8.3. Киргизия
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Принцип разграничения функций государственной власти и местного самоуправления установлен в Конституции Республики Киргизия в качестве одного из основополагающих принципов устройства государственной власти.
Основными законодательно-нормативными актами по бюджету Киргизской Республики являются: Закон «Об основных принципах бюджетного права в Киргизской Республике»; Закон «О республиканском бюджете Киргизской Республики» на текущий год; Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления»; Закон «Об основных положениях Казначейства в Киргизской Республике».
На современном этапе разработана и осуществляется общенациональная стратегия «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 г.». Данная стратегия определяет долгосрочные цели, стоящие перед реформированием системы управления.
Во-первых, проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере местного самоуправления. Приняты следующие законы:
1) «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в новой редакции;
2) «О муниципальной собственности на имущество»;
3) «О финансово-экономических основах местного самоуправления»;
4) «О муниципальной службе»;
5) «О судах аксакалов»;
6) «О статусе депутатов местных кенешей»;
7) «О жамаатах и их объединениях».
На стадии утверждения находятся:
1) Реестр политических и административных муниципальных должностей Киргизской Республики;
2) Положения:
«О порядке проведения аттестации муниципальных служащих Киргизской Республики»;
– «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной административной должности муниципальной службы Киргизской Республики»;
– «О порядке присвоения классных чинов муниципальным служащим Киргизской Республики, занимающим административную должность».
Во-вторых, в Киргизии создана административная система местного самоуправления.
В целом на территории республики функционируют:
– 472 айыл окмоту (органы местного самоуправления);
– 12 городских управ в городах районного значения;
– 13 мэрий в городах республиканского и областного значения.
Общее число муниципальных служащих достигло в 2006 г. более 8,5 тыс. служащих.
Субъекты межбюджетного регулирования представлены в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Субъекты межбюджетного регулирования
Впервые среди стран СНГ и Центральной Азии в декабре 2001 г. в системе местного самоуправления Киргизской Республики была введена прямая выборность глав муниципалитетов и состоялись первые выборы глав местного самоуправления.
Пилотные выборы были проведены в мае 2001 г. в 11 айыл окмоту и одном городе районного значения – Исфане.
На уровне района созданы новые структуры районных кенешей (районных органов местного самоуправления). Депутаты кенешей, аилов, поселков и городов районного значения образуют районные кенеши и обладают статусом депутата районного кенеша.
По всей республике завершен процесс утверждения глав районных государственных администраций – акимов, что также входит в полномочия депутатов местных кенешей.
К целям реформы государственных финансов в Киргизии относятся:
– бюджетная децентрализация – передача полномочий по управлению бюджетом органам M СУ;
– передача функций и полномочий по расходам и доходам;
– самостоятельность бюджетов;
– усиление управления муниципальной собственностью и т. д.
Динамика доходов республиканского и местного бюджетов приведена в табл. 8.4.
Таблица 8.4
Динамика местного бюджета, тыс. сом
Основными доходами местных бюджетов за 2005 г. были налоговые доходы – 35%; затем идут неналоговые – 13%. Однако гранты из республиканского бюджета превышают налоговые сборы и составляют 40%. Налоговые доходы состоят из следующих видов налогов: налог на прибыль и подоходный налог – 45% (регулирующий налог); акцизы – 10% (регулирующий налог); земельный налог – 19% (местный налог); другие местные налоги – 26%. Динамика сборов и отчислений в местный бюджет в период с 2003 по 2005 г. приведена в табл. 8.5.
Таблица 8.5
Сборы и отчисления в местный бюджет, млн сом
В связи с тем что собственные налоги местных бюджетов составляют всего 48%, им оказывается государственная поддержка органов МСУ. Во всех селах республики введены должности председатель органа сельского местного самоуправления (айыл башчысы) за счет бюджета, для чего с 2006 г. уже предусмотрено 39 млн сом, приняты меры по улучшению материально-технического оснащения органов местного самоуправления:
– 37 млн сом от предприятий, организаций, местных государственных администраций и частных спонсоров для покупки служебных автомашин;
– 14 млн сом от Правительства Киргизской Республики с целью закупки компьютерной техники для всех сельских и городских управ.
