6.2. Бюджетная система Российской Федерации

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

Согласно БК РФ бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В России совершенно особую категорию местных административно-территориальных единиц составляют закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), в основном города. Бюджеты ЗАТО не включаются в региональные бюджеты, и федеральный бюджет взаимодействует с бюджетами ЗАТО напрямую (например, объемы финансовой помощи ЗАТО устанавливаются непосредственно в ежегодных законах о федеральном бюджете). Отдельной строкой предусматриваются в федеральном бюджете и дотации городу-курорту Сочи.

В Беларуси отдельные бюджеты имеют свободные экономические зоны. В настоящее время таких зон шесть: «Гродноинвест», «Могилев», «Витебск», «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест».

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен в гл. 5 Б К РФ.

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, состоящий в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Принцип самостоятельности бюджетов, который включает в себя:

– право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

– право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, предполагающий определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Данный принцип позволяет решить проблему «нефинанси —

руемых мандатов», которая остро стояла в 2002—2004 гг., когда на нижестоящий бюджетный уровень передавались расходные полномочия без обеспечения необходимыми доходами. Объем «нефинансируемых мандатов» достигал 30% от бюджетных расходов. В соответствии с данным принципом с 2004 г. договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

6. Принцип сбалансированности бюджетов заключается в том, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. В соответствии с принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

8. Принцип гласности включает в себя опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Для оценки прозрачности субнациональных бюджетов можно сравнить официальные интернет-сайты министерств финансов четырех рассматриваемых стран[28] , поскольку именно министерства финансов ответственны во всех странах за обеспечение прозрачности межбюджетных отношений. Сравнение интернет-сайтов целесообразно проводить по трем параметрам: наличие бюджетного законодательства, в том числе законов о национальных бюджетах (в качестве варианта можно рассмотреть наличие баз данных по всему законодательству на официальных сайтах органов власти); наличие статистических данных об исполнении национальных и субнациональных бюджетов; наличие информации о принципах формирования межбюджетных отношений (в том числе методик распределения финансовой помощи между субнациональными бюджетами, исходных данных для проведения расчетов по этим методикам).

Наличие бюджетного законодательства является самой простой для обнародования информацией (законы подлежат опубликованию, с большими или меньшими усилиями их может найти любой заинтересованный потребитель, и наличие текстов законов в сети Интернет лишь облегчает их поиск). Публикация принципов формирования межбюджетных отношений свидетельствует о наибольшей степени прозрачности субнациональных бюджетов: на основе статистических данных можно делать лишь косвенные выводы о том, как перераспределяются средства между бюджетами разных уровней, тогда как доступность методик расчета финансовой помощи позволяет делать более объективные выводы о наличии или отсутствии индивидуальных отношений между национальными и субнациональными бюджетами.

Раздел по финансовым взаимоотношениям федерального бюджета с регионами, где представлены и методики распределения отдельных видов финансовой помощи, и исходные данные для расчетов есть только на сайте Минфина России. Статистические данные об исполнении субнациональных бюджетов помещаются на сайты министерств финансов всех стран, за исключением Беларуси.[29]

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Согласно принципу адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Россия отличается наличием так называемых расщепляемых налогов, которые в определенных пропорциях делятся между бюджетами разных уровней. При этом между федеральным и региональными бюджетами налоги делятся по единым для субъектов Российской Федерации нормативам, для местных бюджетов в подавляющем большинстве регионов устанавливаются дифференцированные нормативы. Финансовая помощь оказывается из вышестоящего бюджета нижестоящему: из федерального бюджета – региональным, из региональных – местным (из федеральных – местным в очень ограниченном числе случаев). Виды финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета региональным, отличаются наибольшим разнообразием среди всех четырех рассматриваемых стран. В базовом виде такая система межбюджетных отношений была внедрена в России во II квартале 1994 г., однако в дальнейшем она постоянно трансформировалась (в основном в сторону увеличения разнообразия механизмов оказания финансовой помощи регионам и повышения прозрачности межбюджетных отношений).

