7.8. Швеция
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Швеция – это конфедерация, состоящая из 26 кантонов. Все кантоны различаются между собой по размеру, уровню экономического развития, языкам, религиозным аспектам[159] . Швеция является страной с самыми старыми традициями федерализма. Еще в 1291 г. в соответствии с Вечным Альянсом (Everlasting Alliance) три кантона объединились в союз для защиты своих границ. В 1815 г. Швеция получила независимый политический статус и сформировала Шведскую конфедерацию с теми границами, которые сохранились до настоящего времени.
Рассмотрим основные составляющие федерализма в Швеции.
1. Кантоны обладают суверенитетом, который лимитирован Конституцией. Муниципалитеты имеют определенную автономию и политическую силу, однако не имеют суверенитета.
2. Конфедерация базируется на идее равенства между кантонами, что отражается в их представительстве в Консульстве штатов, верхней палате парламента. При голосовании каждый кантон имеет равное количество голосов.
3. Конституция определяет вертикальное перераспределение ответственности между слоями правительства, как и в Германии, где определенные функции передаются нижнему слою правительства. Действуют также элементы кооперативного федерализма, горизонтальной кооперации.
4. Доходы, так же как и расходные полномочия, распределяются независимо между слоями правительства. Каждый слой имеет свой бюджет.
В 1995 г. в Швеции было принято решение о введении лимита государственных расходов: будучи раз установленным, он не подлежит поправкам на инфляцию как минимум в течение трех лет. Система управления налогами построена таким образом, что государство осуществляет сбор налогов центрального и местных уровней, хотя последние и принимают решение о своих налогах. Так, муниципалитеты определяют ставку налога на доходы физических лиц (доход по данному виду налога составляет порядка 76% доходов местных бюджетов), а также тарифы на определенные услуги (водоснабжение, энергоснабжение).
Косвенные налоги (НДС, акцизы) поступают в федеральный бюджет Швеции. Кантоны имеют исключительное право сбора транспортного налога. В отличие от Австралии, шведские кантоны в меньшей степени зависимы от межбюджетных трансфертов, около 20% общих доходов составляют гранты. Доходы и расходы государственного бюджета Швеции представлены в табл. 7.43.
Таблица 7.43
Государственный бюджет Швеции, 1995 г.[160]
Система выравнивания в Швеции построена по принципу самофинансирования и состоит из двух частей – выравнивания доходов (налогового потенциала) и выравнивания расходов (компенсация различий в структуре расходов). В первом случае местные власти (коммуны и ландстинги), обладающие налогоспособностью выше средней по стране, платят взносы в центральный фонд субсидирования, из которого коммунам с низкой налогоспособностью центральное правительство предоставляет субсидии. Во втором случае взносы платят муниципалитеты с благоприятной структурной характеристикой расходов, а получают субсидии коммуны с менее благоприятными характеристиками. В целом государственные субсидии составляют около 14% доходов коммун.
Сегодня власти муниципалитетов и советы графств уполномочены вести деятельность, направленную на создание идентичных условий жизни для всего населения. Существует значительная разница между муниципалитетами и графствами на уровне налоговых баз и структурных условий. Основополагающий принцип системы выравнивания состоит в том, чтобы гарантировать муниципалитетам и графствам возможность выполнять возложенные на них функции в эквивалентных условиях. Концепция системы должна также обеспечивать стабильность и продолжительность воздействия выравнивания и финансового обеспечения.
Новая система опирается на следующие принципы:
– выравнивание доходов;
– выравнивание затрат, если различия связаны со структурными причинами;
– распределение дотаций в зависимости от численности населения;
– определенные промежуточные правила.
Новая система предполагает высокую степень выравнивания доходов, которые муниципалитеты и графства получают от сбора налогов. В результате выравнивания доходы муниципалитетов и графств должны соответствовать среднему уровню по стране.
Муниципалитеты и графства, где налоговые доходы на душу населения ниже среднего показателя по стране, получают дотацию на выравнивание, а если этот показатель выше – платят государственный налог на выравнивание.
