7.2. Австралия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

Австралия (Commonwealth of Australia), по конституции, – федеративное государство со значительной автономией субнациональных правительств. Федерация была законодательно закреплена в 1901 г.[93] . Австралия состоит из шести штатов и двух территорий: Австралийская столичная территория, Западная Австралия, Северная Территория.

Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Виктория, Тасмания, Южная Австралия.

Сейчас в Австралии около 900 локальных правительств. Однако если характеризовать Австралию с точки зрения бюджетного федерализма, то ее главной особенностью является резкий дисбаланс между доходами и расходами на федеральном и субнациональном уровнях. Центральное правительство аккумулирует около 70—80% всех налогов, но финансирует только половину всех государственных расходов. В результате этого возникает вертикальный дисбаланс. С одной стороны, это позволяет центральному правительству сохранять жесткий контроль над государственными расходами, с другой стороны, проводить политику бюджетного выравнивания путем предоставления штатам субсидий. Для преодоления финансовых трудностей, вызванных, например, резким изменением мировых рыночных цен, штатам предоставляются специальные субсидии, которые носят временный характер.

Суть бюджетного федерализма в этой стране состоит в четком разделении расходных полномочий между федеральным уровнем и штатами. Особенностью разграничения полномочий между уровнями власти в Австралии является то, что социальная защита населения находится исключительно в ведении федерального правительства. В других странах обеспечение социальных гарантий населению относится к компетенции в основном региональных и местных органов власти.

Если рассматривать расходные полномочия, то 53% всех государственных расходов осуществляют штаты, 5% – локальные правительства. Основными видами расходов штатов являются: социальное обеспечение – 44%, оборона – 11%, медицина – 12%, транспорт – 6%, образование – 3%. К расходам локальных правительств относятся: транспорт – 26%, коммунальных услуги – 16%, парки и культура – 14%, социальное обеспечение – 4%.

При законодательно установленном вертикальном дисбалансе между федеральным уровнем, уровнем штатов и локальным уровнем важную роль играют межбюджетные трансферты. Более 50 % всех грантов являются целевыми, поэтому доходы штатов в среднем по Австралии выглядят следующим образом: межбюджетные трансферты – 39% всех доходов штата, налоги на собственность —11 %, налоги на услуги и товары – 11%, доходы от государственных предприятий и учреждений – 12%, налоги на заработную плату – 9%.

Очень серьезные изменения в 2005—2006 гг. связаны с развитием бюджетирования в Австралии[94]  – новой системы центрального менеджмента бюджетной системы (New Central Budget Management System).

Основным изменением является введение бюджетной оценки по результатам. Так, в 2004—2005 гг. была разработана Система управления центральным бюджетом (Central Budget Management System – CBMS). Это способствовало развитию среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и бюджетирования, в том числе быстрому и эффективному обмену информацией между Министерством финансов и финансовыми агентствами по всей Австралии, оценке бюджетных расходов, подготовке финансовых документов и интеграции их на единой платформе.

Начиная с 10 июня 2004 г. вся бюджетная информация использует специальные классификационные коды. Компания IBM Australia Limited, ответственная за обслуживание данной системы, проводит ее постоянное тестирование и улучшение. Бюджет 2006—2007 гг. полностью построен по новой CBMS. Общие операционные расходы на создание данной финансовой системы составили 345,3 млн долл. в 2003—2004 гг. и 333,2 млн долл. в 2004—2005 гг. На страхование системы ушло 12,6 млн долл. Бюджет, ориентированный на результат Финансового департамента Австралии, представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Бюджет, ориентированный на результат Финансового департамента Австралии в 2004-2005 гг., тыс. долл.

На 2006 г. предполагается получить профицит 9,2 млн долл. Кроме изменений в бюджетировании всех правительственных департаментов в Австралии проводится реформа налогового администрирования.

13 августа 1999 г. началась реформа Администрации налогообложения товаров и услуг. Только в 1999 г. было затрачено на создание офиса (the GST Start-Up Assistance Office – GSTSAO) из Финансового департамента (the Department of Treasury) 500 млн долл. Данной организацией (GSTSAO) были созданы фонды консультирования (The New Tax System Advisory Board, the Business Advisory Panel and the Community Sector Advisory Panel) с целью разъяснения физическим и юридическим лицам смысла налоговых реформ, форм заполнения деклараций, порядка работы.

Австралийская налоговая администрация использовала опыт Новой Зеландии. Так, система косвенных налогов (General sales taxes – GST) действует в Новой Зеландии уже 20 лет. При ее разработке в Австралии специалисты из налоговой администрации рассмотрели GST во всем мире в поисках самой лучшей практики.

