8.7. Чехия

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

По политическому устройству Чехия – парламентская республика. Парламент состоит из Палаты депутатов (200 мест) и Сената (81 место). Депутаты избираются на четыре года, а сенаторы – на шесть лет. При этом каждые два года У3 из них переизбирается. Право избирать имеют граждане Чешской Республики старше 18 лет, а право быть избранными – граждане Чехии от 21 года (в парламент) и от 40 лет (в Сенат). В населенных пунктах также каждые четыре года проходят выборы местных рад (представительных органов) и старост (в крупных населенных пунктах они называются «приматорами»).

Высшим должностным лицом в Чехии является Президент Республики. Президент избирается парламентом сроком на пять лет. Президент утверждает состав Правительства Чехии, предложенный Палатой депутатов. В 1993 г. В. Гавел был избран первым президентом Чешской Республики, а с марта 2003 г. этот пост занимает В. Клаус.

В Чехии в настоящее время две правящие партии: социал-демократическая и гражданско-демократическая. На выборах 2000 г. социал-демократическая партия обошла по популярности Гражданскую демократическую партию.

По Конституции Сенат, верхняя палата Парламента Чехии, не контролирует деятельность Правительства.

Численность населения составляет 10 290 тыс. человек. Основная масса жителей страны (90,1%) – чехи по национальности, также в стране проживают словаки (1,8%), немцы (0,4%) и цыгане (0,1%).

При проведении последней переписи населения в общий реестр жителей Чехии впервые попали иностранные граждане с долгосрочными визами. Их число составляет 200 тыс. человек (это почти 2% всего населения страны).

После «бархатной революции» 1989 г. в стране проведены широкомасштабные экономические реформы, в основе которых были ваучерная приватизация предприятий, привлечение иностранных инвесторов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация чешской кроны. В результате реформ наметился рост промышленного производства, увеличились темпы инвестиций. Однако ошибки, допущенные в процессе реформ, привели к значительному спаду в развитии экономики и снижению ВВП. В 1997 г. рост экономики Чехии затормозился, страна вошла в период стагнации, в котором находится и в настоящее время.

За время реформ показатель валового финансового накопления к ВВП в Чехии достиг 24%, в то время как в странах ЕС эта величина составляет 20%.

Машиностроение, металлообработка, электротехническая, химическая промышленность, а также текстильная и швейная промышленность являются наиболее развитыми отраслями промышленности Чехии. Чехия считается самой богатой страной в Центральной Европе, наиболее промышленно развитой и с наименьшей долей сельского хозяйства в своем ВВП. По данным 1997 г., ВВП на душу населения в Чехии составлял 5050 долл. (для сравнения: в Венгрии – 4415, в Польше – 3512). Среди посткоммунистических государств Чехия в настоящее время занимает второе место по уровню жизни после Словении.

Чехия является ассоциированным членом Европейского экономического союза (ЕЭС). Планируется скорое вступление страны в ЕЭС в качестве полноправного члена. Это обязывает чехов к приведению своего законодательства с соответствие с общеевропейскими правилами. Уже сегодня условия для работы бизнесменов в Чехии близки к западноевропейским.

Чехия сегодня – развитое государство, экономика которого построена на принципах открытого свободного рынка. Специалисты предсказывают экономике Чехии блестящее будущее. Их прогнозы базируются на государственной легальной системе, привлекающей иностранных инвесторов твердыми гарантиями сохранности их вложений, развитой в стране инфраструктуре, имеющейся квалифицированной рабочей силе и ее низкой (по сравнению с европейскими мерками) стоимостью.

По бюджетному устройству Чехия является унитарной страной: Центральное Цравительство и два уровня местного самоуправления. В целом в Чехии более 6000 муниципалитетов в 14 регионах. Центральное Правительство включает в себя: Фонд национальной собственности, Земельный Фонд, Фонд транспортной инфраструктуры, Жилищный фонд. Распределение функций между Центральным Правительством и местным самоуправлением основано на принципе вторичности (субсидиарности).

Центральный уровень определяет стратегические, методологические и контрольные функции финансового, экономического, политического и социального развития. В функции центрального уровня входят: оборона, общественный порядок и безопасность, образование (высшее), здравоохранение (больницы), социальная защита и социальное обеспечение, законодательная среда, экономическая, фискальная и внешняя политика (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Структура расходов в Чехии в 2002—2005 гг., %

Функции органов местного самоуправления подразделяются на собственные и делегированные (полномочия государственной администрации).

