5.1. Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса).

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-

кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-

ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 95 с.

Цель работы: определить объем кратковременной памяти на

цифровом материале.

Стимульный материал: 4 набора, в каждом из которых семь

рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по

таблице случайных чисел) – см. приложение 1.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из четырех серий.

1-я серия проводится с первым набором цифр. Эксперимента-

тор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр,

содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого ко-

роткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоко-

ле письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в кото-

ром их зачитывал экспериментатор.

2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими на-

борами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими

приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор

фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.

Образец протокола:

Длина ряда Результаты воспроизведения

1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия

4

5

6

7

8

9

10

Инструкция:

«Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных

чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого корот-

кого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той после-

довательности, в которой они были даны».

Обработка и анализ результатов:

1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъ-

явленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правиль-

но воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью,

воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, от-

мечаются знаком «–».

2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов

каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результа-

тов четырех серий:

Сводная таблица результатов.

Номер Результаты воспроизведения рядов

серии 4 эле-

мента

5 эле-

ментов

6 эле-

ментов

7 эле-

ментов

8 эле-

ментов

9 эле-

ментов

10 эле-

ментов

1

2

3

4

Процент

правильно

воспроизве-

денных

рядов

3. Построить график зависимости продуктивности запомина-

ния от количества материала (по проценту правильно воспроизве-

денных рядов за все опыты).

4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2,

где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во

всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов,

больших А.

5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведен-

ных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести сред-

ний график зависимости продуктивности запоминания от длины ря-

да на индивидуальный график данного испытуемого.

6. Определить средний показатель объема кратковременной

памяти по группе испытуемых.

7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по груп-

пе (объем кратковременной памяти и график зависимости продук-

тивности запоминания от длины ряда).

8. На основании полученных количественных данных и сло-

весного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запо-

минания у данного испытуемого.

Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-

кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-

ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 95 с.

Цель работы: определить объем кратковременной памяти на

цифровом материале.

Стимульный материал: 4 набора, в каждом из которых семь

рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по

таблице случайных чисел) – см. приложение 1.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из четырех серий.

1-я серия проводится с первым набором цифр. Эксперимента-

тор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр,

содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого ко-

роткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоко-

ле письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в кото-

ром их зачитывал экспериментатор.

2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими на-

борами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).

После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими

приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор

фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.

Образец протокола:

Длина ряда Результаты воспроизведения

1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия

4

5

6

7

8

9

10

Инструкция:

«Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных

чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого корот-

кого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той после-

довательности, в которой они были даны».

Обработка и анализ результатов:

1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъ-

явленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правиль-

но воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью,

воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, от-

мечаются знаком «–».

2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов

каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результа-

тов четырех серий:

Сводная таблица результатов.

Номер Результаты воспроизведения рядов

серии 4 эле-

мента

5 эле-

ментов

6 эле-

ментов

7 эле-

ментов

8 эле-

ментов

9 эле-

ментов

10 эле-

ментов

1

2

3

4

Процент

правильно

воспроизве-

денных

рядов

3. Построить график зависимости продуктивности запомина-

ния от количества материала (по проценту правильно воспроизве-

денных рядов за все опыты).

4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2,

где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во

всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов,

больших А.

5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведен-

ных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести сред-

ний график зависимости продуктивности запоминания от длины ря-

да на индивидуальный график данного испытуемого.

6. Определить средний показатель объема кратковременной

памяти по группе испытуемых.

7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по груп-

пе (объем кратковременной памяти и график зависимости продук-

тивности запоминания от длины ряда).

8. На основании полученных количественных данных и сло-

весного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запо-

минания у данного испытуемого.