Основными проблемами Республики Киргизия являются:
– административно-территориальное деление Республики Киргизия;
– отсутствие социально-экономического прогнозирования и прогноза по доходам на уровне МСУ;
– отсутствие нормативной базы по разграничению полномочий по расходам;
– незавершенное разделение собственности между государственной властью и органами МСУ;
– низкий уровень профессиональной подготовленности кадров и слабая материально-техническая база органов МСУ;
– управление муниципальной собственностью;
– долги органов МСУ (ссуды, кредиты, кредиторские задолженности).
К главным недостаткам бюджетной системы относятся:[166]
– сохранение модели бюджетной системы с советского времени;
– сохранение механизма закрепления собственных налогов и долевых отчислений (регулирующие доходы) с советского времени;
– нечеткое законодательное разграничение расходов и доходов между разными уровнями бюджетной системы;
– незначительный удельный вес местных налогов;
– отсутствие налоговой самостоятельности на местах;
– отсутствие единого механизма долевого расщепления налогов между нижестоящими уровнями бюджетной;
– ежегодно устанавливаемые ограничения по доходам и расходам местным бюджетам;
– большой объем нефинансируемых расходных обязательств (заработная плата, социальный фонд, плата за тепло/электроэнергию);
– отсутствие базы данных и необходимой информации для выравнивания бюджетов между уровнями бюджетной системы.
Из бюджета айыл окмоту основные расходы идут на содержание коммунального хозяйства, на образование и государственные услуги (табл. 8.6).
Таблица 8.6
Динамика государственных расходов в Киргизии, %
Если оценивать расходные полномочия различных уровней бюджета, то можно видеть, что здравоохранение в основном финансируется из федерального бюджета и частично из бюджета городов республиканского значения, социальное обеспечение главным образом идет из федерального бюджета, так же как и расходы на оборону и правопорядок. В связи с проблемами дисбаланса доходов и расходов различных уровней бюджета на международном форуме в 2006 г. были даны следующие рекомендации по разграничению расходных обязательств (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Рекомендации по разграничению расходных обязательств
На современном этапе из республиканского бюджета выделяются следующие виды межбюджетных трансфертов:
– выравнивающие гранты;
– стимулирующие гранты;
– категориальные гранты;
– бюджетные ссуды;
– средства, передаваемые по взаимным расчетам из республиканского бюджета в местные бюджеты;
– трансферты на повышение заработной платы.
Выравнивающие гранты предоставляются на основе расчетов объема регионального валового продукта на душу населения, но зачастую размер гранта зависит от степени лоббирования данной территории и ее политического влияния. Межбюджетные трансферты в три области приведены в табл. 8.8.
Таблица 8.8
Межбюджетные трансферты, млн сом
Специалистом из Центра фискальной политики А. Н. Дерюгиным для совершенствования финансовой ситуации предложены следующие критерии установления нормативов отчислений от налогов: связь объема поступлений с уровнем благосостояния населения; возможность органов МСУ реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов; равномерность размещения налоговой базы по территории; немобильность налоговой базы (уплата налога по месту фактической деятельности, а не месту юридической регистрации). Рекомендуемый норматив распределения налоговых доходов приведен в табл. 8.9.
Таблица 8.9
Рекомендуемый норматив распределения налоговых доходов, %
Кроме оптимального распределения налоговых доходов, А. Н. Дерюгин предложил оценивать расходные обязательства с помощью следующих корректировочных коэффициентов:[167]
1) коэффициент высокогорности и отдаленности – учитывает население, проживающее на высокогорных и отдаленных территориях);
2) коэффициент структуры населения – численность детей от 0 до 17 лет для учета расходных обязательств по образованию;
3) коэффициент масштаба – экономия от масштаба в расходах на управление;
4) коэффициент урбанизации – повышенные расходные обязательства по жлищно-коммцнальному хозяйству в населенных пунктах городского типа.
В рамках казначейского исполнения бюджета органы казначейства выполняют следующие основные функции:
– регистрация бюджета;
– финансовое планирование;
– открытие финансирования и управление платежами;
– обработка банковской выписки;
– обработка и учет поступлений;
– учет операций в Главной книге;
– формирование бюджетной отчетности;
– ведение нормативно-справочной информации.
