3.1. Запоминание.
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
Запоминание можно определить как процесс памяти, в ре-
зультате которого происходит закрепление нового путем связыва-
ния его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обога-
щения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не
все, что воздействует на наши органы чувств.
Характеристики запоминания того или иного материала оп-
ределяются мотивами, целями и способами деятельности личности.
В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, ко-
торая определяет основное направление при изучении вопросов па-
мяти в отечественной психологической науке.
Виды запоминания
1. Запоминание бывает кратковременным и долговременным.
В качестве промежуточного уровня между кратковременным и дол-
говременным запоминанием выделяют оперативное запоминание.
Эти виды запоминания выделены по временному признаку.
2. В соответствии с целями деятельности, в которую включен
процесс запоминания, различают произвольное и непроизвольное
запоминание.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осу-
ществления познавательных и практических действий. Непроиз-
вольное запоминание происходит само по себе, однако строго де-
терминируется особенностями деятельности, которую выполняет
человек.
Факторы, определяющие эффективность
непроизвольного запоминания
1. Материал, занимающий различное место в деятельности,
приобретает различное значение. Лучше всего запоминается мате-
риал, который входит в содержание основной цели деятельности.
2. На эффективность непроизвольного запоминания влияет
также значимость запоминаемого материала для личности. Чем бо-
лее интересным и эмоционально насыщенным является запоминае-
мый материал, тем эффективнее будет продуктивность его запоми-
нания.
3. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который
вызывает активную умственную работу над ним.
Произвольное запоминание – это продукт специальных мне-
мических действий, т. е. таких действий, основной целью которых
будет само запоминание. Продуктивность такого действия также
связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществ-
ления. При этом, как показали специальные исследования, одно из
основных условий произвольного запоминания – это четкая поста-
новка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.
Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса
запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и
на его результат.
В одном исследовании учащимся предложили запомнить два
рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, от-
носительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго.
Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была прове-
дена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ
запомнился значительно лучше, чем первый.
Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к
действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемичес-
кие задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его
содержании, структуре, в его языковой форме и т. д., обусловливая
выбор соответствующих способов запоминания.
Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведе-
ние удержанного материала, называется мнемической деятельнос-
тью. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный ха-
рактер.
Факторы эффективности произвольного запоминания
1. Большую роль в произвольном запоминании играют моти-
вы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может
быть понята и заучена, но, не приобретая для человека устойчивой
значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недоста-
точно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают
многое из того, что им надо помнить.
2. Среди условий продуктивности произвольного запомина-
ния центральное место занимает использование рациональных
приемов запоминания (мнемотехники):
2.1. Знания слагаются из определенной системы фактов,
понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять оп-
ределенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними,
применять логические приемы, связанные с процессами мышления.
2.2. Понимание – необходимое условие логического, ос-
мысленного запоминания. Понятие запоминается быстрее и проч-
нее потому, что содержательно ассоциируется с прошлым опытом
человека.
2.3. Один из важнейших приемов логического запомина-
ния – составление плана заучиваемого материала. Оно включает в
себя три момента: разбивка материала на составные части; приду-
мывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного
пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной час-
ти материала; связывание частей по их заглавиям.
2.4. Большое значение имеет сравнение как прием логичес-
кого запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание
различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при
запоминании и облегчает воспроизведение.
2.5. На ассоциировании по сходству и по контрасту осно-
ваны и такие более сложные приемы произвольного запоминания,
как классификация, систематизация материала.
Запоминание можно определить как процесс памяти, в ре-
зультате которого происходит закрепление нового путем связыва-
ния его с приобретенным ранее. Это необходимое условие обога-
щения опыта индивида новыми знаниями и формами поведения.
Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не
все, что воздействует на наши органы чувств.
Характеристики запоминания того или иного материала оп-
ределяются мотивами, целями и способами деятельности личности.
В этом и состоит сущность деятельностной концепции памяти, ко-
торая определяет основное направление при изучении вопросов па-
мяти в отечественной психологической науке.
