3.3. Забывание.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Забывание – это процесс памяти, связанный с утратой следов
прежних воздействий и возможности их воспроизведения.
Закономерности забывания
1. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже вклю-
чается определенный материал в деятельность личности.
2. Чем менее значимым становится материал для достижения
актуальных жизненных целей, тем быстрее он забывается.
Несмотря на то, что многие люди чаще хотят иметь хорошую
память, т.е. прочнее запоминать материал и дольше его сохранять,
нельзя говорить лишь об отрицательном значении забывания. За-
бывание – явление целесообразное. То, что, включаясь в деятель-
ность личности, остается значимым для нее, не забывается. Вклю-
чение в деятельность – надежное средство связи материала с по-
требностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Од-
ним из приемов такого включения является систематическое по-
вторение того, что должно быть сохранено в памяти.
Менее устойчивое, а также временное забывание может быть
связано с действием отрицательной индукции. Так, сильные посто-
ронние раздражители во время заучивания могут либо затруднять
образование новых временных связей, снижая эффективность запо-
минания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработан-
ных связей и вызывать тем самым забывание. Такое забывание мо-
жет быть связано с влиянием предшествующей деятельности (про-
активное, т. е. «наперед действующее», торможение) или, наоборот,
с отрицательным влиянием последующей деятельности на связи,
выработанные в предшествующей деятельности (ретроактивное, т. е.
«назад действующее», торможение). Торможение проявляется осо-
бенно тогда, когда предшествующая или последующая деятель-
ность была сложной или сходной по содержанию с настоящей дея-
тельностью.
Проактивное и ретроактивное торможение проявляется и в
пределах какой-либо одной деятельности, в частности в процессе
заучивания заданного материала. Известно, что середина материала
запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается от-
рицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного тормо-
жения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина
материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо
дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в
мозге закрепляются.
Временное забывание может быть вызвано и запредельным
торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соот-
ветствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение
запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нор-
мальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть вос-
произведено.
С временным забыванием, которое может вызываться отри-
цательной индукцией и запредельным торможением, связано явле-
ние реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное вос-
произведение оказывается более полным, нежели то, которое осу-
ществляется сразу после запоминания. Обычно это бывает при за-
поминании большого по объему материала. Опыты показали, что
явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.
Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться
вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает
торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим
и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко
как бы само всплывает в памяти.
Следовательно, невозможность воспроизведения и даже уз-
навания не является показателем полного забывания.
Можно выделить по меньшей мере два весьма существенных
фактора, препятствующих быстрому забыванию:
1) степень прочности устанавливаемых нервных связей;
2) наличие интереса к запоминаемому материалу.
Существенным фактором забывания является время. Г. Эббин-
гауз показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу
после заучивания, а затем замедляется. Эту закономерность забы-
вания Эббингауз представил в виде кривой забывания. В течение
первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а
через 6 дней остается менее 20 % от общего числа заученной ин-
формации. (Исследования забывания проводились на примере за-
поминания бессмысленных слогов.)
Забывание – это процесс памяти, связанный с утратой следов
прежних воздействий и возможности их воспроизведения.
Закономерности забывания
1. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже вклю-
чается определенный материал в деятельность личности.
2. Чем менее значимым становится материал для достижения
актуальных жизненных целей, тем быстрее он забывается.
Несмотря на то, что многие люди чаще хотят иметь хорошую
память, т.е. прочнее запоминать материал и дольше его сохранять,
нельзя говорить лишь об отрицательном значении забывания. За-
бывание – явление целесообразное. То, что, включаясь в деятель-
ность личности, остается значимым для нее, не забывается. Вклю-
чение в деятельность – надежное средство связи материала с по-
требностями человека и, следовательно, борьбы с забыванием. Од-
ним из приемов такого включения является систематическое по-
вторение того, что должно быть сохранено в памяти.
Менее устойчивое, а также временное забывание может быть
связано с действием отрицательной индукции. Так, сильные посто-
ронние раздражители во время заучивания могут либо затруднять
образование новых временных связей, снижая эффективность запо-
минания, либо ослаблять, как бы стирать следы ранее выработан-
ных связей и вызывать тем самым забывание. Такое забывание мо-
жет быть связано с влиянием предшествующей деятельности (про-
активное, т. е. «наперед действующее», торможение) или, наоборот,
с отрицательным влиянием последующей деятельности на связи,
выработанные в предшествующей деятельности (ретроактивное, т. е.
«назад действующее», торможение). Торможение проявляется осо-
бенно тогда, когда предшествующая или последующая деятель-
ность была сложной или сходной по содержанию с настоящей дея-
тельностью.
Проактивное и ретроактивное торможение проявляется и в
пределах какой-либо одной деятельности, в частности в процессе
заучивания заданного материала. Известно, что середина материала
запоминается хуже, чем начало и конец: середина подвергается от-
рицательному влиянию и проактивного, и ретроактивного тормо-
жения, особенно если материал велик по объему. Поэтому середина
материала требует большего числа повторений. Необходимо придерживаться размеренного, неторопливого темпа работы: надо
дольше держать внимание на предмете, только тогда раздражения в
мозге закрепляются.
Временное забывание может быть вызвано и запредельным
торможением, которое наступает вследствие перенапряжения соот-
ветствующих корковых клеток. Этим объясняется резкое снижение
запоминания в утомленном состоянии. После возобновления нор-
мальной работы нервных клеток то, что забылось, может быть вос-
произведено.
С временным забыванием, которое может вызываться отри-
цательной индукцией и запредельным торможением, связано явле-
ние реминисценции. Оно проявляется в том, что отсроченное вос-
произведение оказывается более полным, нежели то, которое осу-
ществляется сразу после запоминания. Обычно это бывает при за-
поминании большого по объему материала. Опыты показали, что
явление реминисценции встречается чаще у детей, чем у взрослых.
Затруднения в воспроизведении материала могут усиливаться
вследствие слишком сильного желания припомнить, что вызывает
торможение. Когда со временем человек отвлекается чем-то другим
и торможение снимается, тогда то, что надо припомнить, нередко
как бы само всплывает в памяти.
Следовательно, невозможность воспроизведения и даже уз-
навания не является показателем полного забывания.
Можно выделить по меньшей мере два весьма существенных
фактора, препятствующих быстрому забыванию:
1) степень прочности устанавливаемых нервных связей;
2) наличие интереса к запоминаемому материалу.
Существенным фактором забывания является время. Г. Эббин-
гауз показал, что забывание особенно интенсивно протекает сразу
после заучивания, а затем замедляется. Эту закономерность забы-
вания Эббингауз представил в виде кривой забывания. В течение
первого часа забывается до 60 % всей полученной информации, а
через 6 дней остается менее 20 % от общего числа заученной ин-
формации. (Исследования забывания проводились на примере за-
поминания бессмысленных слогов.)