3.4. Факторы и условия сохранения информации в памяти (или как «бороться» с забыванием).

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 

1. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержа-

нием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с це-

лью его деятельности, забывается медленнее.

2. То, что имеет для человека особенно большое жизненное

значение, совсем не забывается.

3. Сохранение материала определятся степенью его участия в

деятельности личности. Поэтому очень важно постоянно включать

материал в свою деятельность и использовать его на практике.

4. Забывание зависит от объема материла. Поэтому при зау-

чивании необходимо дозировать материал.

4. Методы исследования памяти.

При исследовании памяти может стоять одна из трех задач:

установить объем и прочность запоминания, дать характеристику

физиологической природы забывания и описать возможные уровни

смысловой организации памяти.

Методы исследования объема и прочности элементарной па-

мяти имеют несколько вариантов.

К ним относятся:

1) методы исследования удержания ряда из несвязанных меж-

ду собой элементов;

2) методы исследования заучивания длинного (запредельно-

го) ряда таких элементов.

Первый из этих методов состоит в том, что испытуемому

предъявляют ряд из возрастающего числа элементов (слогов, чисел

или слов) и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в кото-

ром они были даны.

Объемом непосредственной (кратковременной) памяти счи-

тается то максимальное число элементов, которое испытуемый мо-

жет воспроизвести после однократного предъявления и без ошибок.

Для установления различий между слуховой и зрительной

памятью данные ряды могут предъявляться на слух или зрительно.

Разновидностью этого метода является эксперимент, в котором ис-

пытуемому предлагается определенная группа геометрических фи-

гур (в последовательном порядке или одновременно), а затем предлагается либо найти эти фигуры среди группы других фигур (метод

узнавания), либо нарисовать их (метод воспроизведения).

Второй метод, метод исследования заучивания, состоит в том,

что испытуемому дается длинный ряд не связанных между собой

слогов, слов или цифр, которые он сразу не может запомнить, и пред-

лагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке.

Эксперимент повторяется несколько раз (до 10 раз), причем

каждое воспроизведенное слово отмечается цифрой в порядке его

воспроизведения.

В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание

оценивается общим результатом (число удержанных членов ряда и

число повторений, необходимых для полного их заучивания), ха-

рактером кривой (ее быстрое восхождение, наличие колебаний и

т. д.) и устойчивостью того порядка, в котором испытуемый вос-

производил слова (последнее дает возможность установить как

особенности «стратегии» мнемической деятельности испытуемого,

так и выраженность эффекта «края»).

Исследование физиологической природы забывания ставит

перед собой задачу изучения, лежит ли в основе забывания слабость

следов или их торможение интерферирующими агентами.

В исследованиях этого типа проверяется:

1) способность удерживать следы данного ряда информации

на известный промежуток времени (не заполненный никакой по-

бочной деятельностью);

2) прослеживается, как влияет на удержание следов посто-

ронняя (интерферирующая) деятельность.

Наиболее простые методы, относящиеся к этой группе, сос-

тоят в следующем:

1. Испытуемому предъявляется короткая серия слогов, слов

или цифр, состоящая из четырех, пяти, шести элементов, и в одних

случаях предлагается воспроизвести их в том же порядке сразу же

после предъявления, а в других – после паузы в 30 сек., 1 мин, 2

мин. Слабость следов проявляется в том, что, успешно повторив

ряд непосредственно после его предъявления, испытуемый обна-

ружит затруднения при его отсроченном воспроизведении либо бу-

дет давать меньшее число воспроизведенных звеньев, либо станет

воспроизводить посторонние (связанные по звучанию или смыслу)

элементы, либо же начнет переставлять их, меняя тот порядок, в

котором они были предъявлены.

2. Испытуемому предъявляются такие же ряды из четырех,

пяти, шести элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспро-

извести их сразу же после предъявления. После этого ему предлага-

ется выполнить какую-либо побочную деятельность (например, про-

извести относительно сложные операции вычитания или умножения),

которая занимает то же время, что и «пустая пауза» (30 сек., 1 мин, 2

мин). Затем его снова просят повторить тот ряд элементов (слогов,

слов, цифр), который ему давался раньше. Влияние посторонней

деятельности (или гетерогенного интерферирующего фактора) бу-

дет проявляться в том, что в отличие от опыта с «пустой паузой»

испытуемый окажется не в состоянии воспроизвести столько же

элементов, сколько он воспроизводил ранее.

3. Испытуемому предъявляется короткий ряд из трех, четы-

рех, пяти элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспроиз-

вести их. После этого ему предъявляется второй такой же ряд эле-

ментов, который он также должен воспроизвести. Вслед за этим

испытуемого просят воспроизвести первый (ранее дававшийся) ряд

элементов.

