1.3. Развитие валютного рынка на современном этапе
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139
Основными вехами дальнейшего развития «Форекса» за последние
десятилетия явились
подписание Бреттон-Вудсских соглашений;
создание Международного валютного фонда (МВФ);
возникновение рынка валют со свободно плавающим курсом;
образование валютных резервов;
создание Европейского валютного союза и Фонда европейского
валютного сотрудничества.
Бреттон-Вудсские соглашения были подписаны в 1944 г.
Соединенными Штатами, Великобританией и Францией, которые
договорились о мерах по обеспечению стабильности валют, в том числе
посредством правительственного контроля за валютными ценами. Для
достижения этого было признано необходимым осуществить
искусственную привязку валютных цен (pegging) и образование
Международного валютного фонда (МВФ).
В соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями основные
торговые валюты были привязаны к доллару США с условием, что будет
допускаться изменение их стоимости в ту или иную сторону не более чем
на один процент по отношению к доллару. При выходе за эти пределы,
названные позициями интервенции, соответствующий центральный банк
должен осуществить покупку или продажу своей валюты, чтобы
возвратить ее стоимость в пределы установленного коридора. В свою
очередь, доллар США был привязан к стоимости золота из расчета 35
долларов за унцию. Таким образом, доллар США превратился в мировую
резервную валюту.
На МВФ были возложены проведения взаимных консультаций в
интересах поддержания стабильно действующей системы покупки и
продажи валют с тем, чтобы расчеты в иностранной валюте могли
осуществляться между странами во время и без осложнений.
МВФ выделяет кредиты странам-членам фонда, испытывающим
трудности с выполнением финансовых обязательств по отношению к
другим членам МВФ, при условии, что кредитуемые страны проводят
экономические реформы для решения имеющихся проблем в интересах
как своих собственных, так и всех членов фонда. В целом, основными
задачами МВФ является
содействовать международному сотрудничеству путем создания
для его членов необходимых условий для взаимных консультаций и
взаимодействия по проблемам, относящимся к международной
финансовой деятельности;
способствовать развитию международной торговли и вносить
посредством этого свой вклад в повышение уровня занятости
увеличение реальных доходов населения стран-членов фонда;
способствовать поддержанию стабильности курсов и выполнения
валютных соглашений и препятствовать недобросовестному
обесценению валют;
развивать многостороннюю систему международных платежей и
находить способы устранения валютных ограничений,
препятствующих росту международной торговли;
обеспечивать доступность финансовых ресурсов для членов
фонда на временной основе и при наличии соответствующих
гарантий с тем, чтобы дать этим странам возможность выполнять
платежные обязательства, не прибегая к мерам, вредным для
национальной экономики и международной безопасности.
Для выполнения этих целей МВФ использует такие инструменты как
резервные транши, позволяющие странам использовать резервы из их
собственных членских квот при наступлении сроков платежей, кредитные
линии и соглашения типа stand-by. Кредитные линии и stand-by -
соглашения являются стандартными формами займов МВФ, в отличие от
таких как компенсационная финансовая поддержка, которая предназначена
для расширения финансовой помощи странам с временными проблемами,
обусловленными уменьшением объема экспорта; пополнение резервных
запасов, предназначенное для помощи в накоплении первичных товарных
ресурсов в целях обеспечения стабильности цен на особые группы товаров,
и расширенная поддержка для оказания помощи странам, испытывающим
финансовые трудности, которая по размеру или продолжительности
превосходит объем других видов помощи.
Начиная с 1978 г., МВФ официально санкционировал плавающий курс
валют. Это означает, что данной валютой может торговать любой
желающий, ее цена определяется как функция текущего спроса и
предложения на рынке, а особые позиции интервенции, требующие
постоянного контроля, отсутствуют. Разумеется, Федеральная резервная
система США периодически осуществляет интервенции для корректировки
стоимости доллара, но при этом более нет каких-либо заранее
установленных особых уровней. Естественно, что на плавающие валюты
существует наиболее высокий спрос.
Для населения и корпораций средством защиты инвестиций в период
экономической или политической нестабильности являются валютные
резервы, необходимые для международных сделок. Сразу же после второй
мировой войны мировой резервной валютой был доллар США. В настоящее
время существуют другие резервные валюты – евро и японская иена.
