5.5. Исследование непосредственного и опосредованного запоминания.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: определить насколько память, опирающаяся на систе-

му связей, может расширить объем запоминаемого материала по

сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредст-

венном запоминании.

Стимульный материал: 20 не связанных между собой слов,

20 пар слов. Каждая пара связана между собой любым видом ассо-

циации, первые слова в парах – слова-опоры, вторые – слова-объ-

екты, которые испытуемый должен запомнить. См. приложение 5.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Используется классический метод удержанных чле-

нов ряда. Экспериментатор предъявляет 20 не связанных между

собой слов с паузами между словами в 2 сек. После окончания чте-

ния ряда испытуемый должен воспроизвести вслух слова в любом

порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о

том, каким путем он запоминал слова.

2-я серия. Используется классический метод удачных ответов.

Экспериментатор предъявляет 20 пар слов. Интервал между пара-

ми – 2 сек. После окончания предъявления ряда экспериментатор

читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется),

а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие

словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный

отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и

слова-объекты, фиксируются экспериментатором.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 не связанных

между собой слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести в

любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии:

«Вам будет предъявлен ряд из 20 пар слов: первое слово – опо-

ра, второе – объект. После окончания предъявления ряда вам будет

предъявляться слово-опора, вы должны воспроизвести слово-объ-

ект».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-

веденных слов в 1-й и 2-й серии.

2. Составить сводную таблицу результатов обеих серий:

Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных

3. Определить коэффициент увеличения эффективности запо-

минания при переходе к использованию специальных средств запо-

минания по формуле К = (Vо-Vн)/Vо . 100%,

где К – коэффициент увеличения эффективности запомина-

ния, Vо – число удержанных членов ряда при опосредованном за-

поминании, Vн – число удержанных членов ряда при непосредст-

венном запоминании.

4. Сравнить результаты 1-й и 2-й серии между собой, привле-

кая не только количественные показатели, но и материалы словес-

ных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: определить насколько память, опирающаяся на систе-

му связей, может расширить объем запоминаемого материала по

сравнению с тем объемом, который удерживается при непосредст-

венном запоминании.

Стимульный материал: 20 не связанных между собой слов,

20 пар слов. Каждая пара связана между собой любым видом ассо-

циации, первые слова в парах – слова-опоры, вторые – слова-объ-

екты, которые испытуемый должен запомнить. См. приложение 5.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Используется классический метод удержанных чле-

нов ряда. Экспериментатор предъявляет 20 не связанных между

собой слов с паузами между словами в 2 сек. После окончания чте-

ния ряда испытуемый должен воспроизвести вслух слова в любом

порядке. По окончании опыта испытуемый дает словесный отчет о

том, каким путем он запоминал слова.

2-я серия. Используется классический метод удачных ответов.

Экспериментатор предъявляет 20 пар слов. Интервал между пара-

ми – 2 сек. После окончания предъявления ряда экспериментатор

читает только слова-опоры (порядок их предъявления изменяется),

а испытуемый должен называть слова-объекты, соответствующие

словам-опорам. Ответы, ошибочные воспроизведения и словесный

отчет о том, как испытуемый связывал между собой слова-опоры и

слова-объекты, фиксируются экспериментатором.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будет предъявлен ряд, состоящий из 20 не связанных

между собой слов. Ваша задача – запомнить их и воспроизвести в

любой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии:

«Вам будет предъявлен ряд из 20 пар слов: первое слово – опо-

ра, второе – объект. После окончания предъявления ряда вам будет

предъявляться слово-опора, вы должны воспроизвести слово-объ-

ект».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-

веденных слов в 1-й и 2-й серии.

2. Составить сводную таблицу результатов обеих серий:

Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных

3. Определить коэффициент увеличения эффективности запо-

минания при переходе к использованию специальных средств запо-

минания по формуле К = (Vо-Vн)/Vо . 100%,

где К – коэффициент увеличения эффективности запомина-

ния, Vо – число удержанных членов ряда при опосредованном за-

поминании, Vн – число удержанных членов ряда при непосредст-

венном запоминании.

4. Сравнить результаты 1-й и 2-й серии между собой, привле-

кая не только количественные показатели, но и материалы словес-

ных отчетов испытуемых и наблюдений экспериментатора.