5.Принципы бюджетного устройства

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Единство бюджетной системы обеспечивает единую право-

вую базу, использование единой бюджетной классификации.

Полнота означает, что в каждом звене бюджетной системы до-

ходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

Реальность означает правдивость бюджетных показателей.

Гласность требует публикации утвержденных бюджетов, а так-

же отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного

бюджета РФ.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием соб-

ственных источников доходов и правом определить направления

их использования.

Консолидированный бюджет — свод Федерального бюджета

и бюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-госу-

дарственного и административно-территориального образований —

используется для анализа и статистики. Консолидированный бюджет

не утверждается законодательным органом власти.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюд-

жетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и ре-

гионов. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается налоговой политикой. В соответствии с законодательством доходная

часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных

и регулируемых доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступаю-

щие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты

(налог на имущество предприятий — региональный налог).

Регулируемые доходы — совокупность денежных средств,

передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже-

стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его

расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из

размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверж-

дении вышестоящего бюджета.

Регулируемые источники доходов:

'НДС;

S налог на прибыль;

S акцизы;

S подоходный налог.

Регулируемые доходы. Отчисления от федеральных и регио-

нальных налогов:

S от налога на прибыль (24%);

S от НДС (18%);

S от налога на доходы физических лиц (13%).

Дотации, средства, передаваемые из вышестоящего бюджета по

взаимным расчетам и из Фонда финансовой поддержки регионов.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета

в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов

при их дефиците.

Субвенции (приходить на помощь) — средства, передаваемые

из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финанси-

рование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной

основе (возвратность с процентами).

Минимальный бюджет — рассчитанная на очередной период

сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего

уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом вла-

сти минимально необходимые расходы. Часть из них в случае не-

достаточности закрепленных доходов покрывается отчисляемы-

ми от регулируемых доходов дотациями, субвенциями.

Консолидированный бюджет области включает в себя:

1. Областной бюджет.

2. Бюджеты городов областного подчинения в том числе об-

ластного центра.

2.1. Городские бюджеты.

2.2. Бюджет городских районов.

3. Бюджеты районов области.

3.1. Районные бюджеты.

3.2. Бюджеты городов районного подчинения.

3.3. Поселковые, сельские и другие бюджеты.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

S применения единой для всех муниципальных образований мето-

дологии;

S выравнивания доходов муниципального образования;

S максимально возможного сокращения встречных финансовых

потоков;

S компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо-

дов или увеличения расходов, возникших вследствие решений,

принимаемых органами государственной власти;

S повышения заинтересованности органов местного самоуправ-

ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.

Единство бюджетной системы обеспечивает единую право-

вую базу, использование единой бюджетной классификации.

Полнота означает, что в каждом звене бюджетной системы до-

ходы и расходы должны отражаться в их полном объеме.

Реальность означает правдивость бюджетных показателей.

Гласность требует публикации утвержденных бюджетов, а так-

же отчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного

бюджета РФ.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием соб-

ственных источников доходов и правом определить направления

их использования.

Консолидированный бюджет — свод Федерального бюджета

и бюджетов субъектов Федерации, т.е. бюджетов национально-госу-

дарственного и административно-территориального образований —

используется для анализа и статистики. Консолидированный бюджет

не утверждается законодательным органом власти.

Наиболее сложная проблема в бюджетном устройстве — бюд-

жетный федерализм, т.е. бюджетные взаимоотношения центра и ре-

гионов. Взаимодействие бюджетов всех уровней обеспечивается налоговой политикой. В соответствии с законодательством доходная

часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных

и регулируемых доходов, дотаций, субвенций и кредитных ресурсов.

Закрепленные доходы — это доходы, полностью поступаю-

щие в соответствующие бюджеты, минуя вышестоящие бюджеты

(налог на имущество предприятий — региональный налог).

Регулируемые доходы — совокупность денежных средств,

передаваемых из вышестоящего звена бюджетной системы ниже-

стоящему бюджету сверх закрепленных доходов для покрытия его

расходов, зачисляемых в соответствующие бюджеты, исходя из

размеров процентных отчислений, устанавливаемых при утверж-

дении вышестоящего бюджета.

Регулируемые источники доходов:

'НДС;

S налог на прибыль;

S акцизы;

S подоходный налог.

Регулируемые доходы. Отчисления от федеральных и регио-

нальных налогов:

S от налога на прибыль (24%);

S от НДС (18%);

S от налога на доходы физических лиц (13%).

Дотации, средства, передаваемые из вышестоящего бюджета по

взаимным расчетам и из Фонда финансовой поддержки регионов.

Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета

в твердой сумме для сбалансирования нижестоящих бюджетов

при их дефиците.

Субвенции (приходить на помощь) — средства, передаваемые

из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финанси-

рование строго целевого мероприятия.

Кредитные ресурсы — средства, передаваемые на кредитной

основе (возвратность с процентами).

Минимальный бюджет — рассчитанная на очередной период

сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего

уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом вла-

сти минимально необходимые расходы. Часть из них в случае не-

достаточности закрепленных доходов покрывается отчисляемы-

ми от регулируемых доходов дотациями, субвенциями.

Консолидированный бюджет области включает в себя:

1. Областной бюджет.

2. Бюджеты городов областного подчинения в том числе об-

ластного центра.

2.1. Городские бюджеты.

2.2. Бюджет городских районов.

3. Бюджеты районов области.

3.1. Районные бюджеты.

3.2. Бюджеты городов районного подчинения.

3.3. Поселковые, сельские и другие бюджеты.

Межбюджетные отношения строятся на следующих принципах:

S применения единой для всех муниципальных образований мето-

дологии;

S выравнивания доходов муниципального образования;

S максимально возможного сокращения встречных финансовых

потоков;

S компенсации местным бюджетам в случае уменьшения дохо-

дов или увеличения расходов, возникших вследствие решений,

принимаемых органами государственной власти;

S повышения заинтересованности органов местного самоуправ-

ления в увеличении собственных доходов местных бюджетов.