5.Принципы бюджетного устройства
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Единство бюджетной системы обеспечивает единую право-
вую базу, использование единой бюджетной классификации.
Полнота означает, что в каждом звене бюджетной системы до-
ходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.
Реальность означает правдивость бюджетных показателей.
Гласность требует публикации утвержденных бюджетов, а так-
же отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного
бюджета РФ.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием соб-
ственных источников доходов и правом определить направления
их использования.
Консолидированный бюджет — свод Федерального бюджета
и бюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-госу-
дарственного и административно-территориального образований —
используется для анализа и статистики. Консолидированный бюджет
не утверждается законодательным органом власти.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюд-
жетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и ре-
гионов. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается налоговой политикой. В соответствии с законодательством доходная
часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных
и регулируемых доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступаю-
щие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты
(налог на имущество предприятий — региональный налог).
Регулируемые доходы — совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже-
стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его
расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из
размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверж-
дении вышестоящего бюджета.
Регулируемые источники доходов:
'НДС;
S налог на прибыль;
S акцизы;
S подоходный налог.
Регулируемые доходы. Отчисления от федеральных и регио-
нальных налогов:
S от налога на прибыль (24%);
S от НДС (18%);
S от налога на доходы физических лиц (13%).
Дотации, средства, передаваемые из вышестоящего бюджета по
взаимным расчетам и из Фонда финансовой поддержки регионов.
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета
в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов
при их дефиците.
Субвенции (приходить на помощь) — средства, передаваемые
из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финанси-
рование строго целевого мероприятия.
Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной
основе (возвратность с процентами).
Минимальный бюджет — рассчитанная на очередной период
сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего
уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом вла-
сти минимально необходимые расходы. Часть из них в случае не-
достаточности закрепленных доходов покрывается отчисляемы-
ми от регулируемых доходов дотациями, субвенциями.
Консолидированный бюджет области включает в себя:
1. Областной бюджет.
2. Бюджеты городов областного подчинения в том числе об-
ластного центра.
2.1. Городские бюджеты.
2.2. Бюджет городских районов.
3. Бюджеты районов области.
3.1. Районные бюджеты.
3.2. Бюджеты городов районного подчинения.
3.3. Поселковые, сельские и другие бюджеты.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
S применения единой для всех муниципальных образований мето-
дологии;
S выравнивания доходов муниципального образования;
S максимально возможного сокращения встречных финансовых
потоков;
S компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо-
дов или увеличения расходов, возникших вследствие решений,
принимаемых органами государственной власти;
S повышения заинтересованности органов местного самоуправ-
ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.
Единство бюджетной системы обеспечивает единую право-
вую базу, использование единой бюджетной классификации.
Полнота означает, что в каждом звене бюджетной системы до-
ходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.
Реальность означает правдивость бюджетных показателей.
Гласность требует публикации утвержденных бюджетов, а так-
же отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного
бюджета РФ.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием соб-
ственных источников доходов и правом определить направления
их использования.
Консолидированный бюджет — свод Федерального бюджета
и бюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-госу-
дарственного и административно-территориального образований —
используется для анализа и статистики. Консолидированный бюджет
не утверждается законодательным органом власти.
Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюд-
жетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и ре-
гионов. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается налоговой политикой. В соответствии с законодательством доходная
часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных
и регулируемых доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.
Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступаю-
щие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты
(налог на имущество предприятий — региональный налог).
Регулируемые доходы — совокупность денежных средств,
передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже-
стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его
расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из
размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверж-
дении вышестоящего бюджета.
Регулируемые источники доходов:
'НДС;
S налог на прибыль;
S акцизы;
S подоходный налог.
Регулируемые доходы. Отчисления от федеральных и регио-
нальных налогов:
S от налога на прибыль (24%);
S от НДС (18%);
S от налога на доходы физических лиц (13%).
Дотации, средства, передаваемые из вышестоящего бюджета по
взаимным расчетам и из Фонда финансовой поддержки регионов.
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета
в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов
при их дефиците.
Субвенции (приходить на помощь) — средства, передаваемые
из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финанси-
рование строго целевого мероприятия.
Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной
основе (возвратность с процентами).
Минимальный бюджет — рассчитанная на очередной период
сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего
уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом вла-
сти минимально необходимые расходы. Часть из них в случае не-
достаточности закрепленных доходов покрывается отчисляемы-
ми от регулируемых доходов дотациями, субвенциями.
Консолидированный бюджет области включает в себя:
1. Областной бюджет.
2. Бюджеты городов областного подчинения в том числе об-
ластного центра.
2.1. Городские бюджеты.
2.2. Бюджет городских районов.
3. Бюджеты районов области.
3.1. Районные бюджеты.
3.2. Бюджеты городов районного подчинения.
3.3. Поселковые, сельские и другие бюджеты.
Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:
S применения единой для всех муниципальных образований мето-
дологии;
S выравнивания доходов муниципального образования;
S максимально возможного сокращения встречных финансовых
потоков;
S компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо-
дов или увеличения расходов, возникших вследствие решений,
принимаемых органами государственной власти;
S повышения заинтересованности органов местного самоуправ-
ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.