Портфель резервных валют может меняться в зависимости от конкретной
международной обстановки, например, портфель может включать в себя
швейцарский франк.
Создание Европейского союза (ЕС) явилось результатом ряда
продолжительных и постоянных послевоенных усилий по установлению
более тесного экономического сотрудничества между европейскими
капиталистическими странами. Официальными целями образования ЕС было
улучшение внутриевропейского экономического сотрудничества, создание
региональных областей финансовой стабильности и выполнение функций
«полюса стабильности на мировых финансовых рынках». Первые шаги в
этом направлении были предприняты в 1950 г., когда был создан
Европейский платежный союз с целью поощрения внутриевропейских
соглашений о международных торговых операциях. Задачей этой
организации было оказание содействия внутриевропейской торговле в
целом и устранение ограничений на торговлю, в частности, углем и сырой
сталью.
В 1957 г. Римским договором был образован Европейский
экономический союз (ЕЭС) с теми же участниками, что и Европейская
комиссия по углю и стали. Уставными целями ЕЭС была ликвидация
таможенных пошлин и любых других барьеров на пути финансовых
потоков, оказания услуг и перемещения людей между странами-членами
союза. На внешних границах ЕЭС была одновременно начата установка
общих тарифных барьеров.
Европейский Союз состоит из следующих четырех исполнительных
и законодательных органов.
1. Европейская Комиссия – исполнительный орган по
осуществлению и контролю соблюдения общей политики. Поскольку она
не располагает собственным контрольным аппаратом, эта комиссия
вынуждена полагаться при проверке осуществления политики Союза на
местные правительства. В ее составе 23 отдела, таких как по внешней
политике, вопросам конкуренции и сельского хозяйства. Каждая страна
избирает своих представителей в комиссии на четырехлетний срок.
Комиссия работает в Брюсселе и состоит из 17 членов.
2. Совет Министров. Принимает основные политические решения.
Включает в себя представителей 12 стран-членов ЕС. Возглавляется в
течение 6 месяцев каждым из его членов поочередно в алфавитном
порядке. Заседания Совета Министров происходят в Брюсселе или в
столице страны, представитель которой является в данное время
председателем.
3. Европейский парламент. Рассматривает и принимает
законодательные решения и обладает полномочиями для принятия или
отклонения предложений по вопросам бюджета. Состоит из 518 избранных
депутатов. Находится в Люксембурге, но заседания происходят в
Страсбурге или Брюсселе.
4. Европейский суд. Принимает решения по спорным вопросам
между ЕС и странами – членами. Состоит из 13 членов и находится в
Люксембурге.
В 1963 г. был подписан договор о сотрудничестве между Францией и
ФРГ. Этот договор имел целью не только положить конец столетиям
вооруженного противостояния, но и установить послевоенное согласие
между двумя традиционными противниками. Договором было обусловлено,
что Западная Германия в период холодной войны получит возможность
экономического развития, а Франция, как центр дипломатических
инициатив, возьмет на себя политическое лидерство. Условия договора со
всей очевидностью отвечали обстановке, которая определялась
ожиданием длительного и постоянного периода холодной войны и
расколом Германии.
Конференция глав государств в 1969 г. определила цели создания
валютного союза в рамках Европейского Союза. Предполагалось, что эта
цель будет достигнута к 1980 г., когда в Европе планировалось ввести
общую валюту экю (ECU). Причиной принятия решения об общей валюте
было стремление стимулировать внутриевропейскую торговлю и добиться
слияния экономик стран-членов ЕС для успешного противостояния
конкуренции со стороны США и Японии.
В 1978 г. девять членов ЕС приняли еще один план обеспечения
стабильности – путем создания европейской валютной системы.
Практически новая система начала действовать в 1979 г. Семь стран
стали ее полноправными членами – ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия,
Люксембург, Дания и Ирландия. Великобритания во всех этих
соглашениях не участвовала, а Италия присоединилась к ним на особых
условиях. В 1981 г. к ним присоединилась Греция, а в 1986 г. – Испания и
Португалия. В 1990 г. Великобритания присоединилась к договору о
механизме валютного ценообразования.
