5.13. Сравнение процессов активного воспроизведения и узнавания.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источники: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Ле-
онтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 125с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-
хологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Ма-
ничева. – СПб.: Питер, 2000. – 114 с.
Цель: изучить особенности воспроизведения и узнавания од-
ного и того же материала и сравнить продуктивность этих процес-
сов.
Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов,
составленных следующим образом:
1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,
2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10
из которых из 1 набора),
3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,
4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15
из которых из 3-го набора).
Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержа_______-
щая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометри-
ческих фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур,
среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.
См. приложение 12.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух серий.
1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных
между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке.
Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который
включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуе-
мый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов,
которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для
активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для уз-
навания – набор из 30 слов, в который включены в случайном по-
рядке 15 слов из предыдущего набора.
2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матри-
цу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать
фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор
предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. ему
демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые»
стимулы (из матрицы В).
Обязательно должен быть перерыв между сериями.
Инструкция 1 (к 1-й серии):
«Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между со-
бой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести
их в любой последовательности».
Инструкция 2 (к 1-й серии):
«Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между со-
бой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъяв-
лялись ранее, дайте знак экспериментатору».
Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуе-
мому аналогичные инструкции.
Инструкция 3 (ко 2-й серии):
«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-
ем геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их
на чистом листе».
Инструкция 4 (ко 2-й серии).
«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-
ем геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через _______неко-
торое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы
узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак
экспериментатору».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов
и правильно воспроизведенных фигур.
2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур
в 1-й и 2-й серии.
3. Построить гистограмму количества правильно воспроизве-
денных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.
4. Определить количество ошибок в каждой серии экспери-
мента.
5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и
выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.
6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и
узнавании слов и геометрических фигур.
Источники: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Ле-
онтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 125с.
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-
хологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Ма-
ничева. – СПб.: Питер, 2000. – 114 с.
Цель: изучить особенности воспроизведения и узнавания од-
ного и того же материала и сравнить продуктивность этих процес-
сов.
Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов,
составленных следующим образом:
1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,
2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10
из которых из 1 набора),
3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,
4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15
из которых из 3-го набора).
Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержа_______-
щая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометри-
ческих фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур,
среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.
См. приложение 12.
Ход выполнения работы.
Исследование состоит из двух серий.
1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных
между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке.
Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который
включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуе-
мый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов,
которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для
активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для уз-
навания – набор из 30 слов, в который включены в случайном по-
рядке 15 слов из предыдущего набора.
2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матри-
цу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать
фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор
предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. ему
демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые»
стимулы (из матрицы В).
Обязательно должен быть перерыв между сериями.
Инструкция 1 (к 1-й серии):
«Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между со-
бой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести
их в любой последовательности».
Инструкция 2 (к 1-й серии):
«Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между со-
бой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъяв-
лялись ранее, дайте знак экспериментатору».
Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуе-
мому аналогичные инструкции.
Инструкция 3 (ко 2-й серии):
«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-
ем геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их
на чистом листе».
Инструкция 4 (ко 2-й серии).
«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-
ем геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через _______неко-
торое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы
узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак
экспериментатору».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов
и правильно воспроизведенных фигур.
2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур
в 1-й и 2-й серии.
3. Построить гистограмму количества правильно воспроизве-
денных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.
4. Определить количество ошибок в каждой серии экспери-
мента.
5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и
выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.
6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и
узнавании слов и геометрических фигур.