разработке и реализации имеющих феде-

ральное значение программ и проектов, направленных на улуч-

шение качества природной среды и обеспечение экологичес-

кой безопасности населения;

S научно-технические исследования, разработки, внедрение ре-

сурсосберегающих и экологически чистых технологий;

S участие в финансировании строительства, реконструкции

природоохранных объектов, осуществляемых предприятиями

и организациями;

S осуществление мер по воспроизводству природных ресурсов,

нанесших ущерб в результате загрязнения природной среды;

S выплату в установленном порядке компенсационных сумм

гражданам на возмещение вреда, причиненного их здоровью

загрязнением и иными неблагоприятными воздействиями на

окружающую природную среду;

f развитие экологического воспитания и образования;

S содержание аппарата Федерального экологического фонда РФ.

Использование средств Федерального экологического фонда РФ

осуществляется в направлениях, предусмотренных бюджетом ука-

- v -ого фонда на текущий год, и в соответствии со сметами расходов.

Средства Федерального экологического фонда РФ не могут

быть использованы на цели, не связанные с природоохранной

деятельностью.

Не использованные в отчетном году средства Федерального эко-

логического фонда РФ изъятию не подлежат, переходят на следую-

щий финансовый год и расходуются на цели, предусмотренные

Положением о Фонде.

Государственный фонд борьбы с преступностью. В ноябре 1994 г.

Правительство РФ постановило создать Государственный фонд борь-

бы с преступностью для финансирования мероприятий по реализации

федеральной и региональных программ по борьбе с преступностью

и укреплению материально-технической базы правоохранительных ор-

ганов. Согласно Положению о Государственном фонде борьбы с пре-

ступностью этот фонд образуется и предназначен для дополнительного

финансирования мероприятий по реализации федеральной и регио-

нальных программ по борьбе с преступностью, а также укрепления мате-

риально-технической базы правоохранительных органов.

Средства Государственного фонда борьбы с преступностью име-

ют целевое назначение, не подлежат изъятию и не могут использо-

ваться для получения прибыли.

Выделение средств Государственного фонда борьбы с преступ-

ностью федеральным органам исполнительной власти и органам

исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвую-

щим в реализации мероприятий федеральной и региональных прог-

рамм по усилению борьбы с преступностью, осуществляется по целе-

вым направлениям по представлении в Правительство Российской

Федерации заявки на выделение финансовых средств.

Основанием для выделения средств из Государственного фонда

борьбы с преступностью является решение Правительства РФ, в кото-

ром указывается размер ассигнований и их целевое расходование.

Государственный фонд борьбы с преступностью формируется

за счет:

S 100% средств, полученных от реализации имущества, конфис-

кованного по вступившим в законную силу приговорам, опреде-

лениям и постановлениям судов (судей), за исключением средств

и имущества, в отношении которых установлен особый поря-

док распоряжения и реализации;

S 15% денежных средств, взысканных в качестве штрафов, на-

лагаемых в административном порядке, а также по вступив-

шим в законную силу приговорам судов (судей);

S 100% средств от реализации бесхозяйного имущества, изъя-

того при проведении оперативно-розыскных мероприятий

правоохранительными органами;

S 100% средств, взимаемых за выдачу лицензий на осуществле-

ние частной детективной и охранной деятельности;

S 50% средств, взимаемых за выдачу лицензий на право прода-

жи оружия и лицензий на приобретение оружия гражданами,

предприятиями, организациями и учреждениями;

S добровольных взносов, благотворительных пожертвований

предприятий, учреждений и организаций, общественных объе-

динений, граждан, а также иностранных юридических лиц и граж-

дан, поступающих в виде денежных средств;

S иных доходов в соответствии с действующим законодатель-

ством.

Средства Государственного фонда борьбы с преступностью

направляются на:

S финансирование реализации федеральной и региональных про-

грамм по борьбе с преступностью;

S финансирование укрепления материально-технической базы

правоохранительных органов.

Федеральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой

базы. Правительство РФ постановлением от 2 августа 1997 г. утвер-

дило Положение о Фонде воспроизводства минерально-сырьевой

базы. Согласно Положению средства данного фонда направляются

на финансирование осуществляемых для федеральных нужд меро-

приятий по воспроизводству минерально-сырьевой базы, включая

геологическое изучение недр на территории РФ, ее континенталь-

ном шельфе и в Мировом океане, и расходов по управлению госу-

дарственным фондом недр РФ.

Перечень мероприятий по воспроизводству минерально-сырьевой

базы, финансируемых из средств фонда, разрабатывается и утвержда-

ется по согласованию с соответствующими ведомствами.

Средства федерального фонда воспроизводства материально-

технической базы образуются за счет зачисляемой в доход федерального бюджета части отчислений на воспроизводство мине-

рально-сырьевой базы, производимых пользователями недр,

осуществляющими добычу всех видов полезных ископаемых,

разведанных за счет государственных средств.

Средства данного фонда имеют целевое назначение, не подлежат

изъятию, а также могут быть использованы для получения прибыли,

распределяются и используются по направлениям, установленным

федеральным законом о федеральном бюджете на соответствую-

щий год.

Операции со средствами указанного фонда проводятся только

через Центральный Банк РФ и Главное управление Федерального

казначейства Министерства финансов РФ.

Средства федерального фонда материально-технической базы,

не использованные в отчетному году, направляются в доходы ука-

занного фонда при его формировании на следующий финансовый

год.

Распределение средств фонда на предстоящий финансовый

год осуществляется по согласованию с соответствующими ве-

домствами.

Управление средствами федерального фонда материально-тех-

нической базы осуществляет Министерство природных ресурсов

РФ в пределах средств, выделяемых Министерством финансов РФ.

Контроль за расходованием средств данного фонда осуществля-

ют Министерство финансов РФ, Министерство природных ресурсов

РФ и другие федеральные органы исполнительной власти—государ-

ственные заказчики работ по воспроизводству минерально-сырьевой

базы, финансируемых за счет средств федерального фонда мате-

риально-технической базы.

Единый социальный налог введен с 1 января 2001 г., он зачис-

ляется в государственные внебюджетные фонды. Этот-налог заме-

няет собой совокупность действующих взносов в ПФ, ФСС, ФОМС

и Государственный фонд занятости. Данная альтернатива обус-

ловлена желанием Правительства мобилизовать средства для реа-

лизации права граждан на государственное пенсионное и социаль-

ное обеспечение, медицинскую помощь, а также стремлением

обеспечить более строгий контроль за учетом поступления средств

в соответствующий фонд. Единый социальный налог заменяет совокупность действующих

отчислений во внебюджетные фонды, не ликвидируя данные фон-

ды, устанавливая единую налогооблагаемую базу и сроки оплаты.

Суммарный тариф страховых взносов снижается с 39,5% (с уче-

том 1 % в ПФ) до 35,6% (по тарифной ставке с введением регрессивной

шкалы, т.е. чем выше доход работника, тем меньше ставка социаль-

ного налога. Это должно стимулировать работодателя к легализации

высоких выплат сотрудникам).