3.Этапы организации кредитного процесса
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Для осуществления кредитной деятельности коммерческие банки
создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредствен-
ной работой которых и является организация кредитного процесса.
Разделение кредитного процесса на этапы может осуществлять-
ся по-разному. Главное здесь не то, как разграничить этапы, а как
полнее охватить весь порядок кредитования. Выделяются следую-
щие этапы кредитного процесса:
1) подготовка документов для анализа кредитной заявки;
2) решение о предоставлении кредита;
3) оформление кредитного договора;
4) оформление договора залога или поручительства третьих
лиц (обеспеченного залогом);
5) выдача кредита;
6) учет и обслуживание задолженности;
7) изменение условий договора (пролонгация, изменение процент-
ной ставки);
8) работа с просроченными кредитами.
Рассмотрим каждый из перечисленных этапов кредитного про-
цесса более подробно.
Подготовка документов для анализа кредитной заявки
Если клиент обратился за кредитом, он проходит собеседова-
ние с кредитным инспектором, которое дает возможность клиенту
объяснить, почему у него возникла потребность в кредите.
Данное собеседование особенно важно, поскольку позволяет кредит-
ному инспектору банка оценить характер клиента и искренность его на-
мерений. Если клиент недостаточно искренен в указании цели и возни-
кают сомнения по поводу того, что он будет придерживаться условий
договора, это обстоятельство должно быть отражено как сильный
негативный фактор, учитываемый при рассмотрении кредитной заяв-
ки. В ходе первой беседы с заемщиком выясняются юридический статус,
кредитная история и финансовое положение клиента, назначение ссуды
и источники ее погашения, способы гарантирования возврата кредита,
наличие долгов перед другими банками и другое. Как правило, на этом
этапе происходит первый ≪отсев≫ потенциальных заемщиков на основе
кредитной политики банка при попадании клиента в зону повышенного
риска по тем или иным причинам. Не стоит стесняться отказать клиенту на первом этапе знакомства; делать это надо обдуманно и тактич-
но, отказ тщательно обосновать. Главное здесь—никогда и ничего не
обещать клиенту, пока не будет ясна вся картина. Если клиент впер-
вые обращается в банк по вопросу получения ссуды, его, естественно,
будут интересовать принятые в данном банке правила и условия. Что-
бы получить кредит, клиент должен соблюдать следующие условия:
1) иметь рублевый и текущий валютные счета в АКБ не менее
шести месяцев;
2) заемщик должен иметь обороты, соизмеримые с суммой зап-
рашиваемого кредита, т. е. сумма кредита не может превы-
шать 10% кредитового оборота за последний квартал;
3) кредит выдается при наличии достаточного обеспечения, га-
рантирующего возврат выдаваемого кредита. В качестве кре-
дитного обеспечения принимается следующее: банковские га-
рантии, залог государственных ценных бумаг, векселей банков.
Клиента интересует примерный перечень документов, необходи-
мых для рассмотрения предложения о кредитовании. В АКБ ≪Кредит-
Москва≫ он следующий.
1. Письмо-ходатайство о предоставлении кредита с краткой
информацией об организации и ее деятельности.
2. Заявка на получение кредита с указанием суммы кредита,
целевого направления кредита, срока, вида обеспечения, реквизи-
тов клиента и предполагаемый уровень процентной ставки, ко-
торый клиент готов уплатить.
3. Копия баланса и форма № 2, заверенная налоговой инспек-
цией по состоянию на начало каждого квартала текущего года.
4. Последнее аудиторское заключение о достоверности от-
чета.
5. Подробная расшифровка разделов баланса: основные сред-
ства, дебиторы и кредиторы с указанием контрагентов, сумм и дат
возникновения задолженности по ссудам на день подачи заявки.
6. Документ о назначении на должность лица, имеющего право
действовать от имени организации при подписании договора, или
соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия)
(необходимо проверить наличие каких-либо оговорок в уставе
о правах и полномочиях подписания кредитных договоров).
