3.Этапы организации кредитного процесса

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Для осуществления кредитной деятельности коммерческие банки

создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредствен-

ной работой которых и является организация кредитного процесса.

Разделение кредитного процесса на этапы может осуществлять-

ся по-разному. Главное здесь не то, как разграничить этапы, а как

полнее охватить весь порядок кредитования. Выделяются следую-

щие этапы кредитного процесса:

1) подготовка документов для анализа кредитной заявки;

2) решение о предоставлении кредита;

3) оформление кредитного договора;

4) оформление договора залога или поручительства третьих

лиц (обеспеченного залогом);

5) выдача кредита;

6) учет и обслуживание задолженности;

7) изменение условий договора (пролонгация, изменение процент-

ной ставки);

8) работа с просроченными кредитами.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов кредитного про-

цесса более подробно.

Подготовка документов для анализа кредитной заявки

Если клиент обратился за кредитом, он проходит собеседова-

ние с кредитным инспектором, которое дает возможность клиенту

объяснить, почему у него возникла потребность в кредите.

Данное собеседование особенно важно, поскольку позволяет кредит-

ному инспектору банка оценить характер клиента и искренность его на-

мерений. Если клиент недостаточно искренен в указании цели и возни-

кают сомнения по поводу того, что он будет придерживаться условий

договора, это обстоятельство должно быть отражено как сильный

негативный фактор, учитываемый при рассмотрении кредитной заяв-

ки. В ходе первой беседы с заемщиком выясняются юридический статус,

кредитная история и финансовое положение клиента, назначение ссуды

и источники ее погашения, способы гарантирования возврата кредита,

наличие долгов перед другими банками и другое. Как правило, на этом

этапе происходит первый ≪отсев≫ потенциальных заемщиков на основе

кредитной политики банка при попадании клиента в зону повышенного

риска по тем или иным причинам. Не стоит стесняться отказать клиенту на первом этапе знакомства; делать это надо обдуманно и тактич-

но, отказ тщательно обосновать. Главное здесь—никогда и ничего не

обещать клиенту, пока не будет ясна вся картина. Если клиент впер-

вые обращается в банк по вопросу получения ссуды, его, естественно,

будут интересовать принятые в данном банке правила и условия. Что-

бы получить кредит, клиент должен соблюдать следующие условия:

1) иметь рублевый и текущий валютные счета в АКБ не менее

шести месяцев;

2) заемщик должен иметь обороты, соизмеримые с суммой зап-

рашиваемого кредита, т. е. сумма кредита не может превы-

шать 10% кредитового оборота за последний квартал;

3) кредит выдается при наличии достаточного обеспечения, га-

рантирующего возврат выдаваемого кредита. В качестве кре-

дитного обеспечения принимается следующее: банковские га-

рантии, залог государственных ценных бумаг, векселей банков.

Клиента интересует примерный перечень документов, необходи-

мых для рассмотрения предложения о кредитовании. В АКБ ≪Кредит-

Москва≫ он следующий.

1. Письмо-ходатайство о предоставлении кредита с краткой

информацией об организации и ее деятельности.

2. Заявка на получение кредита с указанием суммы кредита,

целевого направления кредита, срока, вида обеспечения, реквизи-

тов клиента и предполагаемый уровень процентной ставки, ко-

торый клиент готов уплатить.

3. Копия баланса и форма № 2, заверенная налоговой инспек-

цией по состоянию на начало каждого квартала текущего года.

4. Последнее аудиторское заключение о достоверности от-

чета.

5. Подробная расшифровка разделов баланса: основные сред-

ства, дебиторы и кредиторы с указанием контрагентов, сумм и дат

возникновения задолженности по ссудам на день подачи заявки.

6. Документ о назначении на должность лица, имеющего право

действовать от имени организации при подписании договора, или

соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия)

(необходимо проверить наличие каких-либо оговорок в уставе

о правах и полномочиях подписания кредитных договоров).

7. Копия лицензии, если она необходима, на осуществление

операций, под которую исправляется кредит.