Тормозящее влияние однородной (гомогенной) интерфери-

рующей деятельности будет проявляться в том, что испытуемый

либо вообще не сможет вернуться к первому ряду, либо окажется

способным воспроизвести значительно меньшее число элементов,

либо же будет воспроизводить ряд, составленный частично из эле-

ментов второго ряда, т. е. дает явление, известное в психологии под

названием «контаминации». Все описанные методы (1, 2 и 3-й) мо-

гут повторяться несколько раз подряд. Это позволит увидеть, в ка-

кой степени преодолеваются влияние незаполненной паузы, нару-

шающей воспроизведение информации, и тормозящее влияние по-

бочной интерферирующей деятельности.

Сопоставление данных, полученных в только что описанной

серии, с результатами простых опытов с удержанием элементов од-

нократно предъявленного ряда или опытов с заучиванием позволит

дать гораздо более полную информацию об особенностях мнемичес-

кой деятельности, чем применение только одного из описанных ме-

тодов.

Для исследования уровня смысловой организации памяти обыч-

но пользуются методами изучения опосредствованного запоминания,

разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым.

Метод опосредствованного запоминания состоит в том, что

испытуемому дают задачу использовать для запоминания предло-

женного ряда слов – вспомогательные картинки, логически связы-

вая каждое слово с определенной картинкой. Проделав эту часть

опыта, испытуемый затем должен просматривать отобранные кар-

тинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого

была использована данная картинка.

Таким образом, в этом случае испытуемому предлагается не

один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда

стимулов, из которых первый (подлежащие запоминанию слова) яв-

ляется предметом запоминания, а второй (вспомогательные кар-

тинки) – средством для запоминания.

Экспериментатор оценивает как характер тех смысловых вспо-

могательных связей, которые испытуемый устанавливает между

словами и картинками, так и успешность припоминания слов по

отобранным или предложенным вспомогательным картинкам.

Специальным вариантом метода опосредствованного запо-

минания является метод, известный под названием «пиктограммы».

Испытуемому читается ряд из 12–15 слов, которые нельзя не-

посредственно изобразить (например, «сомнение», «развитие», «фи-

лософия», «амбиция» и т. п.). Для того чтобы запомнить эти слова,

испытуемому необходимо нарисовать условный рисунок (знак),

взглянув на который, он затем должен вспомнить отмеченное сло-

во. Так как предъявляемые слова нельзя изобразить наглядно, ис-

пытуемый может либо применить известный условный значок, ли-

бо изобразить ситуацию, напоминающую данное слово.

1. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержа-

нием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с це-

лью его деятельности, забывается медленнее.

2. То, что имеет для человека особенно большое жизненное

значение, совсем не забывается.

3. Сохранение материала определятся степенью его участия в

деятельности личности. Поэтому очень важно постоянно включать

материал в свою деятельность и использовать его на практике.

4. Забывание зависит от объема материла. Поэтому при зау-

чивании необходимо дозировать материал.

4. Методы исследования памяти.

При исследовании памяти может стоять одна из трех задач:

установить объем и прочность запоминания, дать характеристику

физиологической природы забывания и описать возможные уровни

смысловой организации памяти.

Методы исследования объема и прочности элементарной па-

мяти имеют несколько вариантов.

К ним относятся:

1) методы исследования удержания ряда из несвязанных меж-

ду собой элементов;

2) методы исследования заучивания длинного (запредельно-

го) ряда таких элементов.

Первый из этих методов состоит в том, что испытуемому

предъявляют ряд из возрастающего числа элементов (слогов, чисел

или слов) и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в кото-

ром они были даны.

Объемом непосредственной (кратковременной) памяти счи-

тается то максимальное число элементов, которое испытуемый мо-

жет воспроизвести после однократного предъявления и без ошибок.

Для установления различий между слуховой и зрительной

памятью данные ряды могут предъявляться на слух или зрительно.

Разновидностью этого метода является эксперимент, в котором ис-

пытуемому предлагается определенная группа геометрических фи-

гур (в последовательном порядке или одновременно), а затем предлагается либо найти эти фигуры среди группы других фигур (метод

узнавания), либо нарисовать их (метод воспроизведения).

Второй метод, метод исследования заучивания, состоит в том,

что испытуемому дается длинный ряд не связанных между собой

слогов, слов или цифр, которые он сразу не может запомнить, и пред-

лагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке.

Эксперимент повторяется несколько раз (до 10 раз), причем

каждое воспроизведенное слово отмечается цифрой в порядке его

воспроизведения.

В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание

оценивается общим результатом (число удержанных членов ряда и

число повторений, необходимых для полного их заучивания), ха-

рактером кривой (ее быстрое восхождение, наличие колебаний и

т. д.) и устойчивостью того порядка, в котором испытуемый вос-

производил слова (последнее дает возможность установить как

особенности «стратегии» мнемической деятельности испытуемого,

так и выраженность эффекта «края»).

