3. Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 

Финансовая деятельность любого государства — это процесс

собирания, распределения (перераспределения) и использования

денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение

функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимо-

стью распределения и перераспределения в денежной форме наци-

онального дохода. Это первое объективное условие существова-

ния финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объек-

тивно определили необходимость существования денег, кредита

и других экономических категорий, что является важным услови-

ем существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государ-

ство решает в данной сфере следующие задачи:

S собирания фондов денежных средств;

S распределения и использования этих средств.

Методы собирания фондов денежных средств:

S налоговый метод — используется государством для изъятия

части доходов граждан, государственных и негосударствен-

ных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

S метод обязательных платежей юридическими и физическими

лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования,

обязательного медицинского страхования и другие;

S государство использует метод добровольного привлечения

денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобре-

тения облигаций и других ценных бумаг;

S метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые

услуги (судебная, таможенная пошлина и др.);

S метод страхования (формирования страховых фондов);

S эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в об-

ращение).

Методы распределения фондов денежных средств:

S финансирование;

S кредитование;

S выплата страховых возмещений;

S осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и мето-

дам аккумуляции или распределения денежных средств, экономиче-

ских отношений принято называть финансовым институтом. К эко-

номическим отношениям относятся отношения в области бюджета

или все отношения в области налогов и кредита.

Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов

(групп экономических отношений) образуют финансовую систему.

Финансовая система — совокупность финансовых и кредит-

ных институтов, при помощи которых государство собирает, рас-

пределяет и расходует денежные средства (рис. 1).

Государственные финансы включают в себя бюджетную си-

стему, государственные внебюджетные фонды, государствен-

ный кредит, страхование.

 

Институт кредитования образует отношения, возникающие меж-

ду вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по

поводу привлечения денежных средств, а также представления бан-

ковских ссуд.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представлен-

ное особой отраслью страхования, подразделяется по видам стра-

хования: социальное, личное, имущественное, страхование ответ-

ственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом

≪О финансовых основах местного самоуправления в Российской

Федерации≫ от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают

средства местного бюджета, государственные, муниципальные,

ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправле-

ния, другие финансовые ресурсы.

Управление финансами

Управление — это совокупность приемов и методов целена-

правленного воздействия на объект для достижения определенных

результатов.

В управлении финансами, как и в любой управляемой системе,

выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступа-

ют разнообразные виды финансовых отношений; субъектами —

организационные структуры, осуществляющие управление. В со-

ответствии с классификацией финансовых отношений по их сфе-

рам выделяют три группы объектов:

S финансы предприятий;

S страховые отношения;

S государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

S финансовые службы (отделы) предприятий;

S страховые органы;

S финансовые органы;

S налоговые инспекции.

Совокупность всех организационных структур, осуществляю-

щих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Общее управление финансами в Российской Федерации ре-

гулируется Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финан-

совой, политики (ст. 7,39,41), единого экономического простран-

ства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг

и финансовых средств (ст. 8,74), обязанности каждого платить за-

конно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российс-

кой Федерации находятся:

S установление основ единого рынка;

S финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова-

ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

S федеральные экономические службы (ст. 71);

S федеральный бюджет;

S федеральные налоги и сборы;

S федеральные фонды регионального развития (п ≪з≫ст. 71).

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос-

сийской Федерации отнесено установление общих принципов нало-

гообложения и сборов (п. ≪и≫ ст. 72). Основы денежной политики

и независимость в этой части Центрального Банка РФ конституцион-

но закреплены ст. 75. В Конституции РФ определены права и функции

в части финансового управления Президента, Федерального Собрания

и Правительства. Последнее обеспечивает проведениев Российской Фе-

дерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

(п. ≪б≫ ст. 114).

Вопросы управления финансами регулируются Гражданским,

Налоговым и Бюджетным кодексами.

Финансовая деятельность любого государства — это процесс

собирания, распределения (перераспределения) и использования

денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение

функций государства и органов местного самоуправления.