8. Технико-экономическое обоснование возвратности креди-

та: описание направления использования кредитных средств и ис-

точников погашения кредита и процентов, с расчетом сроков

поставки и реализации товара, расходов на приобретение и реали-

зацию товара, накладных расходов, расходов по страхованию това-

ра и его охране, налогов на прибыль и указанием планируемой выгруз-

ки от реализации, дохода и условно-чистой прибыли.

9. Копия контракта или договора, сверенная банком с ориги-

налом, под исполнение которого берется кредит.

10. Копия договора на продажу (договоров о совместной деятель-

ности) и на реализацию заемщиком продукции, работ, услуг в объе-

ме и в сроки.

П. Документы, подтверждающие право личной собственности ру-

ководителя фирмыма основные средства, квартиру, машину, землю.

12. Документы, подтверждающие право пользования (владе-

ния) фирмой, офисом, производственными помещениями, склад-

скими помещениями, землей и другими основными средствами.

13. Финансовые документы, подтверждающие платежеспо-

собность гаранта, поручителя или страхователя.

14. Извещение налоговой инспекции и Пенсионного фонда о на-

мерении налогоплательщика открыть ссудный счет.

15. Учредительные документы (устав, свидетельство о регис-

трации, лицензия, карточка с образцами подписей, заверенными

нотариально).

Кредитный работник вправе потребовать от заемщика и другие

документы, в зависимости от индивидуальных особенностей кре-

дитуемой программы.

Рассмотрение кредитной заявки и решение о предоставлении

кредита

Когда документы попадают в кредитное дело, отдел кредитова-

ния производит их тщательную проверку с целью определить, рас-

полагает ли клиент достаточным для погашения кредита потоком

наличности и активами. Сотрудник отдела делает выписку по рас-

четному счету за последние три месяца, составляет кредитную ис-

торию клиента. В срок не более семи дней кредитный инспектор

анализирует кредитоспособность заемщика, риски, связанные с за-

емщиком, а также внутрисистемные риски, при необходимости делает расчет процентной ставки, анализирует достаточность обе-

спечения кредита и дает свое заключение в письменном виде

о возможности выдачи кредита в кредитный комитет.

Вопрос, который должен рассматриваться в первую очередь,

состоит в том, может ли клиент обслуживать кредит, т.е. своевре-

менно осуществлять взносы в счет его погашения. Это обычно пред-

полагает детальное изучение пяти аспектов кредитной заявки: ха-

рактера заемщика, способности к заимствованию, наличия средств,

обеспечения и условий. Все эти пункты должны быть удовлетворе-

ны с точки зрения кредитора.

Характер заемщика

Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент

может достаточно точно указать цель получения банковского кре-

дита и имеет серьезные намерения погасить его. Если инспектор не

имеет должной уверенности относительно цели испрашиваемого

кредита, она должна быть уточнена. Ответственность, правдивость

и серьезность намерений погасить всю свою задолженность состав-

ляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.

Если кредитный инспектор банка считает, что клиент неискренен,

обещая использовать полученные средства в соответствии с планом

и погашать задолженность в соответствии с графиком, кредит не

должен предоставляться, поскольку он станет проблемным. Выво-

ды кредитный инспектор делает на основании технико-экономичес-

кого обоснования (ТЭО) возвратности кредита, где описывается на-

правление использования кредитных средств, источники погашения

кредита и процентов с расчетом сроков поставки и реализации това-

ра, расходов с указанием планируемой выручки от реализации до-

хода. Из банковской практики можно выделить следующие основ-

ные требования, предъявляемые к составлению клиентом ТЭО:

1) ТЭО кредитных проектов является документарным математи-

ко-логическим обоснованием запрашиваемых размеров ссуды;

2) ТЭО отражает все источники средств, используемые при ре-

ализации кредитного проекта, предусмотренные законода-

тельством;

3) Все расчеты ТЭО осуществляются в порядке, предусмотрен-

ном РФ, а также отражают все источники средств, исполь-

зуемых при реализации кредитного проекта;

4-2855 97

4) Обязательным требованием к ТЭО является реальность расче-

тов, достоверность данных и их подтверждение соответствую-

щим образом оформленными договорами (контрактами), подлин-

ники которых клиент предоставляет при подаче заявки в банк;

5) Клиент должен полностью владеть информацией о рыночнос-

ти затрагиваемого сектора кредитных отношений и быть го-

товым к беседе по всем интересующим кредитных экспертов

вопросам.

