3.2. Воспроизведение.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в

результате которого происходит актуализация закрепленного ранее

содержания психики путем извлечения его из долговременной па-

мяти и перевод ее в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного

материала) может характеризоваться различной степенью труднос-

ти или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окру-

жающих нас предметов до мучительно трудного припоминания за-

бытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроиз-

ведения его различные виды, можно расположить их в следующем

порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может

быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое

место занимают воспоминания – историческая память личности.

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в ус-

ловиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизнен-

ное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы

как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает

наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает

нам возможность правильно ориентироваться в окружающей дей-

ствительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности,

четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизволь-

ный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание яс-

ное, полное, определенное, оно осуществляется как непроизволь-

ный акт. Мы непроизвольно, без усилий, незаметно для себя, в про-

цессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали.

В случаях слишком неполного или недостаточно полного уз-

навания оно может приобретать сложный произвольный характер.

В этом случае мы уже имеем дело с воспроизведением.

Собственно воспроизведение – это такой процесс памяти,

который осуществляется без повторного восприятия того объекта,

который воспроизводится. Оно бывает произвольным и непроиз-

вольным. В том случае, если воспроизведение вызывается содер-

жанием деятельности, которую в данный момент выполняет чело-

век, речь идет о непроизвольном воспроизведении.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной

задачей, которую ставит перед собой человек. Если человеку приходится применять усилия для того, чтобы материал воспроизвести,

то такое воспроизведение называется припоминанием.

Успешность припоминания во многом зависит от того, в ка-

ких условиях и как оно осуществляется.

Факторы успешного припоминания

1. Исследования показывают, что успешность припоминания

зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание

репродуктивной задачи. При наличии трудности в припоминании

необходимо идти от широкого круга знаний к все более узкому,

соответственно репродуктивной задаче. При этом необходимо ши-

роко использовать сопоставление, сравнение ассоциаций с тем, что

надо воспроизвести.

2. Припоминание, как и запоминание, также избирательно.

Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродук-

тивная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает

отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные

ассоциации.

3. Успешность припоминания зависит от того, какие исполь-

зуются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие:

составление плана припоминаемого материала; активное вызыва-

ние в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызы-

вание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ве-

дут к воспроизведению того, что нужно.

4. Успешность припоминания существенно зависит от того,

насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

5. Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых

впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизве-

дении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочивают-

ся, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения

оказывает уверенность в возможности припомнить.

Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прош-

лого, локализованных во времени и пространстве. При воспомина-

ниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим

их к определенному времени и месту, т. е. вспоминаем где, когда,

при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем

их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их времен-

ную последовательность.

Воспроизведение можно определить как процесс памяти, в

результате которого происходит актуализация закрепленного ранее

содержания психики путем извлечения его из долговременной па-

мяти и перевод ее в оперативную.

Процесс актуализации (восстановления прежде усвоенного

материала) может характеризоваться различной степенью труднос-

ти или легкости протекания: от «автоматического» узнавания окру-

жающих нас предметов до мучительно трудного припоминания за-

бытого. В соответствии с этим, выделяя внутри процесса воспроиз-

ведения его различные виды, можно расположить их в следующем

порядке: узнавание, собственно воспроизведение (которое может

быть непроизвольным и произвольным) и припоминание. Особое

место занимают воспоминания – историческая память личности.

Узнавание – это воспроизведение какого-либо объекта в ус-

ловиях повторного восприятия. Узнавание имеет большое жизнен-

ное значение. Без него мы каждый раз воспринимали бы предметы

как новые, а не как уже знакомые нам. Узнавание всегда связывает

наш опыт с восприятием окружающих объектов и тем самым дает

нам возможность правильно ориентироваться в окружающей дей-

ствительности.

Узнавание бывает разным по степени своей определенности,

четкости и полноты. Оно может осуществляться как непроизволь-

ный или как произвольный процесс. Обычно, когда узнавание яс-

ное, полное, определенное, оно осуществляется как непроизволь-

ный акт. Мы непроизвольно, без усилий, незаметно для себя, в про-

цессе восприятия узнаем предмет, который ранее воспринимали.

В случаях слишком неполного или недостаточно полного уз-

навания оно может приобретать сложный произвольный характер.

В этом случае мы уже имеем дело с воспроизведением.

Собственно воспроизведение – это такой процесс памяти,

который осуществляется без повторного восприятия того объекта,

который воспроизводится. Оно бывает произвольным и непроиз-

вольным. В том случае, если воспроизведение вызывается содер-

жанием деятельности, которую в данный момент выполняет чело-

век, речь идет о непроизвольном воспроизведении.

Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной

задачей, которую ставит перед собой человек. Если человеку приходится применять усилия для того, чтобы материал воспроизвести,

то такое воспроизведение называется припоминанием.

Успешность припоминания во многом зависит от того, в ка-

ких условиях и как оно осуществляется.

Факторы успешного припоминания

1. Исследования показывают, что успешность припоминания

зависит от того, насколько четко и точно осознается содержание

репродуктивной задачи. При наличии трудности в припоминании

необходимо идти от широкого круга знаний к все более узкому,

соответственно репродуктивной задаче. При этом необходимо ши-

роко использовать сопоставление, сравнение ассоциаций с тем, что

надо воспроизвести.

2. Припоминание, как и запоминание, также избирательно.

Хорошо осознанная и точно сформулированная в речи репродук-

тивная задача направляет дальнейший ход припоминания, помогает

отбирать в нашей памяти нужный материал и тормозит побочные

ассоциации.

3. Успешность припоминания зависит от того, какие исполь-

зуются приемы припоминания. Важнейшими будут следующие:

составление плана припоминаемого материала; активное вызыва-

ние в себе образов соответствующих объектов; намеренное вызы-

вание опосредствующих ассоциаций, которые обходным путем ве-

дут к воспроизведению того, что нужно.

4. Успешность припоминания существенно зависит от того,

насколько мотивировано выполнение репродуктивной задачи.

5. Припоминание не есть простое воспроизведение прошлых

впечатлений. Знания, усвоенные нами в прошлом, при воспроизве-

дении связываются с новыми знаниями, по-новому упорядочивают-

ся, глубже осознаются. Большое влияние на акт воспроизведения

оказывает уверенность в возможности припомнить.

Воспоминание – это воспроизведение образов нашего прош-

лого, локализованных во времени и пространстве. При воспомина-

ниях мы не только воспроизводим объекты прошлого, но и относим

их к определенному времени и месту, т. е. вспоминаем где, когда,

при каких обстоятельствах они воспринимались нами, связываем

их с определенными периодами нашей жизни, осознаем их времен-

ную последовательность.