3.1. Запоминание.

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

Запоминание можно определить как процесс памяти, в ре-

зультате которого происходит закрепление нового путем связыва-

ния его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обога-

щения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не

все, что воздействует на наши органы чувств.

Характеристики запоминания того или иного материала оп-

ределяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, ко-

торая определяет основное направление при изучении вопросов па-

мяти в отечественной психологической науке.

Виды запоминания

1. Запоминание бывает кратковременным и долговременным.

В качестве промежуточного уровня между кратковременным и дол-

говременным запоминанием выделяют оперативное запоминание.

Эти виды запоминания выделены по временному признаку.

2. В соответствии с целями деятельности, в которую включен

процесс запоминания, различают произвольное и непроизвольное

запоминание.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осу-

ществления познавательных и практических действий. Непроиз-

вольное запоминание происходит само по себе, однако строго де-

терминируется особенностями деятельности, которую выполняет

человек.

Факторы, определяющие эффективность

непроизвольного запоминания

1. Материал, занимающий различное место в деятельности,

приобретает различное значение. Лучше всего запоминается мате-

риал, который входит в содержание основной цели деятельности.

2. На эффективность непроизвольного запоминания влияет

также значимость запоминаемого материала для личности. Чем бо-

лее интересным и эмоционально насыщенным является запоминае-

мый материал, тем эффективнее будет продуктивность его запоми-

нания.

3. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который

вызывает активную умственную работу над ним.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мне-

мических действий, т. е. таких действий, основной целью которых

будет само запоминание. Продуктивность такого действия также

связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществ-

ления. При этом, как показали специальные исследования, одно из

основных условий произвольного запоминания – это четкая поста-

новка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса

запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и

на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два

рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, от-

носительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго.

Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была прове-

дена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ

запомнился значительно лучше, чем первый.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к

действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемичес-

кие задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его

содержании, структуре, в его языковой форме и т. д., обусловливая

выбор соответствующих способов запоминания.

Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведе-

ние удержанного материала, называется мнемической деятельнос-

тью. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный ха-

рактер.

Факторы эффективности произвольного запоминания

1. Большую роль в произвольном запоминании играют моти-

вы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может

быть понята и заучена, но, не приобретая для человека устойчивой

значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недоста-

точно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают

многое из того, что им надо помнить.

2. Среди условий продуктивности произвольного запомина-

ния центральное место занимает использование рациональных

приемов запоминания (мнемотехники):

2.1. Знания слагаются из определенной системы фактов,

понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять оп-

ределенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними,

применять логические приемы, связанные с процессами мышления.

2.2. Понимание – необходимое условие логического, ос-

мысленного запоминания. Понятие запоминается быстрее и проч-

нее потому, что содержательно ассоциируется с прошлым опытом

человека.

2.3. Один из важнейших приемов логического запомина-

ния – составление плана заучиваемого материала. Оно включает в

себя три момента: разбивка материала на составные части; приду-

мывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного

пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной час-

ти материала; связывание частей по их заглавиям.

2.4. Большое значение имеет сравнение как прием логичес-

кого запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание

различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при

запоминании и облегчает воспроизведение.

2.5. На ассоциировании по сходству и по контрасту осно-

ваны и такие более сложные приемы произвольного запоминания,

как классификация, систематизация материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в ре-

зультате которого происходит закрепление нового путем связыва-

ния его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обога-

щения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.

Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не

все, что воздействует на наши органы чувств.

Характеристики запоминания того или иного материала оп-

ределяются мотивами, целями и способами деятельности личности.

В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, ко-

торая определяет основное направление при изучении вопросов па-

мяти в отечественной психологической науке.

Виды запоминания

1. Запоминание бывает кратковременным и долговременным.

В качестве промежуточного уровня между кратковременным и дол-

говременным запоминанием выделяют оперативное запоминание.

Эти виды запоминания выделены по временному признаку.

2. В соответствии с целями деятельности, в которую включен

процесс запоминания, различают произвольное и непроизвольное

запоминание.

Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осу-

ществления познавательных и практических действий. Непроиз-

вольное запоминание происходит само по себе, однако строго де-

терминируется особенностями деятельности, которую выполняет

человек.

Факторы, определяющие эффективность

непроизвольного запоминания

1. Материал, занимающий различное место в деятельности,

приобретает различное значение. Лучше всего запоминается мате-

риал, который входит в содержание основной цели деятельности.

2. На эффективность непроизвольного запоминания влияет

также значимость запоминаемого материала для личности. Чем бо-

лее интересным и эмоционально насыщенным является запоминае-

мый материал, тем эффективнее будет продуктивность его запоми-

нания.

3. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который

вызывает активную умственную работу над ним.

Произвольное запоминание – это продукт специальных мне-

мических действий, т. е. таких действий, основной целью которых

будет само запоминание. Продуктивность такого действия также

связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществ-

ления. При этом, как показали специальные исследования, одно из

основных условий произвольного запоминания – это четкая поста-

новка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.

Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса

запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и

на его результат.

В одном исследовании учащимся предложили запомнить два

рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, от-

носительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго.

Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была прове-

дена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ

запомнился значительно лучше, чем первый.

Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к

действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемичес-

кие задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его

содержании, структуре, в его языковой форме и т. д., обусловливая

выбор соответствующих способов запоминания.

Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведе-

ние удержанного материала, называется мнемической деятельнос-

тью. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный ха-

рактер.

Факторы эффективности произвольного запоминания

1. Большую роль в произвольном запоминании играют моти-

вы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может

быть понята и заучена, но, не приобретая для человека устойчивой

значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недоста-

точно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают

многое из того, что им надо помнить.

2. Среди условий продуктивности произвольного запомина-

ния центральное место занимает использование рациональных

приемов запоминания (мнемотехники):

2.1. Знания слагаются из определенной системы фактов,

понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять оп-

ределенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними,

применять логические приемы, связанные с процессами мышления.

2.2. Понимание – необходимое условие логического, ос-

мысленного запоминания. Понятие запоминается быстрее и проч-

нее потому, что содержательно ассоциируется с прошлым опытом

человека.

2.3. Один из важнейших приемов логического запомина-

ния – составление плана заучиваемого материала. Оно включает в

себя три момента: разбивка материала на составные части; приду-

мывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного

пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной час-

ти материала; связывание частей по их заглавиям.

2.4. Большое значение имеет сравнение как прием логичес-

кого запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание

различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при

запоминании и облегчает воспроизведение.

2.5. На ассоциировании по сходству и по контрасту осно-

ваны и такие более сложные приемы произвольного запоминания,

как классификация, систематизация материала.