7. Копия лицензии, если она необходима, на осуществление
операций, под которую исправляется кредит.
8. Технико-экономическое обоснование возвратности креди-
та: описание направления использования кредитных средств и ис-
точников погашения кредита и процентов, с расчетом сроков
поставки и реализации товара, расходов на приобретение и реали-
зацию товара, накладных расходов, расходов по страхованию това-
ра и его охране, налогов на прибыль и указанием планируемой выгруз-
ки от реализации, дохода и условно-чистой прибыли.
9. Копия контракта или договора, сверенная банком с ориги-
налом, под исполнение которого берется кредит.
10. Копия договора на продажу (договоров о совместной деятель-
ности) и на реализацию заемщиком продукции, работ, услуг в объе-
ме и в сроки.
П. Документы, подтверждающие право личной собственности ру-
ководителя фирмыма основные средства, квартиру, машину, землю.
12. Документы, подтверждающие право пользования (владе-
ния) фирмой, офисом, производственными помещениями, склад-
скими помещениями, землей и другими основными средствами.
13. Финансовые документы, подтверждающие платежеспо-
собность гаранта, поручителя или страхователя.
14. Извещение налоговой инспекции и Пенсионного фонда о на-
мерении налогоплательщика открыть ссудный счет.
15. Учредительные документы (устав, свидетельство о регис-
трации, лицензия, карточка с образцами подписей, заверенными
нотариально).
Кредитный работник вправе потребовать от заемщика и другие
документы, в зависимости от индивидуальных особенностей кре-
дитуемой программы.
Рассмотрение кредитной заявки и решение о предоставлении
кредита
Когда документы попадают в кредитное дело, отдел кредитова-
ния производит их тщательную проверку с целью определить, рас-
полагает ли клиент достаточным для погашения кредита потоком
наличности и активами. Сотрудник отдела делает выписку по рас-
четному счету за последние три месяца, составляет кредитную ис-
торию клиента. В срок не более семи дней кредитный инспектор
анализирует кредитоспособность заемщика, риски, связанные с за-
емщиком, а также внутрисистемные риски, при необходимости делает расчет процентной ставки, анализирует достаточность обе-
спечения кредита и дает свое заключение в письменном виде
о возможности выдачи кредита в кредитный комитет.
Вопрос, который должен рассматриваться в первую очередь,
состоит в том, может ли клиент обслуживать кредит, т.е. своевре-
менно осуществлять взносы в счет его погашения. Это обычно пред-
полагает детальное изучение пяти аспектов кредитной заявки: ха-
рактера заемщика, способности к заимствованию, наличия средств,
обеспечения и условий. Все эти пункты должны быть удовлетворе-
ны с точки зрения кредитора.
Характер заемщика
Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент
может достаточно точно указать цель получения банковского кре-
дита и имеет серьезные намерения погасить его. Если инспектор не
имеет должной уверенности относительно цели испрашиваемого
кредита, она должна быть уточнена. Ответственность, правдивость
и серьезность намерений погасить всю свою задолженность состав-
ляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.
Если кредитный инспектор банка считает, что клиент неискренен,
обещая использовать полученные средства в соответствии с планом
и погашать задолженность в соответствии с графиком, кредит не
должен предоставляться, поскольку он станет проблемным. Выво-
ды кредитный инспектор делает на основании технико-экономичес-
кого обоснования (ТЭО) возвратности кредита, где описывается на-
правление использования кредитных средств, источники погашения
кредита и процентов с расчетом сроков поставки и реализации това-
ра, расходов с указанием планируемой выручки от реализации до-
хода. Из банковской практики можно выделить следующие основ-
ные требования, предъявляемые к составлению клиентом ТЭО:
1) ТЭО кредитных проектов является документарным математи-
ко-логическим обоснованием запрашиваемых размеров ссуды;
2) ТЭО отражает все источники средств, используемые при ре-
ализации кредитного проекта, предусмотренные законода-
тельством;
3) Все расчеты ТЭО осуществляются в порядке, предусмотрен-
ном РФ, а также отражают все источники средств, исполь-
зуемых при реализации кредитного проекта;
4-2855 97
4) Обязательным требованием к ТЭО является реальность расче-
тов, достоверность данных и их подтверждение соответствую-
щим образом оформленными договорами (контрактами), подлин-
ники которых клиент предоставляет при подаче заявки в банк;
5) Клиент должен полностью владеть информацией о рыночнос-
ти затрагиваемого сектора кредитных отношений и быть го-
товым к беседе по всем интересующим кредитных экспертов
вопросам.