Способность заимствовать средства

Кредитный инспектор должен быть уверен, что представитель

фирмы, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие пол-

номочия, предоставленные советом директоров на проведение пе-

реговоров и подписание кредитного договора от имени корпорации

(копия протокола заседания совета директоров, копия карточки

с образцами подписей и оттиска печати).

Денежные средства

Ключевой момент любой кредитной заявки заключен в следую-

щем вопросе: сможет ли заемщик получить достаточно денежных

средств в форме дохода или потока наличности, чтобы погасить

кредит? В целом заемщики имеют только три источника погаше-

ния полученных ими кредитов: .

S потоки наличности;

S продажа или ликвидация активов;

S привлечение средств путем выпуска долговых обязательств

или ценных бумаг.

Недостаточность потока наличности является распростра-

ненным показателем ухудшения финансового состояния фирмы

и взаимоотношений с кредиторами. С точки зрения бухгалтер-

ского учета поток наличности определяется следующим образом:

К3 —увеличение кредиторской задолженности;

Зтмц—увеличение запасов товарно-материальных ценностей;

Здз —увеличение дебиторской задолженности.

Эта формула обращает внимание кредитного инспектора бан-

ка на те стороны деятельности клиента, которые отражают ка-

чество и опыт его менеджеров, а также состояние рынка, на кото-

ром работает клиент. Заемщик, который держится на плаву

благодаря значительному использованию коммерческого креди-

та (кредиторской задолженности), накапливает большие запасы

товарно-материальных ценностей, непроданных товаров или

сталкивается с трудностями при взыскании долгов у своих долж-

ников (дебиторской задолженности), станет для банка проблем-

ным кредитором.

Обеспечение

При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инс-

пектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик

достаточным капиталом или качественными активами для

предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Кредит-

ный инспектор обращает особое внимание на такие характерис-

тики, как срок службы, состояние и структура активов заемщика.

Разумеется, предпочтение при решении о предоставлении креди-

та будет отдаваться заемщику, который в качестве обеспечения

предоставит высоколиквидные активы.

Условия

Кредитный инспектор должен быть в курсе последних тен-

денций в деятельности заемщика или соответствующей отрасли

и того, как изменение экономических условий может повлиять

на процесс погашения кредита. На бумаге кредит может казать-

ся надежным, но его качество может снизиться в результате со-

кращения объема продаж или дохода в условиях экономическо-

го спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией.

Для оценки отрасли и экономических условий большинство

банков формируют информационные базы данных: собирают

вырезки из газет, журналов и результаты научных исследований по отраслям, в которых функционируют их основные заемщики.

Изучение вышеназванных аспектов кредитной заявки помогает

ответить на более широкий вопрос: является ли заемщик креди-

тоспособным.

Изучение кредитоспособности заемщика

Для принятия решения о выдаче кредита банк должен оценить

платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчи-

вость заемщика.

Платежеспособность заемщика —это его возможность и спо-

собность своевременно погасить все виды обязательств и задол-

женности. Кредитоспособность характеризуется лишь возможно-

стью предприятия погасить кредитную задолженность. Погашение

ссуд также возможно за счет выручки от реализации имущества,

принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию

гарантии (другого банка или предприятия) своевременного возврата

средств или даже за счет страхования погашения ссуды.

Оценка кредитоспособности предполагает использование по-

казателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зре-

ния возможности погашения ссудной задолженности.

При всей своей важности такие показатели имеют в некотором

смысле ограниченное значение.

Во-первых, многие показатели, характеризующие финансовое

положение, наличие капитала, и другие обращены в прошлое, по-

скольку они рассчитываются по данным за истекший период, а прог-

ноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности

погашения ссуд в будущем.