Однако возникают определенные проблемы, так как для ведения бухгалтерского учета в айыл окмоту не предусмотрена соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность названных ранее учреждений, а также механизм взаимодействия с органами казначейства.
Очень часто из-за отдаленного расположения айыл окмоту от районных отделений казначейства выявляются частые случаи использования управлениями айыл окмоту, денежных средств минуя систему казначейства. Отсутствие соответствующих банков-агентов не позволяет своевременно зачислять средства в доходную часть бюджета, а также вовремя производить расходные операции через систему казначейства. Кроме того, проведение расчетов с хозяйствующими субъектами в виде товарно-материальных ценностей на бартерной основе региональными отделениями казначейства не учитывается.
В связи с этим для совершенствования казначейской системы необходим ряд мероприятий:
разработка механизма взаимодействия айыл окмоту с органами казначейства в части исполнения бюджета;
отслеживание процедуры ведения учета и отчетности внебюджетных средств в части формирования и использования данных поступлений;
– реформирование банковского сектора для проведения розничных и регулярных платежей через банковские счета. Возможно, также необходимо законодательно предусмотреть выездные кассы;
– централизация управления банковскими счетами Казначейства Республики Киргизия;
– централизация функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов;
– расширение функциональных задач, решаемых Казначейством Республики Киргизия;
– унификация бюджетной классификации, используемой при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Республики Киргизия в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов МВФ;
– переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат.
В целях развития децентрализации было принято постановление от 19.05.2006 № 365 «О Плане мероприятий на 2006—2007 годы в рамках реализации Национальной стратегии „Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 года“.
В процессе второго этапа Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 года», утвержденной Указом Президента Киргизской Республики от 17.12.2002 № 381, проводятся работы по дальнейшей децентрализации государственного управления и совершенствования деятельности органов местного самоуправления.[168]
Принцип разграничения функций государственной власти и местного самоуправления установлен в Конституции Республики Киргизия в качестве одного из основополагающих принципов устройства государственной власти.
Основными законодательно-нормативными актами по бюджету Киргизской Республики являются: Закон «Об основных принципах бюджетного права в Киргизской Республике»; Закон «О республиканском бюджете Киргизской Республики» на текущий год; Закон «О финансово-экономических основах местного самоуправления»; Закон «Об основных положениях Казначейства в Киргизской Республике».
На современном этапе разработана и осуществляется общенациональная стратегия «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 г.». Данная стратегия определяет долгосрочные цели, стоящие перед реформированием системы управления.
Во-первых, проводится работа по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере местного самоуправления. Приняты следующие законы:
1) «О местном самоуправлении и местной государственной администрации» в новой редакции;
2) «О муниципальной собственности на имущество»;
3) «О финансово-экономических основах местного самоуправления»;
4) «О муниципальной службе»;
5) «О судах аксакалов»;
6) «О статусе депутатов местных кенешей»;
7) «О жамаатах и их объединениях».
На стадии утверждения находятся:
1) Реестр политических и административных муниципальных должностей Киргизской Республики;
2) Положения:
«О порядке проведения аттестации муниципальных служащих Киргизской Республики»;
– «О порядке проведения конкурса на замещение вакантной административной должности муниципальной службы Киргизской Республики»;
– «О порядке присвоения классных чинов муниципальным служащим Киргизской Республики, занимающим административную должность».
Во-вторых, в Киргизии создана административная система местного самоуправления.
В целом на территории республики функционируют:
– 472 айыл окмоту (органы местного самоуправления);
– 12 городских управ в городах районного значения;
– 13 мэрий в городах республиканского и областного значения.
Общее число муниципальных служащих достигло в 2006 г. более 8,5 тыс. служащих.
Субъекты межбюджетного регулирования представлены в табл. 8.3.
Таблица 8.3
Субъекты межбюджетного регулирования
Впервые среди стран СНГ и Центральной Азии в декабре 2001 г. в системе местного самоуправления Киргизской Республики была введена прямая выборность глав муниципалитетов и состоялись первые выборы глав местного самоуправления.
Пилотные выборы были проведены в мае 2001 г. в 11 айыл окмоту и одном городе районного значения – Исфане.