Европейский фонд валютного сотрудничества был образован для
управления кредитной деятельностью европейской валютной системы.
Для повышения привлекательности экю странам, располагающим
наибольшими запасами валюты в экю или осуществляющим платежи по
займам в объемах, превышающих такие запасы, начислялись проценты
на указанную разницу и наоборот. Размер процентов определялся как
взвешенная средняя учетных ставок всех членов европейской валютной
системы.
В 1998 г. в качестве общеевропейской валюты был введен евро.
Ниже приведены обменные курсы валют 11 европейских стран,
участников соглашения, относительно Евро (EUR).
Эти курсы были предложены комиссией и одобрены комитетом
министров финансов Евросоюза 31 декабря 1998 г. перед вводом в
обращение евро в полночь 1 января 1999 г. Фактически началом
обращения евро был понедельник 4 января 1999 г. Обменные курсы
имели такой вид (BEF - бельгийский франк; DEM - немецкая марка; ESP -
испанская песета; IEP - ирландский фунт; FRF - французский франк; ITL -
итальянская лира; LUF - люксембургский франк; NLG - нидерландский
гульден; ATS - австрийский шиллинг; РТЕ - португальский эскудо; FIM -
финская марка):
1 EUR = 40.3399 BEF 1 EUR =1.95583 DEM
1 EUR = 166.386 ESP 1 EUR = 6.55957 FRF
1 EUR = 0.787564 IEP 1 EUR = 1936.27 ITL
1 EUR = 40.3399 LUF 1 EUR = 2.20371NLG
1 EUR =13.7603 ATS 1 EUR = 200.482 РТЕ
1 EUR = 5.94573 FIM
Евро был выпущен в виде банкнот номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и
500 единиц и монет номиналом 1 и 2 евро и 50, 20,10, 5, 2 и 1 цент.
forexSwiss.com Глава 1
ФОРЕКС. Электронное руководство для успешной торговли на валютном рынке 14
Основными вехами дальнейшего развития «Форекса» за последние
десятилетия явились
подписание Бреттон-Вудсских соглашений;
создание Международного валютного фонда (МВФ);
возникновение рынка валют со свободно плавающим курсом;
образование валютных резервов;
создание Европейского валютного союза и Фонда европейского
валютного сотрудничества.
Бреттон-Вудсские соглашения были подписаны в 1944 г.
Соединенными Штатами, Великобританией и Францией, которые
договорились о мерах по обеспечению стабильности валют, в том числе
посредством правительственного контроля за валютными ценами. Для
достижения этого было признано необходимым осуществить
искусственную привязку валютных цен (pegging) и образование
Международного валютного фонда (МВФ).
В соответствии с Бреттон-Вудскими соглашениями основные
торговые валюты были привязаны к доллару США с условием, что будет
допускаться изменение их стоимости в ту или иную сторону не более чем
на один процент по отношению к доллару. При выходе за эти пределы,
названные позициями интервенции, соответствующий центральный банк
должен осуществить покупку или продажу своей валюты, чтобы
возвратить ее стоимость в пределы установленного коридора. В свою
очередь, доллар США был привязан к стоимости золота из расчета 35
долларов за унцию. Таким образом, доллар США превратился в мировую
резервную валюту.
На МВФ были возложены проведения взаимных консультаций в
интересах поддержания стабильно действующей системы покупки и
продажи валют с тем, чтобы расчеты в иностранной валюте могли
осуществляться между странами во время и без осложнений.
МВФ выделяет кредиты странам-членам фонда, испытывающим
трудности с выполнением финансовых обязательств по отношению к
другим членам МВФ, при условии, что кредитуемые страны проводят
экономические реформы для решения имеющихся проблем в интересах
как своих собственных, так и всех членов фонда. В целом, основными
задачами МВФ является
содействовать международному сотрудничеству путем создания
для его членов необходимых условий для взаимных консультаций и
взаимодействия по проблемам, относящимся к международной
финансовой деятельности;
способствовать развитию международной торговли и вносить
посредством этого свой вклад в повышение уровня занятости
увеличение реальных доходов населения стран-членов фонда;
способствовать поддержанию стабильности курсов и выполнения
валютных соглашений и препятствовать недобросовестному
обесценению валют;
развивать многостороннюю систему международных платежей и
находить способы устранения валютных ограничений,
препятствующих росту международной торговли;
обеспечивать доступность финансовых ресурсов для членов
фонда на временной основе и при наличии соответствующих
гарантий с тем, чтобы дать этим странам возможность выполнять
платежные обязательства, не прибегая к мерам, вредным для
национальной экономики и международной безопасности.