Сумма дотации/налога равна разнице между средней налоговой базой муниципалитета/графства и средним показателем по стране, умноженной на налоговую ставку установленную правительством и не зависящую от местных властей. Затем средние налоговые ставки снижаются на 5%, что дает компенсационную ставку в размере 95%, на основании которой проводится расчет дотации/налога на выравнивание. Высокая компенсационная ставка означает высокую степень выравнивания налоговых поступлений. В результате выравнивания налоговая база почти всех муниципалитетов и графств устанавливается на уровне 98—101% среднего национального показателя.
Новая система предполагает выравнивание расходов муниципалитетов и графств, если различия носят структурный характер.
Структурные расходы на душу населения рассчитываются для каждого муниципалитета и графства. Они соответствуют общей сумме теоретических расходов на различные виды деятельности и расходные статьи и призваны отразить структурные особенности конкретного муниципалитета или графства.
Муниципалитет или графство, где структурные расходы на душу населения выше среднего национального показателя, имеют право на получение дотации на выравнивание. В противном случае они платят государству налог на выравнивание. Налог/дотация на выравнивание соответствует разнице между структурными расходами муниципалитета или графства и средним национальным показателем структурных расходов, умноженным на число жителей муниципалитета или графства.
В процессе выравнивания теоретические различия в расходах муниципалитетов и графств рассчитываются отдельно для каждого вида деятельности. Этот метод позволяет учитывать самые разнообразные факторы, которые влияют на расходы. Выравнивание расходов включает в себя как обязательные, так и необязательные виды деятельности, а также неспецифические статьи оперативного характера. Кроме того, оно учитывает и не поддающиеся контролю факторы, отражающие различия в потребностях и структуре того или иного вида деятельности. В некоторых случаях эти факторы носят чисто «субъективный характер», но не отбрасываются, поскольку очень важны для определения структурных различий. Выравнивание расходов основано на последних данных о показателях средних расходов на основные виды деятельности, т. е. расходов, осуществленных в течение одного или двух лет, предшествовавших текущему финансовому году. После этого проводится предварительная оценка расходов, предстоящих в ближайшие два года с учетом прогнозных колебаний цен-нетто. Расчет средних расходов уточняется ежегодно с учетом последних данных.
Специфические факторы муниципалитетов и графств, влияющие на расчет сумм, которые прибавляются или вычитаются при выравнивании расходов, также должны соответствовать самым последним данным, для того чтобы добиться равновесия между переменами и стабильностью. Возрастная структура, например, должна пересматриваться каждый год, а периодичность пересмотра прочих факторов определяться в каждом конкретном случае.
Помимо дотации/налога на выравнивание существует общая государственная дотация муниципалитетам и графствам, размер которой зависит от численности населения данного территориального образования. Сумма этой дотации устанавливается ежегодно с учетом численности населения на 1 ноября года, предшествовавшего финансовому году.
Существование общей дотации позволяет государству контролировать финансовую деятельность местных органов власти. Общий объем государственных трансфертов муниципалитетам устанавливается ежегодно парламентом с учетом оценки экономической деятельности местных властей. Общая дотация служит также для регулирования финансовых отношений между государством и муниципалитетами/графствами, например при распределении ответственности.
Для большей части муниципалитетов и графств новая система предоставления дотаций и финансового выравнивания повлечет за собой серьезные изменения в сфере предоставления финансовых средств по сравнению с нынешним положением дел. В связи с этим введение новой системы будет проводиться поэтапно в течение восьми лет. Максимально допустимое ежегодное сокращение в предоставлении средств не должно превышать 250 шведских крон на душу населения в муниципалитетах (в некоторых случаях – 500 шведских крон) и 150 шведских крон на душу населения в графствах. Максимальное сокращение в предоставлении средств за весь период введения системы должно составить 2000 шведских крон на душу населения в муниципалитетах (в отдельных случаях – 4000 крон) и 1200 шведских крон на душу населения в графствах.[161]
Создана парламентская комиссия, которой поручено следить за внедрением новой системы, оценивать результаты и совершенствовать эту систему. Государственные безвозмездные перечисления и финансовое выравнивание в муниципалитетах и графствах представлены в табл. 7.44.
Таблица 7.44
Государственные безвозмездные перечисления и финансовое выравнивание в муниципалитетах и графствах (с 1 января 1996 г.)
Резолюция о финансах органов местного самоуправления, принятая Конференцией европейских министров, ответственных за местное самоуправление, приведена в прил. 9.
