8.4. Литва

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

Литва – это унитарное государство, имеющее три административных уровня:

1) центральное правительство;

2) области (округа);

3) местное самоуправление (муниципалитеты).

Административные уровни определены Конституцией Литвы (1992), Законом о Центральном Правительстве (1994), Законом об управлении округом (1994) и Законом о местном самоуправлении (2002).

Структура локальных правительств в Литве состояла из 11 городов с республиканским подчинением, 44 округов и деревень (поселений), подчиняющихся округам. Вертикальная структура правительства была слишком сложна. В июле был принят закон, который преобразовал децентрализованную структуру правительства, введя уровень, состоящий из 56 муниципалитетов.

Городские муниципалитеты представили 44% всех муниципальных расходов в 1996 г. Два самых больших муниципалитета – Вильнюс и Каунас, составляют приблизительно У4 всех муниципальных расходов, а шесть самых больших муниципалитетов расходуют примерно 40%.

Среди Балтийских стран подобно Литве только Эстония имеет два уровня правительства и состоит из Центрального Правительства и 255 муниципалитетов. Муниципалитеты в Эстонии имеют значительно более низкий средний размер населения, чем в Литве.

Латвия также на современном этапе находится в процессе преобразования вертикальной структуры правительства от трех к двум уровням, а также объединения местных органов власти от 150 до 200 муниципалитетов. Эти новые муниципалитеты в среднем будут также значительно меньше чем в Литве.

Региональный уровень (округ) находится между центральным правительством и муниципалитетами и рассматривается как территориальная административная единица. Данный уровень не имеет функции самоуправления и поэтому не является независимым. Промежуточный региональный уровень трактуется как часть Центрального Правительства. В целом в Литве 10 округов.

Единственный уровень местных органов власти в Литве – это 60 муниципалитетов. При этом они трактуются одинаково – не проводится различие между городскими и сельскими муниципалитетами; они все имеют одинаковое правовое регулирование обязательств. Каждый муниципалитет может быть разделен на меньшие объединения – варды (community-ward). Вард трактуется как структурная территориальная единица муниципальной администрации, функционирующей в некоторой части муниципальной территории. На данный момент варды есть не во всех муниципалитетах.

Национальный бюджет Литвы включает в себя государственный и муниципальные бюджеты. Сборы и обязательные платежи могут быть распределены только через национальный бюджет, государственный Фонд социального страхования, обязательный Фонд страхования здоровья, Фонд приватизации. Ассигнования через национальный бюджет Дорожного фонда начались как специальная программа с 1 января 2002 г.

Министерство финансов Литвы должно:

1) использовать распределенные ассигнования бюджета на одобренные программы, их реализацию;

2) составить и одобрить оценку расходов программ учреждения внутри пределов общих ассигнований, уполномоченных для этих программ, включая текущие расходы и капиталовложения;

3) организовать составление проекта и реализацию программ, финансируемых из государственного и муниципальных бюджетов;

4) осуществлять контроль за долгами, проводить анализ финансовых отчетов подчиненных учреждений;

5) гарантировать точность финансовых и статистических расчетов;

6) гарантировать эффективную реализацию программ и экономное использование распределенных ассигнований.

Классификация доходов и расходов государственного и муниципальных бюджетов должна быть однородна и установлена Министерством финансов Литвы.

Муниципалитеты могут внутри пределов заимствования, одобренных Правительством, и согласно процедуре, установленной Правительством, заключать:

1) долгосрочные внутренние или иностранные займы (со сроком платежа более одного года, подлежащие выплате в следующий бюджетный год) или предложить гарантии займов, используемых только для финансирования инвестиционных проектов;

2) краткосрочные внутренние или иностранные займы (с датой платежа в том же бюджетном годе) для покрытия временной нехватки дохода в течение бюджетного года, когда сумма оборотного капитала муниципального бюджета оказывается недостаточной.

Доход государственного бюджета должен включать в себя:

1) налоговые поступления;

2) доход, полученный от государственной собственности;

3) доходы от заемщиков, которым были предоставлены займы;

4) другой доход.