Для выполнения этих целей МВФ использует такие инструменты как
резервные транши, позволяющие странам использовать резервы из их
собственных членских квот при наступлении сроков платежей, кредитные
линии и соглашения типа stand-by. Кредитные линии и stand-by -
соглашения являются стандартными формами займов МВФ, в отличие от
таких как компенсационная финансовая поддержка, которая предназначена
для расширения финансовой помощи странам с временными проблемами,
обусловленными уменьшением объема экспорта; пополнение резервных
запасов, предназначенное для помощи в накоплении первичных товарных
ресурсов в целях обеспечения стабильности цен на особые группы товаров,
и расширенная поддержка для оказания помощи странам, испытывающим
финансовые трудности, которая по размеру или продолжительности
превосходит объем других видов помощи.
Начиная с 1978 г., МВФ официально санкционировал плавающий курс
валют. Это означает, что данной валютой может торговать любой
желающий, ее цена определяется как функция текущего спроса и
предложения на рынке, а особые позиции интервенции, требующие
постоянного контроля, отсутствуют. Разумеется, Федеральная резервная
система США периодически осуществляет интервенции для корректировки
стоимости доллара, но при этом более нет каких-либо заранее
установленных особых уровней. Естественно, что на плавающие валюты
существует наиболее высокий спрос.
Для населения и корпораций средством защиты инвестиций в период
экономической или политической нестабильности являются валютные
резервы, необходимые для международных сделок. Сразу же после второй
мировой войны мировой резервной валютой был доллар США. В настоящее
время существуют другие резервные валюты – евро и японская иена.
Портфель резервных валют может меняться в зависимости от конкретной
международной обстановки, например, портфель может включать в себя
швейцарский франк.
Создание Европейского союза (ЕС) явилось результатом ряда
продолжительных и постоянных послевоенных усилий по установлению
более тесного экономического сотрудничества между европейскими
капиталистическими странами. Официальными целями образования ЕС было
улучшение внутриевропейского экономического сотрудничества, создание
региональных областей финансовой стабильности и выполнение функций
«полюса стабильности на мировых финансовых рынках». Первые шаги в
этом направлении были предприняты в 1950 г., когда был создан
Европейский платежный союз с целью поощрения внутриевропейских
соглашений о международных торговых операциях. Задачей этой
организации было оказание содействия внутриевропейской торговле в
целом и устранение ограничений на торговлю, в частности, углем и сырой
сталью.
В 1957 г. Римским договором был образован Европейский
экономический союз (ЕЭС) с теми же участниками, что и Европейская
комиссия по углю и стали. Уставными целями ЕЭС была ликвидация
таможенных пошлин и любых других барьеров на пути финансовых
потоков, оказания услуг и перемещения людей между странами-членами
союза. На внешних границах ЕЭС была одновременно начата установка
общих тарифных барьеров.
Европейский Союз состоит из следующих четырех исполнительных
и законодательных органов.
1. Европейская Комиссия – исполнительный орган по
осуществлению и контролю соблюдения общей политики. Поскольку она
не располагает собственным контрольным аппаратом, эта комиссия
вынуждена полагаться при проверке осуществления политики Союза на
местные правительства. В ее составе 23 отдела, таких как по внешней
политике, вопросам конкуренции и сельского хозяйства. Каждая страна
избирает своих представителей в комиссии на четырехлетний срок.
Комиссия работает в Брюсселе и состоит из 17 членов.
2. Совет Министров. Принимает основные политические решения.
