5.7. Исследование опосредованного запоминания (метод двойной стимуляции).
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: определить условия увеличения продуктивности опо-
средованного запоминания.
Стимульный материал: 15 слов и 15 картинок, связанных по
смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных
по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й на-
бор) – см. приложение 7.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из трех серий.
1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15
слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается за-
помнить слова, используя для запоминания картинки. Эксперимен-
татор показывает картинки одновременно с произнесением каждого
слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъяв-
ления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом
порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует
данному изображению.
2-я серия. Проводится аналогично первой, используются сло-
ва и картинки второго набора.
3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15
слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каж-
дому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. По-
сле каждого предъявления картинка убирается. После предъявления
слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картин-
ки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое со-
ответствует данному изображению.
Инструкция к 1-й и 2-й серии:
«Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 кар-
тинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания
картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать кар-
тинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».
Инструкция к 3-й серии:
«Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъ-
являться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать кар-
тинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее
слово».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-
веденных слов в каждой серии.
2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:
Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных
1
2
3
3. Сравнить экспериментальные данные по результатам вос-
произведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, слож-
ные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.
Цель: определить условия увеличения продуктивности опо-
средованного запоминания.
Стимульный материал: 15 слов и 15 картинок, связанных по
смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных
по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й на-
бор) – см. приложение 7.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из трех серий.
1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15
слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается за-
помнить слова, используя для запоминания картинки. Эксперимен-
татор показывает картинки одновременно с произнесением каждого
слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъяв-
ления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом
порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует
данному изображению.
2-я серия. Проводится аналогично первой, используются сло-
ва и картинки второго набора.
3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15
слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каж-
дому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. По-
сле каждого предъявления картинка убирается. После предъявления
слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картин-
ки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое со-
ответствует данному изображению.
Инструкция к 1-й и 2-й серии:
«Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 кар-
тинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания
картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать кар-
тинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».
Инструкция к 3-й серии:
«Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъ-
являться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать кар-
тинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее
слово».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-
веденных слов в каждой серии.
2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:
Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных
1
2
3
3. Сравнить экспериментальные данные по результатам вос-
произведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, слож-
ные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).