Собственные функции включают в себя:

– образование – начальные школы и дошкольные учреждения;

– социальные услуги – социальная помощь, дома для престарелых и инвалидов, детские дома;

– жилищное управление;

– здравоохранение – доступ к основным услугам;

– культурные и развлекательные мероприятия;

– общественную безопасность, уборку улиц, парков, городское планирование;

– обеспечение водой, электричеством и газом, канализационную систему;

– дороги (за исключением шоссейных);

– доступность местного и регионального транспорта;

– управление недвижимым имуществом;

– региональное развитие.

К делегированным функциям относятся:

– запись (реестр) актов гражданского состояния;

– разрешительные документы на строительство;

– защита окружающей среды;

– статистический учет;

– санитарный контроль;

– разрешительные документы на торговлю.

Налоги в Чехии определяются Центральным Правительством. Одной из особенностей бюджетного устройства Чехии является то, что нет местных налогов, только сборы. Все налоги взимаются центральными властями (за исключением местных сборов).

Местные сборы взимаются на содержание домашних животных, проведение отдыха, на покупку билетов на культурные мероприятия, за использование общественных территорий и вход в исторические места.

Необходимо учитывать также следующие неналоговые доходы местного самоуправления: арендная плата за муниципальное жилье, школьные обеды и другие оплачиваемые услуги (сбор мусора), а также доходы с капитала, например от продажи местной собственности.

В Чехии предоставляются только специальные гранты, капитальные гранты управляются программами.

Три наиболее важных налога распределяются совместно: подоходный налог, корпоративный налог и НДС.

Государственный налоговый доход делится совместно, причем доли каждого уровня определены законодательно. Доля муниципалитетов распределяется между муниципалитетами в соответствии с количеством проживающего в них населения и набором коэффициентов.

Доля регионов распределяется частично с учетом количества проживающего в них населения и в соответствии со стоимостью затрат на перенесенные полномочия.

Центральный уровень получает на выполнение своих функций остальной налоговый доход. При этом доли переводятся органам M СУ на ежемесячной основе.

С 1996 г. Правительство и местные органы власти делят между собой поступления от подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Распределение налоговых поступлений между муниципальными предприятиями осуществляется в настоящее время в соответствии со следующими критериями:

1) подоходный налог:

– 30% от всего налогового дохода округа передаются муниципальным образованиям; из них 20 % выделяются муниципальным образованиям округа и распределяются в зависимости от численности населения, а 10% перечисляются в то муниципальное образование, где живет налогоплательщик;

– 30% всей суммы поступлений округа распределяются между административными службами округа;

– 40% поступают в государственный бюджет.

Столица государства Прага, а также города Брно, Острава и Пльзень имеют право на 70% налоговых средств, собранных на их территории.

2) налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого муниципальными образованиями):

– 20% от всех доходов по налогу на прибыль, собранных в Чешской Республике, распределяются между всеми муниципальными образованиями в зависимости от их населения;

– 80% перечисляются в государственный бюджет.

Данная система имеет следующие преимущества:

1) определение общего бремени налогов на одном уровне;

2) равные условия оплаты налогов и одинаковый размер налогов для всех налогоплательщиков;

3) стабильность для местных бюджетов;

4) предсказуемость на местном уровне;

5) отсутствие расходов по сбору налогов у местных властей;

6) отсутствие необходимости в уравнивающих схемах. Данная система имеет следующие недостатки:

1) снижение ответственности органов M СУ;

2) уменьшение свободы в управлении доходами;

3) понижение эффективности, так как местные власти тратят не «свои» финансовые средства;

4) неудобный для местных жителей контроль;

5) использование самого простого метода распределения налогового дохода, который не всегда является самым справедливым.

Доля безвозмездных перечислений государства в общей сумме доходов муниципальных образований снизилась после введения новой системы финансового обеспечения местных органов власти в 1993 г. В первые три года после 1993 г. отмечалась тенденция к снижению сумм безвозмездных перечислений, поскольку доля средств местных органов власти от всех собираемых налогов росла быстрее, чем доля перечислений из государственного бюджета.

Безвозмездные перечисления правительства и округов составляют 17—18% общей суммы доходов местных бюджетов. Около половину из них составляют выделяемые на регулярной основе дотации или субвенции, предусмотренные в бюджете, а остальную часть – специальные субвенции из резервных фондов центрального бюджета, преимущественно на капитальные затраты.

