1.Понятие внебюджетных фондов, их значение, классификация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Внебюджетные фонды—это форма перераспределения и исполь-
зования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финан-
сирования некоторых общественных потребностей и комплексно рас-
ходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем
управления — на государственные и региональные. С помощью
внебюджетных фондов можно:
S влиять на процесс производства путем финансирования, суб-
сидирования, кредитования отечественных предприятий;
S обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их
за счет специально определенных источников и штрафов за
загрязнение окружающей среды;
S оказывать социальные услуги населению путем выплаты посо-
бий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инф-
раструктуры в целом;
S представлять займы, в том числе зарубежным партнерам,
включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов нахо-
дится в ведении государственных органов власти — центральных,
республиканских и местных. Порядок их формирования и исполь-
зования регламентируется соответствующим законодательством.
Классификация целевых государственных и местных вне-
бюджетных фондов
В Российской Федерации на законодательном уровне для фи-
нансирования отдельных направлений деятельности государства
предусмотрена возможность создания специальных фондов де-
нежных средств, при условии строго целевого их использования.
Создание первых внебюджетных фондов относится к 1990 г.
В настоящее время система целевых фондов может рассматри-
ваться как совокупность фондов:
S выделенных за пределы бюджетной системы (государствен-
ные внебюджетные фонды);
S специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных
уровней {консолидированные целевые бюджетные фонды);
S децентрализованных фондов.
Внебюджетные фонды — отдельный элемент финансовой систе-
мы государства. Правовому регулированию общественных отноше-
ний, связанных с образованием, распределением и использованием
средств государственных внебюджетных фондов, посвящена глава
17 Бюджетного кодекса РФ ≪Государственные внебюджетные фон-
ды≫ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фе-
деральный фонд обязательного медицинского страхования).
Через систему внебюджетных фондов Российской Федерации
реализуется политика государства по осуществлению обязательно-
го социального страхования, которое является частью системы со-
циальной защиты населения. Согласно ст. 1 Федерального закона
≪Об основах обязательного социального страхования≫ от 16 июля
1999 г. обязательное социальное страхование —часть государ-
ственной системы социальной защиты населения, спецификой кото-
рой является осуществляемое в соответствии с Федеральным зако-
ном страхование работающих граждан от возможного изменения
материального и (или) социального положения, в том числе по не
зависящим от них обстоятельствам.
Согласно указанному закону обязательное социальное страхова-
ние —система создаваемых государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных на компенсацию или миними-
зацию последствий изменения материального и (или) социального по-
ложения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных зако-
нодательством РФ,—иных категорий граждан вследствие признания
их безработными, трудового увечья или профессионального заболе-
вания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери
кормильца, а также наступления старости, необходимости получения
медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления
иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Одним из принципов осуществления обязательного социального
страхования (ст. 4 Закона) является устойчивость финансовой системы
обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эк-
вивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Финан-
совая система обязательного социального страхования состоит из че-
тырех элементов — перечисленных выше внебюджетных фондов
(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федераль-
ный фонд обязательного медицинского страхования). Эти фонды —
субъекты обязательного социального страхования (страховщики), или
участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Законом ≪Об основах обязательного социального страхова-
ния≫ предусмотрено, что страховщики (ст. 6)—это некоммерческие
организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального страхования для
обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному
страхованию при наступлении страховых случаев. Организацион-
но-правовая форма страховщиков определяется федеральным зако-
ном о конкретном виде обязательного социального страхования
(ст. 13). Регистрация страхователя (другая сторона отношений)
в исполнительных органах страховщика является обязательной (ст. 9).
В соответствии со ст. 143 Бюджетного кодекса РФ государ-
ственные внебюджетные фонды — фонды денежных средств, об-
разуемые вне федерального бюджета, управляемые органами госу-
дарственной власти РФ и предназначенные для реализации:
S конституционных прав граждан на социальное обеспечение
по возрасту;
S прав на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в слу-
чае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других
случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном
обеспечении;
S прав на социальное обеспечение в случае безработицы;
'S прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи.