Реализация нового налогового пакета системных программ изменила австралийскую налоговую систему[95] . В Австралии не только ввели GST, но в то же время выполнили значительные налоговые преобразования в системе подоходного налога, включая уникальный австралийский деловой номер, опознающий систему, преобразования акцизной системы, новые персональные ставки подоходного налога.

Центральным изменением стало введение 10%-го налога на большинство товаров и услуг, за исключением основного продовольствия. Новый налог заменил Федеральный оптовый налог с продаж и некоторые сборы территорий.

Регистрация при уплате налога с продаж GST необходима, если объем бизнеса за год составляет 50 000 долл. или больше (100 000 долл. и больше для неприбыльных организаций).

Для регистрации требуется заполнить аппликационную форму, в результате чего каждому налогоплательщику присваивается австралийский деловой номер (an Australian Business Number – ABN).

Очень интересное нововведение в австралийской налоговой системе – электронные налоги. При этом в электронном виде идет как уплата налогов, так и их возврат. Например, идет возврат по налогу на каждого ребенка. Эта операция выполняется бесплатно для налогоплательщика. Так, в 2005 г. более 1,35 млн австралийских семей получили возвраты по налогу с помощью данной электронной системы. Диаграмма, представленная на рис. 7.1, показывает рост дохода благодаря введению GST в Австралии.

Работа Австралийского офиса налогообложения (АТО) и Казначейства с предпринимателями промышленности и оптово-розничной торговли способствовала развитию новой налоговой модели в Австралии.

Чтобы объяснить людям, как работает новая налоговая система, был создан специальный консультационный фонд, названный «Общественные установления правовой нормы», который разработал набор информационных изделий в виде сборника фактических данных, бюллетеней, брошюр и т. п.

Для поддержки нового режима сообщений, консультаций в Австралии было дополнительно принято 3600 служащих налогового управления.

Налоговая администрация вкладывала деньги в рекламирование и проведение более чем 1000 бесплатных семинаров для объединений бизнеса. В рекламе использовались песни с целью захватывания внимания.

Эта кампания вызвала огромный интерес у бизнесменов и населения. Например, в первом году после введения GST, ATO получил 110 млн запросов по электронной почте, 4,1 млн телефонных запросов. В то же время было проведено 12 млн публикаций и разослано 70 000 письменных запросов для уведомления. Консультации о налоге проводили 4000 служащих налогового управления. Их рабочие места были оборудованы портативными ЭВМ, которые соединялись с АТО системами, и портативными телефонами.

Другая важная стратегия заключалась в понимании того, что люди будут делать некоторые ошибки в первом году введения новой системы. Австралийский налоговый офис решил, что не будет штрафовать их за простые ошибки, и ограничил применение штрафов на это время.

Решались также вопросы доставки и получения налоговых деклараций (австралийских деловых утверждений (заявлений) деятельности – BAS) вовремя, которые представляли собой документ, используемый налогоплательщиками для сообщения об их налоговых обязательствах. Основным получателем и отправителем налоговой почты стал налоговый офис, с тем чтобы не загружать работой и очередями региональные отделения почты.

Эти проблемы были решены в зародыше, но они породили всесторонние структурные перестановки внутри АТО, включая больший акцент на консультации относительно ключевых вопросов (похожая ситуация была в России – очереди на почтах в дни отсылки налоговых деклараций).

Федеральное правительство Австралии установило новую налоговую систему, а также систему консультативного правления. Это Правление консультировалось с представителями бизнеса высокого уровня и руководителями промышленных предприятий. Промышленные товарищества использовались как канал для АТО, чтобы обсуждать новую GST.

Другой важный инструмент для осуществления консультативных мер был GST-офис помощи создания новой компании, который был ответствен за прямую правительственную помощь малым и средним предприятиям. Офис консультировался с деловой консультативной группой и консультативной группой сектора объединения.

Исследования показали, что многие налогоплательщики пользовались услугами бухгалтеров, которые могли помочь им с их GST и другими налоговыми обязательствами. В связи с этим был разработан специальный веб-сайт для бухгалтеров по проведению консультаций с налогоплательщиками.

Электронные услуги позволили упростить систему оповещения людей о налоговых обязательствах и их оплате. Администрация GST перестроила налоговую систему с тем, чтобы все можно было осуществлять в электронном виде – и расчет, и платеж.

Австралия была одной из первых стран, которая преобразовала налоговую систему с учетом развития электронной торговли и сети Интернет.

Первоначально Налоговый офис Австралии разработал веб-сайт, который за год имел около 100 млн посещений, и в котором было выдано 137 тыс. цифровых сертификатов, разрешающих пользователям доступ к электронным услугам АТО.