Швеция – это конфедерация, состоящая из 26 кантонов. Все кантоны различаются между собой по размеру, уровню экономического развития, языкам, религиозным аспектам[159] . Швеция является страной с самыми старыми традициями федерализма. Еще в 1291 г. в соответствии с Вечным Альянсом (Everlasting Alliance) три кантона объединились в союз для защиты своих границ. В 1815 г. Швеция получила независимый политический статус и сформировала Шведскую конфедерацию с теми границами, которые сохранились до настоящего времени.
Рассмотрим основные составляющие федерализма в Швеции.
1. Кантоны обладают суверенитетом, который лимитирован Конституцией. Муниципалитеты имеют определенную автономию и политическую силу, однако не имеют суверенитета.
2. Конфедерация базируется на идее равенства между кантонами, что отражается в их представительстве в Консульстве штатов, верхней палате парламента. При голосовании каждый кантон имеет равное количество голосов.
3. Конституция определяет вертикальное перераспределение ответственности между слоями правительства, как и в Германии, где определенные функции передаются нижнему слою правительства. Действуют также элементы кооперативного федерализма, горизонтальной кооперации.
4. Доходы, так же как и расходные полномочия, распределяются независимо между слоями правительства. Каждый слой имеет свой бюджет.
В 1995 г. в Швеции было принято решение о введении лимита государственных расходов: будучи раз установленным, он не подлежит поправкам на инфляцию как минимум в течение трех лет. Система управления налогами построена таким образом, что государство осуществляет сбор налогов центрального и местных уровней, хотя последние и принимают решение о своих налогах. Так, муниципалитеты определяют ставку налога на доходы физических лиц (доход по данному виду налога составляет порядка 76% доходов местных бюджетов), а также тарифы на определенные услуги (водоснабжение, энергоснабжение).
Косвенные налоги (НДС, акцизы) поступают в федеральный бюджет Швеции. Кантоны имеют исключительное право сбора транспортного налога. В отличие от Австралии, шведские кантоны в меньшей степени зависимы от межбюджетных трансфертов, около 20% общих доходов составляют гранты. Доходы и расходы государственного бюджета Швеции представлены в табл. 7.43.
Таблица 7.43
Государственный бюджет Швеции, 1995 г.[160]
Система выравнивания в Швеции построена по принципу самофинансирования и состоит из двух частей – выравнивания доходов (налогового потенциала) и выравнивания расходов (компенсация различий в структуре расходов). В первом случае местные власти (коммуны и ландстинги), обладающие налогоспособностью выше средней по стране, платят взносы в центральный фонд субсидирования, из которого коммунам с низкой налогоспособностью центральное правительство предоставляет субсидии. Во втором случае взносы платят муниципалитеты с благоприятной структурной характеристикой расходов, а получают субсидии коммуны с менее благоприятными характеристиками. В целом государственные субсидии составляют около 14% доходов коммун.
Сегодня власти муниципалитетов и советы графств уполномочены вести деятельность, направленную на создание идентичных условий жизни для всего населения. Существует значительная разница между муниципалитетами и графствами на уровне налоговых баз и структурных условий. Основополагающий принцип системы выравнивания состоит в том, чтобы гарантировать муниципалитетам и графствам возможность выполнять возложенные на них функции в эквивалентных условиях. Концепция системы должна также обеспечивать стабильность и продолжительность воздействия выравнивания и финансового обеспечения.
Новая система опирается на следующие принципы:
– выравнивание доходов;
– выравнивание затрат, если различия связаны со структурными причинами;
– распределение дотаций в зависимости от численности населения;
– определенные промежуточные правила.
Новая система предполагает высокую степень выравнивания доходов, которые муниципалитеты и графства получают от сбора налогов. В результате выравнивания доходы муниципалитетов и графств должны соответствовать среднему уровню по стране.
Муниципалитеты и графства, где налоговые доходы на душу населения ниже среднего показателя по стране, получают дотацию на выравнивание, а если этот показатель выше – платят государственный налог на выравнивание.