Бюджеты фондов государственного обязательного социального
страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Тарифы страховых взносов по каждому виду государственного
обязательного социального страхования устанавливаются феде-
ральным законом.
Целевой бюджетный фонд (консолидированный)—это фонд де-
нежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ
в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступ-
лений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюд-
жетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствую-
щие назначению целевого бюджетного фонда (ст. 17 БК РФ).
К целевым фондам, аккумулированным в федеральном бюджете
(ст. 7,8 Федерального закона ≪О федеральном бюджете на 2003 г.≫),
относятся: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральные эколо-
гический фонд РФ, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам
и сборам, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федег
ральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд уп-
равления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологи-
ческих ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны
водных объектов, Фонд Министерства РФ по атомной энергии и т.д.
Создание целевых фондов возможно также на уровне субъек-
тов Российской Федерации и местного самоуправления.
Децентрализованные фонды — это отраслевые и межотрасле-
вые внебюджетные фонды, а также финансы государственных
и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды
государства).
Так, Правительством РФ принято постановление ≪О порядке об-
разования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджет-
ных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ≫ от 12 апреля 1994 г. № 315. Установлено, что в федеральных
министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти,
а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих
координацию деятельности по разработке, финансированию и реали-
зации комплексных и опытно-конструкторских работ (услуг), кроме
предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиаци-
онные и ядерно опасные производства и объекты, действуют отрас-
левые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследова-
тельских и опытно-конструкторских работ.
Эти внебюджетные фонды формируются за счет отчислений пред-
приятий и организаций независимо от форм собственности в размере
1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) с отнесе-
нием этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Система целевых фондов находится в состоянии постоянного
динамического развития и преобразования в зависимости от конк-
ретной необходимости; на определенном этапе фонды могут созда-
ваться, а впоследствии, в результате реализации и поставленной за-
дачи —расформировываться. Основанием создания того или иного
фонда должна быть объективная необходимость и экономическая
целесообразность, т.к. избыточное их создание увеличивает расхо-
ды на содержание соответствующих аппаратов управления.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424
(в редакции постановления Правительства от 27 августа 1999 г. № 968)
создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Основные цели деятельности данного фонда: финансовое обеспе-
чение Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства, участие в финансировании региональных прог-
рамм, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку
и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, про-
водимые Государственным комитетом Российской Федерации по
поддержке и развитию малого предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ ≪О федеральном внебюджет-
ном фонде противодействия незаконному обороту наркотических,
психотропных веществ и злоупотреблению ими≫ от 20 мая 1999 г.
№ 545 создан федеральный внебюджетный фонд противодействия
незаконному обороту наркотических средств, психотропных ве-
ществ и злоупотреблению ими. Этот фонд предназначен для дополни-
тельного финансирования мероприятий по противодействию незакон-
ному обороту наркотических средств. Средства фонда формируются
за счет добровольных взносов, благотворительных пожертвований,
поступающих в виде денежных средств, и используются на допол-
нительное финансирование целевых программ, направленных на
противодействие незаконному обороту наркотических средств
и другие аналогичные мероприятия.
В зависимости от уровня управления целевые фонды могут
подразделяться на федеральные и региональные. Некоторые фонды являются одновременно федеральными и региональными, т.к. до-
ходы в них поступают в соответствующей (установленной законода-
тельно) доле от общего платежа, причитающегося с плательщика.
По юридической природе целевые фонды можно классифици-
ровать как:
S создаваемые в силу требований законов РФ;
S созданные по решениям компетентных органов в соответ-
ствии с законами РФ (эторегиональные и местные фонды).
Внебюджетные фонды—это форма перераспределения и исполь-
зования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финан-
сирования некоторых общественных потребностей и комплексно рас-
ходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем
управления — на государственные и региональные. С помощью
внебюджетных фондов можно:
S влиять на процесс производства путем финансирования, суб-
сидирования, кредитования отечественных предприятий;
S обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их
за счет специально определенных источников и штрафов за
загрязнение окружающей среды;
S оказывать социальные услуги населению путем выплаты посо-
бий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инф-
раструктуры в целом;
S представлять займы, в том числе зарубежным партнерам,
включая иностранные государства.
