5.13. Сравнение процессов активного воспроизведения и узнавания.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источники: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Ле-

онтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 125с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-

хологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Ма-

ничева. – СПб.: Питер, 2000. – 114 с.

Цель: изучить особенности воспроизведения и узнавания од-

ного и того же материала и сравнить продуктивность этих процес-

сов.

Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов,

составленных следующим образом:

1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,

2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10

из которых из 1 набора),

3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,

4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15

из которых из 3-го набора).

Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержа_______-

щая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометри-

ческих фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур,

среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.

См. приложение 12.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных

между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке.

Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который

включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуе-

мый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов,

которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для

активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для уз-

навания – набор из 30 слов, в который включены в случайном по-

рядке 15 слов из предыдущего набора.

2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матри-

цу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать

фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор

предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. ему

демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые»

стимулы (из матрицы В).

Обязательно должен быть перерыв между сериями.

Инструкция 1 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между со-

бой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести

их в любой последовательности».

Инструкция 2 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между со-

бой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъяв-

лялись ранее, дайте знак экспериментатору».

Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуе-

мому аналогичные инструкции.

Инструкция 3 (ко 2-й серии):

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-

ем геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их

на чистом листе».

Инструкция 4 (ко 2-й серии).

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-

ем геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через _______неко-

торое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы

узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак

экспериментатору».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

и правильно воспроизведенных фигур.

2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур

в 1-й и 2-й серии.

3. Построить гистограмму количества правильно воспроизве-

денных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

4. Определить количество ошибок в каждой серии экспери-

мента.

5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и

выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.

6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и

узнавании слов и геометрических фигур.

Источники: Практикум по психологии / Под. ред. А.Н. Ле-

онтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: МГУ, 1972. – 125с.

Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси-

хологии: Учеб. пособие // Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Ма-

ничева. – СПб.: Питер, 2000. – 114 с.

Цель: изучить особенности воспроизведения и узнавания од-

ного и того же материала и сравнить продуктивность этих процес-

сов.

Стимульный материал для 1-й серии: четыре набора слов,

составленных следующим образом:

1-й набор – 10 не связанных между собой по смыслу слов,

2-й набор – 20 не связанных между собой по смыслу слов (10

из которых из 1 набора),

3-й набор – 15 не связанных между собой по смыслу слов,

4-й набор – 30 не связанных между собой по смыслу слов (15

из которых из 3-го набора).

Стимульный материал для 2-й серии: матрица А, содержа_______-

щая 9 геометрических фигур; матрица В, содержащая 9 геометри-

ческих фигур; матрица С, содержащая 20 геометрических фигур,

среди которых 9 «старых» (из матрицы В) и 11 «новых» стимулов.

См. приложение 12.

Ход выполнения работы.

Исследование состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор читает набор из 10 не связанных

между собой слов и предлагает воспроизвести его в любом порядке.

Затем экспериментатор читает второй набор из 20 слов, в который

включены в случайном порядке 10 слов первого набора. Испытуе-

мый должен дать знак экспериментатору при обнаружении слов,

которые ранее предъявлялись. После этого экспериментатор для

активного воспроизведения предлагает набор из 15 слов, а для уз-

навания – набор из 30 слов, в который включены в случайном по-

рядке 15 слов из предыдущего набора.

2-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому матри-

цу А, время экспозиции – 10 сек. Испытуемый должен зарисовать

фигуры спустя 5 секунд после экспозиции. Затем экспериментатор

предъявляет испытуемому матрицу В на 10 сек., спустя 5 сек. ему

демонстрируется матрица С, на которой он должен узнать «старые»

стимулы (из матрицы В).

Обязательно должен быть перерыв между сериями.

Инструкция 1 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 10 не связанных между со-

бой по смыслу слов, после предъявления вы должны воспроизвести

их в любой последовательности».

Инструкция 2 (к 1-й серии):

«Вам будет предъявлен набор из 20 не связанных между со-

бой по смыслу слов. Если вы обнаружите слова, которые предъяв-

лялись ранее, дайте знак экспериментатору».

Для 3-го и 4-го набора слов экспериментатор дает испытуе-

мому аналогичные инструкции.

Инструкция 3 (ко 2-й серии):

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-

ем геометрических фигур. Ваша задача – запомнить и зарисовать их

на чистом листе».

Инструкция 4 (ко 2-й серии).

«Вам на 10 секунд будет предъявлена матрица с изображени-

ем геометрических фигур. Ваша задача – их запомнить. Через _______неко-

торое время вам будет предъявлена следующая матрица. Если вы

узнаете фигуры, которые были ранее вам предъявлены, дайте знак

экспериментатору».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

и правильно воспроизведенных фигур.

2. Определить количество правильно узнанных слов и фигур

в 1-й и 2-й серии.

3. Построить гистограмму количества правильно воспроизве-

денных и узнанных слов и фигур в 1-й и 2-й серии.

4. Определить количество ошибок в каждой серии экспери-

мента.

5. Сравнить продуктивность воспроизведения и узнавания и

выявить тенденцию, которая при этом обнаруживается.

6. Сравнить результаты, полученные при воспроизведении и

узнавании слов и геометрических фигур.