3. Финансовая деятельность государства. Финансовая система РФ
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48
Финансовая деятельность любого государства — это процесс
собирания, распределения (перераспределения) и использования
денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение
функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимо-
стью распределения и перераспределения в денежной форме наци-
онального дохода. Это первое объективное условие существова-
ния финансовой деятельности.
Товарное производство и действие закона стоимости объек-
тивно определили необходимость существования денег, кредита
и других экономических категорий, что является важным услови-
ем существования финансовой деятельности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государ-
ство решает в данной сфере следующие задачи:
S собирания фондов денежных средств;
S распределения и использования этих средств.
Методы собирания фондов денежных средств:
S налоговый метод — используется государством для изъятия
части доходов граждан, государственных и негосударствен-
ных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
S метод обязательных платежей юридическими и физическими
лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования,
обязательного медицинского страхования и другие;
S государство использует метод добровольного привлечения
денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобре-
тения облигаций и других ценных бумаг;
S метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые
услуги (судебная, таможенная пошлина и др.);
S метод страхования (формирования страховых фондов);
S эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в об-
ращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
S финансирование;
S кредитование;
S выплата страховых возмещений;
S осуществление расчетов между различными субъектами.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и мето-
дам аккумуляции или распределения денежных средств, экономиче-
ских отношений принято называть финансовым институтом. К эко-
номическим отношениям относятся отношения в области бюджета
или все отношения в области налогов и кредита.
Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов
(групп экономических отношений) образуют финансовую систему.
Финансовая система — совокупность финансовых и кредит-
ных институтов, при помощи которых государство собирает, рас-
пределяет и расходует денежные средства (рис. 1).
Государственные финансы включают в себя бюджетную си-
стему, государственные внебюджетные фонды, государствен-
ный кредит, страхование.
Институт кредитования образует отношения, возникающие меж-
ду вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по
поводу привлечения денежных средств, а также представления бан-
ковских ссуд.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представлен-
ное особой отраслью страхования, подразделяется по видам стра-
хования: социальное, личное, имущественное, страхование ответ-
ственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом
≪О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации≫ от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают
средства местного бюджета, государственные, муниципальные,
ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправле-
ния, другие финансовые ресурсы.
Управление финансами
Управление — это совокупность приемов и методов целена-
правленного воздействия на объект для достижения определенных
результатов.
В управлении финансами, как и в любой управляемой системе,
выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступа-
ют разнообразные виды финансовых отношений; субъектами —
организационные структуры, осуществляющие управление. В со-
ответствии с классификацией финансовых отношений по их сфе-
рам выделяют три группы объектов:
S финансы предприятий;
S страховые отношения;
S государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
S финансовые службы (отделы) предприятий;
S страховые органы;
S финансовые органы;
S налоговые инспекции.
Совокупность всех организационных структур, осуществляю-
щих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Общее управление финансами в Российской Федерации ре-
гулируется Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финан-
совой, политики (ст. 7,39,41), единого экономического простран-
ства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств (ст. 8,74), обязанности каждого платить за-
конно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российс-
кой Федерации находятся:
S установление основ единого рынка;
S финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова-
ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
S федеральные экономические службы (ст. 71);
S федеральный бюджет;
S федеральные налоги и сборы;
S федеральные фонды регионального развития (п ≪з≫ст. 71).
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос-
сийской Федерации отнесено установление общих принципов нало-
гообложения и сборов (п. ≪и≫ ст. 72). Основы денежной политики
и независимость в этой части Центрального Банка РФ конституцион-
но закреплены ст. 75. В Конституции РФ определены права и функции
в части финансового управления Президента, Федерального Собрания
и Правительства. Последнее обеспечивает проведениев Российской Фе-
дерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
(п. ≪б≫ ст. 114).
Вопросы управления финансами регулируются Гражданским,
Налоговым и Бюджетным кодексами.
Финансовая деятельность любого государства — это процесс
собирания, распределения (перераспределения) и использования
денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение
функций государства и органов местного самоуправления.
Финансовая деятельность вызвана объективной необходимо-
стью распределения и перераспределения в денежной форме наци-
онального дохода. Это первое объективное условие существова-
ния финансовой деятельности.
Товарное производство и действие закона стоимости объек-
тивно определили необходимость существования денег, кредита
и других экономических категорий, что является важным услови-
ем существования финансовой деятельности.