Организация функционирования внебюджетных фондов нахо-
дится в ведении государственных органов власти — центральных,
республиканских и местных. Порядок их формирования и исполь-
зования регламентируется соответствующим законодательством.
Классификация целевых государственных и местных вне-
бюджетных фондов
В Российской Федерации на законодательном уровне для фи-
нансирования отдельных направлений деятельности государства
предусмотрена возможность создания специальных фондов де-
нежных средств, при условии строго целевого их использования.
Создание первых внебюджетных фондов относится к 1990 г.
В настоящее время система целевых фондов может рассматри-
ваться как совокупность фондов:
S выделенных за пределы бюджетной системы (государствен-
ные внебюджетные фонды);
S специальных фондов, аккумулированных в бюджетах различных
уровней {консолидированные целевые бюджетные фонды);
S децентрализованных фондов.
Внебюджетные фонды — отдельный элемент финансовой систе-
мы государства. Правовому регулированию общественных отноше-
ний, связанных с образованием, распределением и использованием
средств государственных внебюджетных фондов, посвящена глава
17 Бюджетного кодекса РФ ≪Государственные внебюджетные фон-
ды≫ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фе-
деральный фонд обязательного медицинского страхования).
Через систему внебюджетных фондов Российской Федерации
реализуется политика государства по осуществлению обязательно-
го социального страхования, которое является частью системы со-
циальной защиты населения. Согласно ст. 1 Федерального закона
≪Об основах обязательного социального страхования≫ от 16 июля
1999 г. обязательное социальное страхование —часть государ-
ственной системы социальной защиты населения, спецификой кото-
рой является осуществляемое в соответствии с Федеральным зако-
ном страхование работающих граждан от возможного изменения
материального и (или) социального положения, в том числе по не
зависящим от них обстоятельствам.
Согласно указанному закону обязательное социальное страхова-
ние —система создаваемых государством правовых, экономических
и организационных мер, направленных на компенсацию или миними-
зацию последствий изменения материального и (или) социального по-
ложения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных зако-
нодательством РФ,—иных категорий граждан вследствие признания
их безработными, трудового увечья или профессионального заболе-
вания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери
кормильца, а также наступления старости, необходимости получения
медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления
иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Одним из принципов осуществления обязательного социального
страхования (ст. 4 Закона) является устойчивость финансовой системы
обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эк-
вивалентности страхового обеспечения и страховых взносов. Финан-
совая система обязательного социального страхования состоит из че-
тырех элементов — перечисленных выше внебюджетных фондов
(Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федераль-
ный фонд обязательного медицинского страхования). Эти фонды —
субъекты обязательного социального страхования (страховщики), или
участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Законом ≪Об основах обязательного социального страхова-
ния≫ предусмотрено, что страховщики (ст. 6)—это некоммерческие
организации, создаваемые в соответствии с федеральными законами
о конкретных видах обязательного социального страхования для
обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному
страхованию при наступлении страховых случаев. Организацион-
но-правовая форма страховщиков определяется федеральным зако-
ном о конкретном виде обязательного социального страхования
(ст. 13). Регистрация страхователя (другая сторона отношений)
в исполнительных органах страховщика является обязательной (ст. 9).
В соответствии со ст. 143 Бюджетного кодекса РФ государ-
ственные внебюджетные фонды — фонды денежных средств, об-
разуемые вне федерального бюджета, управляемые органами госу-
дарственной власти РФ и предназначенные для реализации:
S конституционных прав граждан на социальное обеспечение
по возрасту;
S прав на социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в слу-
чае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других
случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном
обеспечении;
S прав на социальное обеспечение в случае безработицы;
'S прав на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской
помощи.
Бюджеты фондов государственного обязательного социального
страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов
субъектов РФ и местных бюджетов.
Тарифы страховых взносов по каждому виду государственного
обязательного социального страхования устанавливаются феде-
ральным законом.