Способность заимствовать средства
Кредитный инспектор должен быть уверен, что представитель
фирмы, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие пол-
номочия, предоставленные советом директоров на проведение пе-
реговоров и подписание кредитного договора от имени корпорации
(копия протокола заседания совета директоров, копия карточки
с образцами подписей и оттиска печати).
Денежные средства
Ключевой момент любой кредитной заявки заключен в следую-
щем вопросе: сможет ли заемщик получить достаточно денежных
средств в форме дохода или потока наличности, чтобы погасить
кредит? В целом заемщики имеют только три источника погаше-
ния полученных ими кредитов: .
S потоки наличности;
S продажа или ликвидация активов;
S привлечение средств путем выпуска долговых обязательств
или ценных бумаг.
Недостаточность потока наличности является распростра-
ненным показателем ухудшения финансового состояния фирмы
и взаимоотношений с кредиторами. С точки зрения бухгалтер-
ского учета поток наличности определяется следующим образом:
К3 —увеличение кредиторской задолженности;
Зтмц—увеличение запасов товарно-материальных ценностей;
Здз —увеличение дебиторской задолженности.
Эта формула обращает внимание кредитного инспектора бан-
ка на те стороны деятельности клиента, которые отражают ка-
чество и опыт его менеджеров, а также состояние рынка, на кото-
ром работает клиент. Заемщик, который держится на плаву
благодаря значительному использованию коммерческого креди-
та (кредиторской задолженности), накапливает большие запасы
товарно-материальных ценностей, непроданных товаров или
сталкивается с трудностями при взыскании долгов у своих долж-
ников (дебиторской задолженности), станет для банка проблем-
ным кредитором.
Обеспечение
При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инс-
пектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик
достаточным капиталом или качественными активами для
предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Кредит-
ный инспектор обращает особое внимание на такие характерис-
тики, как срок службы, состояние и структура активов заемщика.
Разумеется, предпочтение при решении о предоставлении креди-
та будет отдаваться заемщику, который в качестве обеспечения
предоставит высоколиквидные активы.
Условия
Кредитный инспектор должен быть в курсе последних тен-
денций в деятельности заемщика или соответствующей отрасли
и того, как изменение экономических условий может повлиять
на процесс погашения кредита. На бумаге кредит может казать-
ся надежным, но его качество может снизиться в результате со-
кращения объема продаж или дохода в условиях экономическо-
го спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией.
Для оценки отрасли и экономических условий большинство
банков формируют информационные базы данных: собирают
вырезки из газет, журналов и результаты научных исследований по отраслям, в которых функционируют их основные заемщики.
Изучение вышеназванных аспектов кредитной заявки помогает
ответить на более широкий вопрос: является ли заемщик креди-
тоспособным.
Изучение кредитоспособности заемщика
Для принятия решения о выдаче кредита банк должен оценить
платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчи-
вость заемщика.
Платежеспособность заемщика —это его возможность и спо-
собность своевременно погасить все виды обязательств и задол-
женности. Кредитоспособность характеризуется лишь возможно-
стью предприятия погасить кредитную задолженность. Погашение
ссуд также возможно за счет выручки от реализации имущества,
принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию
гарантии (другого банка или предприятия) своевременного возврата
средств или даже за счет страхования погашения ссуды.
Оценка кредитоспособности предполагает использование по-
казателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зре-
ния возможности погашения ссудной задолженности.
