1.Финансы как экономическая категория. Сущность, функции финансов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Термин ≪jinansia≫ возник в XI—XV вв. в торговых рядах Ита-
лии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальней-
шем этот термин получил международное распространение,
начал употребляться как понятие, связанное с системой денеж-
ных отношений между населением и государством по поводу
образования государственных фондов денежных средств, т.е.
стал отражать денежные отношения между субъектами — день-
ги выступают материальной основой существования и функцио-
нирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).
Субъекты обладали разными правами в процессе этих отноше-
ний: государство обладало особыми полномочиями. В данном
процессе формировался общегосударственный фонд денежных
средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фон-
довый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не
могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим пла-
тежам государственно-принудительного характера, что дости-
галось правовой деятельностью государства, созданием соответ-
ствующего фискального аппарата.
Нет лучшего способа управления государством, чем управле-
ние при помощи денег. Более эффективного способа управления
человечество пока не придумало.
Финансы — совокупность денежных отношений, организо-
ванных государством, в процессе которых осуществляется фор-
мирование и использование общегосударственных фондов де-
нежных средств для осуществления экономических, социальных
и политических задач.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между
людьми по поводу образования, перераспределения и использования
фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целе-
вые фонды денежных средств в совокупности представляют собой
финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная
категория (с помощью финансов происходит распределение нацио-
нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается
в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ре-
сурсы и в чьих интересах используются эти средства.
Функции финансов:
распределительная (распределение национального дохода) —
заключается в создании так называемых основных, или первичных,
доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные дохо-
ды формируются при распределении национального дохода среди
участников материального производства. Они делятся на 2 группы:
зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских
хозяйств; доходы предприятий сферы материального производства.
Перераспределение национального дохода связано с межотрасле-
вым и территориальным перераспределением средств в интересах
рационального использования накоплений предприятий. В результа-
те перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы,
полученные в отраслях непроизводственной сферы;
контрольная — контроль за распределением ВВП по соответ-
ствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Инструментом реализации контрольной функции финансов явля-
ется финансовая информация, заключенная в финансовых показа-
телях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистиче-
ской отчетности;
регулирующая — связана с вмешательством государства через
финансы (государственные расходы, налога, государственный кре-
дит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельно-
сти решаются задачи: планового собирания и распределения денеж-
ных фондов в соответствии с целями государства; экономического
стимулирования общественного производства в целях его разви-
тия и интенсификации; контроля за законным и целесообразным ис-
пользованием денежных и материальных ресурсов.
Термин ≪jinansia≫ возник в XI—XV вв. в торговых рядах Ита-
лии и сначала обозначал любой денежный платеж. В дальней-
шем этот термин получил международное распространение,
начал употребляться как понятие, связанное с системой денеж-
ных отношений между населением и государством по поводу
образования государственных фондов денежных средств, т.е.
стал отражать денежные отношения между субъектами — день-
ги выступают материальной основой существования и функцио-
нирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).
Субъекты обладали разными правами в процессе этих отноше-
ний: государство обладало особыми полномочиями. В данном
процессе формировался общегосударственный фонд денежных
средств — бюджет. Следовательно, эти отношения носили фон-
довый характер. Регулярное поступление средств в бюджет не
могло быть обеспечено без придания налогам, сборам и другим пла-
тежам государственно-принудительного характера, что дости-
галось правовой деятельностью государства, созданием соответ-
ствующего фискального аппарата.
Нет лучшего способа управления государством, чем управле-
ние при помощи денег. Более эффективного способа управления
человечество пока не придумало.
Финансы — совокупность денежных отношений, организо-
ванных государством, в процессе которых осуществляется фор-
мирование и использование общегосударственных фондов де-
нежных средств для осуществления экономических, социальных
и политических задач.
Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между
людьми по поводу образования, перераспределения и использования
фондов денежных средств. По своему содержанию финансы как целе-
вые фонды денежных средств в совокупности представляют собой
финансовые ресурсы страны; это прежде всего распределительная
категория (с помощью финансов происходит распределение нацио-
нального дохода). Сущность финансовых отношений заключается
в исследовании: за счет кого государство получает финансовые ре-
сурсы и в чьих интересах используются эти средства.
Функции финансов:
распределительная (распределение национального дохода) —
заключается в создании так называемых основных, или первичных,
доходов. Их сумма равна национальному доходу. Основные дохо-
ды формируются при распределении национального дохода среди
участников материального производства. Они делятся на 2 группы:
зарплата рабочих и служащих и доходы фермеров и крестьянских
хозяйств; доходы предприятий сферы материального производства.
Перераспределение национального дохода связано с межотрасле-
вым и территориальным перераспределением средств в интересах
рационального использования накоплений предприятий. В результа-
те перераспределения образуются вторичные доходы, т.е. доходы,
полученные в отраслях непроизводственной сферы;
контрольная — контроль за распределением ВВП по соответ-
ствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.
Инструментом реализации контрольной функции финансов явля-
ется финансовая информация, заключенная в финансовых показа-
телях, имеющихся в бухгалтерской, оперативной и статистиче-
ской отчетности;
регулирующая — связана с вмешательством государства через
финансы (государственные расходы, налога, государственный кре-
дит) в процесс воспроизводства. В процессе финансовой деятельно-
сти решаются задачи: планового собирания и распределения денеж-
ных фондов в соответствии с целями государства; экономического
стимулирования общественного производства в целях его разви-
тия и интенсификации; контроля за законным и целесообразным ис-
пользованием денежных и материальных ресурсов.