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

– налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100%;

– налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на добавленную стоимость;

– акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

– акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;

– акцизов на спиртосодержащую продукцию;

– акцизов на табачную продукцию;

– акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%;

– акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;

– акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

– налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

– налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации;

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);

– водного налога;

– единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

– государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

– прочих лицензионных сборов;

– таможенных пошлин и таможенных сборов;

– платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

– платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;

– платы за пользование водными объектами;

– платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– консульских сборов;

– патентных пошлин;

– платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

– прибыль Центрального банка Российской Федерации (Банка России), остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;

– доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Нормативы, утвержденные БК РФ (см. табл. 6.2), для субъектов Российской Федерации вступают в силу с 2005 г., для муниципалитетов – с 2006 г. Однако уже с 2005 г. эти доходы должны быть переданы в местные бюджеты в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

Не установлено, в какой местный бюджет должны поступить, например, 90% единого налога на вмененный доход, но переходные положения в БК РФ говорят о том, что эти 90% должны попасть в любые местные бюджеты.

После дебатов в Правительстве РФ было решено все-таки повысить степень централизации подоходного налога на уровне субъектов Российской Федерации. Раньше предполагалось, что на места будет передано 50%, сейчас – 40%, из которых 20 и 10% фиксируются минимально гарантированным бюджетным кодексом для каждого местного бюджета, а еще 10% субъект Российской Федерации может своим законом передать либо районам, либо поселениям – едиными или дифференцированными нормативами отчислений (по выбору), т. е. здесь полномочия субъектов Российской Федерации расширяются (табл. 6.3)[30] . При незначительном увеличении собственных налоговых доходов, т. е. за счет региональных и муниципальных налогов, резко возрастает доля налоговых доходов, закрепленных за субъектом Российской Федерации БК РФ, а не ежегодным законом о бюджете. Регулирующие налоги практически сведены к минимуму. Единственный вид регулируемых налогов – это акцизы на нефтепродукты, которые будут распределяться по специальной формуле по регионам.

Таблица 6.3

Нормативы отчислений от федеральных налогов, %

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

– сбора за пользование объектами животного мира;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов):

– по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

– за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

– за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

– за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

– за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и др.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с БК РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области).

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в том числе за счет:

– части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

– сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

– единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;

– единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном БК РФ, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Любые налоговые доходы, записанные за субъектом Российской Федерации, могут быть переданы в местные бюджеты. Требований к этому всего лишь два: нельзя указывать срок, на который эти нормативы вводятся (в принципе в следующем году их, конечно, можно пересмотреть, но, вводя этот закон, нельзя писать, что он вводится на два, на три года и т. д.). Эти нормативы одинаковы для определенных типов муниципалитетов, поселений и районов, а для городских округов – сумма в размере двух этих нормативов. На временной основе или дифференцированными отчислениями в местные бюджеты можно передавать не любой доход, а только налог на доходы физических лиц. Все другие налоги подлежат закреплению только едиными нормативами, если субъект Российской Федерации сочтет нужным это делать. «На временной основе» означает в соответствии с законом о бюджете на один год, а «дифференцированными отчислениями» – не произвольно, а строго по подушевому принципу. Таким образом, данная часть подоходного налога должна быть сначала условно направлена в фонд финансовой поддержки поселений или муниципальных районов,

должны быть рассчитаны дотации по правилам этих фондов, и только потом все это оформляется в виде дифференцированных нормативных отчислений от данного налога.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от двух местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога;

2) налога на имущество физических лиц.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц;

2) единого сельскохозяйственного налога.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ.[31]

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях;

2) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц;

– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

– единого сельскохозяйственного налога;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов):

– по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

– за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

– за государственную регистрацию транспортных средств;

– за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы и др.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц;

2) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) единого сельскохозяйственного налога;

4) государственной пошлины – в соответствии с п. 2 ст. 61.1 БКРФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления.

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства.

В отличие от России Казахстан – единственная из четырех стран, где нет субнациональных (региональных или местных) налогов. В остальных трех странах (России, Беларуси, Украине) субнациональные налоги есть, хотя везде они составляют небольшую долю налоговых поступлений субнациональных бюджетов, и везде есть ограничения верхнего предела налоговой нагрузки (установлены максимальные значения налоговых ставок субнациональных налогов).