В представлении GST, одна из ключевых целей правительства заключалась в поощрении малого бизнеса к компьютеризации, автоматизации, и оно вложило 500 млн долл., чтобы помочь мелкому бизнесу принять новую технологию. Правительство дало ваучеры 200 малым предприятиям на закупку оборудования, компьютеров и программного обеспечения. Австралийский офис налогообложения также отправил по почте бесплатный пакет программ ведения налоговых записей (известный как е-отчет) 1 млн малых предприятий, работающих на наличном расчете.

Введение GST и электронных сообщений обеспечило АТО реальной информацией о налогоплательщиках. Налоговая администрация теперь может сравнивать ежемесячные результаты BAS с прогнозами налоговой администрации, находить, где имеются изменения, рассматривать ключевые деловые сегменты, чтобы понять, где и какие изменения происходят и почему они встречаются.

Налоговые декларации (BAS) выгодны также для налогоплательщиков, так как позволяют минимизировать число документов, представляемых в налоговый офис.

Другое преимущество BAS состоит в том, что их использование позволило Австралийскому бюро статистики отказаться от значительного числа деловых отчетов и обеспечить более полный набор статистических данных.

Австралия – федерация, состоящая из восьми территорий. Федеральное правительство в настоящее время собирает подоходный налог с физических лиц и бизнеса, а также косвенные налоги GST на всех территориях. До введения GST территории полагались на государственные сборы (типа гербовой пошлины) и финансовую помощь из федерального правительства.

Особенность австралийской системы косвенных налогов GST состоит в том, что, хотя GST-доход собран федеральным правительством, весь GST-доход распределяется в федеральный бюджет и бюджеты территорий. Таким образом, введение GST привело к фундаментальному изменению финансовых связей между федеральным правительством и правительствами территории. Ранее федеральное правительство обеспечивало территории межбюджетными грантами (и на современном этапе специальные целевые гранты сохраняются), но GST формирует главную компоненту дохода территорий.

С введением GST начало действовать межправительственное соглашение (IGA) между федеральным правительством и территориями. Это соглашение приводит к сокращению федеральных доходов и повышению уверенности территорий в их доходах. Система финансовых предоставлений помощи и дотаций заменяется системой передачи дохода от федерального правительства и обеспечения GST-дохода на территориях Австралии, который быть потрачен согласно их собственным бюджетным приоритетам.

Введены полугодовые GST-отчеты администрации для федерального правительства и территорий. Данные отчеты обеспечивают детальную информацию относительно сбора косвенных налогов, затрат администрации, рисков, регистрации, долга, передаваемых документов, уведомления и образования, т. е. все вопросы администрации GST Территории теперь также вовлечены в оценку риска GST и процессы управления. Представитель каждой территории работает в каждом ключевом австралийском комитете офиса налогообложения, связанном с администрацией GST.

Система налогообложения Австралии построена на самооценке бизнеса и физического лица. Это означает, что АТО полагается на налогоплательщиков, способных понимать и выполнять их обязательства налогообложения. Главная задача налогового офиса в Австралии – создание такой окружающей среды, которая поддерживает высокие уровни добровольного согласия уплаты налогов.

Ключевой пункт в основе деловых отношений налоговой администрации с налогоплательщиками – это различные подходы к налогоплательщикам в зависимости от их режима согласия. Примером этому может служить австралийская ярусная система штрафов. Так, если бизнес неосторожно преуменьшил GST (они сделали ошибку), штрафы не применяются. Напротив, высокие штрафы применяются, когда бизнес умышленно уменьшил их GST-обязательства или там, где обнаружен обманный режим.

В налоговой системе Австралии решили быстро опознавать организации в зависимости от системы дохода (ежегодный товарооборот более чем 100 млн долл., товарооборот от 2 до 100 млн долл., микропредприниматели). Всю деловую клиентуру налоговая администрация поделила согласно товарообороту.

Первая группа – это бизнес с ежегодным товарооборотом более чем 100 млн долл. В Австралии около 1900 больших предприятий. Эти предприниматели платят примерно 59% всех налогов с продаж и услуг. Данный крупный бизнес обязан сообщать и платить налоговые обязательства ежемесячно, в то время как другие предприниматели обычно делают это ежеквартально.[96]

Налоговая администрация постоянно контролирует их действия. Основными областями риска согласия на этом большом рыночном сегменте являются:

– собственность и строительство – неправильное употребление льгот в законе;

– активное налоговое планирование;

– финансовые поставки в офшорные зоны.

Вторая группа – предприятия с товарооборотом ниже 100 млн долл. Малые и средние предприятия определяются в Австралии как бизнес с товарооборотом между 2 и 100 млн дол. Их число составляет около 95 000, и они вносят 35% всего собранного GST.