Во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании дан-

ных об остатках (≪запас≫) на отчетные даты, а не на основании дан-

ных об оборотах (≪поток≫) за определенный период, хотя данные

об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.

При анализе кредитоспособности используются различные ис-

точники информации:

S материалы, полученные непосредственно от клиента;

S материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

S сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты

с клиентом (его поставщиком, кредиторами, покупателями

его продукции, банками и т.д.);

S отчеты и другие материалы частных и государственных уч-

реждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, спра-

вочники по инвестициям и т.д.).

Методы оценки кредитоспособности

Коммерческие банки, предоставляя кредиты заемщикам, учитыва-

ют перспективы их возврата. Поэтому до выдачи кредита банк дол-

жен оценить связанный с ним риск, вероятность непогашения ссуды

в обусловленный договором срок. Риск кредитования заемщика банк

оценивает посредством анализа его финансового положения.

Современная банковская практика использует множество спосо-

бов оценки финансового положения заемщика. Наибольшее призна-

ние получила оценка на основе анализа финансовых коэффициентов

и денежного потока. Анализ на основе финансовых коэффициентов

наиболее распространенный в российских коммерческих банках.

Это объясняется его простотой и достаточной наглядностью.

Оценка финансового состояния заемщика включает:

S его общую оценку и изменения за отчетный период;

S оценку финансовой устойчивости;

S определение текущей ликвидности предприятия-заемщика.

Главным источником информации для определения финансово-

го положения является баланс и отчет о финансовых результатах

и их использовании (форма № 2 баланса).

Наряду с ним банк может использовать выписки по счетам пред-

приятия, расшифровки балансовых статей, общую статистическую

информацию, характеризующую развитие промышленности и дру-

гих отраслей народного хозяйства страны.

Оценку финансового состояния заемщика начинают с выявления

статей, указывающих на тяжелое финансовое состояние предприя-

тия (убытки, наличие просроченных ссуд, задолженностей, непла-

тежей в бюджет). Затем определяют общую стоимость имущества

организации, которая равна итогу баланса, и тенденции ее измене-

ния за анализируемый период. С этой целью итог баланса на начало

периода сравнивают с итогом баланса на конец периода. Такое со-

поставление позволяет определить общее направление изменения

баланса.

Далее целесообразно установить динамику объема производ-

ства и реализации продукции, а также прибыли организации.

Рассматривая изменения разделов и статей баланса, необходи-

мо их оценить и сопоставить. Положительной оценки заслуживает

увеличение в активе баланса остатков денежных средств, кратко-

срочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило,

основных средств, капитальных вложений и нематериальных акти-

вов; в пассиве баланса —итога I раздела и особенно сумм прибы-

ли фондов специального назначения и целевого финансирования,

а также доходов будущих периодов. Отрицательной оценки обыч-

но заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задол-

женности в активе и пассиве баланса. Во всех случаях отрицатель-

но оценивают наличие и увеличение остатка по статье ≪убытки≫.

Показателем платежеспособности клиента банка за период или

на определенную дату является отсутствие просроченного или

пролонгированного долга банку, поставщикам, бюджету, рабочим

и служащим.

В банковской практике применяются следующие группы пока-

зателей:

S коэффициенты ликвидности;

S показатели финансовой устойчивости и платежеспособ-

ность;

S коэффициенты финансовой независимости;

S показатели оборотного капитала и другие.

Существует много различных методик анализа финансового по-

ложения клиента и его надежности с точки зрения погашения долга

банку. В практике банков США применяют ≪Правила шести "Си"≫,

в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начина-

ющийся буквой ≪Си≫ (см. таблицу).

Для осуществления кредитной деятельности коммерческие банки

создают в своей структуре кредитные подразделения, непосредствен-

ной работой которых и является организация кредитного процесса.