Включает в себя представителей 12 стран-членов ЕС. Возглавляется в
течение 6 месяцев каждым из его членов поочередно в алфавитном
порядке. Заседания Совета Министров происходят в Брюсселе или в
столице страны, представитель которой является в данное время
председателем.
3. Европейский парламент. Рассматривает и принимает
законодательные решения и обладает полномочиями для принятия или
отклонения предложений по вопросам бюджета. Состоит из 518 избранных
депутатов. Находится в Люксембурге, но заседания происходят в
Страсбурге или Брюсселе.
4. Европейский суд. Принимает решения по спорным вопросам
между ЕС и странами – членами. Состоит из 13 членов и находится в
Люксембурге.
В 1963 г. был подписан договор о сотрудничестве между Францией и
ФРГ. Этот договор имел целью не только положить конец столетиям
вооруженного противостояния, но и установить послевоенное согласие
между двумя традиционными противниками. Договором было обусловлено,
что Западная Германия в период холодной войны получит возможность
экономического развития, а Франция, как центр дипломатических
инициатив, возьмет на себя политическое лидерство. Условия договора со
всей очевидностью отвечали обстановке, которая определялась
ожиданием длительного и постоянного периода холодной войны и
расколом Германии.
Конференция глав государств в 1969 г. определила цели создания
валютного союза в рамках Европейского Союза. Предполагалось, что эта
цель будет достигнута к 1980 г., когда в Европе планировалось ввести
общую валюту экю (ECU). Причиной принятия решения об общей валюте
было стремление стимулировать внутриевропейскую торговлю и добиться
слияния экономик стран-членов ЕС для успешного противостояния
конкуренции со стороны США и Японии.
В 1978 г. девять членов ЕС приняли еще один план обеспечения
стабильности – путем создания европейской валютной системы.
Практически новая система начала действовать в 1979 г. Семь стран
стали ее полноправными членами – ФРГ, Франция, Нидерланды, Бельгия,
Люксембург, Дания и Ирландия. Великобритания во всех этих
соглашениях не участвовала, а Италия присоединилась к ним на особых
условиях. В 1981 г. к ним присоединилась Греция, а в 1986 г. – Испания и
Португалия. В 1990 г. Великобритания присоединилась к договору о
механизме валютного ценообразования.
Европейский фонд валютного сотрудничества был образован для
управления кредитной деятельностью европейской валютной системы.
Для повышения привлекательности экю странам, располагающим
наибольшими запасами валюты в экю или осуществляющим платежи по
займам в объемах, превышающих такие запасы, начислялись проценты
на указанную разницу и наоборот. Размер процентов определялся как
взвешенная средняя учетных ставок всех членов европейской валютной
системы.
В 1998 г. в качестве общеевропейской валюты был введен евро.
Ниже приведены обменные курсы валют 11 европейских стран,
участников соглашения, относительно Евро (EUR).
Эти курсы были предложены комиссией и одобрены комитетом
министров финансов Евросоюза 31 декабря 1998 г. перед вводом в
обращение евро в полночь 1 января 1999 г. Фактически началом
обращения евро был понедельник 4 января 1999 г. Обменные курсы
имели такой вид (BEF - бельгийский франк; DEM - немецкая марка; ESP -
испанская песета; IEP - ирландский фунт; FRF - французский франк; ITL -
итальянская лира; LUF - люксембургский франк; NLG - нидерландский
гульден; ATS - австрийский шиллинг; РТЕ - португальский эскудо; FIM -
финская марка):
1 EUR = 40.3399 BEF 1 EUR =1.95583 DEM
1 EUR = 166.386 ESP 1 EUR = 6.55957 FRF
1 EUR = 0.787564 IEP 1 EUR = 1936.27 ITL
1 EUR = 40.3399 LUF 1 EUR = 2.20371NLG
1 EUR =13.7603 ATS 1 EUR = 200.482 РТЕ
1 EUR = 5.94573 FIM
Евро был выпущен в виде банкнот номиналом 5, 10, 20, 50, 100, 200 и
500 единиц и монет номиналом 1 и 2 евро и 50, 20,10, 5, 2 и 1 цент.
forexSwiss.com Глава 1
ФОРЕКС. Электронное руководство для успешной торговли на валютном рынке 14