2.Классификация государственных займов
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
1. По сроком действия долговые обязательства РФ могут носить
краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые
обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет (ст. 4 Федерального
закона ≪О государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации≫).
2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным
правительством, правительствами национально-государственных
и административно-территориальных образований и органами мест-
ного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы мо-
гут подразделяться на:
S реализуемые только среди населения; так, специально для на-
селения выпущен заем от 19 февраля 1992 г., который называл-
ся ≪О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 г.
и выпуске российского выигрышного займа 1992 г.≫;
S реализуемые только среди юридических лиц. Примером мо-
жет служить внутренний государственный валютный обли-
гационный заем;
S реализуемые как среди юридических лиц, так и среди насе-
ления.
Примером могут служить государственные краткосрочные об-
лигации и краткосрочные облигации, которые государство про-
давало не только коммерческим и государственным структурам,
но и населению.
4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на процент-
но-выиграшные, где владельцы долговых обязательств процентного
займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов
или один раз при погашении займа путем зачисления процента к на-
численному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
5. Займы могут делиться по методам размещения на добро-
вольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас
используются только добровольные займы. Принудительные зай-
мы применяются лишь в тоталитарных государствах. Займы по
подписке близки к займам принудительным, поэтому также не
применяются.
6. По форме займы могут быть облигационными и безобдигаци-
онными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бу-
маг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглаше-
ний, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей
особых обязательств.
7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные
(срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные
(свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения.
Так, на срок 3 месяца выпущен государственный заем краткосроч-
ных бескупонных облигаций на основании постановления Совета
министров РФ от 8 февраля 1993 г. (см. приказ ЦБ РФ от 17 февраля
1999 г. ≪О внесении изменений в приложения № 6 и 7 Положения
о порядке осуществления новаций по государственным кратко-
срочным облигациям и облигациям федеральных займов е постоян-
ным и переменным купонным доходом со сроками погашения до
31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до заявления Пра-
вительства Российской Федерации и Центрального Банка Россий-
ской Федерации от 17 августа 1999 г. путем замены по согласова-
нию с владельцами на новые обязательства и частичной выплатой
денежных средств≫).
1. По сроком действия долговые обязательства РФ могут носить
краткосрочный характер (до 1 года), среднесрочный характер (от
1 года до 5 лет) и долгосрочный характер (от 5 до 30 лет). Все долговые
обязательства РФ погашаются в сроки, определяемые конкретными
условиями займа, но не могут превышать 30 лет (ст. 4 Федерального
закона ≪О государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации≫).
2. По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным
правительством, правительствами национально-государственных
и административно-территориальных образований и органами мест-
ного самоуправления, если это будет предусмотрено законом.
3. По признаку субъектов-держателей ценных бумаг займы мо-
гут подразделяться на:
S реализуемые только среди населения; так, специально для на-
селения выпущен заем от 19 февраля 1992 г., который называл-
ся ≪О государственном внутреннем выигрышном займе 1982 г.
и выпуске российского выигрышного займа 1992 г.≫;
S реализуемые только среди юридических лиц. Примером мо-
жет служить внутренний государственный валютный обли-
гационный заем;
S реализуемые как среди юридических лиц, так и среди насе-
ления.
Примером могут служить государственные краткосрочные об-
лигации и краткосрочные облигации, которые государство про-
давало не только коммерческим и государственным структурам,
но и населению.
4. По форме выплаты доходов займы могут делиться на процент-
но-выиграшные, где владельцы долговых обязательств процентного
займа получают твердый доход ежегодно путем оплаты купонов
или один раз при погашении займа путем зачисления процента к на-
численному номиналу ценных бумаг, без ежегодных выплат.
5. Займы могут делиться по методам размещения на добро-
вольные, размещаемые по подписке и принудительные. Сейчас
используются только добровольные займы. Принудительные зай-
мы применяются лишь в тоталитарных государствах. Займы по
подписке близки к займам принудительным, поэтому также не
применяются.
6. По форме займы могут быть облигационными и безобдигаци-
онными. Облигационные займы предполагают эмиссию ценных бу-
маг. Безоблигационные займы оформляются подписанием соглаше-
ний, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей
особых обязательств.
7. По срокам погашения займы делятся на краткосрочные
(срок погашения до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные
(свыше 5 лет). Сейчас используются займы всех сроков погашения.
Так, на срок 3 месяца выпущен государственный заем краткосроч-
ных бескупонных облигаций на основании постановления Совета
министров РФ от 8 февраля 1993 г. (см. приказ ЦБ РФ от 17 февраля
1999 г. ≪О внесении изменений в приложения № 6 и 7 Положения
о порядке осуществления новаций по государственным кратко-
срочным облигациям и облигациям федеральных займов е постоян-
ным и переменным купонным доходом со сроками погашения до
31 декабря 1999 г. и выпущенных в обращение до заявления Пра-
вительства Российской Федерации и Центрального Банка Россий-
ской Федерации от 17 августа 1999 г. путем замены по согласова-
нию с владельцами на новые обязательства и частичной выплатой
денежных средств≫).