2. Виды памяти.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Поскольку память включена во все многообразие жизни и дея-

тельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно много-

образны.

В качестве наиболее общего основания для выделения различ-

ных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от осо-

бенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запо-

минания и воспроизведения. В качестве основных критериев для

выделения видов памяти выступают:

1) характер психической активности: память двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;

2) характер целей деятельности: память непроизвольная и про-

извольная;

3) продолжительность закрепления и сохранения материала:

память кратковременная, долговременная и оперативная;

4) использование способов запоминания: опосредованная и

непосредственная память.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и вос-

произведение различных движений и их систем. Встречаются люди

с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими

ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что

она служит основой для формирования различных практических и

трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без

памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться хо-

дить, двигаться, писать и т. д. Обычно признаком хорошей двига-

тельной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в

труде.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции

всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребно-

сти и интересы, как осуществляются наши отношения с окружаю-

щим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное

значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и

сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побу-

ждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших

в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувство-

вать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмо-

циональной памяти.

Образная память – это память на представления, на картины

природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зри-

тельной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зри-

тельная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют веду-

щую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то

осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смыс-

ле можно назвать профессиональными видами: как и соответствую-

щие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются

в связи со специфическими условиями деятельности. Образная па-

мять особенно развита у людей «художественных» профессий.

Разновидностью образной памяти является эйдетическая память. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это ре-

зультат возбуждения органов чувств внешними раздражителями.

Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают

в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализирован-

ной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному пред-

ставлению.

Словесно-логическая память – это память на мысли. А так

как формой существования мысли является речь, данная память на-

зывается словесно-логической.

Непроизвольная память – это такая память, в которой за-

поминание и воспроизведение осуществляется без наличия специ-

альной цели что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – это память, при которой ставится

специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель

что-то запомнить или вспомнить.

Кратковременная память – это память, в которой информа-

ция хранится несколько секунд.

В отличие от долговременной памяти, для которой характер-

но длительное сохранение материала после многократного его по-

вторения и воспроизведения, кратковременная память характеризу-

ется очень кратким сохранением после однократного, очень непро-

должительного восприятия и немедленным воспроизведением (в

первые же секунды после восприятия материала).

В самом термине «кратковременная память» закреплен внеш-

ний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно

связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная

память» являются «мгновенная», «краткосрочная».

Долговременная память – это память, в которой информа-

ция может хранится длительно – от нескольких минут до несколь-

ких лет, и даже всю жизнь.

Под оперативной памятью понимаются мнемические процес-

сы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую дея-

тельность или ее действия. Например, человек при умножении чи-

сел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не по-

лучит конечный результат. Сохранение этого промежуточного ре-

зультата на необходимое человеку время – и есть оперативная па-

мять.

Опосредованная память – это память, при которой исполь-

зуются специальные средства для запоминания.

Непосредственная память – это такая память, при которой

запоминание информации осуществляется без специальных вспо-

могательных средств.

Поскольку память включена во все многообразие жизни и дея-

тельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно много-

образны.

В качестве наиболее общего основания для выделения различ-

ных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от осо-

бенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запо-

минания и воспроизведения. В качестве основных критериев для

выделения видов памяти выступают:

1) характер психической активности: память двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;

2) характер целей деятельности: память непроизвольная и про-

извольная;

3) продолжительность закрепления и сохранения материала:

память кратковременная, долговременная и оперативная;

4) использование способов запоминания: опосредованная и

непосредственная память.

Двигательная память – это запоминание, сохранение и вос-

произведение различных движений и их систем. Встречаются люди

с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими

ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что

она служит основой для формирования различных практических и

трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без

памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться хо-

дить, двигаться, писать и т. д. Обычно признаком хорошей двига-

тельной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в

труде.

Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции

всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребно-

сти и интересы, как осуществляются наши отношения с окружаю-

щим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное

значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и

сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побу-

ждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших

в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувство-

вать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмо-

циональной памяти.

Образная память – это память на представления, на картины

природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зри-

тельной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зри-

тельная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют веду-

щую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то

осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смыс-

ле можно назвать профессиональными видами: как и соответствую-

щие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются

в связи со специфическими условиями деятельности. Образная па-

мять особенно развита у людей «художественных» профессий.

Разновидностью образной памяти является эйдетическая память. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это ре-

зультат возбуждения органов чувств внешними раздражителями.

Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают

в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализирован-

ной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному пред-

ставлению.

Словесно-логическая память – это память на мысли. А так

как формой существования мысли является речь, данная память на-

зывается словесно-логической.

Непроизвольная память – это такая память, в которой за-

поминание и воспроизведение осуществляется без наличия специ-

альной цели что-то запомнить или припомнить.

Произвольная память – это память, при которой ставится

специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель

что-то запомнить или вспомнить.

Кратковременная память – это память, в которой информа-

ция хранится несколько секунд.

В отличие от долговременной памяти, для которой характер-

но длительное сохранение материала после многократного его по-

вторения и воспроизведения, кратковременная память характеризу-

ется очень кратким сохранением после однократного, очень непро-

должительного восприятия и немедленным воспроизведением (в

первые же секунды после восприятия материала).

В самом термине «кратковременная память» закреплен внеш-

ний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно

связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная

память» являются «мгновенная», «краткосрочная».

Долговременная память – это память, в которой информа-

ция может хранится длительно – от нескольких минут до несколь-

ких лет, и даже всю жизнь.

Под оперативной памятью понимаются мнемические процес-

сы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую дея-

тельность или ее действия. Например, человек при умножении чи-

сел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не по-

лучит конечный результат. Сохранение этого промежуточного ре-

зультата на необходимое человеку время – и есть оперативная па-

мять.

Опосредованная память – это память, при которой исполь-

зуются специальные средства для запоминания.

Непосредственная память – это такая память, при которой

запоминание информации осуществляется без специальных вспо-

могательных средств.