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимо-

стью распределения и перераспределения в денежной форме наци-

онального дохода. Это первое объективное условие существова-

ния финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объек-

тивно определили необходимость существования денег, кредита

и других экономических категорий, что является важным услови-

ем существования финансовой деятельности.

В процессе осуществления финансовой деятельности государ-

ство решает в данной сфере следующие задачи:

S собирания фондов денежных средств;

S распределения и использования этих средств.

Методы собирания фондов денежных средств:

S налоговый метод — используется государством для изъятия

части доходов граждан, государственных и негосударствен-

ных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

S метод обязательных платежей юридическими и физическими

лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования,

обязательного медицинского страхования и другие;

S государство использует метод добровольного привлечения

денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобре-

тения облигаций и других ценных бумаг;

S метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые

услуги (судебная, таможенная пошлина и др.);

S метод страхования (формирования страховых фондов);

S эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в об-

ращение).

Методы распределения фондов денежных средств:

S финансирование;

S кредитование;

S выплата страховых возмещений;

S осуществление расчетов между различными субъектами.

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и мето-

дам аккумуляции или распределения денежных средств, экономиче-

ских отношений принято называть финансовым институтом. К эко-

номическим отношениям относятся отношения в области бюджета

или все отношения в области налогов и кредита.

Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов

(групп экономических отношений) образуют финансовую систему.

Финансовая система — совокупность финансовых и кредит-

ных институтов, при помощи которых государство собирает, рас-

пределяет и расходует денежные средства (рис. 1).

Государственные финансы включают в себя бюджетную си-

стему, государственные внебюджетные фонды, государствен-

ный кредит, страхование.

 

Институт кредитования образует отношения, возникающие меж-

ду вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по

поводу привлечения денежных средств, а также представления бан-

ковских ссуд.

В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представлен-

ное особой отраслью страхования, подразделяется по видам стра-

хования: социальное, личное, имущественное, страхование ответ-

ственности, предпринимательских рисков, перестрахование.

Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом

≪О финансовых основах местного самоуправления в Российской

Федерации≫ от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают

средства местного бюджета, государственные, муниципальные,

ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправле-

ния, другие финансовые ресурсы.

Управление финансами

Управление — это совокупность приемов и методов целена-

правленного воздействия на объект для достижения определенных

результатов.

В управлении финансами, как и в любой управляемой системе,

выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступа-

ют разнообразные виды финансовых отношений; субъектами —

организационные структуры, осуществляющие управление. В со-

ответствии с классификацией финансовых отношений по их сфе-

рам выделяют три группы объектов:

S финансы предприятий;

S страховые отношения;

S государственные финансы.

Им соответствуют следующие субъекты управления:

S финансовые службы (отделы) предприятий;

S страховые органы;

S финансовые органы;

S налоговые инспекции.

Совокупность всех организационных структур, осуществляю-

щих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Общее управление финансами в Российской Федерации ре-

гулируется Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финан-

совой, политики (ст. 7,39,41), единого экономического простран-

ства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг

и финансовых средств (ст. 8,74), обязанности каждого платить за-

конно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российс-

кой Федерации находятся:

S установление основ единого рынка;

S финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова-

ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики;

S федеральные экономические службы (ст. 71);

S федеральный бюджет;

S федеральные налоги и сборы;

S федеральные фонды регионального развития (п ≪з≫ст. 71).

К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос-

сийской Федерации отнесено установление общих принципов нало-

гообложения и сборов (п. ≪и≫ ст. 72). Основы денежной политики

и независимость в этой части Центрального Банка РФ конституцион-

но закреплены ст. 75. В Конституции РФ определены права и функции

в части финансового управления Президента, Федерального Собрания

и Правительства. Последнее обеспечивает проведениев Российской Фе-

дерации единой финансовой, кредитной и денежной политики

(п. ≪б≫ ст. 114).

Вопросы управления финансами регулируются Гражданским,

Налоговым и Бюджетным кодексами.