Система государственных безвозмездных перечислений относительно проста. Она не опирается на критерии, отражающие такие различия между муниципальными образованиями, как площадь их территории, численность населения и его возрастная структура, протяженность дорожной сети и т. д. В связи с большим числом муниципальных образований и отсутствием отчетных данных за предыдущие годы было невозможно установить какую-либо сложную систему. Пришлось воспользоваться очень простыми показателями, такими как численность детей в школьных учреждениях и число коек в учреждениях социальной сферы. Эта система направлена на оказание помощи муниципальному образованию в выполнении его специальных функций.

В 1995 г. бюджетные дотации и субвенции, выделенные муниципальным образованиям, были направлены на следующие цели:

– деятельность государственных учреждений;

– образование;

– приюты;

– дома престарелых;

– оказание медицинской помощи (в центрах, не финансируемых за счет медицинского страхования);

– муниципальные образования, расположенные в районах, экологии которых был нанесен ущерб (Прага, север и запад Богемии, Северная Моравия);

– противопожарная безопасность;

– жилищный сектор;

– территориальное выравнивание.

Бюджетные дотации и субвенции, установленные Законом о государственном бюджете, должны быть одобрены парламентом. Министерство финансов Чешской Республики совместно с другими уполномоченными министерствами представляет правительству Чешской Республики предложения по размерам финансовой помощи. В большинстве случаев участие государства в финансировании расходов органов местного самоуправления касается местных общественных служб. Дотация на территориальное выравнивание является единственной, направленной на стабилизацию уровня налоговых доходов территориальных образований со слабым налоговым потенциалом. Кроме того, государство оказывает компенсационную финансовую помощь, чтобы обеспечить некоторые социальные пособия, выплачиваемые местными властями, причем около половины этой помощи составляют пособия на детей.

Помимо бюджетных дотаций, субвенций и компенсационной помощи, на социальные пособия выплачиваются также специальные субвенции (в том числе на капитальные расходы) на охрану окружающей среды, содержание жилья, очистку сточных вод, местную дорожную сеть и местный общественный транспорт, школьные учреждения, объекты социально-культурной сферы.

В отличие от некоторых бюджетных субвенций, направляемых на вполне определенные цели, в частности на содержание домов престарелых, используемых также на строительство жилья для пожилых людей, приведенные ниже дотации носят более общий характер.

Дотация на государственные учреждения выплачивается муниципальным образованиям, выполняющим делегированные им государством административные функции. Кроме того, эта деятельность частично финансируется за счет платежей населения. Государственная дотация выделяется в зависимости от административных нужд местных органов власти, т. е. пропорционально административным функциям, исполняемым органами местного самоуправления.

Дотация на образование определяется в зависимости от ежегодно устанавливаемой суммы на одного ребенка, посещающего начальную школу или дошкольные учреждения. Если речь идет о специализированных учреждениях социальной защиты, дотация определяется исходя из суммы на одну койку (также устанавливаемой каждый год). Каждое муниципальное образование может распоряжаться этими средствами по своему выбору, даже если их сумма устанавливается в зависимости от специальных потребностей.

Дотация на территориальное выравнивание направлена на сокращение неравенства налоговых доходов и предоставляется в зависимости от размера несоответствия между реальными налоговыми доходами местного бюджета и их средненациональной величиной.

Субвенции выделяются только тем муниципальным образованиям, которые отвечают определенным критериям. Число муниципальных образований-получателей может меняться. Так, например, в 1995 г. все муниципальные образования (в общей сложности их 6233) получили субвенцию на деятельность государственных учреждений; 2729 муниципальных образований получили субвенции в соответствии с численностью детей, посещающих начальную школу и дошкольные учреждения; 64 муниципальных образования, где были созданы дома престарелых, получили субвенции соответствующего размера; только 41 муниципальное образование получило субвенции на учреждения социального обслуживания.[184]

Ежегодно Министерство финансов Чешской Республики определяет применяемые критерии.

Все перечисленные выше субвенции (и критерии их выделения конкретным территориальным образованиям) устанавливаются законом о бюджете, который должен быть одобрен парламентом. Окружные власти начинают распределение средств местным органам низшего уровня после того, как финансирование одобрено окружным собранием (в состав которого входят представители муниципальных образований того же округа). Окружное собрание уполномочено использовать по своему усмотрению критерии, действующие только в данном округе.