Разделение кредитного процесса на этапы может осуществлять-

ся по-разному. Главное здесь не то, как разграничить этапы, а как

полнее охватить весь порядок кредитования. Выделяются следую-

щие этапы кредитного процесса:

1) подготовка документов для анализа кредитной заявки;

2) решение о предоставлении кредита;

3) оформление кредитного договора;

4) оформление договора залога или поручительства третьих

лиц (обеспеченного залогом);

5) выдача кредита;

6) учет и обслуживание задолженности;

7) изменение условий договора (пролонгация, изменение процент-

ной ставки);

8) работа с просроченными кредитами.

Рассмотрим каждый из перечисленных этапов кредитного про-

цесса более подробно.

Подготовка документов для анализа кредитной заявки

Если клиент обратился за кредитом, он проходит собеседова-

ние с кредитным инспектором, которое дает возможность клиенту

объяснить, почему у него возникла потребность в кредите.

Данное собеседование особенно важно, поскольку позволяет кредит-

ному инспектору банка оценить характер клиента и искренность его на-

мерений. Если клиент недостаточно искренен в указании цели и возни-

кают сомнения по поводу того, что он будет придерживаться условий

договора, это обстоятельство должно быть отражено как сильный

негативный фактор, учитываемый при рассмотрении кредитной заяв-

ки. В ходе первой беседы с заемщиком выясняются юридический статус,

кредитная история и финансовое положение клиента, назначение ссуды

и источники ее погашения, способы гарантирования возврата кредита,

наличие долгов перед другими банками и другое. Как правило, на этом

этапе происходит первый ≪отсев≫ потенциальных заемщиков на основе

кредитной политики банка при попадании клиента в зону повышенного

риска по тем или иным причинам. Не стоит стесняться отказать клиенту на первом этапе знакомства; делать это надо обдуманно и тактич-

но, отказ тщательно обосновать. Главное здесь—никогда и ничего не

обещать клиенту, пока не будет ясна вся картина. Если клиент впер-

вые обращается в банк по вопросу получения ссуды, его, естественно,

будут интересовать принятые в данном банке правила и условия. Что-

бы получить кредит, клиент должен соблюдать следующие условия:

1) иметь рублевый и текущий валютные счета в АКБ не менее

шести месяцев;

2) заемщик должен иметь обороты, соизмеримые с суммой зап-

рашиваемого кредита, т. е. сумма кредита не может превы-

шать 10% кредитового оборота за последний квартал;

3) кредит выдается при наличии достаточного обеспечения, га-

рантирующего возврат выдаваемого кредита. В качестве кре-

дитного обеспечения принимается следующее: банковские га-

рантии, залог государственных ценных бумаг, векселей банков.

Клиента интересует примерный перечень документов, необходи-

мых для рассмотрения предложения о кредитовании. В АКБ ≪Кредит-

Москва≫ он следующий.

1. Письмо-ходатайство о предоставлении кредита с краткой

информацией об организации и ее деятельности.

2. Заявка на получение кредита с указанием суммы кредита,

целевого направления кредита, срока, вида обеспечения, реквизи-

тов клиента и предполагаемый уровень процентной ставки, ко-

торый клиент готов уплатить.

3. Копия баланса и форма № 2, заверенная налоговой инспек-

цией по состоянию на начало каждого квартала текущего года.

4. Последнее аудиторское заключение о достоверности от-

чета.

5. Подробная расшифровка разделов баланса: основные сред-

ства, дебиторы и кредиторы с указанием контрагентов, сумм и дат

возникновения задолженности по ссудам на день подачи заявки.

6. Документ о назначении на должность лица, имеющего право

действовать от имени организации при подписании договора, или

соответствующая доверенность (нотариально заверенная копия)

(необходимо проверить наличие каких-либо оговорок в уставе

о правах и полномочиях подписания кредитных договоров).

7. Копия лицензии, если она необходима, на осуществление

операций, под которую исправляется кредит.

8. Технико-экономическое обоснование возвратности креди-

та: описание направления использования кредитных средств и ис-

точников погашения кредита и процентов, с расчетом сроков

поставки и реализации товара, расходов на приобретение и реали-

зацию товара, накладных расходов, расходов по страхованию това-

ра и его охране, налогов на прибыль и указанием планируемой выгруз-

ки от реализации, дохода и условно-чистой прибыли.