Как и в Украине, в Казахстане есть бюджетные изъятия (передача средств из нижестоящих в вышестоящие бюджеты).

Общая для всех четырех стран черта финансовой помощи – преобладание текущей помощи над инвестиционной, что объясняется нехваткой бюджетных средств, испытываемой всеми странами. При этом инвестиционная финансовая помощь субнациональным бюджетам во всех странах является самой ее непрозрачной частью.

Согласно БК РФ бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. В России совершенно особую категорию местных административно-территориальных единиц составляют закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), в основном города. Бюджеты ЗАТО не включаются в региональные бюджеты, и федеральный бюджет взаимодействует с бюджетами ЗАТО напрямую (например, объемы финансовой помощи ЗАТО устанавливаются непосредственно в ежегодных законах о федеральном бюджете). Отдельной строкой предусматриваются в федеральном бюджете и дотации городу-курорту Сочи.

В Беларуси отдельные бюджеты имеют свободные экономические зоны. В настоящее время таких зон шесть: «Гродноинвест», «Могилев», «Витебск», «Минск», «Гомель-Ратон», «Брест».

Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов, перечень которых установлен в гл. 5 Б К РФ.

1. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, который означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.

2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, состоящий в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.

3. Принцип самостоятельности бюджетов, который включает в себя:

– право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

– наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации;

– законодательное закрепление регулирующих доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;

– право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований, предполагающий определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. Данный принцип позволяет решить проблему «нефинанси —

руемых мандатов», которая остро стояла в 2002—2004 гг., когда на нижестоящий бюджетный уровень передавались расходные полномочия без обеспечения необходимыми доходами. Объем «нефинансируемых мандатов» достигал 30% от бюджетных расходов. В соответствии с данным принципом с 2004 г. договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, который означает, что все доходы и расходы бюджетов и иные поступления, определенные налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, подлежат отражению в бюджетах в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, аккумулированных в бюджетной системе России.

Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

6. Принцип сбалансированности бюджетов заключается в том, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджета органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

7. В соответствии с принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.

8. Принцип гласности включает в себя опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета. Для оценки прозрачности субнациональных бюджетов можно сравнить официальные интернет-сайты министерств финансов четырех рассматриваемых стран[28] , поскольку именно министерства финансов ответственны во всех странах за обеспечение прозрачности межбюджетных отношений. Сравнение интернет-сайтов целесообразно проводить по трем параметрам: наличие бюджетного законодательства, в том числе законов о национальных бюджетах (в качестве варианта можно рассмотреть наличие баз данных по всему законодательству на официальных сайтах органов власти); наличие статистических данных об исполнении национальных и субнациональных бюджетов; наличие информации о принципах формирования межбюджетных отношений (в том числе методик распределения финансовой помощи между субнациональными бюджетами, исходных данных для проведения расчетов по этим методикам).

Наличие бюджетного законодательства является самой простой для обнародования информацией (законы подлежат опубликованию, с большими или меньшими усилиями их может найти любой заинтересованный потребитель, и наличие текстов законов в сети Интернет лишь облегчает их поиск). Публикация принципов формирования межбюджетных отношений свидетельствует о наибольшей степени прозрачности субнациональных бюджетов: на основе статистических данных можно делать лишь косвенные выводы о том, как перераспределяются средства между бюджетами разных уровней, тогда как доступность методик расчета финансовой помощи позволяет делать более объективные выводы о наличии или отсутствии индивидуальных отношений между национальными и субнациональными бюджетами.

Раздел по финансовым взаимоотношениям федерального бюджета с регионами, где представлены и методики распределения отдельных видов финансовой помощи, и исходные данные для расчетов есть только на сайте Минфина России. Статистические данные об исполнении субнациональных бюджетов помещаются на сайты министерств финансов всех стран, за исключением Беларуси.[29]

9. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

10. Согласно принципу адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Россия отличается наличием так называемых расщепляемых налогов, которые в определенных пропорциях делятся между бюджетами разных уровней. При этом между федеральным и региональными бюджетами налоги делятся по единым для субъектов Российской Федерации нормативам, для местных бюджетов в подавляющем большинстве регионов устанавливаются дифференцированные нормативы. Финансовая помощь оказывается из вышестоящего бюджета нижестоящему: из федерального бюджета – региональным, из региональных – местным (из федеральных – местным в очень ограниченном числе случаев). Виды финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета региональным, отличаются наибольшим разнообразием среди всех четырех рассматриваемых стран. В базовом виде такая система межбюджетных отношений была внедрена в России во II квартале 1994 г., однако в дальнейшем она постоянно трансформировалась (в основном в сторону увеличения разнообразия механизмов оказания финансовой помощи регионам и повышения прозрачности межбюджетных отношений).