По политическому устройству Чехия – парламентская республика. Парламент состоит из Палаты депутатов (200 мест) и Сената (81 место). Депутаты избираются на четыре года, а сенаторы – на шесть лет. При этом каждые два года У3 из них переизбирается. Право избирать имеют граждане Чешской Республики старше 18 лет, а право быть избранными – граждане Чехии от 21 года (в парламент) и от 40 лет (в Сенат). В населенных пунктах также каждые четыре года проходят выборы местных рад (представительных органов) и старост (в крупных населенных пунктах они называются «приматорами»).

Высшим должностным лицом в Чехии является Президент Республики. Президент избирается парламентом сроком на пять лет. Президент утверждает состав Правительства Чехии, предложенный Палатой депутатов. В 1993 г. В. Гавел был избран первым президентом Чешской Республики, а с марта 2003 г. этот пост занимает В. Клаус.

В Чехии в настоящее время две правящие партии: социал-демократическая и гражданско-демократическая. На выборах 2000 г. социал-демократическая партия обошла по популярности Гражданскую демократическую партию.

По Конституции Сенат, верхняя палата Парламента Чехии, не контролирует деятельность Правительства.

Численность населения составляет 10 290 тыс. человек. Основная масса жителей страны (90,1%) – чехи по национальности, также в стране проживают словаки (1,8%), немцы (0,4%) и цыгане (0,1%).

При проведении последней переписи населения в общий реестр жителей Чехии впервые попали иностранные граждане с долгосрочными визами. Их число составляет 200 тыс. человек (это почти 2% всего населения страны).

После «бархатной революции» 1989 г. в стране проведены широкомасштабные экономические реформы, в основе которых были ваучерная приватизация предприятий, привлечение иностранных инвесторов, либерализация цен и внешней торговли, девальвация чешской кроны. В результате реформ наметился рост промышленного производства, увеличились темпы инвестиций. Однако ошибки, допущенные в процессе реформ, привели к значительному спаду в развитии экономики и снижению ВВП. В 1997 г. рост экономики Чехии затормозился, страна вошла в период стагнации, в котором находится и в настоящее время.

За время реформ показатель валового финансового накопления к ВВП в Чехии достиг 24%, в то время как в странах ЕС эта величина составляет 20%.

Машиностроение, металлообработка, электротехническая, химическая промышленность, а также текстильная и швейная промышленность являются наиболее развитыми отраслями промышленности Чехии. Чехия считается самой богатой страной в Центральной Европе, наиболее промышленно развитой и с наименьшей долей сельского хозяйства в своем ВВП. По данным 1997 г., ВВП на душу населения в Чехии составлял 5050 долл. (для сравнения: в Венгрии – 4415, в Польше – 3512). Среди посткоммунистических государств Чехия в настоящее время занимает второе место по уровню жизни после Словении.

Чехия является ассоциированным членом Европейского экономического союза (ЕЭС). Планируется скорое вступление страны в ЕЭС в качестве полноправного члена. Это обязывает чехов к приведению своего законодательства с соответствие с общеевропейскими правилами. Уже сегодня условия для работы бизнесменов в Чехии близки к западноевропейским.

Чехия сегодня – развитое государство, экономика которого построена на принципах открытого свободного рынка. Специалисты предсказывают экономике Чехии блестящее будущее. Их прогнозы базируются на государственной легальной системе, привлекающей иностранных инвесторов твердыми гарантиями сохранности их вложений, развитой в стране инфраструктуре, имеющейся квалифицированной рабочей силе и ее низкой (по сравнению с европейскими мерками) стоимостью.

По бюджетному устройству Чехия является унитарной страной: Центральное Цравительство и два уровня местного самоуправления. В целом в Чехии более 6000 муниципалитетов в 14 регионах. Центральное Правительство включает в себя: Фонд национальной собственности, Земельный Фонд, Фонд транспортной инфраструктуры, Жилищный фонд. Распределение функций между Центральным Правительством и местным самоуправлением основано на принципе вторичности (субсидиарности).

Центральный уровень определяет стратегические, методологические и контрольные функции финансового, экономического, политического и социального развития. В функции центрального уровня входят: оборона, общественный порядок и безопасность, образование (высшее), здравоохранение (больницы), социальная защита и социальное обеспечение, законодательная среда, экономическая, фискальная и внешняя политика (рис. 8.1).

Рис. 8.1. Структура расходов в Чехии в 2002—2005 гг., %

Функции органов местного самоуправления подразделяются на собственные и делегированные (полномочия государственной администрации).