При всей своей важности такие показатели имеют в некотором
смысле ограниченное значение.
Во-первых, многие показатели, характеризующие финансовое
положение, наличие капитала, и другие обращены в прошлое, по-
скольку они рассчитываются по данным за истекший период, а прог-
ноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности
погашения ссуд в будущем.
Во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании дан-
ных об остатках (≪запас≫) на отчетные даты, а не на основании дан-
ных об оборотах (≪поток≫) за определенный период, хотя данные
об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.
При анализе кредитоспособности используются различные ис-
точники информации:
S материалы, полученные непосредственно от клиента;
S материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
S сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты
с клиентом (его поставщиком, кредиторами, покупателями
его продукции, банками и т.д.);
S отчеты и другие материалы частных и государственных уч-
реждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, спра-
вочники по инвестициям и т.д.).
Методы оценки кредитоспособности
Коммерческие банки, предоставляя кредиты заемщикам, учитыва-
ют перспективы их возврата. Поэтому до выдачи кредита банк дол-
жен оценить связанный с ним риск, вероятность непогашения ссуды
в обусловленный договором срок. Риск кредитования заемщика банк
оценивает посредством анализа его финансового положения.
Современная банковская практика использует множество спосо-
бов оценки финансового положения заемщика. Наибольшее призна-
ние получила оценка на основе анализа финансовых коэффициентов
и денежного потока. Анализ на основе финансовых коэффициентов
наиболее распространенный в российских коммерческих банках.
Это объясняется его простотой и достаточной наглядностью.
Оценка финансового состояния заемщика включает:
S его общую оценку и изменения за отчетный период;
S оценку финансовой устойчивости;
S определение текущей ликвидности предприятия-заемщика.
Главным источником информации для определения финансово-
го положения является баланс и отчет о финансовых результатах
и их использовании (форма № 2 баланса).
Наряду с ним банк может использовать выписки по счетам пред-
приятия, расшифровки балансовых статей, общую статистическую
информацию, характеризующую развитие промышленности и дру-
гих отраслей народного хозяйства страны.
Оценку финансового состояния заемщика начинают с выявления
статей, указывающих на тяжелое финансовое состояние предприя-
тия (убытки, наличие просроченных ссуд, задолженностей, непла-
тежей в бюджет). Затем определяют общую стоимость имущества
организации, которая равна итогу баланса, и тенденции ее измене-
ния за анализируемый период. С этой целью итог баланса на начало
периода сравнивают с итогом баланса на конец периода. Такое со-
поставление позволяет определить общее направление изменения
баланса.
Далее целесообразно установить динамику объема производ-
ства и реализации продукции, а также прибыли организации.
Рассматривая изменения разделов и статей баланса, необходи-
мо их оценить и сопоставить. Положительной оценки заслуживает
увеличение в активе баланса остатков денежных средств, кратко-
срочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило,
основных средств, капитальных вложений и нематериальных акти-
вов; в пассиве баланса —итога I раздела и особенно сумм прибы-
ли фондов специального назначения и целевого финансирования,
а также доходов будущих периодов. Отрицательной оценки обыч-
но заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задол-
женности в активе и пассиве баланса. Во всех случаях отрицатель-
но оценивают наличие и увеличение остатка по статье ≪убытки≫.
Показателем платежеспособности клиента банка за период или
на определенную дату является отсутствие просроченного или
пролонгированного долга банку, поставщикам, бюджету, рабочим
и служащим.
В банковской практике применяются следующие группы пока-
зателей:
S коэффициенты ликвидности;
S показатели финансовой устойчивости и платежеспособ-
ность;
S коэффициенты финансовой независимости;
S показатели оборотного капитала и другие.
Существует много различных методик анализа финансового по-
ложения клиента и его надежности с точки зрения погашения долга
банку. В практике банков США применяют ≪Правила шести "Си"≫,
в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начина-
ющийся буквой ≪Си≫ (см. таблицу).