Третья группа – микропредприниматели. В Австралии также имеется около 2,4 млн микропредпринимателей, с ежегодным товарооборотом ниже 2 млн долл. Этот сегмент вносит 25% всего собранного GST.[97]

Для микропредпринимателей, находящихся в бизнесе впервые и не использующих налогового агента, АТО обеспечивает дополнительную справку и помощь и затем контролирует их начальные передаваемые документы. После обеспечения объяснительного материала, налоговый служащий входит в контакт с ними по телефону, чтобы объяснить их обязательства.

Небольшое число людей умышленно избегает или уклоняется от GST-обязательств или путем обмана использует систему, чтобы получить неправомерную финансовую прибыль. Они могут делать это, похищая свидетельства других людей, создавая ложные налоговые декларации, не регистрируясь в системе, путем фиктивных работ.

В 2005—2006 гг. чистый доход от введения GST составлял 37 млрд долл. и был распределен между федеральным правительством и территориями Австралии, чтобы финансировать их общественные блага, услуги и программы.

Основными видами доходов в бюджет территорий и штатов являются налоги с собственности. Во-первых, люди, которые продают собственность (дом, землю) должны платить налог с продажи. Этот налог зависит от рыночной стоимости продаваемой собственности. Ниже приведено соответствие стоимости собственности и ставки уплачиваемого налога с продаж собственности в Австралии:

ниже 100 000 долл. – 20 долл., или 2,00 долл. с каждых 100 дол.;

– от 100 001 до 200 000 долл. – 2000 долл. плюс 3,50 долл. с каждых 100 долл., больших чем 100 000 долл.;

– от 200 001 до 300 000 долл. – 5500 долл. плюс 4,00 долл. с каждых 100 долл., больших чем 200 000 долл.;

– от 300 001 до 500 000 долл. – 9500 долл. плюс 5,50 долл. с каждых 100 долл., больших чем 300 000 долл.;

– от 500 001 до 1 000 000 – 20 500 долл. плюс 5,75 долл. с каждых 100 долл., больших чем 500 000 долл.;

– от 1 000 001 и выше – 49 250 долл. плюс 6,75 долл. с каждых 100 долл., больших чем 1 000 000.

Во-вторых, это налог на собственность. Общий объем налоговых платежей состоит из двух частей: фиксированного платежа и ставки, меняющейся в зависимости от вида каждой части собственности. Формула расчета налога на собственность выглядит следующим образом:

где F С – фиксированная часть платежа; AUF – рыночная стоимость собственности; Р – налоговая ставка.

В 2006—2007 гг. ставки зависели от того, с какой целью использовалась собственность (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Ставки налога на собственность в Австралии в 2006-2007 гг.[98]

Как видно из табл. 7.2, большими льготами пользуется собственность, используемая в сельскохозяйственных целях. Это один из примеров косвенной поддержки сельского хозяйства в Австралии.

Третий вид налога с собственности – специальный налог на обеспечение и развитие противопожарной службы и службы оказания помощи при чрезвычайной ситуации. Этот налог рассчитывают по формуле

где FC равен 84 долл., а ставка налога – 0,4875%.

Кроме налога на собственность собирается также налог на землю в соответствии с Законом о налоге на землю от 2004 г.[99]  Если земля находится в личной собственности и не используется в коммерческих целях, то ставки колеблются от 0,6 до 1,4%. Далее приведены установленные в Австралии в 2006—2007 гг. ставки налога на землю в личной собственности, %, в зависимости от стоимости земли, долл.

Ниже 75 000............................0,60

От 75 001 до 150 000...................0,89

От 150 001 до 275 000.................1,15

От 275 001 и выше.....................1,40

Если земля используется в коммерческих целях, то ставки колеблются от 0,89 до 1,59% в зависимости от стоимости, долл., земли в собственности:

Ниже 150 000........................0,89

От 150 001 до 275 000..............1,25

От 275 001 и выше..................1,59

Налог на землю уплачивается ежеквартально: 15 августа, 15 ноября, 15 февраля и 15 мая. Платежи можно осуществлять как на почтовых отделениях, так и используя дебетные и кредитные карты Visa, MasterCard.

Кроме того, значительную часть поступлений составляют налоги с заработной платы. В Австралии они такие же высокие, как в США. Ставка налога с заработной платы составляет в 2006—2007 гг. 6,85%. Кроме того, идут вычеты с налога на каждого ребенка.

Таким образом, реформы, проводимые федеральным правительством Австралии по совершенствованию финансового менеджмента, бюджетирования, налогообложения, способствуют преодолению высокого вертикального дисбаланса, существующего в Австралии с 1901 г.