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

– налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) – по нормативу 100%;

– налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на добавленную стоимость;

– акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья;

– акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого;

– акцизов на спиртосодержащую продукцию;

– акцизов на табачную продукцию;

– акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу 40%;

– акцизов на автомобили легковые и мотоциклы;

– акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации;

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

– налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

– налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

– налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации;

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный);

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного);

– регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции;

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам);

– водного налога;

– единого социального налога по ставке, установленной НК РФ в части, зачисляемой в федеральный бюджет;

– государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты).

Неналоговые доходы федерального бюджета формируются за счет:

– доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти Российской Федерации, – после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах, в полном объеме;

– части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

– прочих лицензионных сборов;

– таможенных пошлин и таможенных сборов;

– платежей за пользование лесным фондом в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню;

– платы за перевод лесных земель в нелесные и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий;

– платы за пользование водными объектами;

– платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– консульских сборов;

– патентных пошлин;

– платежей за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним.

В доходах федерального бюджета также учитываются:

– прибыль Центрального банка Российской Федерации (Банка России), остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – по нормативам, установленным федеральными законами;

– доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, установленным налоговым законодательством Российской Федерации, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

Нормативы, утвержденные БК РФ (см. табл. 6.2), для субъектов Российской Федерации вступают в силу с 2005 г., для муниципалитетов – с 2006 г. Однако уже с 2005 г. эти доходы должны быть переданы в местные бюджеты в соответствии с законами субъектов Российской Федерации о бюджете.

Не установлено, в какой местный бюджет должны поступить, например, 90% единого налога на вмененный доход, но переходные положения в БК РФ говорят о том, что эти 90% должны попасть в любые местные бюджеты.

После дебатов в Правительстве РФ было решено все-таки повысить степень централизации подоходного налога на уровне субъектов Российской Федерации. Раньше предполагалось, что на места будет передано 50%, сейчас – 40%, из которых 20 и 10% фиксируются минимально гарантированным бюджетным кодексом для каждого местного бюджета, а еще 10% субъект Российской Федерации может своим законом передать либо районам, либо поселениям – едиными или дифференцированными нормативами отчислений (по выбору), т. е. здесь полномочия субъектов Российской Федерации расширяются (табл. 6.3)[30] . При незначительном увеличении собственных налоговых доходов, т. е. за счет региональных и муниципальных налогов, резко возрастает доля налоговых доходов, закрепленных за субъектом Российской Федерации БК РФ, а не ежегодным законом о бюджете. Регулирующие налоги практически сведены к минимуму. Единственный вид регулируемых налогов – это акцизы на нефтепродукты, которые будут распределяться по специальной формуле по регионам.

Таблица 6.3

Нормативы отчислений от федеральных налогов, %

В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации;

– налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых);

– сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты);

– сбора за пользование объектами животного мира;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов):

– по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами соответствующих субъектов Российской Федерации;

– за государственную регистрацию межрегиональных, региональных и местных общественных объединений, отделений общественных объединений, а также за государственную регистрацию изменений их учредительных документов;

– за государственную регистрацию региональных отделений политических партий;

– за регистрацию средств массовой информации, продукция которых предназначена для распространения преимущественно на территории субъекта Российской Федерации, а также за выдачу дубликата свидетельства о такой регистрации;

– за действия уполномоченных органов, связанные с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома цветных металлов, с лицензированием заготовки, переработки и реализации лома черных металлов и др.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих в соответствии с БК РФ зачислению в местные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации. Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области).

Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа.

Неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в том числе за счет:

– части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Российской Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, – в размерах, устанавливаемых законами субъектов Российской Федерации;

– платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– платежей за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню;

– сборов за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В бюджеты субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80% платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Законом субъекта Российской Федерации (за исключением закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год или иного закона субъекта Российской Федерации на ограниченный срок действия) могут быть установлены:

– единые для всех поселений субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты поселений от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с БК РФ и законодательством о налогах и сборах в бюджет субъекта Российской Федерации;

– единые для всех муниципальных районов субъекта Российской Федерации нормативы отчислений в бюджеты муниципальных районов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Нормативы отчислений в бюджеты городских округов от отдельных федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма нормативов, установленных для поселений и муниципальных районов соответствующего субъекта Российской Федерации.

Законом субъекта Российской Федерации представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить в порядке, предусмотренном БК РФ, единые и (или) дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога.

Любые налоговые доходы, записанные за субъектом Российской Федерации, могут быть переданы в местные бюджеты. Требований к этому всего лишь два: нельзя указывать срок, на который эти нормативы вводятся (в принципе в следующем году их, конечно, можно пересмотреть, но, вводя этот закон, нельзя писать, что он вводится на два, на три года и т. д.). Эти нормативы одинаковы для определенных типов муниципалитетов, поселений и районов, а для городских округов – сумма в размере двух этих нормативов. На временной основе или дифференцированными отчислениями в местные бюджеты можно передавать не любой доход, а только налог на доходы физических лиц. Все другие налоги подлежат закреплению только едиными нормативами, если субъект Российской Федерации сочтет нужным это делать. «На временной основе» означает в соответствии с законом о бюджете на один год, а «дифференцированными отчислениями» – не произвольно, а строго по подушевому принципу. Таким образом, данная часть подоходного налога должна быть сначала условно направлена в фонд финансовой поддержки поселений или муниципальных районов,

должны быть рассчитаны дотации по правилам этих фондов, и только потом все это оформляется в виде дифференцированных нормативных отчислений от данного налога.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от двух местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога;

2) налога на имущество физических лиц.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц;

2) единого сельскохозяйственного налога.

В бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных, региональных и (или) местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со ст. 63 БК РФ.[31]

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами муниципальных районов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельного налога, взимаемого на межселенных территориях;

2) налога на имущество физических лиц, взимаемого на межселенных территориях.

В бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

– налога на доходы физических лиц;

– единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

– единого сельскохозяйственного налога;

– государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов):

– по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда Российской Федерации), за исключением случаев, когда в суды общей юрисдикции обращаются прокуроры, органы государственной власти и органы местного самоуправления по делам в защиту государственных и общественных интересов;

– за совершение нотариальных действий нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, уполномоченными на то в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, должностными лицами органов исполнительной власти (за исключением консульских учреждений Российской Федерации), органов местного самоуправления;

– за государственную регистрацию транспортных средств;

– за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы и др.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских округов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В бюджеты городских округов зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

1) налога на доходы физических лиц;

2) единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

3) единого сельскохозяйственного налога;

4) государственной пошлины – в соответствии с п. 2 ст. 61.1 БКРФ.

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами местного самоуправления.

В бюджеты поселений, городских округов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных в границах поселений, городских округов и предназначенных для целей жилищного строительства.

В бюджеты муниципальных районов до разграничения государственной собственности на землю поступают доходы от продажи и передачи в аренду находящихся в государственной собственности земельных участков, расположенных на межселенных территориях и предназначенных для целей жилищного строительства.

В отличие от России Казахстан – единственная из четырех стран, где нет субнациональных (региональных или местных) налогов. В остальных трех странах (России, Беларуси, Украине) субнациональные налоги есть, хотя везде они составляют небольшую долю налоговых поступлений субнациональных бюджетов, и везде есть ограничения верхнего предела налоговой нагрузки (установлены максимальные значения налоговых ставок субнациональных налогов).

Как и в Украине, в Казахстане есть бюджетные изъятия (передача средств из нижестоящих в вышестоящие бюджеты).

Общая для всех четырех стран черта финансовой помощи – преобладание текущей помощи над инвестиционной, что объясняется нехваткой бюджетных средств, испытываемой всеми странами. При этом инвестиционная финансовая помощь субнациональным бюджетам во всех странах является самой ее непрозрачной частью.