Для осуществления кредитной деятельности коммерческие банки
создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредствен-
ной работой которых и является организация кредитного процесса.
Разделение кредитного процесса на этапы может осуществлять-
ся по-разному. Главное здесь не то, как разграничить этапы, а как
полнее охватить весь порядок кредитования. Выделяются следую-
щие этапы кредитного процесса:
1) подготовка документов для анализа кредитной заявки;
2) решение о предоставлении кредита;
3) оформление кредитного договора;
4) оформление договора залога или поручительства третьих
лиц (обеспеченного залогом);
5) выдача кредита;
6) учет и обслуживание задолженности;
7) изменение условий договора (пролонгация, изменение процент-
ной ставки);
8) работа с просроченными кредитами.
Рассмотрим каждый из перечисленных этапов кредитного про-
цесса более подробно.
Подготовка документов для анализа кредитной заявки
Если клиент обратился за кредитом, он проходит собеседова-
ние с кредитным инспектором, которое дает возможность клиенту
объяснить, почему у него возникла потребность в кредите.
Данное собеседование особенно важно, поскольку позволяет кредит-
ному инспектору банка оценить характер клиента и искренность его на-
мерений. Если клиент недостаточно искренен в указании цели и возни-
кают сомнения по поводу того, что он будет придерживаться условий
договора, это обстоятельство должно быть отражено как сильный
негативный фактор, учитываемый при рассмотрении кредитной заяв-
ки. В ходе первой беседы с заемщиком выясняются юридический статус,
кредитная история и финансовое положение клиента, назначение ссуды
и источники ее погашения, способы гарантирования возврата кредита,
наличие долгов перед другими банками и другое. Как правило, на этом
этапе происходит первый ≪отсев≫ потенциальных заемщиков на основе
кредитной политики банка при попадании клиента в зону повышенного
риска по тем или иным причинам. Не стоит стесняться отказать клиенту на первом этапе знакомства; делать это надо обдуманно и тактич-
но, отказ тщательно обосновать. Главное здесь—никогда и ничего не
обещать клиенту, пока не будет ясна вся картина. Если клиент впер-
вые обращается в банк по вопросу получения ссуды, его, естественно,
будут интересовать принятые в данном банке правила и условия. Что-
бы получить кредит, клиент должен соблюдать следующие условия:
1) иметь рублевый и текущий валютные счета в АКБ не менее
шести месяцев;
2) заемщик должен иметь обороты, соизмеримые с суммой зап-
рашиваемого кредита, т. е. сумма кредита не может превы-
шать 10% кредитового оборота за последний квартал;
3) кредит выдается при наличии достаточного обеспечения, га-
рантирующего возврат выдаваемого кредита. В качестве кре-
дитного обеспечения принимается следующее: банковские га-
рантии, залог государственных ценных бумаг, векселей банков.
Клиента интересует примерный перечень документов, необходи-
мых для рассмотрения предложения о кредитовании. В АКБ ≪Кредит-
Москва≫ он следующий.
1. Письмо-ходатайство о предоставлении кредита с краткой
информацией об организации и ее деятельности.
2. Заявка на получение кредита с указанием суммы кредита,
целевого направления кредита, срока, вида обеспечения, реквизи-
тов клиента и предполагаемый уровень процентной ставки, ко-
торый клиент готов уплатить.
3. Копия баланса и форма № 2, заверенная налоговой инспек-
цией по состоянию на начало каждого квартала текущего года.
4. Последнее аудиторское заключение о достоверности от-
чета.
5. Подробная расшифровка разделов баланса: основные сред-
ства, дебиторы и кредиторы с указанием контрагентов, сумм и дат
возникновения задолженности по ссудам на день подачи заявки.
6. Документ о назначении на должность лица, имеющего право
действовать от имени организации при подписании договора, или
соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия)
(необходимо проверить наличие каких-либо оговорок в уставе
о правах и полномочиях подписания кредитных договоров).