Австралия (Commonwealth of Australia), по конституции, – федеративное государство со значительной автономией субнациональных правительств. Федерация была законодательно закреплена в 1901 г.[93] . Австралия состоит из шести штатов и двух территорий: Австралийская столичная территория, Западная Австралия, Северная Территория.

Квинсленд, Новый Южный Уэльс, Виктория, Тасмания, Южная Австралия.

Сейчас в Австралии около 900 локальных правительств. Однако если характеризовать Австралию с точки зрения бюджетного федерализма, то ее главной особенностью является резкий дисбаланс между доходами и расходами на федеральном и субнациональном уровнях. Центральное правительство аккумулирует около 70—80% всех налогов, но финансирует только половину всех государственных расходов. В результате этого возникает вертикальный дисбаланс. С одной стороны, это позволяет центральному правительству сохранять жесткий контроль над государственными расходами, с другой стороны, проводить политику бюджетного выравнивания путем предоставления штатам субсидий. Для преодоления финансовых трудностей, вызванных, например, резким изменением мировых рыночных цен, штатам предоставляются специальные субсидии, которые носят временный характер.

Суть бюджетного федерализма в этой стране состоит в четком разделении расходных полномочий между федеральным уровнем и штатами. Особенностью разграничения полномочий между уровнями власти в Австралии является то, что социальная защита населения находится исключительно в ведении федерального правительства. В других странах обеспечение социальных гарантий населению относится к компетенции в основном региональных и местных органов власти.

Если рассматривать расходные полномочия, то 53% всех государственных расходов осуществляют штаты, 5% – локальные правительства. Основными видами расходов штатов являются: социальное обеспечение – 44%, оборона – 11%, медицина – 12%, транспорт – 6%, образование – 3%. К расходам локальных правительств относятся: транспорт – 26%, коммунальных услуги – 16%, парки и культура – 14%, социальное обеспечение – 4%.

При законодательно установленном вертикальном дисбалансе между федеральным уровнем, уровнем штатов и локальным уровнем важную роль играют межбюджетные трансферты. Более 50 % всех грантов являются целевыми, поэтому доходы штатов в среднем по Австралии выглядят следующим образом: межбюджетные трансферты – 39% всех доходов штата, налоги на собственность —11 %, налоги на услуги и товары – 11%, доходы от государственных предприятий и учреждений – 12%, налоги на заработную плату – 9%.

Очень серьезные изменения в 2005—2006 гг. связаны с развитием бюджетирования в Австралии[94]  – новой системы центрального менеджмента бюджетной системы (New Central Budget Management System).

Основным изменением является введение бюджетной оценки по результатам. Так, в 2004—2005 гг. была разработана Система управления центральным бюджетом (Central Budget Management System – CBMS). Это способствовало развитию среднесрочного и долгосрочного прогнозирования и бюджетирования, в том числе быстрому и эффективному обмену информацией между Министерством финансов и финансовыми агентствами по всей Австралии, оценке бюджетных расходов, подготовке финансовых документов и интеграции их на единой платформе.

Начиная с 10 июня 2004 г. вся бюджетная информация использует специальные классификационные коды. Компания IBM Australia Limited, ответственная за обслуживание данной системы, проводит ее постоянное тестирование и улучшение. Бюджет 2006—2007 гг. полностью построен по новой CBMS. Общие операционные расходы на создание данной финансовой системы составили 345,3 млн долл. в 2003—2004 гг. и 333,2 млн долл. в 2004—2005 гг. На страхование системы ушло 12,6 млн долл. Бюджет, ориентированный на результат Финансового департамента Австралии, представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Бюджет, ориентированный на результат Финансового департамента Австралии в 2004-2005 гг., тыс. долл.

На 2006 г. предполагается получить профицит 9,2 млн долл. Кроме изменений в бюджетировании всех правительственных департаментов в Австралии проводится реформа налогового администрирования.

13 августа 1999 г. началась реформа Администрации налогообложения товаров и услуг. Только в 1999 г. было затрачено на создание офиса (the GST Start-Up Assistance Office – GSTSAO) из Финансового департамента (the Department of Treasury) 500 млн долл. Данной организацией (GSTSAO) были созданы фонды консультирования (The New Tax System Advisory Board, the Business Advisory Panel and the Community Sector Advisory Panel) с целью разъяснения физическим и юридическим лицам смысла налоговых реформ, форм заполнения деклараций, порядка работы.

Австралийская налоговая администрация использовала опыт Новой Зеландии. Так, система косвенных налогов (General sales taxes – GST) действует в Новой Зеландии уже 20 лет. При ее разработке в Австралии специалисты из налоговой администрации рассмотрели GST во всем мире в поисках самой лучшей практики.

