2. Виды памяти.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Поскольку память включена во все многообразие жизни и дея-
тельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно много-
образны.
В качестве наиболее общего основания для выделения различ-
ных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от осо-
бенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запо-
минания и воспроизведения. В качестве основных критериев для
выделения видов памяти выступают:
1) характер психической активности: память двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;
2) характер целей деятельности: память непроизвольная и про-
извольная;
3) продолжительность закрепления и сохранения материала:
память кратковременная, долговременная и оперативная;
4) использование способов запоминания: опосредованная и
непосредственная память.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и вос-
произведение различных движений и их систем. Встречаются люди
с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими
ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что
она служит основой для формирования различных практических и
трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без
памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться хо-
дить, двигаться, писать и т. д. Обычно признаком хорошей двига-
тельной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в
труде.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции
всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребно-
сти и интересы, как осуществляются наши отношения с окружаю-
щим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное
значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и
сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побу-
ждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших
в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувство-
вать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмо-
циональной памяти.
Образная память – это память на представления, на картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зри-
тельной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зри-
тельная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют веду-
щую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то
осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смыс-
ле можно назвать профессиональными видами: как и соответствую-
щие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются
в связи со специфическими условиями деятельности. Образная па-
мять особенно развита у людей «художественных» профессий.
Разновидностью образной памяти является эйдетическая память. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это ре-
зультат возбуждения органов чувств внешними раздражителями.
Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают
в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализирован-
ной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному пред-
ставлению.
Словесно-логическая память – это память на мысли. А так
как формой существования мысли является речь, данная память на-
зывается словесно-логической.
Непроизвольная память – это такая память, в которой за-
поминание и воспроизведение осуществляется без наличия специ-
альной цели что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память – это память, при которой ставится
специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель
что-то запомнить или вспомнить.
Кратковременная память – это память, в которой информа-
ция хранится несколько секунд.
В отличие от долговременной памяти, для которой характер-
но длительное сохранение материала после многократного его по-
вторения и воспроизведения, кратковременная память характеризу-
ется очень кратким сохранением после однократного, очень непро-
должительного восприятия и немедленным воспроизведением (в
первые же секунды после восприятия материала).
В самом термине «кратковременная память» закреплен внеш-
ний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно
связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная
память» являются «мгновенная», «краткосрочная».
Долговременная память – это память, в которой информа-
ция может хранится длительно – от нескольких минут до несколь-
ких лет, и даже всю жизнь.
Под оперативной памятью понимаются мнемические процес-
сы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую дея-
тельность или ее действия. Например, человек при умножении чи-
сел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не по-
лучит конечный результат. Сохранение этого промежуточного ре-
зультата на необходимое человеку время – и есть оперативная па-
мять.
Опосредованная память – это память, при которой исполь-
зуются специальные средства для запоминания.
Непосредственная память – это такая память, при которой
запоминание информации осуществляется без специальных вспо-
могательных средств.
Поскольку память включена во все многообразие жизни и дея-
тельности человека, то и формы ее проявления чрезвычайно много-
образны.
В качестве наиболее общего основания для выделения различ-
ных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от осо-
бенностей деятельности, в которой осуществляются процессы запо-
минания и воспроизведения. В качестве основных критериев для
выделения видов памяти выступают:
1) характер психической активности: память двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая;
2) характер целей деятельности: память непроизвольная и про-
извольная;
3) продолжительность закрепления и сохранения материала:
память кратковременная, долговременная и оперативная;
4) использование способов запоминания: опосредованная и
непосредственная память.
Двигательная память – это запоминание, сохранение и вос-
произведение различных движений и их систем. Встречаются люди
с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими
ее видами. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что
она служит основой для формирования различных практических и
трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без
памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться хо-
дить, двигаться, писать и т. д. Обычно признаком хорошей двига-
тельной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в
труде.
Эмоциональная память – это память на чувства. Эмоции
всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребно-
сти и интересы, как осуществляются наши отношения с окружаю-
щим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное
значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и
сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побу-
ждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших
в прошлом отрицательные переживания. Способность сочувство-
вать другому человеку, сопереживать герою книги основана на эмо-
циональной памяти.
Образная память – это память на представления, на картины
природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зри-
тельной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зри-
тельная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют веду-
щую роль в жизненной ориентировке всех нормальных людей, то
осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смыс-
ле можно назвать профессиональными видами: как и соответствую-
щие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются
в связи со специфическими условиями деятельности. Образная па-
мять особенно развита у людей «художественных» профессий.
Разновидностью образной памяти является эйдетическая память. Эйдетические образы, или наглядные образы памяти – это ре-
зультат возбуждения органов чувств внешними раздражителями.
Эйдетические образы похожи на представление тем, что возникают
в отсутствие предмета, но характеризуются такой детализирован-
ной наглядностью, которая совершенно недоступна обычному пред-
ставлению.
Словесно-логическая память – это память на мысли. А так
как формой существования мысли является речь, данная память на-
зывается словесно-логической.
Непроизвольная память – это такая память, в которой за-
поминание и воспроизведение осуществляется без наличия специ-
альной цели что-то запомнить или припомнить.
Произвольная память – это память, при которой ставится
специальная мнемическая цель, т.е. человек ставит перед собой цель
что-то запомнить или вспомнить.
Кратковременная память – это память, в которой информа-
ция хранится несколько секунд.
В отличие от долговременной памяти, для которой характер-
но длительное сохранение материала после многократного его по-
вторения и воспроизведения, кратковременная память характеризу-
ется очень кратким сохранением после однократного, очень непро-
должительного восприятия и немедленным воспроизведением (в
первые же секунды после восприятия материала).
В самом термине «кратковременная память» закреплен внеш-
ний, временной параметр явления безотносительно к тому, как оно
связано с деятельностью человека. Синонимами «кратковременная
память» являются «мгновенная», «краткосрочная».
Долговременная память – это память, в которой информа-
ция может хранится длительно – от нескольких минут до несколь-
ких лет, и даже всю жизнь.
Под оперативной памятью понимаются мнемические процес-
сы, которые обслуживают непосредственно осуществляемую дея-
тельность или ее действия. Например, человек при умножении чи-
сел помнит промежуточный результат лишь до тех пор, пока не по-
лучит конечный результат. Сохранение этого промежуточного ре-
зультата на необходимое человеку время – и есть оперативная па-
мять.
Опосредованная память – это память, при которой исполь-
зуются специальные средства для запоминания.
Непосредственная память – это такая память, при которой
запоминание информации осуществляется без специальных вспо-
могательных средств.