7. Копия лицензии, если она необходима, на осуществление
операций, под которую исправляется кредит.
8. Технико-экономическое обоснование возвратности креди-
та: описание направления использования кредитных средств и ис-
точников погашения кредита и процентов, с расчетом сроков
поставки и реализации товара, расходов на приобретение и реали-
зацию товара, накладных расходов, расходов по страхованию това-
ра и его охране, налогов на прибыль и указанием планируемой выгруз-
ки от реализации, дохода и условно-чистой прибыли.
9. Копия контракта или договора, сверенная банком с ориги-
налом, под исполнение которого берется кредит.
10. Копия договора на продажу (договоров о совместной деятель-
ности) и на реализацию заемщиком продукции, работ, услуг в объе-
ме и в сроки.
П. Документы, подтверждающие право личной собственности ру-
ководителя фирмыма основные средства, квартиру, машину, землю.
12. Документы, подтверждающие право пользования (владе-
ния) фирмой, офисом, производственными помещениями, склад-
скими помещениями, землей и другими основными средствами.
13. Финансовые документы, подтверждающие платежеспо-
собность гаранта, поручителя или страхователя.
14. Извещение налоговой инспекции и Пенсионного фонда о на-
мерении налогоплательщика открыть ссудный счет.
15. Учредительные документы (устав, свидетельство о регис-
трации, лицензия, карточка с образцами подписей, заверенными
нотариально).
Кредитный работник вправе потребовать от заемщика и другие
документы, в зависимости от индивидуальных особенностей кре-
дитуемой программы.
Рассмотрение кредитной заявки и решение о предоставлении
кредита
Когда документы попадают в кредитное дело, отдел кредитова-
ния производит их тщательную проверку с целью определить, рас-
полагает ли клиент достаточным для погашения кредита потоком
наличности и активами. Сотрудник отдела делает выписку по рас-
четному счету за последние три месяца, составляет кредитную ис-
торию клиента. В срок не более семи дней кредитный инспектор
анализирует кредитоспособность заемщика, риски, связанные с за-
емщиком, а также внутрисистемные риски, при необходимости делает расчет процентной ставки, анализирует достаточность обе-
спечения кредита и дает свое заключение в письменном виде
о возможности выдачи кредита в кредитный комитет.
Вопрос, который должен рассматриваться в первую очередь,
состоит в том, может ли клиент обслуживать кредит, т.е. своевре-
менно осуществлять взносы в счет его погашения. Это обычно пред-
полагает детальное изучение пяти аспектов кредитной заявки: ха-
рактера заемщика, способности к заимствованию, наличия средств,
обеспечения и условий. Все эти пункты должны быть удовлетворе-
ны с точки зрения кредитора.
Характер заемщика
Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент
может достаточно точно указать цель получения банковского кре-
дита и имеет серьезные намерения погасить его. Если инспектор не
имеет должной уверенности относительно цели испрашиваемого
кредита, она должна быть уточнена. Ответственность, правдивость
и серьезность намерений погасить всю свою задолженность состав-
ляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.
Если кредитный инспектор банка считает, что клиент неискренен,
обещая использовать полученные средства в соответствии с планом
и погашать задолженность в соответствии с графиком, кредит не
должен предоставляться, поскольку он станет проблемным. Выво-
ды кредитный инспектор делает на основании технико-экономичес-
кого обоснования (ТЭО) возвратности кредита, где описывается на-
правление использования кредитных средств, источники погашения
кредита и процентов с расчетом сроков поставки и реализации това-
ра, расходов с указанием планируемой выручки от реализации до-
хода. Из банковской практики можно выделить следующие основ-
ные требования, предъявляемые к составлению клиентом ТЭО:
1) ТЭО кредитных проектов является документарным математи-
ко-логическим обоснованием запрашиваемых размеров ссуды;
2) ТЭО отражает все источники средств, используемые при ре-
ализации кредитного проекта, предусмотренные законода-
тельством;
3) Все расчеты ТЭО осуществляются в порядке, предусмотрен-
ном РФ, а также отражают все источники средств, исполь-
зуемых при реализации кредитного проекта;
4-2855 97
4) Обязательным требованием к ТЭО является реальность расче-
тов, достоверность данных и их подтверждение соответствую-
щим образом оформленными договорами (контрактами), подлин-
ники которых клиент предоставляет при подаче заявки в банк;
5) Клиент должен полностью владеть информацией о рыночнос-
ти затрагиваемого сектора кредитных отношений и быть го-
товым к беседе по всем интересующим кредитных экспертов
вопросам.
