1. Общее понятие о памяти.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отраже-
ние внешних воздействий человек использует в будущем.
Формирование опыта было бы невозможно, если бы накоп-
ленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация,
полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом
в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
индивидом его опыта называется памятью.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание.
Указанные процессы не являются автономными психически-
ми способностями. Они формируются в деятельности и определяют-
ся ею. Запоминание определенного материала связано с накоплени-
ем индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исполь-
зование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует
воспроизведения. Сохранение материала и памяти зависит от учас-
тия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо-
мент поведение человека определяется его жизненным опытом.
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая ха-
рактеристика психической жизни личности. Роль памяти не может
быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое
актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо проте-
кание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта
обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента
для «сцепления» с последующими.
Важнейшая особенность психики состоит в том, что отраже-
ние внешних воздействий человек использует в будущем.
Формирование опыта было бы невозможно, если бы накоп-
ленный индивидуальный опыт исчезал бесследно. Информация,
полученная в прошлом, сохраняется и воспроизводится индивидом
в тех случаях, когда ему это необходимо. Это и есть наша память.
Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение
индивидом его опыта называется памятью.
В памяти различают такие основные процессы: запоминание,
сохранение, воспроизведение и забывание.
Указанные процессы не являются автономными психически-
ми способностями. Они формируются в деятельности и определяют-
ся ею. Запоминание определенного материала связано с накоплени-
ем индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Исполь-
зование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует
воспроизведения. Сохранение материала и памяти зависит от учас-
тия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный мо-
мент поведение человека определяется его жизненным опытом.
Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая ха-
рактеристика психической жизни личности. Роль памяти не может
быть сведена к запечатлению того, что «было в прошлом». Никакое
актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, ибо проте-
кание любого, пусть даже самого элементарного, психического акта
обязательно предполагает удержание каждого данного его элемента
для «сцепления» с последующими.