5.5. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: определить насколько память, опирающаяся на систе-
му связей, может расширить объем запоминаемого материала по
сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредст-
венном запоминании.
Стимульный материал: 20 не связанных между собой слов,
20 пар слов. Каждая пара связана между собой любым видом ассо-
циации, первые слова в парах – слова-опоры, вторые – слова-объ-
екты, которые испытуемый должен запомнить. См. приложение 5.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из двух серий.
1-я серия. Используется классический метод удержанных чле-
нов ряда. Экспериментатор предъявляет 20 не связанных между
собой слов с паузами между словами в 2 сек. После окончания чте-
ния ряда испытуемый должен воспроизвести вслух слова в любом
порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о
том, каким путем он запоминал слова.
2-я серия. Используется классический метод удачных ответов.
Экспериментатор предъявляет 20 пар слов. Интервал между пара-
ми – 2 сек. После окончания предъявления ряда экспериментатор
читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется),
а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие
словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный
отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и
слова-объекты, фиксируются экспериментатором.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 не связанных
между собой слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести в
любой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии:
«Вам будет предъявлен ряд из 20 пар слов: первое слово – опо-
ра, второе – объект. После окончания предъявления ряда вам будет
предъявляться слово-опора, вы должны воспроизвести слово-объ-
ект».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-
веденных слов в 1-й и 2-й серии.
2. Составить сводную таблицу результатов обеих серий:
Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных
3. Определить коэффициент увеличения эффективности запо-
минания при переходе к использованию специальных средств запо-
минания по формуле К = (Vо-Vн)/Vо . 100%,
где К – коэффициент увеличения эффективности запомина-
ния, Vо – число удержанных членов ряда при опосредованном за-
поминании, Vн – число удержанных членов ряда при непосредст-
венном запоминании.
4. Сравнить результаты 1-й и 2-й серии между собой, привле-
кая не только количественные показатели, но и материалы словес-
ных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: определить насколько память, опирающаяся на систе-
му связей, может расширить объем запоминаемого материала по
сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредст-
венном запоминании.
Стимульный материал: 20 не связанных между собой слов,
20 пар слов. Каждая пара связана между собой любым видом ассо-
циации, первые слова в парах – слова-опоры, вторые – слова-объ-
екты, которые испытуемый должен запомнить. См. приложение 5.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из двух серий.
1-я серия. Используется классический метод удержанных чле-
нов ряда. Экспериментатор предъявляет 20 не связанных между
собой слов с паузами между словами в 2 сек. После окончания чте-
ния ряда испытуемый должен воспроизвести вслух слова в любом
порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о
том, каким путем он запоминал слова.
2-я серия. Используется классический метод удачных ответов.
Экспериментатор предъявляет 20 пар слов. Интервал между пара-
ми – 2 сек. После окончания предъявления ряда экспериментатор
читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется),
а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие
словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный
отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и
слова-объекты, фиксируются экспериментатором.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 не связанных
между собой слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести в
любой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии:
«Вам будет предъявлен ряд из 20 пар слов: первое слово – опо-
ра, второе – объект. После окончания предъявления ряда вам будет
предъявляться слово-опора, вы должны воспроизвести слово-объ-
ект».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-
веденных слов в 1-й и 2-й серии.
2. Составить сводную таблицу результатов обеих серий:
Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных
3. Определить коэффициент увеличения эффективности запо-
минания при переходе к использованию специальных средств запо-
минания по формуле К = (Vо-Vн)/Vо . 100%,
где К – коэффициент увеличения эффективности запомина-
ния, Vо – число удержанных членов ряда при опосредованном за-
поминании, Vн – число удержанных членов ряда при непосредст-
венном запоминании.
4. Сравнить результаты 1-й и 2-й серии между собой, привле-
кая не только количественные показатели, но и материалы словес-
ных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.