3.4. Факторы и условия сохранения информации в памяти (или как «бороться» с забыванием).
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38
1. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержа-
нием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с це-
лью его деятельности, забывается медленнее.
2. То, что имеет для человека особенно большое жизненное
значение, совсем не забывается.
3. Сохранение материала определятся степенью его участия в
деятельности личности. Поэтому очень важно постоянно включать
материал в свою деятельность и использовать его на практике.
4. Забывание зависит от объема материла. Поэтому при зау-
чивании необходимо дозировать материал.
4. Методы исследования памяти.
При исследовании памяти может стоять одна из трех задач:
установить объем и прочность запоминания, дать характеристику
физиологической природы забывания и описать возможные уровни
смысловой организации памяти.
Методы исследования объема и прочности элементарной па-
мяти имеют несколько вариантов.
К ним относятся:
1) методы исследования удержания ряда из несвязанных меж-
ду собой элементов;
2) методы исследования заучивания длинного (запредельно-
го) ряда таких элементов.
Первый из этих методов состоит в том, что испытуемому
предъявляют ряд из возрастающего числа элементов (слогов, чисел
или слов) и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в кото-
ром они были даны.
Объемом непосредственной (кратковременной) памяти счи-
тается то максимальное число элементов, которое испытуемый мо-
жет воспроизвести после однократного предъявления и без ошибок.
Для установления различий между слуховой и зрительной
памятью данные ряды могут предъявляться на слух или зрительно.
Разновидностью этого метода является эксперимент, в котором ис-
пытуемому предлагается определенная группа геометрических фи-
гур (в последовательном порядке или одновременно), а затем предлагается либо найти эти фигуры среди группы других фигур (метод
узнавания), либо нарисовать их (метод воспроизведения).
Второй метод, метод исследования заучивания, состоит в том,
что испытуемому дается длинный ряд не связанных между собой
слогов, слов или цифр, которые он сразу не может запомнить, и пред-
лагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке.
Эксперимент повторяется несколько раз (до 10 раз), причем
каждое воспроизведенное слово отмечается цифрой в порядке его
воспроизведения.
В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание
оценивается общим результатом (число удержанных членов ряда и
число повторений, необходимых для полного их заучивания), ха-
рактером кривой (ее быстрое восхождение, наличие колебаний и
т. д.) и устойчивостью того порядка, в котором испытуемый вос-
производил слова (последнее дает возможность установить как
особенности «стратегии» мнемической деятельности испытуемого,
так и выраженность эффекта «края»).
Исследование физиологической природы забывания ставит
перед собой задачу изучения, лежит ли в основе забывания слабость
следов или их торможение интерферирующими агентами.
В исследованиях этого типа проверяется:
1) способность удерживать следы данного ряда информации
на известный промежуток времени (не заполненный никакой по-
бочной деятельностью);
2) прослеживается, как влияет на удержание следов посто-
ронняя (интерферирующая) деятельность.
Наиболее простые методы, относящиеся к этой группе, сос-
тоят в следующем:
1. Испытуемому предъявляется короткая серия слогов, слов
или цифр, состоящая из четырех, пяти, шести элементов, и в одних
случаях предлагается воспроизвести их в том же порядке сразу же
после предъявления, а в других – после паузы в 30 сек., 1 мин, 2
мин. Слабость следов проявляется в том, что, успешно повторив
ряд непосредственно после его предъявления, испытуемый обна-
ружит затруднения при его отсроченном воспроизведении либо бу-
дет давать меньшее число воспроизведенных звеньев, либо станет
воспроизводить посторонние (связанные по звучанию или смыслу)
элементы, либо же начнет переставлять их, меняя тот порядок, в
котором они были предъявлены.
2. Испытуемому предъявляются такие же ряды из четырех,
пяти, шести элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспро-
извести их сразу же после предъявления. После этого ему предлага-
ется выполнить какую-либо побочную деятельность (например, про-
извести относительно сложные операции вычитания или умножения),
которая занимает то же время, что и «пустая пауза» (30 сек., 1 мин, 2
мин). Затем его снова просят повторить тот ряд элементов (слогов,
слов, цифр), который ему давался раньше. Влияние посторонней
деятельности (или гетерогенного интерферирующего фактора) бу-
дет проявляться в том, что в отличие от опыта с «пустой паузой»
испытуемый окажется не в состоянии воспроизвести столько же
элементов, сколько он воспроизводил ранее.
3. Испытуемому предъявляется короткий ряд из трех, четы-
рех, пяти элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспроиз-
вести их. После этого ему предъявляется второй такой же ряд эле-
ментов, который он также должен воспроизвести. Вслед за этим
испытуемого просят воспроизвести первый (ранее дававшийся) ряд
элементов.