Правительственный запас предусматривается в государственном бюджете и не должен превышать 1% суммы государственного бюджета. В каждом году определенная сумма правительственного запаса должна быть установлена Сеймом (Seimas) в соответствии с законодательством Литвы. Ресурсы правительственного запаса должны быть распределены правительственными решениями.

Функции муниципалитетов в Литве могут быть разделены на четыре категории:[169]

1) автономные. При выполнении данного вида функций муниципалитеты свободны к принятию решений, при этом они полностью ответственны за их исполнение;

2) делегируемы или ограниченно автономные. Муниципалитеты исполняют эти функции, учитывая местные условия и обстоятельства;

3) государственные или переданные на уровень местного самоуправления. Это государственные функции, порученные муниципалитетам в соответствии с законодательством Литвы. Муниципалитеты осуществляют их, принимая во внимание интересы жителей. Муниципалитеты могут выполнять некоторые действия по своему усмотрению в пределах границ ответственности, определенных в соответствии с законодательством Литвы. Средства для исполнения этих функций выделяются из государственного бюджета или других государственных ресурсов и передаются муниципалитетам как специальные трансферты;

4) обычные. Исполнение этих функций основано на контрактах.

Функции муниципалитетов разделены на государственную службу и обеспечение коммунального обслуживания.

Округа представляют собой деконцентрированные офисы Центрального Правительства, исполняющие региональную политику правительства. К главным задачам правительства округа относятся функции государственной службы: выполнение государственной политики в сферах социального обслуживания, образования, культуры, здравоохранения, территориального планирования, защиты памятников, землепользования, а также сельского хозяйства, защиты окружающей среды и других связанных сфер, реализация государственных и межрегиональных программ; координация действий министерств и других структурных подразделений правительственных учреждений, находящихся внутри округа, и действий исполнительных учреждений местных властей в выполнении региональных программ.

Муниципалитеты ответственны за обеспечение коммунального обслуживания. Коммунальное обслуживание и работа предприятий коммунального хозяйства – это прежде всего ответственность муниципальных правительств, основной частью которой является социальная защита населения.

Организация коммунального хозяйства включает в себя:

1) обеспечение существующих поставщиков коммунальных услуг – бюджетных и общественных агентств, муниципальных предприятий, компаний и других объектов;

2) поиск новых поставщиков коммунальных услуг – привлечение общественности, других агентств и предприятий;

3) заключение контрактов на коммунальное обслуживание с физическими и юридическими лицами.

Бюджетная система Литвы состоит из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Каждый муниципалитет имеет независимый бюджет. Муниципальные бюджеты должны быть бездефицитными. Региональные административные единицы (округа) оперируют как отделения Центрального Правительства с целью предоставления центральных правительственных услуг на национальную территорию. Средства, которые требуются для управления округом и выполнения необходимых функций, предоставляются из государственного бюджета.

Муниципальные бюджеты составляют примерно 35% национального бюджета. Начиная с 1999 г., когда был принят Закон «О методологии определения муниципальных бюджетных доходов», бюджетная система основана на бюджетном сотрудничестве между Центральным Правительством и муниципалитетами в Литве. Главные финансовые индикаторы устанавливаются в результате переговоров между Центральным Правительством, представленным Министерством финансов Литвы, и муниципалитетами, представленными Муниципальной Ассоциацией. Этот закон также определяет отношение размера муниципальных бюджетов к размеру национального бюджета.

Муниципальные доходы бюджета состоят из налогов, неналоговых доходов, субсидий из государственного бюджета (трансфертов) и заимствований.

К источникам налоговых поступлений в муниципалитеты относятся:

1) подоходный налог (персональный подоходный налог разделен между центральным уровнем правительства, местными органами власти и экстрабюджетным фондом Фонда страхования здоровья;

2) налог на собственность (налог на землю; налог на арендный договор на принадлежащую государству землю и водохранилища для коммерческого или любительского лова рыбы; налоги на недвижимость, наложенные на обязанности и организации);

3) налог на наследование и дарение. Персональный подоходный налог составляет главную часть дохода бюджета местного органа власти. Подоходный налог, налог на прибыль и налог на капитал составляют около 90% всех налоговых поступлений.