В процессе осуществления финансовой деятельности государ-
ство решает в данной сфере следующие задачи:
S собирания фондов денежных средств;
S распределения и использования этих средств.
Методы собирания фондов денежных средств:
S налоговый метод — используется государством для изъятия
части доходов граждан, государственных и негосударствен-
ных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;
S метод обязательных платежей юридическими и физическими
лицами в пенсионный фонд, фонды социального страхования,
обязательного медицинского страхования и другие;
S государство использует метод добровольного привлечения
денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобре-
тения облигаций и других ценных бумаг;
S метод взимания сборов и пошлин, т.е. плата за оказываемые
услуги (судебная, таможенная пошлина и др.);
S метод страхования (формирования страховых фондов);
S эмиссия денег (дополнительный выпуск денежных средств в об-
ращение).
Методы распределения фондов денежных средств:
S финансирование;
S кредитование;
S выплата страховых возмещений;
S осуществление расчетов между различными субъектами.
Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и мето-
дам аккумуляции или распределения денежных средств, экономиче-
ских отношений принято называть финансовым институтом. К эко-
номическим отношениям относятся отношения в области бюджета
или все отношения в области налогов и кредита.
Совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов
(групп экономических отношений) образуют финансовую систему.
Финансовая система — совокупность финансовых и кредит-
ных институтов, при помощи которых государство собирает, рас-
пределяет и расходует денежные средства (рис. 1).
Государственные финансы включают в себя бюджетную си-
стему, государственные внебюджетные фонды, государствен-
ный кредит, страхование.
Институт кредитования образует отношения, возникающие меж-
ду вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по
поводу привлечения денежных средств, а также представления бан-
ковских ссуд.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представлен-
ное особой отраслью страхования, подразделяется по видам стра-
хования: социальное, личное, имущественное, страхование ответ-
ственности, предпринимательских рисков, перестрахование.
Местные финансы. В соответствии с Федеральным законом
≪О финансовых основах местного самоуправления в Российской
Федерации≫ от 25 сентября 1997 г. местные финансы включают
средства местного бюджета, государственные, муниципальные,
ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправле-
ния, другие финансовые ресурсы.
Управление финансами
Управление — это совокупность приемов и методов целена-
правленного воздействия на объект для достижения определенных
результатов.
В управлении финансами, как и в любой управляемой системе,
выделяются объекты и субъекты управления. Объектами выступа-
ют разнообразные виды финансовых отношений; субъектами —
организационные структуры, осуществляющие управление. В со-
ответствии с классификацией финансовых отношений по их сфе-
рам выделяют три группы объектов:
S финансы предприятий;
S страховые отношения;
S государственные финансы.
Им соответствуют следующие субъекты управления:
S финансовые службы (отделы) предприятий;
S страховые органы;
S финансовые органы;
S налоговые инспекции.
Совокупность всех организационных структур, осуществляю-
щих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
Общее управление финансами в Российской Федерации ре-
гулируется Конституцией Российской Федерацией в части федеративного устройства (ст. 5 гл. 3), социальной, в том числе финан-
совой, политики (ст. 7,39,41), единого экономического простран-
ства, гарантирующего свободное перемещение товаров, услуг
и финансовых средств (ст. 8,74), обязанности каждого платить за-
конно установленные налоги и сборы (ст. 57). В ведении Российс-
кой Федерации находятся:
S установление основ единого рынка;
S финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирова-
ние, денежная эмиссия, основы ценовой политики;
S федеральные экономические службы (ст. 71);
S федеральный бюджет;
S федеральные налоги и сборы;
S федеральные фонды регионального развития (п ≪з≫ст. 71).
К совместному ведению Российской Федерации и субъектов Рос-
сийской Федерации отнесено установление общих принципов нало-
гообложения и сборов (п. ≪и≫ ст. 72). Основы денежной политики
и независимость в этой части Центрального Банка РФ конституцион-
но закреплены ст. 75. В Конституции РФ определены права и функции
в части финансового управления Президента, Федерального Собрания
и Правительства. Последнее обеспечивает проведениев Российской Фе-
дерации единой финансовой, кредитной и денежной политики
(п. ≪б≫ ст. 114).
Вопросы управления финансами регулируются Гражданским,
Налоговым и Бюджетным кодексами.