Способность заимствовать средства
Кредитный инспектор должен быть уверен, что представитель
фирмы, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие пол-
номочия, предоставленные советом директоров на проведение пе-
реговоров и подписание кредитного договора от имени корпорации
(копия протокола заседания совета директоров, копия карточки
с образцами подписей и оттиска печати).
Денежные средства
Ключевой момент любой кредитной заявки заключен в следую-
щем вопросе: сможет ли заемщик получить достаточно денежных
средств в форме дохода или потока наличности, чтобы погасить
кредит? В целом заемщики имеют только три источника погаше-
ния полученных ими кредитов: .
S потоки наличности;
S продажа или ликвидация активов;
S привлечение средств путем выпуска долговых обязательств
или ценных бумаг.
Недостаточность потока наличности является распростра-
ненным показателем ухудшения финансового состояния фирмы
и взаимоотношений с кредиторами. С точки зрения бухгалтер-
ского учета поток наличности определяется следующим образом:
К3 —увеличение кредиторской задолженности;
Зтмц—увеличение запасов товарно-материальных ценностей;
Здз —увеличение дебиторской задолженности.
Эта формула обращает внимание кредитного инспектора бан-
ка на те стороны деятельности клиента, которые отражают ка-
чество и опыт его менеджеров, а также состояние рынка, на кото-
ром работает клиент. Заемщик, который держится на плаву
благодаря значительному использованию коммерческого креди-
та (кредиторской задолженности), накапливает большие запасы
товарно-материальных ценностей, непроданных товаров или
сталкивается с трудностями при взыскании долгов у своих долж-
ников (дебиторской задолженности), станет для банка проблем-
ным кредитором.
Обеспечение
При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инс-
пектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик
достаточным капиталом или качественными активами для
предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Кредит-
ный инспектор обращает особое внимание на такие характерис-
тики, как срок службы, состояние и структура активов заемщика.
Разумеется, предпочтение при решении о предоставлении креди-
та будет отдаваться заемщику, который в качестве обеспечения
предоставит высоколиквидные активы.
Условия
Кредитный инспектор должен быть в курсе последних тен-
денций в деятельности заемщика или соответствующей отрасли
и того, как изменение экономических условий может повлиять
на процесс погашения кредита. На бумаге кредит может казать-
ся надежным, но его качество может снизиться в результате со-
кращения объема продаж или дохода в условиях экономическо-
го спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией.
Для оценки отрасли и экономических условий большинство
банков формируют информационные базы данных: собирают
вырезки из газет, журналов и результаты научных исследований по отраслям, в которых функционируют их основные заемщики.
Изучение вышеназванных аспектов кредитной заявки помогает
ответить на более широкий вопрос: является ли заемщик креди-
тоспособным.
Изучение кредитоспособности заемщика
Для принятия решения о выдаче кредита банк должен оценить
платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчи-
вость заемщика.
Платежеспособность заемщика —это его возможность и спо-
собность своевременно погасить все виды обязательств и задол-
женности. Кредитоспособность характеризуется лишь возможно-
стью предприятия погасить кредитную задолженность. Погашение
ссуд также возможно за счет выручки от реализации имущества,
принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию
гарантии (другого банка или предприятия) своевременного возврата
средств или даже за счет страхования погашения ссуды.
Оценка кредитоспособности предполагает использование по-
казателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зре-
ния возможности погашения ссудной задолженности.
