5.14. Зависимость запоминания от установки личности.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Источник: Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки

личности.

Стимульный материал: два набора по 20 не связанных ме-

жду собой по смыслу слов – см. приложение 13.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому запом-

нить и воспроизвести слова первого набора.

2-я серия. Экспериментатор предъявляет слова второго набо-

ра. Задача испытуемого – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». Затем испытуемый должен воспроизвести все

слова второго набора.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по

смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова в лю-

бой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии:

«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по

смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова, со-

держащие букву «О». После предъявления второго набора слов,

экспериментатор дает следующую инструкцию испытуемому: «Вы

должны воспроизвести все слова второго набора».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

в 1-й и 2-й серии.

2. Определить количество воспроизведенных слов, содержа-

щих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова

воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й се-

рии).

3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и по-

следующее воспроизведение слов испытуемым.

5.15. Исследование качественных изменений материала в про-

цессе его сохранения в памяти.

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб: Питер, 2002.

Цель: обнаружить изменения, реконструкции, которым под-

вергается материал в памяти в процессе сохранения.

Стимульный материал: картина.

Ход выполнения работы.

Используется метод последовательного воспроизведения, пред-

ложенный Ф. Бартлеттом.

Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 чело-

век. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вы-

вешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть ос-

тавшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рас-

сматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех под-

робностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий ис-

пытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой

вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудито-

рии и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается

вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.

Таким образом, последовательные описания передаются от одного

к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся груп-

па участников эксперимента. Первое описание делается непосредс-

твенно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.

Инструкция 1-му испытуемому:

«Перед вами картина, содержание которой вы должны рас-

сказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудито-

рию».

Инструкция 2-му и последующим испытуемым:

«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете

видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание сле-

дующему испытуемому».

Обработка и анализ результатов:

Анализируется процесс забывания, реконструкции описания

по следующей схеме:

− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или

деталей) в картине,

− воспроизведение количества несущественных деталей,

− воспроизведение размеров, цветов предметов,

− воспроизведение положения предметов относительно друг

друга,

− исчезновение случайных деталей,

− исчезновение основных деталей.

Источник: Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975.

Цель: изучить зависимость запоминания слов от установки

личности.

Стимульный материал: два набора по 20 не связанных ме-

жду собой по смыслу слов – см. приложение 13.

Ход выполнения работы.

Эксперимент состоит из двух серий.

1-я серия. Экспериментатор предлагает испытуемому запом-

нить и воспроизвести слова первого набора.

2-я серия. Экспериментатор предъявляет слова второго набо-

ра. Задача испытуемого – запомнить и воспроизвести слова, содержащие букву «О». Затем испытуемый должен воспроизвести все

слова второго набора.

Инструкция к 1-й серии:

«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по

смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова в лю-

бой последовательности».

Инструкция ко 2-й серии:

«Вам будут предъявлены 20 не связанных между собой по

смыслу слов. Ваша задача – запомнить и воспроизвести слова, со-

держащие букву «О». После предъявления второго набора слов,

экспериментатор дает следующую инструкцию испытуемому: «Вы

должны воспроизвести все слова второго набора».

Обработка и анализ результатов:

1. Определить количество правильно воспроизведенных слов

в 1-й и 2-й серии.

2. Определить количество воспроизведенных слов, содержа-

щих букву «О», в 1-й и 2-й серии. Проанализировать, какие слова

воспроизводит испытуемый в первую очередь (особенно во 2-й се-

рии).

3. Сделать вывод о влиянии установки на запоминание и по-

следующее воспроизведение слов испытуемым.

5.15. Исследование качественных изменений материала в про-

цессе его сохранения в памяти.

Источник: Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и ког-

нитивной психологии. – СПб: Питер, 2002.

Цель: обнаружить изменения, реконструкции, которым под-

вергается материал в памяти в процессе сохранения.

Стимульный материал: картина.

Ход выполнения работы.

Используется метод последовательного воспроизведения, пред-

ложенный Ф. Бартлеттом.

Эксперимент проводится с группой испытуемых из 10 чело-

век. Все, кроме одного из них, выходят из аудитории. Но доску вы-

вешивается картина, которую нужно внимательно рассмотреть ос-

тавшемуся в аудитории первому испытуемому. Продолжая рас-

сматривать картину, он рассказывает ее содержание во всех под-

робностях второму испытуемому, который для этого приглашается в аудиторию, но не видит картины. В аудиторию входит третий ис-

пытуемый, и второй, все еще не видя картины, передает ему свой

вариант описания. Закончив рассказ, он присоединяется к аудито-

рии и получает возможность видеть картину, но ему не разрешается

вносить какие-либо изменения в только что законченный рассказ.

Таким образом, последовательные описания передаются от одного

к другому испытуемому, пока перед аудиторией не пройдет вся груп-

па участников эксперимента. Первое описание делается непосредс-

твенно во время наблюдения, все прочие – без прямого наблюдения.

Инструкция 1-му испытуемому:

«Перед вами картина, содержание которой вы должны рас-

сказать второму испытуемому, который будет приглашен в аудито-

рию».

Инструкция 2-му и последующим испытуемым:

«Вам будет рассказано содержание картины, вы ее не будете

видеть. Ваша задача – запомнить и рассказать ее содержание сле-

дующему испытуемому».

Обработка и анализ результатов:

Анализируется процесс забывания, реконструкции описания

по следующей схеме:

− воспроизведение центральных, доминирующих фигур (или

деталей) в картине,

− воспроизведение количества несущественных деталей,

− воспроизведение размеров, цветов предметов,

− воспроизведение положения предметов относительно друг

друга,

− исчезновение случайных деталей,

− исчезновение основных деталей.