9. Копия контракта или договора, сверенная банком с ориги-

налом, под исполнение которого берется кредит.

10. Копия договора на продажу (договоров о совместной деятель-

ности) и на реализацию заемщиком продукции, работ, услуг в объе-

ме и в сроки.

П. Документы, подтверждающие право личной собственности ру-

ководителя фирмыма основные средства, квартиру, машину, землю.

12. Документы, подтверждающие право пользования (владе-

ния) фирмой, офисом, производственными помещениями, склад-

скими помещениями, землей и другими основными средствами.

13. Финансовые документы, подтверждающие платежеспо-

собность гаранта, поручителя или страхователя.

14. Извещение налоговой инспекции и Пенсионного фонда о на-

мерении налогоплательщика открыть ссудный счет.

15. Учредительные документы (устав, свидетельство о регис-

трации, лицензия, карточка с образцами подписей, заверенными

нотариально).

Кредитный работник вправе потребовать от заемщика и другие

документы, в зависимости от индивидуальных особенностей кре-

дитуемой программы.

Рассмотрение кредитной заявки и решение о предоставлении

кредита

Когда документы попадают в кредитное дело, отдел кредитова-

ния производит их тщательную проверку с целью определить, рас-

полагает ли клиент достаточным для погашения кредита потоком

наличности и активами. Сотрудник отдела делает выписку по рас-

четному счету за последние три месяца, составляет кредитную ис-

торию клиента. В срок не более семи дней кредитный инспектор

анализирует кредитоспособность заемщика, риски, связанные с за-

емщиком, а также внутрисистемные риски, при необходимости делает расчет процентной ставки, анализирует достаточность обе-

спечения кредита и дает свое заключение в письменном виде

о возможности выдачи кредита в кредитный комитет.

Вопрос, который должен рассматриваться в первую очередь,

состоит в том, может ли клиент обслуживать кредит, т.е. своевре-

менно осуществлять взносы в счет его погашения. Это обычно пред-

полагает детальное изучение пяти аспектов кредитной заявки: ха-

рактера заемщика, способности к заимствованию, наличия средств,

обеспечения и условий. Все эти пункты должны быть удовлетворе-

ны с точки зрения кредитора.

Характер заемщика

Кредитный инспектор должен быть убежден в том, что клиент

может достаточно точно указать цель получения банковского кре-

дита и имеет серьезные намерения погасить его. Если инспектор не

имеет должной уверенности относительно цели испрашиваемого

кредита, она должна быть уточнена. Ответственность, правдивость

и серьезность намерений погасить всю свою задолженность состав-

ляют то, что кредитный инспектор называет характером заемщика.

Если кредитный инспектор банка считает, что клиент неискренен,

обещая использовать полученные средства в соответствии с планом

и погашать задолженность в соответствии с графиком, кредит не

должен предоставляться, поскольку он станет проблемным. Выво-

ды кредитный инспектор делает на основании технико-экономичес-

кого обоснования (ТЭО) возвратности кредита, где описывается на-

правление использования кредитных средств, источники погашения

кредита и процентов с расчетом сроков поставки и реализации това-

ра, расходов с указанием планируемой выручки от реализации до-

хода. Из банковской практики можно выделить следующие основ-

ные требования, предъявляемые к составлению клиентом ТЭО:

1) ТЭО кредитных проектов является документарным математи-

ко-логическим обоснованием запрашиваемых размеров ссуды;

2) ТЭО отражает все источники средств, используемые при ре-

ализации кредитного проекта, предусмотренные законода-

тельством;

3) Все расчеты ТЭО осуществляются в порядке, предусмотрен-

ном РФ, а также отражают все источники средств, исполь-

зуемых при реализации кредитного проекта;

4-2855 97

4) Обязательным требованием к ТЭО является реальность расче-

тов, достоверность данных и их подтверждение соответствую-

щим образом оформленными договорами (контрактами), подлин-

ники которых клиент предоставляет при подаче заявки в банк;

5) Клиент должен полностью владеть информацией о рыночнос-

ти затрагиваемого сектора кредитных отношений и быть го-

товым к беседе по всем интересующим кредитных экспертов

вопросам.

