1.Финансы как экономическая категория. Сущность, функции финансов

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Термин ≪jinansia≫ возник в XI—XV вв. в торговых рядах Ита-

лии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальней-

шем этот термин получил международное распространение,

начал употребляться как понятие, связанное с системой денеж-

ных отношений между населением и государством по поводу

образования государственных фондов денежных средств, т.е.

стал отражать денежные отношения между субъектами — день-

ги выступают материальной основой существования и функцио-

нирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

Субъекты обладали разными правами в процессе этих отноше-

ний: государство обладало особыми полномочиями. В данном

процессе формировался общегосударственный фонд денежных

средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фон-

довый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не

могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим пла-

тежам государственно-принудительного характера, что дости-

галось правовой деятельностью государства, созданием соответ-

ствующего фискального аппарата.

Нет лучшего способа управления государством, чем управле-

ние при помощи денег. Более эффективного способа управления

человечество пока не придумало.

Финансы — совокупность денежных отношений, организо-

ванных государством, в процессе которых осуществляется фор-

мирование и использование общегосударственных фондов де-

нежных средств для осуществления экономических, социальных

и политических задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между

людьми по поводу образования, перераспределения и использования

фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целе-

вые фонды денежных средств в совокупности представляют собой

финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная

категория (с помощью финансов происходит распределение нацио-

нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается

в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ре-

сурсы и в чьих интересах используются эти средства.

Функции финансов:

распределительная (распределение национального дохода) —

заключается в создании так называемых основных, или первичных,

доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные дохо-

ды формируются при распределении национального дохода среди

участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских

хозяйств; доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение национального дохода связано с межотрасле-

вым и территориальным перераспределением средств в интересах

рационального использования накоплений предприятий. В результа-

те перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы,

полученные в отраслях непроизводственной сферы;

контрольная — контроль за распределением ВВП по соответ-

ствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Инструментом реализации контрольной функции финансов явля-

ется финансовая информация, заключенная в финансовых показа-

телях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистиче-

ской отчетности;

регулирующая — связана с вмешательством государства через

финансы (государственные расходы, налога, государственный кре-

дит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельно-

сти решаются задачи: планового собирания и распределения денеж-

ных фондов в соответствии с целями государства; экономического

стимулирования общественного производства в целях его разви-

тия и интенсификации; контроля за законным и целесообразным ис-

пользованием денежных и материальных ресурсов.

Термин ≪jinansia≫ возник в XI—XV вв. в торговых рядах Ита-

лии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальней-

шем этот термин получил международное распространение,

начал употребляться как понятие, связанное с системой денеж-

ных отношений между населением и государством по поводу

образования государственных фондов денежных средств, т.е.

стал отражать денежные отношения между субъектами — день-

ги выступают материальной основой существования и функцио-

нирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

Субъекты обладали разными правами в процессе этих отноше-

ний: государство обладало особыми полномочиями. В данном

процессе формировался общегосударственный фонд денежных

средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фон-

довый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не

могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим пла-

тежам государственно-принудительного характера, что дости-

галось правовой деятельностью государства, созданием соответ-

ствующего фискального аппарата.

Нет лучшего способа управления государством, чем управле-

ние при помощи денег. Более эффективного способа управления

человечество пока не придумало.

Финансы — совокупность денежных отношений, организо-

ванных государством, в процессе которых осуществляется фор-

мирование и использование общегосударственных фондов де-

нежных средств для осуществления экономических, социальных

и политических задач.

Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между

людьми по поводу образования, перераспределения и использования

фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целе-

вые фонды денежных средств в совокупности представляют собой

финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная

категория (с помощью финансов происходит распределение нацио-

нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается

в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ре-

сурсы и в чьих интересах используются эти средства.

Функции финансов:

распределительная (распределение национального дохода) —

заключается в создании так называемых основных, или первичных,

доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные дохо-

ды формируются при распределении национального дохода среди

участников материального производства. Они делятся на 2 группы:

зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских

хозяйств; доходы предприятий сферы материального производства.

Перераспределение национального дохода связано с межотрасле-

вым и территориальным перераспределением средств в интересах

рационального использования накоплений предприятий. В результа-

те перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы,

полученные в отраслях непроизводственной сферы;

контрольная — контроль за распределением ВВП по соответ-

ствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Инструментом реализации контрольной функции финансов явля-

ется финансовая информация, заключенная в финансовых показа-

телях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистиче-

ской отчетности;

регулирующая — связана с вмешательством государства через

финансы (государственные расходы, налога, государственный кре-

дит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельно-

сти решаются задачи: планового собирания и распределения денеж-

ных фондов в соответствии с целями государства; экономического

стимулирования общественного производства в целях его разви-

тия и интенсификации; контроля за законным и целесообразным ис-

пользованием денежных и материальных ресурсов.