Сумма дотации/налога равна разнице между средней налоговой базой муниципалитета/графства и средним показателем по стране, умноженной на налоговую ставку установленную правительством и не зависящую от местных властей. Затем средние налоговые ставки снижаются на 5%, что дает компенсационную ставку в размере 95%, на основании которой проводится расчет дотации/налога на выравнивание. Высокая компенсационная ставка означает высокую степень выравнивания налоговых поступлений. В результате выравнивания налоговая база почти всех муниципалитетов и графств устанавливается на уровне 98—101% среднего национального показателя.
Новая система предполагает выравнивание расходов муниципалитетов и графств, если различия носят структурный характер.
Структурные расходы на душу населения рассчитываются для каждого муниципалитета и графства. Они соответствуют общей сумме теоретических расходов на различные виды деятельности и расходные статьи и призваны отразить структурные особенности конкретного муниципалитета или графства.
Муниципалитет или графство, где структурные расходы на душу населения выше среднего национального показателя, имеют право на получение дотации на выравнивание. В противном случае они платят государству налог на выравнивание. Налог/дотация на выравнивание соответствует разнице между структурными расходами муниципалитета или графства и средним национальным показателем структурных расходов, умноженным на число жителей муниципалитета или графства.
В процессе выравнивания теоретические различия в расходах муниципалитетов и графств рассчитываются отдельно для каждого вида деятельности. Этот метод позволяет учитывать самые разнообразные факторы, которые влияют на расходы. Выравнивание расходов включает в себя как обязательные, так и необязательные виды деятельности, а также неспецифические статьи оперативного характера. Кроме того, оно учитывает и не поддающиеся контролю факторы, отражающие различия в потребностях и структуре того или иного вида деятельности. В некоторых случаях эти факторы носят чисто «субъективный характер», но не отбрасываются, поскольку очень важны для определения структурных различий. Выравнивание расходов основано на последних данных о показателях средних расходов на основные виды деятельности, т. е. расходов, осуществленных в течение одного или двух лет, предшествовавших текущему финансовому году. После этого проводится предварительная оценка расходов, предстоящих в ближайшие два года с учетом прогнозных колебаний цен-нетто. Расчет средних расходов уточняется ежегодно с учетом последних данных.
Специфические факторы муниципалитетов и графств, влияющие на расчет сумм, которые прибавляются или вычитаются при выравнивании расходов, также должны соответствовать самым последним данным, для того чтобы добиться равновесия между переменами и стабильностью. Возрастная структура, например, должна пересматриваться каждый год, а периодичность пересмотра прочих факторов определяться в каждом конкретном случае.
Помимо дотации/налога на выравнивание существует общая государственная дотация муниципалитетам и графствам, размер которой зависит от численности населения данного территориального образования. Сумма этой дотации устанавливается ежегодно с учетом численности населения на 1 ноября года, предшествовавшего финансовому году.
Существование общей дотации позволяет государству контролировать финансовую деятельность местных органов власти. Общий объем государственных трансфертов муниципалитетам устанавливается ежегодно парламентом с учетом оценки экономической деятельности местных властей. Общая дотация служит также для регулирования финансовых отношений между государством и муниципалитетами/графствами, например при распределении ответственности.
Для большей части муниципалитетов и графств новая система предоставления дотаций и финансового выравнивания повлечет за собой серьезные изменения в сфере предоставления финансовых средств по сравнению с нынешним положением дел. В связи с этим введение новой системы будет проводиться поэтапно в течение восьми лет. Максимально допустимое ежегодное сокращение в предоставлении средств не должно превышать 250 шведских крон на душу населения в муниципалитетах (в некоторых случаях – 500 шведских крон) и 150 шведских крон на душу населения в графствах. Максимальное сокращение в предоставлении средств за весь период введения системы должно составить 2000 шведских крон на душу населения в муниципалитетах (в отдельных случаях – 4000 крон) и 1200 шведских крон на душу населения в графствах.[161]
Создана парламентская комиссия, которой поручено следить за внедрением новой системы, оценивать результаты и совершенствовать эту систему. Государственные безвозмездные перечисления и финансовое выравнивание в муниципалитетах и графствах представлены в табл. 7.44.
Таблица 7.44
Государственные безвозмездные перечисления и финансовое выравнивание в муниципалитетах и графствах (с 1 января 1996 г.)
Резолюция о финансах органов местного самоуправления, принятая Конференцией европейских министров, ответственных за местное самоуправление, приведена в прил. 9.