5.14. Зависимость запоминания от установки личности.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Источник: Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки
личности.
Стимульный материал: два набора по 20 не связанных ме-
жду собой по смыслу слов – см. приложение 13.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из двух серий.
1-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому запом-
нить и воспроизвести слова первого набора.
2-я серия. Экспериментатор предъявляет слова второго набо-
ра. Задача испытуемого – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». Затем испытуемый должен воспроизвести все
слова второго набора.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по
смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова в лю-
бой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии:
«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по
смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова, со-
держащие букву «О». После предъявления второго набора слов,
экспериментатор дает следующую инструкцию испытуемому: «Вы
должны воспроизвести все слова второго набора».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов
в 1-й и 2-й серии.
2. Определить количество воспроизведенных слов, содержа-
щих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова
воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й се-
рии).
3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и по-
следующее воспроизведение слов испытуемым.
5.15. Исследование качественных изменений материала в про-
цессе его сохранения в памяти.
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб: Питер, 2002.
Цель: обнаружить изменения, реконструкции, которым под-
вергается материал в памяти в процессе сохранения.
Стимульный материал: картина.
Ход выполнения работы.
Используется метод последовательного воспроизведения, пред-
ложенный Ф. Бартлеттом.
Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 чело-
век. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вы-
вешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть ос-
тавшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рас-
сматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех под-
робностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий ис-
пытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой
вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудито-
рии и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается
вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.
Таким образом, последовательные описания передаются от одного
к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся груп-
па участников эксперимента. Первое описание делается непосредс-
твенно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.
Инструкция 1-му испытуемому:
«Перед вами картина, содержание которой вы должны рас-
сказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудито-
рию».
Инструкция 2-му и последующим испытуемым:
«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете
видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание сле-
дующему испытуемому».
Обработка и анализ результатов:
Анализируется процесс забывания, реконструкции описания
по следующей схеме:
− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или
деталей) в картине,
− воспроизведение количества несущественных деталей,
− воспроизведение размеров, цветов предметов,
− воспроизведение положения предметов относительно друг
друга,
− исчезновение случайных деталей,
− исчезновение основных деталей.
Источник: Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.
Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки
личности.
Стимульный материал: два набора по 20 не связанных ме-
жду собой по смыслу слов – см. приложение 13.
Ход выполнения работы.
Эксперимент состоит из двух серий.
1-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому запом-
нить и воспроизвести слова первого набора.
2-я серия. Экспериментатор предъявляет слова второго набо-
ра. Задача испытуемого – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». Затем испытуемый должен воспроизвести все
слова второго набора.
Инструкция к 1-й серии:
«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по
смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова в лю-
бой последовательности».
Инструкция ко 2-й серии:
«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по
смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова, со-
держащие букву «О». После предъявления второго набора слов,
экспериментатор дает следующую инструкцию испытуемому: «Вы
должны воспроизвести все слова второго набора».
Обработка и анализ результатов:
1. Определить количество правильно воспроизведенных слов
в 1-й и 2-й серии.
2. Определить количество воспроизведенных слов, содержа-
щих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова
воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й се-
рии).
3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и по-
следующее воспроизведение слов испытуемым.
5.15. Исследование качественных изменений материала в про-
цессе его сохранения в памяти.
Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-
нитивной психологии. – СПб: Питер, 2002.
Цель: обнаружить изменения, реконструкции, которым под-
вергается материал в памяти в процессе сохранения.
Стимульный материал: картина.
Ход выполнения работы.
Используется метод последовательного воспроизведения, пред-
ложенный Ф. Бартлеттом.
Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 чело-
век. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вы-
вешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть ос-
тавшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рас-
сматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех под-
робностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий ис-
пытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой
вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудито-
рии и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается
вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.
Таким образом, последовательные описания передаются от одного
к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся груп-
па участников эксперимента. Первое описание делается непосредс-
твенно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.
Инструкция 1-му испытуемому:
«Перед вами картина, содержание которой вы должны рас-
сказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудито-
рию».
Инструкция 2-му и последующим испытуемым:
«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете
видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание сле-
дующему испытуемому».
Обработка и анализ результатов:
Анализируется процесс забывания, реконструкции описания
по следующей схеме:
− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или
деталей) в картине,
− воспроизведение количества несущественных деталей,
− воспроизведение размеров, цветов предметов,
− воспроизведение положения предметов относительно друг
друга,
− исчезновение случайных деталей,
− исчезновение основных деталей.