Реализация нового налогового пакета системных программ изменила австралийскую налоговую систему[95] . В Австралии не только ввели GST, но в то же время выполнили значительные налоговые преобразования в системе подоходного налога, включая уникальный австралийский деловой номер, опознающий систему, преобразования акцизной системы, новые персональные ставки подоходного налога.

Центральным изменением стало введение 10%-го налога на большинство товаров и услуг, за исключением основного продовольствия. Новый налог заменил Федеральный оптовый налог с продаж и некоторые сборы территорий.

Регистрация при уплате налога с продаж GST необходима, если объем бизнеса за год составляет 50 000 долл. или больше (100 000 долл. и больше для неприбыльных организаций).

Для регистрации требуется заполнить аппликационную форму, в результате чего каждому налогоплательщику присваивается австралийский деловой номер (an Australian Business Number – ABN).

Очень интересное нововведение в австралийской налоговой системе – электронные налоги. При этом в электронном виде идет как уплата налогов, так и их возврат. Например, идет возврат по налогу на каждого ребенка. Эта операция выполняется бесплатно для налогоплательщика. Так, в 2005 г. более 1,35 млн австралийских семей получили возвраты по налогу с помощью данной электронной системы. Диаграмма, представленная на рис. 7.1, показывает рост дохода благодаря введению GST в Австралии.

Работа Австралийского офиса налогообложения (АТО) и Казначейства с предпринимателями промышленности и оптово-розничной торговли способствовала развитию новой налоговой модели в Австралии.

Чтобы объяснить людям, как работает новая налоговая система, был создан специальный консультационный фонд, названный «Общественные установления правовой нормы», который разработал набор информационных изделий в виде сборника фактических данных, бюллетеней, брошюр и т. п.

Для поддержки нового режима сообщений, консультаций в Австралии было дополнительно принято 3600 служащих налогового управления.

Налоговая администрация вкладывала деньги в рекламирование и проведение более чем 1000 бесплатных семинаров для объединений бизнеса. В рекламе использовались песни с целью захватывания внимания.

Эта кампания вызвала огромный интерес у бизнесменов и населения. Например, в первом году после введения GST, ATO получил 110 млн запросов по электронной почте, 4,1 млн телефонных запросов. В то же время было проведено 12 млн публикаций и разослано 70 000 письменных запросов для уведомления. Консультации о налоге проводили 4000 служащих налогового управления. Их рабочие места были оборудованы портативными ЭВМ, которые соединялись с АТО системами, и портативными телефонами.

Другая важная стратегия заключалась в понимании того, что люди будут делать некоторые ошибки в первом году введения новой системы. Австралийский налоговый офис решил, что не будет штрафовать их за простые ошибки, и ограничил применение штрафов на это время.

Решались также вопросы доставки и получения налоговых деклараций (австралийских деловых утверждений (заявлений) деятельности – BAS) вовремя, которые представляли собой документ, используемый налогоплательщиками для сообщения об их налоговых обязательствах. Основным получателем и отправителем налоговой почты стал налоговый офис, с тем чтобы не загружать работой и очередями региональные отделения почты.

Эти проблемы были решены в зародыше, но они породили всесторонние структурные перестановки внутри АТО, включая больший акцент на консультации относительно ключевых вопросов (похожая ситуация была в России – очереди на почтах в дни отсылки налоговых деклараций).

Федеральное правительство Австралии установило новую налоговую систему, а также систему консультативного правления. Это Правление консультировалось с представителями бизнеса высокого уровня и руководителями промышленных предприятий. Промышленные товарищества использовались как канал для АТО, чтобы обсуждать новую GST.

Другой важный инструмент для осуществления консультативных мер был GST-офис помощи создания новой компании, который был ответствен за прямую правительственную помощь малым и средним предприятиям. Офис консультировался с деловой консультативной группой и консультативной группой сектора объединения.

Исследования показали, что многие налогоплательщики пользовались услугами бухгалтеров, которые могли помочь им с их GST и другими налоговыми обязательствами. В связи с этим был разработан специальный веб-сайт для бухгалтеров по проведению консультаций с налогоплательщиками.

Электронные услуги позволили упростить систему оповещения людей о налоговых обязательствах и их оплате. Администрация GST перестроила налоговую систему с тем, чтобы все можно было осуществлять в электронном виде – и расчет, и платеж.

Австралия была одной из первых стран, которая преобразовала налоговую систему с учетом развития электронной торговли и сети Интернет.

Первоначально Налоговый офис Австралии разработал веб-сайт, который за год имел около 100 млн посещений, и в котором было выдано 137 тыс. цифровых сертификатов, разрешающих пользователям доступ к электронным услугам АТО.