Тормозящее влияние однородной (гомогенной) интерфери-
рующей деятельности будет проявляться в том, что испытуемый
либо вообще не сможет вернуться к первому ряду, либо окажется
способным воспроизвести значительно меньшее число элементов,
либо же будет воспроизводить ряд, составленный частично из эле-
ментов второго ряда, т. е. дает явление, известное в психологии под
названием «контаминации». Все описанные методы (1, 2 и 3-й) мо-
гут повторяться несколько раз подряд. Это позволит увидеть, в ка-
кой степени преодолеваются влияние незаполненной паузы, нару-
шающей воспроизведение информации, и тормозящее влияние по-
бочной интерферирующей деятельности.
Сопоставление данных, полученных в только что описанной
серии, с результатами простых опытов с удержанием элементов од-
нократно предъявленного ряда или опытов с заучиванием позволит
дать гораздо более полную информацию об особенностях мнемичес-
кой деятельности, чем применение только одного из описанных ме-
тодов.
Для исследования уровня смысловой организации памяти обыч-
но пользуются методами изучения опосредствованного запоминания,
разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым.
Метод опосредствованного запоминания состоит в том, что
испытуемому дают задачу использовать для запоминания предло-
женного ряда слов – вспомогательные картинки, логически связы-
вая каждое слово с определенной картинкой. Проделав эту часть
опыта, испытуемый затем должен просматривать отобранные кар-
тинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого
была использована данная картинка.
Таким образом, в этом случае испытуемому предлагается не
один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда
стимулов, из которых первый (подлежащие запоминанию слова) яв-
ляется предметом запоминания, а второй (вспомогательные кар-
тинки) – средством для запоминания.
Экспериментатор оценивает как характер тех смысловых вспо-
могательных связей, которые испытуемый устанавливает между
словами и картинками, так и успешность припоминания слов по
отобранным или предложенным вспомогательным картинкам.
Специальным вариантом метода опосредствованного запо-
минания является метод, известный под названием «пиктограммы».
Испытуемому читается ряд из 12–15 слов, которые нельзя не-
посредственно изобразить (например, «сомнение», «развитие», «фи-
лософия», «амбиция» и т. п.). Для того чтобы запомнить эти слова,
испытуемому необходимо нарисовать условный рисунок (знак),
взглянув на который, он затем должен вспомнить отмеченное сло-
во. Так как предъявляемые слова нельзя изобразить наглядно, ис-
пытуемый может либо применить известный условный значок, ли-
бо изобразить ситуацию, напоминающую данное слово.
1. Устойчиво значимый материал, связанный своим содержа-
нием с потребностями человека, с его глубокими интересами, с це-
лью его деятельности, забывается медленнее.
2. То, что имеет для человека особенно большое жизненное
значение, совсем не забывается.
3. Сохранение материала определятся степенью его участия в
деятельности личности. Поэтому очень важно постоянно включать
материал в свою деятельность и использовать его на практике.
4. Забывание зависит от объема материла. Поэтому при зау-
чивании необходимо дозировать материал.
4. Методы исследования памяти.
При исследовании памяти может стоять одна из трех задач:
установить объем и прочность запоминания, дать характеристику
физиологической природы забывания и описать возможные уровни
смысловой организации памяти.
Методы исследования объема и прочности элементарной па-
мяти имеют несколько вариантов.
К ним относятся:
1) методы исследования удержания ряда из несвязанных меж-
ду собой элементов;
2) методы исследования заучивания длинного (запредельно-
го) ряда таких элементов.
Первый из этих методов состоит в том, что испытуемому
предъявляют ряд из возрастающего числа элементов (слогов, чисел
или слов) и предлагают воспроизвести их в том же порядке, в кото-
ром они были даны.
Объемом непосредственной (кратковременной) памяти счи-
тается то максимальное число элементов, которое испытуемый мо-
жет воспроизвести после однократного предъявления и без ошибок.
Для установления различий между слуховой и зрительной
памятью данные ряды могут предъявляться на слух или зрительно.
Разновидностью этого метода является эксперимент, в котором ис-
пытуемому предлагается определенная группа геометрических фи-
гур (в последовательном порядке или одновременно), а затем предлагается либо найти эти фигуры среди группы других фигур (метод
узнавания), либо нарисовать их (метод воспроизведения).
Второй метод, метод исследования заучивания, состоит в том,
что испытуемому дается длинный ряд не связанных между собой
слогов, слов или цифр, которые он сразу не может запомнить, и пред-
лагается воспроизвести удержанные элементы в любом порядке.
Эксперимент повторяется несколько раз (до 10 раз), причем
каждое воспроизведенное слово отмечается цифрой в порядке его
воспроизведения.
В конце опыта вычерчивается кривая заучивания. Заучивание
оценивается общим результатом (число удержанных членов ряда и
число повторений, необходимых для полного их заучивания), ха-
рактером кривой (ее быстрое восхождение, наличие колебаний и
т. д.) и устойчивостью того порядка, в котором испытуемый вос-
производил слова (последнее дает возможность установить как
особенности «стратегии» мнемической деятельности испытуемого,
так и выраженность эффекта «края»).
