3.Управление государственным долгом

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Под управлением государственным долгом понимается сово-

купность мероприятий государства по выплате доходов кредито-

рам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных

займов, определению условий и выпуску новых государственных

ценных бумаг.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производят-

ся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного

роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных

трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию госу-

дарственного долга, т.е. погашению старой государственной задол-

женности путем выпуска новых займов. Например, наша страна ис-

пользовала рефинансирование при погашении задолженности по

государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1996 г.

По истечении срока действия этого займа облигации обменивались

в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего

выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Активно рефинансирование применяется при выплате процен-

тов и погашений по внешней части государственного долга. Однако

непременное условие предоставления новых займов — хорошая ре-

путация страны-должника в кругах международного финансового

рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Государство заботится об эффективности государственного

кредита. Общее представление о результативности заемных опера-

ций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступле-

ний по системе государственного кредита. Относительно полное

представление об эффективности государственных кредитных опе-

раций дает отношение суммы превышения поступлений над расхо-

дами по системе государственного кредита к сумме расходов, выра-

женное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по

следующей формуле:

Э = (П-Р)/Р\00%,

где Я—поступления по системе государственного кредита;

Р — расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного креди-

та и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики fix эффективности.

Следует учитывать положительное воздействие государственного

кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения

страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности

государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции

в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется

коэффициент его обслуживания — отношение всех платежей по

задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта

товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем

обслуживания государственного долга принято считать его зна-

чение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита на-

правлены следующие меры в области управления государствен-

ным долгом: конверсия, консолидация, обмен облигаций по рег-

рессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования

займов.

Под управлением государственным долгом понимается сово-

купность мероприятий государства по выплате доходов кредито-

рам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных

займов, определению условий и выпуску новых государственных

ценных бумаг.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производят-

ся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного

роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных

трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию госу-

дарственного долга, т.е. погашению старой государственной задол-

женности путем выпуска новых займов. Например, наша страна ис-

пользовала рефинансирование при погашении задолженности по

государственному 3%-му внутреннему выигрышному займу 1996 г.

По истечении срока действия этого займа облигации обменивались

в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего

выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Активно рефинансирование применяется при выплате процен-

тов и погашений по внешней части государственного долга. Однако

непременное условие предоставления новых займов — хорошая ре-

путация страны-должника в кругах международного финансового

рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Государство заботится об эффективности государственного

кредита. Общее представление о результативности заемных опера-

ций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступле-

ний по системе государственного кредита. Относительно полное

представление об эффективности государственных кредитных опе-

раций дает отношение суммы превышения поступлений над расхо-

дами по системе государственного кредита к сумме расходов, выра-

женное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по

следующей формуле:

Э = (П-Р)/Р\00%,

где Я—поступления по системе государственного кредита;

Р — расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного креди-

та и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики fix эффективности.

Следует учитывать положительное воздействие государственного

кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения

страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности

государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции

в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется

коэффициент его обслуживания — отношение всех платежей по

задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта

товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем

обслуживания государственного долга принято считать его зна-

чение до 25%.

На достижение эффективности государственного кредита на-

правлены следующие меры в области управления государствен-

ным долгом: конверсия, консолидация, обмен облигаций по рег-

рессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования

займов.