Собственные функции включают в себя:

– образование – начальные школы и дошкольные учреждения;

– социальные услуги – социальная помощь, дома для престарелых и инвалидов, детские дома;

– жилищное управление;

– здравоохранение – доступ к основным услугам;

– культурные и развлекательные мероприятия;

– общественную безопасность, уборку улиц, парков, городское планирование;

– обеспечение водой, электричеством и газом, канализационную систему;

– дороги (за исключением шоссейных);

– доступность местного и регионального транспорта;

– управление недвижимым имуществом;

– региональное развитие.

К делегированным функциям относятся:

– запись (реестр) актов гражданского состояния;

– разрешительные документы на строительство;

– защита окружающей среды;

– статистический учет;

– санитарный контроль;

– разрешительные документы на торговлю.

Налоги в Чехии определяются Центральным Правительством. Одной из особенностей бюджетного устройства Чехии является то, что нет местных налогов, только сборы. Все налоги взимаются центральными властями (за исключением местных сборов).

Местные сборы взимаются на содержание домашних животных, проведение отдыха, на покупку билетов на культурные мероприятия, за использование общественных территорий и вход в исторические места.

Необходимо учитывать также следующие неналоговые доходы местного самоуправления: арендная плата за муниципальное жилье, школьные обеды и другие оплачиваемые услуги (сбор мусора), а также доходы с капитала, например от продажи местной собственности.

В Чехии предоставляются только специальные гранты, капитальные гранты управляются программами.

Три наиболее важных налога распределяются совместно: подоходный налог, корпоративный налог и НДС.

Государственный налоговый доход делится совместно, причем доли каждого уровня определены законодательно. Доля муниципалитетов распределяется между муниципалитетами в соответствии с количеством проживающего в них населения и набором коэффициентов.

Доля регионов распределяется частично с учетом количества проживающего в них населения и в соответствии со стоимостью затрат на перенесенные полномочия.

Центральный уровень получает на выполнение своих функций остальной налоговый доход. При этом доли переводятся органам M СУ на ежемесячной основе.

С 1996 г. Правительство и местные органы власти делят между собой поступления от подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Распределение налоговых поступлений между муниципальными предприятиями осуществляется в настоящее время в соответствии со следующими критериями:

1) подоходный налог:

– 30% от всего налогового дохода округа передаются муниципальным образованиям; из них 20 % выделяются муниципальным образованиям округа и распределяются в зависимости от численности населения, а 10% перечисляются в то муниципальное образование, где живет налогоплательщик;

– 30% всей суммы поступлений округа распределяются между административными службами округа;

– 40% поступают в государственный бюджет.

Столица государства Прага, а также города Брно, Острава и Пльзень имеют право на 70% налоговых средств, собранных на их территории.

2) налог на прибыль (за исключением налога, уплачиваемого муниципальными образованиями):

– 20% от всех доходов по налогу на прибыль, собранных в Чешской Республике, распределяются между всеми муниципальными образованиями в зависимости от их населения;

– 80% перечисляются в государственный бюджет.

Данная система имеет следующие преимущества:

1) определение общего бремени налогов на одном уровне;

2) равные условия оплаты налогов и одинаковый размер налогов для всех налогоплательщиков;

3) стабильность для местных бюджетов;

4) предсказуемость на местном уровне;

5) отсутствие расходов по сбору налогов у местных властей;

6) отсутствие необходимости в уравнивающих схемах. Данная система имеет следующие недостатки:

1) снижение ответственности органов M СУ;

2) уменьшение свободы в управлении доходами;

3) понижение эффективности, так как местные власти тратят не «свои» финансовые средства;

4) неудобный для местных жителей контроль;

5) использование самого простого метода распределения налогового дохода, который не всегда является самым справедливым.

Доля безвозмездных перечислений государства в общей сумме доходов муниципальных образований снизилась после введения новой системы финансового обеспечения местных органов власти в 1993 г. В первые три года после 1993 г. отмечалась тенденция к снижению сумм безвозмездных перечислений, поскольку доля средств местных органов власти от всех собираемых налогов росла быстрее, чем доля перечислений из государственного бюджета.

Безвозмездные перечисления правительства и округов составляют 17—18% общей суммы доходов местных бюджетов. Около половину из них составляют выделяемые на регулярной основе дотации или субвенции, предусмотренные в бюджете, а остальную часть – специальные субвенции из резервных фондов центрального бюджета, преимущественно на капитальные затраты.

