3.Управление государственным долгом
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Под управлением государственным долгом понимается сово-
купность мероприятий государства по выплате доходов кредито-
рам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных
займов, определению условий и выпуску новых государственных
ценных бумаг.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производят-
ся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного
роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных
трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию госу-
дарственного долга, т.е. погашению старой государственной задол-
женности путем выпуска новых займов. Например, наша страна ис-
пользовала рефинансирование при погашении задолженности по
государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1996 г.
По истечении срока действия этого займа облигации обменивались
в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего
выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Активно рефинансирование применяется при выплате процен-
тов и погашений по внешней части государственного долга. Однако
непременное условие предоставления новых займов — хорошая ре-
путация страны-должника в кругах международного финансового
рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Государство заботится об эффективности государственного
кредита. Общее представление о результативности заемных опера-
ций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступле-
ний по системе государственного кредита. Относительно полное
представление об эффективности государственных кредитных опе-
раций дает отношение суммы превышения поступлений над расхо-
дами по системе государственного кредита к сумме расходов, выра-
женное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по
следующей формуле:
Э = (П-Р)/Р\00%,
где Я—поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
Однако сумма поступлений по системе государственного креди-
та и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики fix эффективности.
Следует учитывать положительное воздействие государственного
кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения
страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности
государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции
в экономическом развитии общества.
По внешнему государственному долгу определяется
коэффициент его обслуживания — отношение всех платежей по
задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта
товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем
обслуживания государственного долга принято считать его зна-
чение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита на-
правлены следующие меры в области управления государствен-
ным долгом: конверсия, консолидация, обмен облигаций по рег-
рессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования
займов.
Под управлением государственным долгом понимается сово-
купность мероприятий государства по выплате доходов кредито-
рам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных
займов, определению условий и выпуску новых государственных
ценных бумаг.
Выплата доходов по займам и их погашение обычно производят-
ся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного
роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных
трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию госу-
дарственного долга, т.е. погашению старой государственной задол-
женности путем выпуска новых займов. Например, наша страна ис-
пользовала рефинансирование при погашении задолженности по
государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1996 г.
По истечении срока действия этого займа облигации обменивались
в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего
выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.
Активно рефинансирование применяется при выплате процен-
тов и погашений по внешней части государственного долга. Однако
непременное условие предоставления новых займов — хорошая ре-
путация страны-должника в кругах международного финансового
рынка, ее экономическая и политическая стабильность.
Государство заботится об эффективности государственного
кредита. Общее представление о результативности заемных опера-
ций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступле-
ний по системе государственного кредита. Относительно полное
представление об эффективности государственных кредитных опе-
раций дает отношение суммы превышения поступлений над расхо-
дами по системе государственного кредита к сумме расходов, выра-
женное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по
следующей формуле:
Э = (П-Р)/Р\00%,
где Я—поступления по системе государственного кредита;
Р — расходы по системе государственного кредита.
Однако сумма поступлений по системе государственного креди-
та и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики fix эффективности.
Следует учитывать положительное воздействие государственного
кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения
страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности
государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции
в экономическом развитии общества.
По внешнему государственному долгу определяется
коэффициент его обслуживания — отношение всех платежей по
задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта
товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем
обслуживания государственного долга принято считать его зна-
чение до 25%.
На достижение эффективности государственного кредита на-
правлены следующие меры в области управления государствен-
ным долгом: конверсия, консолидация, обмен облигаций по рег-
рессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования
займов.