При всей своей важности такие показатели имеют в некотором
смысле ограниченное значение.
Во-первых, многие показатели, характеризующие финансовое
положение, наличие капитала, и другие обращены в прошлое, по-
скольку они рассчитываются по данным за истекший период, а прог-
ноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности
погашения ссуд в будущем.
Во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании дан-
ных об остатках (≪запас≫) на отчетные даты, а не на основании дан-
ных об оборотах (≪поток≫) за определенный период, хотя данные
об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.
При анализе кредитоспособности используются различные ис-
точники информации:
S материалы, полученные непосредственно от клиента;
S материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;
S сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты
с клиентом (его поставщиком, кредиторами, покупателями
его продукции, банками и т.д.);
S отчеты и другие материалы частных и государственных уч-
реждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, спра-
вочники по инвестициям и т.д.).
Методы оценки кредитоспособности
Коммерческие банки, предоставляя кредиты заемщикам, учитыва-
ют перспективы их возврата. Поэтому до выдачи кредита банк дол-
жен оценить связанный с ним риск, вероятность непогашения ссуды
в обусловленный договором срок. Риск кредитования заемщика банк
оценивает посредством анализа его финансового положения.
Современная банковская практика использует множество спосо-
бов оценки финансового положения заемщика. Наибольшее призна-
ние получила оценка на основе анализа финансовых коэффициентов
и денежного потока. Анализ на основе финансовых коэффициентов
наиболее распространенный в российских коммерческих банках.
Это объясняется его простотой и достаточной наглядностью.
Оценка финансового состояния заемщика включает:
S его общую оценку и изменения за отчетный период;
S оценку финансовой устойчивости;
S определение текущей ликвидности предприятия-заемщика.
Главным источником информации для определения финансово-
го положения является баланс и отчет о финансовых результатах
и их использовании (форма № 2 баланса).
Наряду с ним банк может использовать выписки по счетам пред-
приятия, расшифровки балансовых статей, общую статистическую
информацию, характеризующую развитие промышленности и дру-
гих отраслей народного хозяйства страны.
Оценку финансового состояния заемщика начинают с выявления
статей, указывающих на тяжелое финансовое состояние предприя-
тия (убытки, наличие просроченных ссуд, задолженностей, непла-
тежей в бюджет). Затем определяют общую стоимость имущества
организации, которая равна итогу баланса, и тенденции ее измене-
ния за анализируемый период. С этой целью итог баланса на начало
периода сравнивают с итогом баланса на конец периода. Такое со-
поставление позволяет определить общее направление изменения
баланса.
Далее целесообразно установить динамику объема производ-
ства и реализации продукции, а также прибыли организации.
Рассматривая изменения разделов и статей баланса, необходи-
мо их оценить и сопоставить. Положительной оценки заслуживает
увеличение в активе баланса остатков денежных средств, кратко-
срочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило,
основных средств, капитальных вложений и нематериальных акти-
вов; в пассиве баланса —итога I раздела и особенно сумм прибы-
ли фондов специального назначения и целевого финансирования,
а также доходов будущих периодов. Отрицательной оценки обыч-
но заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задол-
женности в активе и пассиве баланса. Во всех случаях отрицатель-
но оценивают наличие и увеличение остатка по статье ≪убытки≫.
Показателем платежеспособности клиента банка за период или
на определенную дату является отсутствие просроченного или
пролонгированного долга банку, поставщикам, бюджету, рабочим
и служащим.
В банковской практике применяются следующие группы пока-
зателей:
S коэффициенты ликвидности;
S показатели финансовой устойчивости и платежеспособ-
ность;
S коэффициенты финансовой независимости;
S показатели оборотного капитала и другие.
Существует много различных методик анализа финансового по-
ложения клиента и его надежности с точки зрения погашения долга
банку. В практике банков США применяют ≪Правила шести "Си"≫,
в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начина-
ющийся буквой ≪Си≫ (см. таблицу).