Система государственных безвозмездных перечислений относительно проста. Она не опирается на критерии, отражающие такие различия между муниципальными образованиями, как площадь их территории, численность населения и его возрастная структура, протяженность дорожной сети и т. д. В связи с большим числом муниципальных образований и отсутствием отчетных данных за предыдущие годы было невозможно установить какую-либо сложную систему. Пришлось воспользоваться очень простыми показателями, такими как численность детей в школьных учреждениях и число коек в учреждениях социальной сферы. Эта система направлена на оказание помощи муниципальному образованию в выполнении его специальных функций.

В 1995 г. бюджетные дотации и субвенции, выделенные муниципальным образованиям, были направлены на следующие цели:

– деятельность государственных учреждений;

– образование;

– приюты;

– дома престарелых;

– оказание медицинской помощи (в центрах, не финансируемых за счет медицинского страхования);

– муниципальные образования, расположенные в районах, экологии которых был нанесен ущерб (Прага, север и запад Богемии, Северная Моравия);

– противопожарная безопасность;

– жилищный сектор;

– территориальное выравнивание.

Бюджетные дотации и субвенции, установленные Законом о государственном бюджете, должны быть одобрены парламентом. Министерство финансов Чешской Республики совместно с другими уполномоченными министерствами представляет правительству Чешской Республики предложения по размерам финансовой помощи. В большинстве случаев участие государства в финансировании расходов органов местного самоуправления касается местных общественных служб. Дотация на территориальное выравнивание является единственной, направленной на стабилизацию уровня налоговых доходов территориальных образований со слабым налоговым потенциалом. Кроме того, государство оказывает компенсационную финансовую помощь, чтобы обеспечить некоторые социальные пособия, выплачиваемые местными властями, причем около половины этой помощи составляют пособия на детей.

Помимо бюджетных дотаций, субвенций и компенсационной помощи, на социальные пособия выплачиваются также специальные субвенции (в том числе на капитальные расходы) на охрану окружающей среды, содержание жилья, очистку сточных вод, местную дорожную сеть и местный общественный транспорт, школьные учреждения, объекты социально-культурной сферы.

В отличие от некоторых бюджетных субвенций, направляемых на вполне определенные цели, в частности на содержание домов престарелых, используемых также на строительство жилья для пожилых людей, приведенные ниже дотации носят более общий характер.

Дотация на государственные учреждения выплачивается муниципальным образованиям, выполняющим делегированные им государством административные функции. Кроме того, эта деятельность частично финансируется за счет платежей населения. Государственная дотация выделяется в зависимости от административных нужд местных органов власти, т. е. пропорционально административным функциям, исполняемым органами местного самоуправления.

Дотация на образование определяется в зависимости от ежегодно устанавливаемой суммы на одного ребенка, посещающего начальную школу или дошкольные учреждения. Если речь идет о специализированных учреждениях социальной защиты, дотация определяется исходя из суммы на одну койку (также устанавливаемой каждый год). Каждое муниципальное образование может распоряжаться этими средствами по своему выбору, даже если их сумма устанавливается в зависимости от специальных потребностей.

Дотация на территориальное выравнивание направлена на сокращение неравенства налоговых доходов и предоставляется в зависимости от размера несоответствия между реальными налоговыми доходами местного бюджета и их средненациональной величиной.

Субвенции выделяются только тем муниципальным образованиям, которые отвечают определенным критериям. Число муниципальных образований-получателей может меняться. Так, например, в 1995 г. все муниципальные образования (в общей сложности их 6233) получили субвенцию на деятельность государственных учреждений; 2729 муниципальных образований получили субвенции в соответствии с численностью детей, посещающих начальную школу и дошкольные учреждения; 64 муниципальных образования, где были созданы дома престарелых, получили субвенции соответствующего размера; только 41 муниципальное образование получило субвенции на учреждения социального обслуживания.[184]

Ежегодно Министерство финансов Чешской Республики определяет применяемые критерии.

Все перечисленные выше субвенции (и критерии их выделения конкретным территориальным образованиям) устанавливаются законом о бюджете, который должен быть одобрен парламентом. Окружные власти начинают распределение средств местным органам низшего уровня после того, как финансирование одобрено окружным собранием (в состав которого входят представители муниципальных образований того же округа). Окружное собрание уполномочено использовать по своему усмотрению критерии, действующие только в данном округе.