На уровне района созданы новые структуры районных кенешей (районных органов местного самоуправления). Депутаты кенешей, аилов, поселков и городов районного значения образуют районные кенеши и обладают статусом депутата районного кенеша.
По всей республике завершен процесс утверждения глав районных государственных администраций – акимов, что также входит в полномочия депутатов местных кенешей.
К целям реформы государственных финансов в Киргизии относятся:
– бюджетная децентрализация – передача полномочий по управлению бюджетом органам M СУ;
– передача функций и полномочий по расходам и доходам;
– самостоятельность бюджетов;
– усиление управления муниципальной собственностью и т. д.
Динамика доходов республиканского и местного бюджетов приведена в табл. 8.4.
Таблица 8.4
Динамика местного бюджета, тыс. сом
Основными доходами местных бюджетов за 2005 г. были налоговые доходы – 35%; затем идут неналоговые – 13%. Однако гранты из республиканского бюджета превышают налоговые сборы и составляют 40%. Налоговые доходы состоят из следующих видов налогов: налог на прибыль и подоходный налог – 45% (регулирующий налог); акцизы – 10% (регулирующий налог); земельный налог – 19% (местный налог); другие местные налоги – 26%. Динамика сборов и отчислений в местный бюджет в период с 2003 по 2005 г. приведена в табл. 8.5.
Таблица 8.5
Сборы и отчисления в местный бюджет, млн сом
В связи с тем что собственные налоги местных бюджетов составляют всего 48%, им оказывается государственная поддержка органов МСУ. Во всех селах республики введены должности председатель органа сельского местного самоуправления (айыл башчысы) за счет бюджета, для чего с 2006 г. уже предусмотрено 39 млн сом, приняты меры по улучшению материально-технического оснащения органов местного самоуправления:
– 37 млн сом от предприятий, организаций, местных государственных администраций и частных спонсоров для покупки служебных автомашин;
– 14 млн сом от Правительства Киргизской Республики с целью закупки компьютерной техники для всех сельских и городских управ.
Основными проблемами Республики Киргизия являются:
– административно-территориальное деление Республики Киргизия;
– отсутствие социально-экономического прогнозирования и прогноза по доходам на уровне МСУ;
– отсутствие нормативной базы по разграничению полномочий по расходам;
– незавершенное разделение собственности между государственной властью и органами МСУ;
– низкий уровень профессиональной подготовленности кадров и слабая материально-техническая база органов МСУ;
– управление муниципальной собственностью;
– долги органов МСУ (ссуды, кредиты, кредиторские задолженности).
К главным недостаткам бюджетной системы относятся:[166]
– сохранение модели бюджетной системы с советского времени;
– сохранение механизма закрепления собственных налогов и долевых отчислений (регулирующие доходы) с советского времени;
– нечеткое законодательное разграничение расходов и доходов между разными уровнями бюджетной системы;
– незначительный удельный вес местных налогов;
– отсутствие налоговой самостоятельности на местах;
– отсутствие единого механизма долевого расщепления налогов между нижестоящими уровнями бюджетной;
– ежегодно устанавливаемые ограничения по доходам и расходам местным бюджетам;
– большой объем нефинансируемых расходных обязательств (заработная плата, социальный фонд, плата за тепло/электроэнергию);
– отсутствие базы данных и необходимой информации для выравнивания бюджетов между уровнями бюджетной системы.
Из бюджета айыл окмоту основные расходы идут на содержание коммунального хозяйства, на образование и государственные услуги (табл. 8.6).
Таблица 8.6
Динамика государственных расходов в Киргизии, %
Если оценивать расходные полномочия различных уровней бюджета, то можно видеть, что здравоохранение в основном финансируется из федерального бюджета и частично из бюджета городов республиканского значения, социальное обеспечение главным образом идет из федерального бюджета, так же как и расходы на оборону и правопорядок. В связи с проблемами дисбаланса доходов и расходов различных уровней бюджета на международном форуме в 2006 г. были даны следующие рекомендации по разграничению расходных обязательств (табл. 8.7).