Исследование физиологической природы забывания ставит

перед собой задачу изучения, лежит ли в основе забывания слабость

следов или их торможение интерферирующими агентами.

В исследованиях этого типа проверяется:

1) способность удерживать следы данного ряда информации

на известный промежуток времени (не заполненный никакой по-

бочной деятельностью);

2) прослеживается, как влияет на удержание следов посто-

ронняя (интерферирующая) деятельность.

Наиболее простые методы, относящиеся к этой группе, сос-

тоят в следующем:

1. Испытуемому предъявляется короткая серия слогов, слов

или цифр, состоящая из четырех, пяти, шести элементов, и в одних

случаях предлагается воспроизвести их в том же порядке сразу же

после предъявления, а в других – после паузы в 30 сек., 1 мин, 2

мин. Слабость следов проявляется в том, что, успешно повторив

ряд непосредственно после его предъявления, испытуемый обна-

ружит затруднения при его отсроченном воспроизведении либо бу-

дет давать меньшее число воспроизведенных звеньев, либо станет

воспроизводить посторонние (связанные по звучанию или смыслу)

элементы, либо же начнет переставлять их, меняя тот порядок, в

котором они были предъявлены.

2. Испытуемому предъявляются такие же ряды из четырех,

пяти, шести элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспро-

извести их сразу же после предъявления. После этого ему предлага-

ется выполнить какую-либо побочную деятельность (например, про-

извести относительно сложные операции вычитания или умножения),

которая занимает то же время, что и «пустая пауза» (30 сек., 1 мин, 2

мин). Затем его снова просят повторить тот ряд элементов (слогов,

слов, цифр), который ему давался раньше. Влияние посторонней

деятельности (или гетерогенного интерферирующего фактора) бу-

дет проявляться в том, что в отличие от опыта с «пустой паузой»

испытуемый окажется не в состоянии воспроизвести столько же

элементов, сколько он воспроизводил ранее.

3. Испытуемому предъявляется короткий ряд из трех, четы-

рех, пяти элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспроиз-

вести их. После этого ему предъявляется второй такой же ряд эле-

ментов, который он также должен воспроизвести. Вслед за этим

испытуемого просят воспроизвести первый (ранее дававшийся) ряд

элементов.

Тормозящее влияние однородной (гомогенной) интерфери-

рующей деятельности будет проявляться в том, что испытуемый

либо вообще не сможет вернуться к первому ряду, либо окажется

способным воспроизвести значительно меньшее число элементов,

либо же будет воспроизводить ряд, составленный частично из эле-

ментов второго ряда, т. е. дает явление, известное в психологии под

названием «контаминации». Все описанные методы (1, 2 и 3-й) мо-

гут повторяться несколько раз подряд. Это позволит увидеть, в ка-

кой степени преодолеваются влияние незаполненной паузы, нару-

шающей воспроизведение информации, и тормозящее влияние по-

бочной интерферирующей деятельности.

Сопоставление данных, полученных в только что описанной

серии, с результатами простых опытов с удержанием элементов од-

нократно предъявленного ряда или опытов с заучиванием позволит

дать гораздо более полную информацию об особенностях мнемичес-

кой деятельности, чем применение только одного из описанных ме-

тодов.

Для исследования уровня смысловой организации памяти обыч-

но пользуются методами изучения опосредствованного запоминания,

разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым.

Метод опосредствованного запоминания состоит в том, что

испытуемому дают задачу использовать для запоминания предло-

женного ряда слов – вспомогательные картинки, логически связы-

вая каждое слово с определенной картинкой. Проделав эту часть

опыта, испытуемый затем должен просматривать отобранные кар-

тинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого

была использована данная картинка.

Таким образом, в этом случае испытуемому предлагается не

один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда

стимулов, из которых первый (подлежащие запоминанию слова) яв-

ляется предметом запоминания, а второй (вспомогательные кар-

тинки) – средством для запоминания.

Экспериментатор оценивает как характер тех смысловых вспо-

могательных связей, которые испытуемый устанавливает между

словами и картинками, так и успешность припоминания слов по

отобранным или предложенным вспомогательным картинкам.

Специальным вариантом метода опосредствованного запо-

минания является метод, известный под названием «пиктограммы».

Испытуемому читается ряд из 12–15 слов, которые нельзя не-

посредственно изобразить (например, «сомнение», «развитие», «фи-

лософия», «амбиция» и т. п.). Для того чтобы запомнить эти слова,

испытуемому необходимо нарисовать условный рисунок (знак),

взглянув на который, он затем должен вспомнить отмеченное сло-

во. Так как предъявляемые слова нельзя изобразить наглядно, ис-

пытуемый может либо применить известный условный значок, ли-

бо изобразить ситуацию, напоминающую данное слово.