Виды запоминания
1. Запоминание бывает кратковременным и долговременным.
В качестве промежуточного уровня между кратковременным и дол-
говременным запоминанием выделяют оперативное запоминание.
Эти виды запоминания выделены по временному признаку.
2. В соответствии с целями деятельности, в которую включен
процесс запоминания, различают произвольное и непроизвольное
запоминание.
Непроизвольное запоминание – это продукт и условие осу-
ществления познавательных и практических действий. Непроиз-
вольное запоминание происходит само по себе, однако строго де-
терминируется особенностями деятельности, которую выполняет
человек.
Факторы, определяющие эффективность
непроизвольного запоминания
1. Материал, занимающий различное место в деятельности,
приобретает различное значение. Лучше всего запоминается мате-
риал, который входит в содержание основной цели деятельности.
2. На эффективность непроизвольного запоминания влияет
также значимость запоминаемого материала для личности. Чем бо-
лее интересным и эмоционально насыщенным является запоминае-
мый материал, тем эффективнее будет продуктивность его запоми-
нания.
3. Непроизвольно запоминается лучше тот материал, который
вызывает активную умственную работу над ним.
Произвольное запоминание – это продукт специальных мне-
мических действий, т. е. таких действий, основной целью которых
будет само запоминание. Продуктивность такого действия также
связана с особенностями его целей, мотивов и способов осуществ-
ления. При этом, как показали специальные исследования, одно из
основных условий произвольного запоминания – это четкая поста-
новка задачи запомнить материал точно, полно и последовательно.
Различные мнемические цели влияют на характер самого процесса
запоминания, на выбор различных его способов, а в связи с этим и
на его результат.
В одном исследовании учащимся предложили запомнить два
рассказа. Проверка первого была назначена на следующий день, от-
носительно второго было сказано, что его надо запомнить надолго.
Проверка запоминания обоих рассказов на самом деле была прове-
дена через четыре недели. При этом оказалось, что второй рассказ
запомнился значительно лучше, чем первый.
Таким образом, роль мнемической задачи нельзя свести к
действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемичес-
кие задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его
содержании, структуре, в его языковой форме и т. д., обусловливая
выбор соответствующих способов запоминания.
Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведе-
ние удержанного материала, называется мнемической деятельнос-
тью. Мнемическая деятельность всегда носит избирательный ха-
рактер.
Факторы эффективности произвольного запоминания
1. Большую роль в произвольном запоминании играют моти-
вы, побуждающие запоминать. Сообщаемая информация может
быть понята и заучена, но, не приобретая для человека устойчивой
значимости, может быстро забываться. Люди, у которых недоста-
точно воспитано чувство долга и ответственности, часто забывают
многое из того, что им надо помнить.
2. Среди условий продуктивности произвольного запомина-
ния центральное место занимает использование рациональных
приемов запоминания (мнемотехники):
2.1. Знания слагаются из определенной системы фактов,
понятий, суждений. Для их запоминания необходимо вычленять оп-
ределенные смысловые единицы, устанавливать связи между ними,
применять логические приемы, связанные с процессами мышления.
2.2. Понимание – необходимое условие логического, ос-
мысленного запоминания. Понятие запоминается быстрее и проч-
нее потому, что содержательно ассоциируется с прошлым опытом
человека.
2.3. Один из важнейших приемов логического запомина-
ния – составление плана заучиваемого материала. Оно включает в
себя три момента: разбивка материала на составные части; приду-
мывание заглавий для них или выделение какого-нибудь опорного
пункта, с которым легко ассоциируется все содержание данной час-
ти материала; связывание частей по их заглавиям.
2.4. Большое значение имеет сравнение как прием логичес-
кого запоминания. Особенно важное значение имеет подчеркивание
различий в объектах. Это обеспечивает специализацию связей при
запоминании и облегчает воспроизведение.
2.5. На ассоциировании по сходству и по контрасту осно-
ваны и такие более сложные приемы произвольного запоминания,
как классификация, систематизация материала.