Таблица 8.7
Рекомендации по разграничению расходных обязательств
На современном этапе из республиканского бюджета выделяются следующие виды межбюджетных трансфертов:
– выравнивающие гранты;
– стимулирующие гранты;
– категориальные гранты;
– бюджетные ссуды;
– средства, передаваемые по взаимным расчетам из республиканского бюджета в местные бюджеты;
– трансферты на повышение заработной платы.
Выравнивающие гранты предоставляются на основе расчетов объема регионального валового продукта на душу населения, но зачастую размер гранта зависит от степени лоббирования данной территории и ее политического влияния. Межбюджетные трансферты в три области приведены в табл. 8.8.
Таблица 8.8
Межбюджетные трансферты, млн сом
Специалистом из Центра фискальной политики А. Н. Дерюгиным для совершенствования финансовой ситуации предложены следующие критерии установления нормативов отчислений от налогов: связь объема поступлений с уровнем благосостояния населения; возможность органов МСУ реально влиять на базу налогообложения и собираемость налогов; равномерность размещения налоговой базы по территории; немобильность налоговой базы (уплата налога по месту фактической деятельности, а не месту юридической регистрации). Рекомендуемый норматив распределения налоговых доходов приведен в табл. 8.9.
Таблица 8.9
Рекомендуемый норматив распределения налоговых доходов, %
Кроме оптимального распределения налоговых доходов, А. Н. Дерюгин предложил оценивать расходные обязательства с помощью следующих корректировочных коэффициентов:[167]
1) коэффициент высокогорности и отдаленности – учитывает население, проживающее на высокогорных и отдаленных территориях);
2) коэффициент структуры населения – численность детей от 0 до 17 лет для учета расходных обязательств по образованию;
3) коэффициент масштаба – экономия от масштаба в расходах на управление;
4) коэффициент урбанизации – повышенные расходные обязательства по жлищно-коммцнальному хозяйству в населенных пунктах городского типа.
В рамках казначейского исполнения бюджета органы казначейства выполняют следующие основные функции:
– регистрация бюджета;
– финансовое планирование;
– открытие финансирования и управление платежами;
– обработка банковской выписки;
– обработка и учет поступлений;
– учет операций в Главной книге;
– формирование бюджетной отчетности;
– ведение нормативно-справочной информации.
Однако возникают определенные проблемы, так как для ведения бухгалтерского учета в айыл окмоту не предусмотрена соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая деятельность названных ранее учреждений, а также механизм взаимодействия с органами казначейства.
Очень часто из-за отдаленного расположения айыл окмоту от районных отделений казначейства выявляются частые случаи использования управлениями айыл окмоту, денежных средств минуя систему казначейства. Отсутствие соответствующих банков-агентов не позволяет своевременно зачислять средства в доходную часть бюджета, а также вовремя производить расходные операции через систему казначейства. Кроме того, проведение расчетов с хозяйствующими субъектами в виде товарно-материальных ценностей на бартерной основе региональными отделениями казначейства не учитывается.
В связи с этим для совершенствования казначейской системы необходим ряд мероприятий:
разработка механизма взаимодействия айыл окмоту с органами казначейства в части исполнения бюджета;
отслеживание процедуры ведения учета и отчетности внебюджетных средств в части формирования и использования данных поступлений;
– реформирование банковского сектора для проведения розничных и регулярных платежей через банковские счета. Возможно, также необходимо законодательно предусмотреть выездные кассы;
– централизация управления банковскими счетами Казначейства Республики Киргизия;
– централизация функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов;
– расширение функциональных задач, решаемых Казначейством Республики Киргизия;
– унификация бюджетной классификации, используемой при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Республики Киргизия в соответствии с Руководством по статистике государственных финансов МВФ;
– переход к среднесрочному бюджетированию, ориентированному на результат.
В целях развития децентрализации было принято постановление от 19.05.2006 № 365 «О Плане мероприятий на 2006—2007 годы в рамках реализации Национальной стратегии „Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 года“.
В процессе второго этапа Национальной стратегии «Децентрализация государственного управления и развитие местного самоуправления в Киргизской Республике до 2010 года», утвержденной Указом Президента Киргизской Республики от 17.12.2002 № 381, проводятся работы по дальнейшей децентрализации государственного управления и совершенствования деятельности органов местного самоуправления.[168]