Глоссарий

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 

Безвозмездные перечисления (или финансовая помощь) – финансовые перечисления в местный бюджет (за исключением долевых налогов и займов).

Бюджетный (фискальный) федерализм – политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе. Бюджетный федерализм представляет собой совокупность основополагающих принципов пространственного и временного распределения и перераспределения общественных ресурсов в их фискальной форме. Как внутренняя категория хозяйственного механизма бюджетный федерализм включает в себя несколько слоев, уровней:

– определенную организационную структуру, обеспечивающую концентрацию и движение общественных ресурсов в их фискальной форме;

– систему финансово-экономических отношений между уровнями государственной власти (или межбюджетных отношений), являющихся поверхностным проявлением отношений и прав собственности в рассматриваемом секторе экономики;

– механизмы управления фискальными потоками в федеративном государстве.

Вертикальные трансферты – трансферты между органами власти разных уровней.

Горизонтальные трансферты – трансферты между органами власти одного уровня.

Децентрализация – проявляется в двух измерениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальная децентрализация состоит в существовании нескольких бюджетных уровней, на каждом из которых бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. Атрибутами этой самостоятельности являются собственные состав и объем расходов бюджета, закрепленные (собственные) источники доходов бюджета, независимость (автономность) в составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле бюджета. Горизонтальная децентрализация является следствием того, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих организационных структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

Долевые налоги – налоги, перераспределяемые между местными органами власти одного и/или разного уровня.

Дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти без целевого назначения.

Дотации на капитальные расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования капитальных расходов (покупка оборудования).

Дотации на текущие расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования текущих расходов.

Исключительно местные налоги – налоги, которые платят налогоплательщики местному органу власти, к которому они прикреплены. Местные органы власти имеют право устанавливать ставку этих налогов (а также другие элементы налогов) в пределах, установленных законом.

Местные целевые налоги – обязательство местных органов власти направлять поступления от этих налогов на определенные цели. Подобных примеров немного: можно, в частности, назвать налог на парковку в Австрии, доходы с которого направляются на инвестиции для развития дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, или налог на туризм в Швейцарии, используемый для приобретения оборудования и принятия мер в поддержку туризма.

Налоговая децентрализация – передача в ведение местных органов власти поступлений от собственных и/или долевых налогов.

Налоговая конкуренция – принятие местными органами власти мер по налоговым льготам (например, применение низких налоговых ставок) с целью привлечения на свою территорию наибольшего числа налогоплательщиков.

Налоговая ставка – процент от налогооблагаемой базы, которая служит для расчета суммы налога, которую должны внести налогоплательщики (база • ставка = сумма налога до вычетов).

Налоговое усилие – уровень использования местными органами власти налогового потенциала своей территории.

Налоговые доходы – доходы от собственных и долевых налогов.

Налоговый потенциал – общая сумма налоговых поступлений, которую может получить местный орган власти, если он будет собирать все налоги по максимальным ставкам, установленным законом. Таким образом, налоговый потенциал зависит от налоговой базы и применяемых максимальных налоговых ставок.

Налогооблагаемая база (налоговая база) – расчетная база для определения величины налога.

Неналоговые доходы – суммарные поступления от предоставленных услуг и экономической деятельности местного органа власти (продажа с аукциона имущества, земельных участков и т. д.).

Необходимые расходы – сумма, необходимая местным органам власти для обеспечения потребности в текущих и капитальных расходах, чтобы гарантировать предоставление местных общественных услуг на соответствующем уровне.

Нецелевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которыми местные органы власти свободно распоряжаются в рамках осуществления своих полномочий.

Общий доход муниципального образования – общая сумма всех финансовых ресурсов муниципального образования, независимо от их вида и источников, включая займы.

Объективные критерии – критерии расчета безвозмездных перечислений, уровень которых не подлежит оценке со стороны органа власти, ведающего распределением средств.