Исследование физиологической природы забывания ставит
перед собой задачу изучения, лежит ли в основе забывания слабость
следов или их торможение интерферирующими агентами.
В исследованиях этого типа проверяется:
1) способность удерживать следы данного ряда информации
на известный промежуток времени (не заполненный никакой по-
бочной деятельностью);
2) прослеживается, как влияет на удержание следов посто-
ронняя (интерферирующая) деятельность.
Наиболее простые методы, относящиеся к этой группе, сос-
тоят в следующем:
1. Испытуемому предъявляется короткая серия слогов, слов
или цифр, состоящая из четырех, пяти, шести элементов, и в одних
случаях предлагается воспроизвести их в том же порядке сразу же
после предъявления, а в других – после паузы в 30 сек., 1 мин, 2
мин. Слабость следов проявляется в том, что, успешно повторив
ряд непосредственно после его предъявления, испытуемый обна-
ружит затруднения при его отсроченном воспроизведении либо бу-
дет давать меньшее число воспроизведенных звеньев, либо станет
воспроизводить посторонние (связанные по звучанию или смыслу)
элементы, либо же начнет переставлять их, меняя тот порядок, в
котором они были предъявлены.
2. Испытуемому предъявляются такие же ряды из четырех,
пяти, шести элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспро-
извести их сразу же после предъявления. После этого ему предлага-
ется выполнить какую-либо побочную деятельность (например, про-
извести относительно сложные операции вычитания или умножения),
которая занимает то же время, что и «пустая пауза» (30 сек., 1 мин, 2
мин). Затем его снова просят повторить тот ряд элементов (слогов,
слов, цифр), который ему давался раньше. Влияние посторонней
деятельности (или гетерогенного интерферирующего фактора) бу-
дет проявляться в том, что в отличие от опыта с «пустой паузой»
испытуемый окажется не в состоянии воспроизвести столько же
элементов, сколько он воспроизводил ранее.
3. Испытуемому предъявляется короткий ряд из трех, четы-
рех, пяти элементов (слогов, слов, цифр) и предлагается воспроиз-
вести их. После этого ему предъявляется второй такой же ряд эле-
ментов, который он также должен воспроизвести. Вслед за этим
испытуемого просят воспроизвести первый (ранее дававшийся) ряд
элементов.
Тормозящее влияние однородной (гомогенной) интерфери-
рующей деятельности будет проявляться в том, что испытуемый
либо вообще не сможет вернуться к первому ряду, либо окажется
способным воспроизвести значительно меньшее число элементов,
либо же будет воспроизводить ряд, составленный частично из эле-
ментов второго ряда, т. е. дает явление, известное в психологии под
названием «контаминации». Все описанные методы (1, 2 и 3-й) мо-
гут повторяться несколько раз подряд. Это позволит увидеть, в ка-
кой степени преодолеваются влияние незаполненной паузы, нару-
шающей воспроизведение информации, и тормозящее влияние по-
бочной интерферирующей деятельности.
Сопоставление данных, полученных в только что описанной
серии, с результатами простых опытов с удержанием элементов од-
нократно предъявленного ряда или опытов с заучиванием позволит
дать гораздо более полную информацию об особенностях мнемичес-
кой деятельности, чем применение только одного из описанных ме-
тодов.
Для исследования уровня смысловой организации памяти обыч-
но пользуются методами изучения опосредствованного запоминания,
разработанными Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и Л.В. Занковым.
Метод опосредствованного запоминания состоит в том, что
испытуемому дают задачу использовать для запоминания предло-
женного ряда слов – вспомогательные картинки, логически связы-
вая каждое слово с определенной картинкой. Проделав эту часть
опыта, испытуемый затем должен просматривать отобранные кар-
тинки и каждый раз называть то слово, для запоминания которого
была использована данная картинка.
Таким образом, в этом случае испытуемому предлагается не
один ряд стимулов (подлежащие запоминанию слова), а два ряда
стимулов, из которых первый (подлежащие запоминанию слова) яв-
ляется предметом запоминания, а второй (вспомогательные кар-
тинки) – средством для запоминания.
Экспериментатор оценивает как характер тех смысловых вспо-
могательных связей, которые испытуемый устанавливает между
словами и картинками, так и успешность припоминания слов по
отобранным или предложенным вспомогательным картинкам.
Специальным вариантом метода опосредствованного запо-
минания является метод, известный под названием «пиктограммы».
Испытуемому читается ряд из 12–15 слов, которые нельзя не-
посредственно изобразить (например, «сомнение», «развитие», «фи-
лософия», «амбиция» и т. п.). Для того чтобы запомнить эти слова,
испытуемому необходимо нарисовать условный рисунок (знак),
взглянув на который, он затем должен вспомнить отмеченное сло-
во. Так как предъявляемые слова нельзя изобразить наглядно, ис-
пытуемый может либо применить известный условный значок, ли-
бо изобразить ситуацию, напоминающую данное слово.