5.1. Определение объема кратковременной памяти (метод Джекобса).
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-
кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-
ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 95 с.
Цель работы: определить объем кратковременной памяти на
цифровом материале.
Стимульный материал: 4 набора, в каждом из которых семь
рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по
таблице случайных чисел) – см. приложение 1.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из четырех серий.
1-я серия проводится с первым набором цифр. Эксперимента-
тор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр,
содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого ко-
роткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоко-
ле письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в кото-
ром их зачитывал экспериментатор.
2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими на-
борами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими
приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор
фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.
Образец протокола:
Длина ряда Результаты воспроизведения
1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия
4
5
6
7
8
9
10
Инструкция:
«Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных
чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого корот-
кого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той после-
довательности, в которой они были даны».
Обработка и анализ результатов:
1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъ-
явленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правиль-
но воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью,
воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, от-
мечаются знаком «–».
2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов
каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результа-
тов четырех серий:
Сводная таблица результатов.
Номер Результаты воспроизведения рядов
серии 4 эле-
мента
5 эле-
ментов
6 эле-
ментов
7 эле-
ментов
8 эле-
ментов
9 эле-
ментов
10 эле-
ментов
1
2
3
4
Процент
правильно
воспроизве-
денных
рядов
3. Построить график зависимости продуктивности запомина-
ния от количества материала (по проценту правильно воспроизве-
денных рядов за все опыты).
4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2,
где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во
всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов,
больших А.
5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведен-
ных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести сред-
ний график зависимости продуктивности запоминания от длины ря-
да на индивидуальный график данного испытуемого.
6. Определить средний показатель объема кратковременной
памяти по группе испытуемых.
7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по груп-
пе (объем кратковременной памяти и график зависимости продук-
тивности запоминания от длины ряда).
8. На основании полученных количественных данных и сло-
весного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запо-
минания у данного испытуемого.
Источник: Практикум по общей, экспериментальной и при-
кладной психологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крыло-
ва, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 95 с.
Цель работы: определить объем кратковременной памяти на
цифровом материале.
Стимульный материал: 4 набора, в каждом из которых семь
рядов цифр, содержащих от 4 до 10 элементов (ряды составлены по
таблице случайных чисел) – см. приложение 1.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из четырех серий.
1-я серия проводится с первым набором цифр. Эксперимента-
тор последовательно зачитывает испытуемому семь рядов цифр,
содержащих от четырех до десяти элементов, начиная с самого ко-
роткого. После предъявления каждого ряда испытуемый в протоко-
ле письменно воспроизводит элементы ряда в том порядке, в кото-
ром их зачитывал экспериментатор.
2-я, 3-я и 4-я серии проводятся аналогично, но с другими на-
борами цифр (вторым, третьим и четвертым соответственно).
После этого испытуемый дает словесный отчет о том, какими
приемами он пользовался для запоминания ряда. Экспериментатор
фиксирует свои наблюдения за поведением испытуемого.
Образец протокола:
Длина ряда Результаты воспроизведения
1-я серия 2-я серия 3-я серия 4-я серия
4
5
6
7
8
9
10
Инструкция:
«Вам будут предъявляться последовательно ряды случайных
чисел, содержащих от 4 до 10 элементов, начиная с самого корот-
кого. Ваша задача – запомнить и воспроизвести числа в той после-
довательности, в которой они были даны».
Обработка и анализ результатов:
1. Сверить результаты каждой серии эксперимента с предъ-
явленным материалом. Знаком «+» в таблице отмечаются правиль-
но воспроизведенные ряды. Ряды, не воспроизведенные полностью,
воспроизведенные с ошибками или в иной последовательности, от-
мечаются знаком «–».
2. Вычислить процент правильно воспроизведенных рядов
каждой длины за все серии. Составить сводную таблицу результа-
тов четырех серий:
Сводная таблица результатов.
Номер Результаты воспроизведения рядов
серии 4 эле-
мента
5 эле-
ментов
6 эле-
ментов
7 эле-
ментов
8 эле-
ментов
9 эле-
ментов
10 эле-
ментов
1
2
3
4
Процент
правильно
воспроизве-
денных
рядов
3. Построить график зависимости продуктивности запомина-
ния от количества материала (по проценту правильно воспроизве-
денных рядов за все опыты).
4. Вычислить объем памяти по формуле: V=А+m/4+1/2,
где А – наибольшая длина ряда, воспроизведенного правильно во
всех опытах, m – количество правильно воспроизведенных рядов,
больших А.
5. Вычислить средний показатель правильно воспроизведен-
ных рядов за все серии (%) по группе испытуемых и нанести сред-
ний график зависимости продуктивности запоминания от длины ря-
да на индивидуальный график данного испытуемого.
6. Определить средний показатель объема кратковременной
памяти по группе испытуемых.
7. Сопоставить индивидуальные данные со средними по груп-
пе (объем кратковременной памяти и график зависимости продук-
тивности запоминания от длины ряда).
8. На основании полученных количественных данных и сло-
весного отчета испытуемых проанализировать ход процесса запо-
минания у данного испытуемого.