5.7. Исследование опосредованного запоминания (метод двойной стимуляции).

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: определить условия увеличения продуктивности опо-

средованного запоминания.

Стимульный материал: 15 слов и 15 картинок, связанных по

смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных

по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й на-

бор) – см. приложение 7.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15

слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается за-

помнить слова, используя для запоминания картинки. Эксперимен-

татор показывает картинки одновременно с произнесением каждого

слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъяв-

ления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом

порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует

данному изображению.

2-я серия. Проводится аналогично первой, используются сло-

ва и картинки второго набора.

3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15

слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каж-

дому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. По-

сле каждого предъявления картинка убирается. После предъявления

слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картин-

ки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое со-

ответствует данному изображению.

Инструкция к 1-й и 2-й серии:

«Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 кар-

тинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания

картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать кар-

тинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».

Инструкция к 3-й серии:

«Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъ-

являться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать кар-

тинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее

слово».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-

веденных слов в каждой серии.

2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:

Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных

1

2

3

3. Сравнить экспериментальные данные по результатам вос-

произведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, слож-

ные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб.: Питер, 2002.

Цель: определить условия увеличения продуктивности опо-

средованного запоминания.

Стимульный материал: 15 слов и 15 картинок, связанных по

смыслу со словами (1-й набор), 15 слов и 15 картинок, не связанных

по смыслу со словами (2-й набор), 15 слов и 30 картинок (3-й на-

бор) – см. приложение 7.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из трех серий.

1-я серия. Экспериментатор предъявляет последовательно 15

слов и 15 картинок первого набора, испытуемому предлагается за-

помнить слова, используя для запоминания картинки. Эксперимен-

татор показывает картинки одновременно с произнесением каждого

слова. Интервал между словами 5 сек. Через 10 сек. после предъяв-

ления всех слов экспериментатор показывает картинки в другом

порядке и просит воспроизвести то слово, которое соответствует

данному изображению.

2-я серия. Проводится аналогично первой, используются сло-

ва и картинки второго набора.

3-я серия. Экспериментатор предъявляет для запоминания 15

слов третьего набора, а испытуемый должен сам подбирать к каж-

дому слову определенную картинку из 30 лежащих перед ним. По-

сле каждого предъявления картинка убирается. После предъявления

слов экспериментатор показывает выбранные испытуемым картин-

ки в другом порядке и просит воспроизвести то слово, которое со-

ответствует данному изображению.

Инструкция к 1-й и 2-й серии:

«Вам будут последовательно предъявляться 15 слов и 15 кар-

тинок, необходимо запомнить слова, используя для запоминания

картинки. После предъявления всех слов вам будут показывать кар-

тинки, а вы должны назвать слова, соответствующие им».

Инструкция к 3-й серии:

«Перед вами 30 картинок. Вам будут последовательно предъ-

являться 15 слов. Ваша задача – к каждому слову подобрать кар-

тинку, которая затем поможет вам вспомнить предъявляемое ранее

слово».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно и ошибочно воспроиз-

веденных слов в каждой серии.

2. Составить сводную таблицу результатов трех серий:

Номер серии Количество воспроизведений правильных неправильных

1

2

3

3. Сравнить экспериментальные данные по результатам вос-

произведения во всех трех сериях (простые связи – 1-я серия, слож-

ные связи – 2-я серия, установление свободных связей – 3-я серия).