В представлении GST, одна из ключевых целей правительства заключалась в поощрении малого бизнеса к компьютеризации, автоматизации, и оно вложило 500 млн долл., чтобы помочь мелкому бизнесу принять новую технологию. Правительство дало ваучеры 200 малым предприятиям на закупку оборудования, компьютеров и программного обеспечения. Австралийский офис налогообложения также отправил по почте бесплатный пакет программ ведения налоговых записей (известный как е-отчет) 1 млн малых предприятий, работающих на наличном расчете.

Введение GST и электронных сообщений обеспечило АТО реальной информацией о налогоплательщиках. Налоговая администрация теперь может сравнивать ежемесячные результаты BAS с прогнозами налоговой администрации, находить, где имеются изменения, рассматривать ключевые деловые сегменты, чтобы понять, где и какие изменения происходят и почему они встречаются.

Налоговые декларации (BAS) выгодны также для налогоплательщиков, так как позволяют минимизировать число документов, представляемых в налоговый офис.

Другое преимущество BAS состоит в том, что их использование позволило Австралийскому бюро статистики отказаться от значительного числа деловых отчетов и обеспечить более полный набор статистических данных.

Австралия – федерация, состоящая из восьми территорий. Федеральное правительство в настоящее время собирает подоходный налог с физических лиц и бизнеса, а также косвенные налоги GST на всех территориях. До введения GST территории полагались на государственные сборы (типа гербовой пошлины) и финансовую помощь из федерального правительства.

Особенность австралийской системы косвенных налогов GST состоит в том, что, хотя GST-доход собран федеральным правительством, весь GST-доход распределяется в федеральный бюджет и бюджеты территорий. Таким образом, введение GST привело к фундаментальному изменению финансовых связей между федеральным правительством и правительствами территории. Ранее федеральное правительство обеспечивало территории межбюджетными грантами (и на современном этапе специальные целевые гранты сохраняются), но GST формирует главную компоненту дохода территорий.

С введением GST начало действовать межправительственное соглашение (IGA) между федеральным правительством и территориями. Это соглашение приводит к сокращению федеральных доходов и повышению уверенности территорий в их доходах. Система финансовых предоставлений помощи и дотаций заменяется системой передачи дохода от федерального правительства и обеспечения GST-дохода на территориях Австралии, который быть потрачен согласно их собственным бюджетным приоритетам.

Введены полугодовые GST-отчеты администрации для федерального правительства и территорий. Данные отчеты обеспечивают детальную информацию относительно сбора косвенных налогов, затрат администрации, рисков, регистрации, долга, передаваемых документов, уведомления и образования, т. е. все вопросы администрации GST Территории теперь также вовлечены в оценку риска GST и процессы управления. Представитель каждой территории работает в каждом ключевом австралийском комитете офиса налогообложения, связанном с администрацией GST.

Система налогообложения Австралии построена на самооценке бизнеса и физического лица. Это означает, что АТО полагается на налогоплательщиков, способных понимать и выполнять их обязательства налогообложения. Главная задача налогового офиса в Австралии – создание такой окружающей среды, которая поддерживает высокие уровни добровольного согласия уплаты налогов.

Ключевой пункт в основе деловых отношений налоговой администрации с налогоплательщиками – это различные подходы к налогоплательщикам в зависимости от их режима согласия. Примером этому может служить австралийская ярусная система штрафов. Так, если бизнес неосторожно преуменьшил GST (они сделали ошибку), штрафы не применяются. Напротив, высокие штрафы применяются, когда бизнес умышленно уменьшил их GST-обязательства или там, где обнаружен обманный режим.

В налоговой системе Австралии решили быстро опознавать организации в зависимости от системы дохода (ежегодный товарооборот более чем 100 млн долл., товарооборот от 2 до 100 млн долл., микропредприниматели). Всю деловую клиентуру налоговая администрация поделила согласно товарообороту.

Первая группа – это бизнес с ежегодным товарооборотом более чем 100 млн долл. В Австралии около 1900 больших предприятий. Эти предприниматели платят примерно 59% всех налогов с продаж и услуг. Данный крупный бизнес обязан сообщать и платить налоговые обязательства ежемесячно, в то время как другие предприниматели обычно делают это ежеквартально.[96]

Налоговая администрация постоянно контролирует их действия. Основными областями риска согласия на этом большом рыночном сегменте являются:

– собственность и строительство – неправильное употребление льгот в законе;

– активное налоговое планирование;

– финансовые поставки в офшорные зоны.

Вторая группа – предприятия с товарооборотом ниже 100 млн долл. Малые и средние предприятия определяются в Австралии как бизнес с товарооборотом между 2 и 100 млн дол. Их число составляет около 95 000, и они вносят 35% всего собранного GST.

Третья группа – микропредприниматели. В Австралии также имеется около 2,4 млн микропредпринимателей, с ежегодным товарооборотом ниже 2 млн долл. Этот сегмент вносит 25% всего собранного GST.[97]

Для микропредпринимателей, находящихся в бизнесе впервые и не использующих налогового агента, АТО обеспечивает дополнительную справку и помощь и затем контролирует их начальные передаваемые документы. После обеспечения объяснительного материала, налоговый служащий входит в контакт с ними по телефону, чтобы объяснить их обязательства.

Небольшое число людей умышленно избегает или уклоняется от GST-обязательств или путем обмана использует систему, чтобы получить неправомерную финансовую прибыль. Они могут делать это, похищая свидетельства других людей, создавая ложные налоговые декларации, не регистрируясь в системе, путем фиктивных работ.

В 2005—2006 гг. чистый доход от введения GST составлял 37 млрд долл. и был распределен между федеральным правительством и территориями Австралии, чтобы финансировать их общественные блага, услуги и программы.

Основными видами доходов в бюджет территорий и штатов являются налоги с собственности. Во-первых, люди, которые продают собственность (дом, землю) должны платить налог с продажи. Этот налог зависит от рыночной стоимости продаваемой собственности. Ниже приведено соответствие стоимости собственности и ставки уплачиваемого налога с продаж собственности в Австралии:

ниже 100 000 долл. – 20 долл., или 2,00 долл. с каждых 100 дол.;

– от 100 001 до 200 000 долл. – 2000 долл. плюс 3,50 долл. с каждых 100 долл., больших чем 100 000 долл.;

– от 200 001 до 300 000 долл. – 5500 долл. плюс 4,00 долл. с каждых 100 долл., больших чем 200 000 долл.;

– от 300 001 до 500 000 долл. – 9500 долл. плюс 5,50 долл. с каждых 100 долл., больших чем 300 000 долл.;

– от 500 001 до 1 000 000 – 20 500 долл. плюс 5,75 долл. с каждых 100 долл., больших чем 500 000 долл.;

– от 1 000 001 и выше – 49 250 долл. плюс 6,75 долл. с каждых 100 долл., больших чем 1 000 000.

Во-вторых, это налог на собственность. Общий объем налоговых платежей состоит из двух частей: фиксированного платежа и ставки, меняющейся в зависимости от вида каждой части собственности. Формула расчета налога на собственность выглядит следующим образом:

где F С – фиксированная часть платежа; AUF – рыночная стоимость собственности; Р – налоговая ставка.

В 2006—2007 гг. ставки зависели от того, с какой целью использовалась собственность (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Ставки налога на собственность в Австралии в 2006-2007 гг.[98]

Как видно из табл. 7.2, большими льготами пользуется собственность, используемая в сельскохозяйственных целях. Это один из примеров косвенной поддержки сельского хозяйства в Австралии.

Третий вид налога с собственности – специальный налог на обеспечение и развитие противопожарной службы и службы оказания помощи при чрезвычайной ситуации. Этот налог рассчитывают по формуле

где FC равен 84 долл., а ставка налога – 0,4875%.

Кроме налога на собственность собирается также налог на землю в соответствии с Законом о налоге на землю от 2004 г.[99]  Если земля находится в личной собственности и не используется в коммерческих целях, то ставки колеблются от 0,6 до 1,4%. Далее приведены установленные в Австралии в 2006—2007 гг. ставки налога на землю в личной собственности, %, в зависимости от стоимости земли, долл.

Ниже 75 000............................0,60

От 75 001 до 150 000...................0,89

От 150 001 до 275 000.................1,15

От 275 001 и выше.....................1,40

Если земля используется в коммерческих целях, то ставки колеблются от 0,89 до 1,59% в зависимости от стоимости, долл., земли в собственности:

Ниже 150 000........................0,89

От 150 001 до 275 000..............1,25

От 275 001 и выше..................1,59

Налог на землю уплачивается ежеквартально: 15 августа, 15 ноября, 15 февраля и 15 мая. Платежи можно осуществлять как на почтовых отделениях, так и используя дебетные и кредитные карты Visa, MasterCard.

Кроме того, значительную часть поступлений составляют налоги с заработной платы. В Австралии они такие же высокие, как в США. Ставка налога с заработной платы составляет в 2006—2007 гг. 6,85%. Кроме того, идут вычеты с налога на каждого ребенка.

Таким образом, реформы, проводимые федеральным правительством Австралии по совершенствованию финансового менеджмента, бюджетирования, налогообложения, способствуют преодолению высокого вертикального дисбаланса, существующего в Австралии с 1901 г.