Целевой бюджетный фонд (консолидированный)—это фонд де-
нежных средств, образуемый в соответствии с законодательством РФ
в составе бюджета за счет доходов целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступ-
лений и используемый по отдельной смете. Средства целевого бюд-
жетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствую-
щие назначению целевого бюджетного фонда (ст. 17 БК РФ).
К целевым фондам, аккумулированным в федеральном бюджете
(ст. 7,8 Федерального закона ≪О федеральном бюджете на 2003 г.≫),
относятся: Федеральный дорожный фонд РФ, Федеральные эколо-
гический фонд РФ, Федеральный фонд Министерства РФ по налогам
и сборам, Государственный фонд борьбы с преступностью, Федег
ральный фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд уп-
равления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологи-
ческих ресурсов, Федеральный фонд восстановления и охраны
водных объектов, Фонд Министерства РФ по атомной энергии и т.д.
Создание целевых фондов возможно также на уровне субъек-
тов Российской Федерации и местного самоуправления.
Децентрализованные фонды — это отраслевые и межотрасле-
вые внебюджетные фонды, а также финансы государственных
и муниципальных организаций и предприятий (ресурсовые фонды
государства).
Так, Правительством РФ принято постановление ≪О порядке об-
разования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджет-
ных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ≫ от 12 апреля 1994 г. № 315. Установлено, что в федеральных
министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти,
а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих
координацию деятельности по разработке, финансированию и реали-
зации комплексных и опытно-конструкторских работ (услуг), кроме
предприятий и организаций, в состав которых входят особо радиаци-
онные и ядерно опасные производства и объекты, действуют отрас-
левые и межотраслевые внебюджетные фонды научно-исследова-
тельских и опытно-конструкторских работ.
Эти внебюджетные фонды формируются за счет отчислений пред-
приятий и организаций независимо от форм собственности в размере
1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг) с отнесе-
нием этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг).
Система целевых фондов находится в состоянии постоянного
динамического развития и преобразования в зависимости от конк-
ретной необходимости; на определенном этапе фонды могут созда-
ваться, а впоследствии, в результате реализации и поставленной за-
дачи —расформировываться. Основанием создания того или иного
фонда должна быть объективная необходимость и экономическая
целесообразность, т.к. избыточное их создание увеличивает расхо-
ды на содержание соответствующих аппаратов управления.
Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 1996 г. № 424
(в редакции постановления Правительства от 27 августа 1999 г. № 968)
создан Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства.
Основные цели деятельности данного фонда: финансовое обеспе-
чение Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства, участие в финансировании региональных прог-
рамм, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку
и развитие малого предпринимательства, включая мероприятия, про-
водимые Государственным комитетом Российской Федерации по
поддержке и развитию малого предпринимательства.
Постановлением Правительства РФ ≪О федеральном внебюджет-
ном фонде противодействия незаконному обороту наркотических,
психотропных веществ и злоупотреблению ими≫ от 20 мая 1999 г.
№ 545 создан федеральный внебюджетный фонд противодействия
незаконному обороту наркотических средств, психотропных ве-
ществ и злоупотреблению ими. Этот фонд предназначен для дополни-
тельного финансирования мероприятий по противодействию незакон-
ному обороту наркотических средств. Средства фонда формируются
за счет добровольных взносов, благотворительных пожертвований,
поступающих в виде денежных средств, и используются на допол-
нительное финансирование целевых программ, направленных на
противодействие незаконному обороту наркотических средств
и другие аналогичные мероприятия.
В зависимости от уровня управления целевые фонды могут
подразделяться на федеральные и региональные. Некоторые фонды являются одновременно федеральными и региональными, т.к. до-
ходы в них поступают в соответствующей (установленной законода-
тельно) доле от общего платежа, причитающегося с плательщика.
По юридической природе целевые фонды можно классифици-
ровать как:
S создаваемые в силу требований законов РФ;
S созданные по решениям компетентных органов в соответ-
ствии с законами РФ (эторегиональные и местные фонды).