Налоговая политика в Литве централизована. Местный орган власти может влиять на налоговую ставку налога, предписанного местному органу власти, только в пределах, установленных Центральным Цравительством в соответствии с законодательством Литвы. Центральное Правительство само собирает и устанавливает налоги, налоговые ставки, налоговый период. Местные органы власти имеют право определить ставки собственных сборов. Эти сборы являются неналоговыми доходами. В их число входят: доходы от собственности, находящейся в собственности муниципалитета; доходы от конфискации имущества в соответствии с процедурами, установленными в соответствии с действующим законодательством; муниципальные бюджетные доходы, полученные от услуг муниципальных предприятий.

Неналоговые доходы составляют около 10 % доходов местных органов власти.

Источником доходов местных органов власти также являются гранты, получаемые из центрального государственного бюджета. Гранты составляют приблизительно 50% дохода местных бюджетов (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Структура бюджета местных органов власти в Литве (1997—2003), %

В 2005 г. ситуация практически не изменилась. Основным источником финансирования локальных бюджетов остались гранты из Центрального Правительства. Муниципальные источники дохода бюджетов в 2005 г., %, имеют следующую структуру.[170]

Налоговые доходы......................................................45

Персональный подоходный налог....................................39

Перечисления с целью выравнивания структуры расходов......8

Перечисления с целью выравнивания структуры доходов.......5

Налог на землю..........................................................0,5

Налог на собственность компаний..............4

Лицензионные сборы.............................1

Налог за загрязнение окружающей среды...0,5

Гранты...............................................50

Другие доходы.....................................5

Самый большой блок муниципальных расходов составляет социальное обеспечение, которое включает в себя образование, здравоохранение, спортивные мероприятия и культуру. Расходы муниципалитетов сконцентрированы в трех основных секторах:

1) муниципальные расходы на дошкольное обучение, общее образование;

2) защита окружающей среды, уличное освещение;

3) предприятия коммунального хозяйства (табл. 8.11).

Таблица 8.11

Структура расходов на уровне Центрального Правительства и уровне муниципалитетов в Литве

Муниципальные расходы на социальное обеспечение составляют приблизительно 3/4 общих расходов, расходы на образование —приблизительно 50% общих расходов, социальное обеспечение – приблизительно 15% общих расходов. Кроме того, муниципальные бюджеты финансируют только основные услуги здравоохранения. Другая значительная часть муниципальных ассигнований (приблизительно 10%) используется для выполнения коммунальных и транспортных услуг. Расходы на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности составяют примерно 1% общих расходов муниципальных бюджетов.

На финансирование дошкольных учреждений и школ идет 80% общих государственных расходов в этом секторе, в то время как муниципальные расходы на уборку территорий, защиту окружающей среды, уличное освещение и другие услуги в сфере коммунального хозяйства составляют 100% общих государственных расходов в этом секторе.

Совет местного органа власти избирается народным голосованием на четыре года. Руководитель местного органа власти назначается местным советом, но может быть уволен в течение четырехлетнего периода.

Местный орган власти не может занимать на внутреннем и внешнем рынке долгосрочный ссудный капитал. Муниципальное заимствование управляется Центральным Правительством и Министерством финансов Литвы. Общий муниципальный долг не может превышать 35% (50% для двух городов) доходов, одобренных в течение бюджетного года (исключая специальные предоставления из государственного бюджета). Муниципалитеты могут использовать займы – беспроцентные кредиты из бюджета Центрального Правительства для финансирования:

проектов, предусмотренных в программе государственных инвестиций;

муниципальных инвестиционных проектов;

муниципального долга;

текущих расходов муниципального бюджета.

Бюджетные расходы муниципалитетов для социального обеспечения остаются устойчивыми в течение нескольких лет и даже увеличиваются. Повышение расходов на социальные нужды можно объяснить тем фактом, что на муниципалитеты возлагается все больше ответственности в сфере социального обеспечения. Это также связано с социальной политикой Правительства Литвы, поэтому в последние годы увеличиваются гранты, предоставляемые Центральным Правительством.[171]

Литва – это унитарное государство, имеющее три административных уровня:

1) центральное правительство;

2) области (округа);

3) местное самоуправление (муниципалитеты).