Способность заимствовать средства

Кредитный инспектор должен быть уверен, что представитель

фирмы, обращающийся за кредитом, имеет соответствующие пол-

номочия, предоставленные советом директоров на проведение пе-

реговоров и подписание кредитного договора от имени корпорации

(копия протокола заседания совета директоров, копия карточки

с образцами подписей и оттиска печати).

Денежные средства

Ключевой момент любой кредитной заявки заключен в следую-

щем вопросе: сможет ли заемщик получить достаточно денежных

средств в форме дохода или потока наличности, чтобы погасить

кредит? В целом заемщики имеют только три источника погаше-

ния полученных ими кредитов: .

S потоки наличности;

S продажа или ликвидация активов;

S привлечение средств путем выпуска долговых обязательств

или ценных бумаг.

Недостаточность потока наличности является распростра-

ненным показателем ухудшения финансового состояния фирмы

и взаимоотношений с кредиторами. С точки зрения бухгалтер-

ского учета поток наличности определяется следующим образом:

К3 —увеличение кредиторской задолженности;

Зтмц—увеличение запасов товарно-материальных ценностей;

Здз —увеличение дебиторской задолженности.

Эта формула обращает внимание кредитного инспектора бан-

ка на те стороны деятельности клиента, которые отражают ка-

чество и опыт его менеджеров, а также состояние рынка, на кото-

ром работает клиент. Заемщик, который держится на плаву

благодаря значительному использованию коммерческого креди-

та (кредиторской задолженности), накапливает большие запасы

товарно-материальных ценностей, непроданных товаров или

сталкивается с трудностями при взыскании долгов у своих долж-

ников (дебиторской задолженности), станет для банка проблем-

ным кредитором.

Обеспечение

При оценке обеспечения по кредитной заявке кредитный инс-

пектор должен получить ответ на вопрос: располагает ли заемщик

достаточным капиталом или качественными активами для

предоставления необходимого обеспечения по кредиту. Кредит-

ный инспектор обращает особое внимание на такие характерис-

тики, как срок службы, состояние и структура активов заемщика.

Разумеется, предпочтение при решении о предоставлении креди-

та будет отдаваться заемщику, который в качестве обеспечения

предоставит высоколиквидные активы.

Условия

Кредитный инспектор должен быть в курсе последних тен-

денций в деятельности заемщика или соответствующей отрасли

и того, как изменение экономических условий может повлиять

на процесс погашения кредита. На бумаге кредит может казать-

ся надежным, но его качество может снизиться в результате со-

кращения объема продаж или дохода в условиях экономическо-

го спада или роста процентных ставок, вызванного инфляцией.

Для оценки отрасли и экономических условий большинство

банков формируют информационные базы данных: собирают

вырезки из газет, журналов и результаты научных исследований по отраслям, в которых функционируют их основные заемщики.

Изучение вышеназванных аспектов кредитной заявки помогает

ответить на более широкий вопрос: является ли заемщик креди-

тоспособным.

Изучение кредитоспособности заемщика

Для принятия решения о выдаче кредита банк должен оценить

платежеспособность, кредитоспособность и финансовую устойчи-

вость заемщика.

Платежеспособность заемщика —это его возможность и спо-

собность своевременно погасить все виды обязательств и задол-

женности. Кредитоспособность характеризуется лишь возможно-

стью предприятия погасить кредитную задолженность. Погашение

ссуд также возможно за счет выручки от реализации имущества,

принятого банком в залог по ссуде или благодаря использованию

гарантии (другого банка или предприятия) своевременного возврата

средств или даже за счет страхования погашения ссуды.

Оценка кредитоспособности предполагает использование по-

казателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зре-

ния возможности погашения ссудной задолженности.

При всей своей важности такие показатели имеют в некотором

смысле ограниченное значение.

Во-первых, многие показатели, характеризующие финансовое

положение, наличие капитала, и другие обращены в прошлое, по-

скольку они рассчитываются по данным за истекший период, а прог-

ноз кредитоспособности на перспективу дает оценку возможности

погашения ссуд в будущем.