Передаваемые финансовые ресурсы или финансовые трансферты – финансовые ресурсы, перечисляемые в местный бюджет из другого бюджета, за исключением займов.

Платеж – плата, вносимая пользователем за предоставленные услуги в зависимости от стоимости их единицы.

Произвольные критерии – субъективные элементы оценки, по которым орган власти, ведающий распределением средств, определяет размер безвозмездных перечислений каждому местному органу власти.

Сбор – фиксированная на определенный период сумма, которую пользователи регулярно перечисляют в обмен за услугу и которая устанавливается без учета реально предоставленных единиц данной услуги.

Смешанные дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования как текущих, так и капитальных расходов.

Собственные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, уровень которых контролируется местными органами власти в пределах, установленных законом; они характеризуются принадлежностью конкретному местному органу власти.

Субвенции – безвозмездные перечисления, предоставляемые исключительно для выполнения вполне определенной задачи или на целевые расходы.

Субвенции на капитальные расходы – целевые субсидии на определенные капитальные расходы (приобретение оборудования).

Субвенции на текущие расходы – безвозмездные перечисления, предоставляемые на определенные текущие расходы.

Трансферты (перечисления) – дотации, субвенции и долевые налоги.

Финансовая самостоятельность – связана одновременно с наличием достаточных финансовых ресурсов и со степенью свободы, предоставляемой государством местным органам власти в вопросе установления их собственных налоговых ставок и использования поступлений в местные бюджеты.

Финансовое выравнивание – система, позволяющая хотя бы частично компенсировать существующее неравенство между местными территориальными образованиями одного уровня. Неравенство может быть связано с различиями в налоговом потенциале или необходимых расходах.

Финансовые активы – золото, наличные деньги и обязательства по долговым требованиям, принадлежащие хозяйствующему субъекту.

Целевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которые местные органы власти используют исключительно для финансирования целевых (особых, определенных) расходов.

Чрезвычайные трансферты – суммы, перечисляемые в исключительных случаях, например, муниципальным образованиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий.

Безвозмездные перечисления (или финансовая помощь) – финансовые перечисления в местный бюджет (за исключением долевых налогов и займов).

Бюджетный (фискальный) федерализм – политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе. Бюджетный федерализм представляет собой совокупность основополагающих принципов пространственного и временного распределения и перераспределения общественных ресурсов в их фискальной форме. Как внутренняя категория хозяйственного механизма бюджетный федерализм включает в себя несколько слоев, уровней:

– определенную организационную структуру, обеспечивающую концентрацию и движение общественных ресурсов в их фискальной форме;

– систему финансово-экономических отношений между уровнями государственной власти (или межбюджетных отношений), являющихся поверхностным проявлением отношений и прав собственности в рассматриваемом секторе экономики;

– механизмы управления фискальными потоками в федеративном государстве.

Вертикальные трансферты – трансферты между органами власти разных уровней.

Горизонтальные трансферты – трансферты между органами власти одного уровня.

Децентрализация – проявляется в двух измерениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальная децентрализация состоит в существовании нескольких бюджетных уровней, на каждом из которых бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. Атрибутами этой самостоятельности являются собственные состав и объем расходов бюджета, закрепленные (собственные) источники доходов бюджета, независимость (автономность) в составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле бюджета. Горизонтальная децентрализация является следствием того, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих организационных структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.

Долевые налоги – налоги, перераспределяемые между местными органами власти одного и/или разного уровня.

Дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти без целевого назначения.

Дотации на капитальные расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования капитальных расходов (покупка оборудования).

Дотации на текущие расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования текущих расходов.

Исключительно местные налоги – налоги, которые платят налогоплательщики местному органу власти, к которому они прикреплены. Местные органы власти имеют право устанавливать ставку этих налогов (а также другие элементы налогов) в пределах, установленных законом.