Административные уровни определены Конституцией Литвы (1992), Законом о Центральном Правительстве (1994), Законом об управлении округом (1994) и Законом о местном самоуправлении (2002).

Структура локальных правительств в Литве состояла из 11 городов с республиканским подчинением, 44 округов и деревень (поселений), подчиняющихся округам. Вертикальная структура правительства была слишком сложна. В июле был принят закон, который преобразовал децентрализованную структуру правительства, введя уровень, состоящий из 56 муниципалитетов.

Городские муниципалитеты представили 44% всех муниципальных расходов в 1996 г. Два самых больших муниципалитета – Вильнюс и Каунас, составляют приблизительно У4 всех муниципальных расходов, а шесть самых больших муниципалитетов расходуют примерно 40%.

Среди Балтийских стран подобно Литве только Эстония имеет два уровня правительства и состоит из Центрального Правительства и 255 муниципалитетов. Муниципалитеты в Эстонии имеют значительно более низкий средний размер населения, чем в Литве.

Латвия также на современном этапе находится в процессе преобразования вертикальной структуры правительства от трех к двум уровням, а также объединения местных органов власти от 150 до 200 муниципалитетов. Эти новые муниципалитеты в среднем будут также значительно меньше чем в Литве.

Региональный уровень (округ) находится между центральным правительством и муниципалитетами и рассматривается как территориальная административная единица. Данный уровень не имеет функции самоуправления и поэтому не является независимым. Промежуточный региональный уровень трактуется как часть Центрального Правительства. В целом в Литве 10 округов.

Единственный уровень местных органов власти в Литве – это 60 муниципалитетов. При этом они трактуются одинаково – не проводится различие между городскими и сельскими муниципалитетами; они все имеют одинаковое правовое регулирование обязательств. Каждый муниципалитет может быть разделен на меньшие объединения – варды (community-ward). Вард трактуется как структурная территориальная единица муниципальной администрации, функционирующей в некоторой части муниципальной территории. На данный момент варды есть не во всех муниципалитетах.

Национальный бюджет Литвы включает в себя государственный и муниципальные бюджеты. Сборы и обязательные платежи могут быть распределены только через национальный бюджет, государственный Фонд социального страхования, обязательный Фонд страхования здоровья, Фонд приватизации. Ассигнования через национальный бюджет Дорожного фонда начались как специальная программа с 1 января 2002 г.

Министерство финансов Литвы должно:

1) использовать распределенные ассигнования бюджета на одобренные программы, их реализацию;

2) составить и одобрить оценку расходов программ учреждения внутри пределов общих ассигнований, уполномоченных для этих программ, включая текущие расходы и капиталовложения;

3) организовать составление проекта и реализацию программ, финансируемых из государственного и муниципальных бюджетов;

4) осуществлять контроль за долгами, проводить анализ финансовых отчетов подчиненных учреждений;

5) гарантировать точность финансовых и статистических расчетов;

6) гарантировать эффективную реализацию программ и экономное использование распределенных ассигнований.

Классификация доходов и расходов государственного и муниципальных бюджетов должна быть однородна и установлена Министерством финансов Литвы.

Муниципалитеты могут внутри пределов заимствования, одобренных Правительством, и согласно процедуре, установленной Правительством, заключать:

1) долгосрочные внутренние или иностранные займы (со сроком платежа более одного года, подлежащие выплате в следующий бюджетный год) или предложить гарантии займов, используемых только для финансирования инвестиционных проектов;

2) краткосрочные внутренние или иностранные займы (с датой платежа в том же бюджетном годе) для покрытия временной нехватки дохода в течение бюджетного года, когда сумма оборотного капитала муниципального бюджета оказывается недостаточной.

Доход государственного бюджета должен включать в себя:

1) налоговые поступления;

2) доход, полученный от государственной собственности;

3) доходы от заемщиков, которым были предоставлены займы;

4) другой доход.

Правительственный запас предусматривается в государственном бюджете и не должен превышать 1% суммы государственного бюджета. В каждом году определенная сумма правительственного запаса должна быть установлена Сеймом (Seimas) в соответствии с законодательством Литвы. Ресурсы правительственного запаса должны быть распределены правительственными решениями.

Функции муниципалитетов в Литве могут быть разделены на четыре категории:[169]

1) автономные. При выполнении данного вида функций муниципалитеты свободны к принятию решений, при этом они полностью ответственны за их исполнение;

2) делегируемы или ограниченно автономные. Муниципалитеты исполняют эти функции, учитывая местные условия и обстоятельства;

3) государственные или переданные на уровень местного самоуправления. Это государственные функции, порученные муниципалитетам в соответствии с законодательством Литвы. Муниципалитеты осуществляют их, принимая во внимание интересы жителей. Муниципалитеты могут выполнять некоторые действия по своему усмотрению в пределах границ ответственности, определенных в соответствии с законодательством Литвы. Средства для исполнения этих функций выделяются из государственного бюджета или других государственных ресурсов и передаются муниципалитетам как специальные трансферты;

4) обычные. Исполнение этих функций основано на контрактах.

Функции муниципалитетов разделены на государственную службу и обеспечение коммунального обслуживания.

Округа представляют собой деконцентрированные офисы Центрального Правительства, исполняющие региональную политику правительства. К главным задачам правительства округа относятся функции государственной службы: выполнение государственной политики в сферах социального обслуживания, образования, культуры, здравоохранения, территориального планирования, защиты памятников, землепользования, а также сельского хозяйства, защиты окружающей среды и других связанных сфер, реализация государственных и межрегиональных программ; координация действий министерств и других структурных подразделений правительственных учреждений, находящихся внутри округа, и действий исполнительных учреждений местных властей в выполнении региональных программ.

Муниципалитеты ответственны за обеспечение коммунального обслуживания. Коммунальное обслуживание и работа предприятий коммунального хозяйства – это прежде всего ответственность муниципальных правительств, основной частью которой является социальная защита населения.

Организация коммунального хозяйства включает в себя:

1) обеспечение существующих поставщиков коммунальных услуг – бюджетных и общественных агентств, муниципальных предприятий, компаний и других объектов;

2) поиск новых поставщиков коммунальных услуг – привлечение общественности, других агентств и предприятий;

3) заключение контрактов на коммунальное обслуживание с физическими и юридическими лицами.

Бюджетная система Литвы состоит из государственного бюджета и бюджетов местных органов власти. Каждый муниципалитет имеет независимый бюджет. Муниципальные бюджеты должны быть бездефицитными. Региональные административные единицы (округа) оперируют как отделения Центрального Правительства с целью предоставления центральных правительственных услуг на национальную территорию. Средства, которые требуются для управления округом и выполнения необходимых функций, предоставляются из государственного бюджета.

Муниципальные бюджеты составляют примерно 35% национального бюджета. Начиная с 1999 г., когда был принят Закон «О методологии определения муниципальных бюджетных доходов», бюджетная система основана на бюджетном сотрудничестве между Центральным Правительством и муниципалитетами в Литве. Главные финансовые индикаторы устанавливаются в результате переговоров между Центральным Правительством, представленным Министерством финансов Литвы, и муниципалитетами, представленными Муниципальной Ассоциацией. Этот закон также определяет отношение размера муниципальных бюджетов к размеру национального бюджета.

Муниципальные доходы бюджета состоят из налогов, неналоговых доходов, субсидий из государственного бюджета (трансфертов) и заимствований.

К источникам налоговых поступлений в муниципалитеты относятся:

1) подоходный налог (персональный подоходный налог разделен между центральным уровнем правительства, местными органами власти и экстрабюджетным фондом Фонда страхования здоровья;

2) налог на собственность (налог на землю; налог на арендный договор на принадлежащую государству землю и водохранилища для коммерческого или любительского лова рыбы; налоги на недвижимость, наложенные на обязанности и организации);

3) налог на наследование и дарение. Персональный подоходный налог составляет главную часть дохода бюджета местного органа власти. Подоходный налог, налог на прибыль и налог на капитал составляют около 90% всех налоговых поступлений.

Налоговая политика в Литве централизована. Местный орган власти может влиять на налоговую ставку налога, предписанного местному органу власти, только в пределах, установленных Центральным Цравительством в соответствии с законодательством Литвы. Центральное Правительство само собирает и устанавливает налоги, налоговые ставки, налоговый период. Местные органы власти имеют право определить ставки собственных сборов. Эти сборы являются неналоговыми доходами. В их число входят: доходы от собственности, находящейся в собственности муниципалитета; доходы от конфискации имущества в соответствии с процедурами, установленными в соответствии с действующим законодательством; муниципальные бюджетные доходы, полученные от услуг муниципальных предприятий.

Неналоговые доходы составляют около 10 % доходов местных органов власти.

Источником доходов местных органов власти также являются гранты, получаемые из центрального государственного бюджета. Гранты составляют приблизительно 50% дохода местных бюджетов (табл. 8.10).

Таблица 8.10

Структура бюджета местных органов власти в Литве (1997—2003), %

В 2005 г. ситуация практически не изменилась. Основным источником финансирования локальных бюджетов остались гранты из Центрального Правительства. Муниципальные источники дохода бюджетов в 2005 г., %, имеют следующую структуру.[170]

Налоговые доходы......................................................45

Персональный подоходный налог....................................39

Перечисления с целью выравнивания структуры расходов......8

Перечисления с целью выравнивания структуры доходов.......5

Налог на землю..........................................................0,5

Налог на собственность компаний..............4

Лицензионные сборы.............................1

Налог за загрязнение окружающей среды...0,5

Гранты...............................................50

Другие доходы.....................................5

Самый большой блок муниципальных расходов составляет социальное обеспечение, которое включает в себя образование, здравоохранение, спортивные мероприятия и культуру. Расходы муниципалитетов сконцентрированы в трех основных секторах:

1) муниципальные расходы на дошкольное обучение, общее образование;

2) защита окружающей среды, уличное освещение;

3) предприятия коммунального хозяйства (табл. 8.11).

Таблица 8.11

Структура расходов на уровне Центрального Правительства и уровне муниципалитетов в Литве

Муниципальные расходы на социальное обеспечение составляют приблизительно 3/4 общих расходов, расходы на образование —приблизительно 50% общих расходов, социальное обеспечение – приблизительно 15% общих расходов. Кроме того, муниципальные бюджеты финансируют только основные услуги здравоохранения. Другая значительная часть муниципальных ассигнований (приблизительно 10%) используется для выполнения коммунальных и транспортных услуг. Расходы на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности составяют примерно 1% общих расходов муниципальных бюджетов.

На финансирование дошкольных учреждений и школ идет 80% общих государственных расходов в этом секторе, в то время как муниципальные расходы на уборку территорий, защиту окружающей среды, уличное освещение и другие услуги в сфере коммунального хозяйства составляют 100% общих государственных расходов в этом секторе.

Совет местного органа власти избирается народным голосованием на четыре года. Руководитель местного органа власти назначается местным советом, но может быть уволен в течение четырехлетнего периода.

Местный орган власти не может занимать на внутреннем и внешнем рынке долгосрочный ссудный капитал. Муниципальное заимствование управляется Центральным Правительством и Министерством финансов Литвы. Общий муниципальный долг не может превышать 35% (50% для двух городов) доходов, одобренных в течение бюджетного года (исключая специальные предоставления из государственного бюджета). Муниципалитеты могут использовать займы – беспроцентные кредиты из бюджета Центрального Правительства для финансирования:

проектов, предусмотренных в программе государственных инвестиций;

муниципальных инвестиционных проектов;

муниципального долга;

текущих расходов муниципального бюджета.

Бюджетные расходы муниципалитетов для социального обеспечения остаются устойчивыми в течение нескольких лет и даже увеличиваются. Повышение расходов на социальные нужды можно объяснить тем фактом, что на муниципалитеты возлагается все больше ответственности в сфере социального обеспечения. Это также связано с социальной политикой Правительства Литвы, поэтому в последние годы увеличиваются гранты, предоставляемые Центральным Правительством.[171]