Во-вторых, такие показатели рассчитываются на основании дан-

ных об остатках (≪запас≫) на отчетные даты, а не на основании дан-

ных об оборотах (≪поток≫) за определенный период, хотя данные

об оборотах полнее характеризуют возможности погашения ссуд.

При анализе кредитоспособности используются различные ис-

точники информации:

S материалы, полученные непосредственно от клиента;

S материалы о клиенте, имеющиеся в архиве банка;

S сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты

с клиентом (его поставщиком, кредиторами, покупателями

его продукции, банками и т.д.);

S отчеты и другие материалы частных и государственных уч-

реждений и агентств (отчеты о кредитоспособности, спра-

вочники по инвестициям и т.д.).

Методы оценки кредитоспособности

Коммерческие банки, предоставляя кредиты заемщикам, учитыва-

ют перспективы их возврата. Поэтому до выдачи кредита банк дол-

жен оценить связанный с ним риск, вероятность непогашения ссуды

в обусловленный договором срок. Риск кредитования заемщика банк

оценивает посредством анализа его финансового положения.

Современная банковская практика использует множество спосо-

бов оценки финансового положения заемщика. Наибольшее призна-

ние получила оценка на основе анализа финансовых коэффициентов

и денежного потока. Анализ на основе финансовых коэффициентов

наиболее распространенный в российских коммерческих банках.

Это объясняется его простотой и достаточной наглядностью.

Оценка финансового состояния заемщика включает:

S его общую оценку и изменения за отчетный период;

S оценку финансовой устойчивости;

S определение текущей ликвидности предприятия-заемщика.

Главным источником информации для определения финансово-

го положения является баланс и отчет о финансовых результатах

и их использовании (форма № 2 баланса).

Наряду с ним банк может использовать выписки по счетам пред-

приятия, расшифровки балансовых статей, общую статистическую

информацию, характеризующую развитие промышленности и дру-

гих отраслей народного хозяйства страны.

Оценку финансового состояния заемщика начинают с выявления

статей, указывающих на тяжелое финансовое состояние предприя-

тия (убытки, наличие просроченных ссуд, задолженностей, непла-

тежей в бюджет). Затем определяют общую стоимость имущества

организации, которая равна итогу баланса, и тенденции ее измене-

ния за анализируемый период. С этой целью итог баланса на начало

периода сравнивают с итогом баланса на конец периода. Такое со-

поставление позволяет определить общее направление изменения

баланса.

Далее целесообразно установить динамику объема производ-

ства и реализации продукции, а также прибыли организации.

Рассматривая изменения разделов и статей баланса, необходи-

мо их оценить и сопоставить. Положительной оценки заслуживает

увеличение в активе баланса остатков денежных средств, кратко-

срочных и долгосрочных финансовых вложений и, как правило,

основных средств, капитальных вложений и нематериальных акти-

вов; в пассиве баланса —итога I раздела и особенно сумм прибы-

ли фондов специального назначения и целевого финансирования,

а также доходов будущих периодов. Отрицательной оценки обыч-

но заслуживает резкий рост дебиторской и кредиторской задол-

женности в активе и пассиве баланса. Во всех случаях отрицатель-

но оценивают наличие и увеличение остатка по статье ≪убытки≫.

Показателем платежеспособности клиента банка за период или

на определенную дату является отсутствие просроченного или

пролонгированного долга банку, поставщикам, бюджету, рабочим

и служащим.

В банковской практике применяются следующие группы пока-

зателей:

S коэффициенты ликвидности;

S показатели финансовой устойчивости и платежеспособ-

ность;

S коэффициенты финансовой независимости;

S показатели оборотного капитала и другие.

Существует много различных методик анализа финансового по-

ложения клиента и его надежности с точки зрения погашения долга

банку. В практике банков США применяют ≪Правила шести "Си"≫,

в которых критерии отбора клиентов обозначены словами, начина-

ющийся буквой ≪Си≫ (см. таблицу).