Местные целевые налоги – обязательство местных органов власти направлять поступления от этих налогов на определенные цели. Подобных примеров немного: можно, в частности, назвать налог на парковку в Австрии, доходы с которого направляются на инвестиции для развития дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, или налог на туризм в Швейцарии, используемый для приобретения оборудования и принятия мер в поддержку туризма.

Налоговая децентрализация – передача в ведение местных органов власти поступлений от собственных и/или долевых налогов.

Налоговая конкуренция – принятие местными органами власти мер по налоговым льготам (например, применение низких налоговых ставок) с целью привлечения на свою территорию наибольшего числа налогоплательщиков.

Налоговая ставка – процент от налогооблагаемой базы, которая служит для расчета суммы налога, которую должны внести налогоплательщики (база • ставка = сумма налога до вычетов).

Налоговое усилие – уровень использования местными органами власти налогового потенциала своей территории.

Налоговые доходы – доходы от собственных и долевых налогов.

Налоговый потенциал – общая сумма налоговых поступлений, которую может получить местный орган власти, если он будет собирать все налоги по максимальным ставкам, установленным законом. Таким образом, налоговый потенциал зависит от налоговой базы и применяемых максимальных налоговых ставок.

Налогооблагаемая база (налоговая база) – расчетная база для определения величины налога.

Неналоговые доходы – суммарные поступления от предоставленных услуг и экономической деятельности местного органа власти (продажа с аукциона имущества, земельных участков и т. д.).

Необходимые расходы – сумма, необходимая местным органам власти для обеспечения потребности в текущих и капитальных расходах, чтобы гарантировать предоставление местных общественных услуг на соответствующем уровне.

Нецелевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которыми местные органы власти свободно распоряжаются в рамках осуществления своих полномочий.

Общий доход муниципального образования – общая сумма всех финансовых ресурсов муниципального образования, независимо от их вида и источников, включая займы.

Объективные критерии – критерии расчета безвозмездных перечислений, уровень которых не подлежит оценке со стороны органа власти, ведающего распределением средств.

Передаваемые финансовые ресурсы или финансовые трансферты – финансовые ресурсы, перечисляемые в местный бюджет из другого бюджета, за исключением займов.

Платеж – плата, вносимая пользователем за предоставленные услуги в зависимости от стоимости их единицы.

Произвольные критерии – субъективные элементы оценки, по которым орган власти, ведающий распределением средств, определяет размер безвозмездных перечислений каждому местному органу власти.

Сбор – фиксированная на определенный период сумма, которую пользователи регулярно перечисляют в обмен за услугу и которая устанавливается без учета реально предоставленных единиц данной услуги.

Смешанные дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования как текущих, так и капитальных расходов.

Собственные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, уровень которых контролируется местными органами власти в пределах, установленных законом; они характеризуются принадлежностью конкретному местному органу власти.

Субвенции – безвозмездные перечисления, предоставляемые исключительно для выполнения вполне определенной задачи или на целевые расходы.

Субвенции на капитальные расходы – целевые субсидии на определенные капитальные расходы (приобретение оборудования).

Субвенции на текущие расходы – безвозмездные перечисления, предоставляемые на определенные текущие расходы.

Трансферты (перечисления) – дотации, субвенции и долевые налоги.

Финансовая самостоятельность – связана одновременно с наличием достаточных финансовых ресурсов и со степенью свободы, предоставляемой государством местным органам власти в вопросе установления их собственных налоговых ставок и использования поступлений в местные бюджеты.

Финансовое выравнивание – система, позволяющая хотя бы частично компенсировать существующее неравенство между местными территориальными образованиями одного уровня. Неравенство может быть связано с различиями в налоговом потенциале или необходимых расходах.

Финансовые активы – золото, наличные деньги и обязательства по долговым требованиям, принадлежащие хозяйствующему субъекту.

Целевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которые местные органы власти используют исключительно для финансирования целевых (особых, определенных) расходов.

Чрезвычайные трансферты – суммы, перечисляемые в исключительных случаях, например, муниципальным образованиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий.