Глоссарий
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65
Безвозмездные перечисления (или финансовая помощь) – финансовые перечисления в местный бюджет (за исключением долевых налогов и займов).
Бюджетный (фискальный) федерализм – политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе. Бюджетный федерализм представляет собой совокупность основополагающих принципов пространственного и временного распределения и перераспределения общественных ресурсов в их фискальной форме. Как внутренняя категория хозяйственного механизма бюджетный федерализм включает в себя несколько слоев, уровней:
– определенную организационную структуру, обеспечивающую концентрацию и движение общественных ресурсов в их фискальной форме;
– систему финансово-экономических отношений между уровнями государственной власти (или межбюджетных отношений), являющихся поверхностным проявлением отношений и прав собственности в рассматриваемом секторе экономики;
– механизмы управления фискальными потоками в федеративном государстве.
Вертикальные трансферты – трансферты между органами власти разных уровней.
Горизонтальные трансферты – трансферты между органами власти одного уровня.
Децентрализация – проявляется в двух измерениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальная децентрализация состоит в существовании нескольких бюджетных уровней, на каждом из которых бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. Атрибутами этой самостоятельности являются собственные состав и объем расходов бюджета, закрепленные (собственные) источники доходов бюджета, независимость (автономность) в составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле бюджета. Горизонтальная децентрализация является следствием того, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих организационных структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.
Долевые налоги – налоги, перераспределяемые между местными органами власти одного и/или разного уровня.
Дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти без целевого назначения.
Дотации на капитальные расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования капитальных расходов (покупка оборудования).
Дотации на текущие расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования текущих расходов.
Исключительно местные налоги – налоги, которые платят налогоплательщики местному органу власти, к которому они прикреплены. Местные органы власти имеют право устанавливать ставку этих налогов (а также другие элементы налогов) в пределах, установленных законом.
Местные целевые налоги – обязательство местных органов власти направлять поступления от этих налогов на определенные цели. Подобных примеров немного: можно, в частности, назвать налог на парковку в Австрии, доходы с которого направляются на инвестиции для развития дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, или налог на туризм в Швейцарии, используемый для приобретения оборудования и принятия мер в поддержку туризма.
Налоговая децентрализация – передача в ведение местных органов власти поступлений от собственных и/или долевых налогов.
Налоговая конкуренция – принятие местными органами власти мер по налоговым льготам (например, применение низких налоговых ставок) с целью привлечения на свою территорию наибольшего числа налогоплательщиков.
Налоговая ставка – процент от налогооблагаемой базы, которая служит для расчета суммы налога, которую должны внести налогоплательщики (база • ставка = сумма налога до вычетов).
Налоговое усилие – уровень использования местными органами власти налогового потенциала своей территории.
Налоговые доходы – доходы от собственных и долевых налогов.
Налоговый потенциал – общая сумма налоговых поступлений, которую может получить местный орган власти, если он будет собирать все налоги по максимальным ставкам, установленным законом. Таким образом, налоговый потенциал зависит от налоговой базы и применяемых максимальных налоговых ставок.
Налогооблагаемая база (налоговая база) – расчетная база для определения величины налога.
Неналоговые доходы – суммарные поступления от предоставленных услуг и экономической деятельности местного органа власти (продажа с аукциона имущества, земельных участков и т. д.).
Необходимые расходы – сумма, необходимая местным органам власти для обеспечения потребности в текущих и капитальных расходах, чтобы гарантировать предоставление местных общественных услуг на соответствующем уровне.
Нецелевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которыми местные органы власти свободно распоряжаются в рамках осуществления своих полномочий.
Общий доход муниципального образования – общая сумма всех финансовых ресурсов муниципального образования, независимо от их вида и источников, включая займы.
Объективные критерии – критерии расчета безвозмездных перечислений, уровень которых не подлежит оценке со стороны органа власти, ведающего распределением средств.
Передаваемые финансовые ресурсы или финансовые трансферты – финансовые ресурсы, перечисляемые в местный бюджет из другого бюджета, за исключением займов.
Платеж – плата, вносимая пользователем за предоставленные услуги в зависимости от стоимости их единицы.
Произвольные критерии – субъективные элементы оценки, по которым орган власти, ведающий распределением средств, определяет размер безвозмездных перечислений каждому местному органу власти.
Сбор – фиксированная на определенный период сумма, которую пользователи регулярно перечисляют в обмен за услугу и которая устанавливается без учета реально предоставленных единиц данной услуги.
Смешанные дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования как текущих, так и капитальных расходов.
Собственные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, уровень которых контролируется местными органами власти в пределах, установленных законом; они характеризуются принадлежностью конкретному местному органу власти.
Субвенции – безвозмездные перечисления, предоставляемые исключительно для выполнения вполне определенной задачи или на целевые расходы.
Субвенции на капитальные расходы – целевые субсидии на определенные капитальные расходы (приобретение оборудования).
Субвенции на текущие расходы – безвозмездные перечисления, предоставляемые на определенные текущие расходы.
Трансферты (перечисления) – дотации, субвенции и долевые налоги.
Финансовая самостоятельность – связана одновременно с наличием достаточных финансовых ресурсов и со степенью свободы, предоставляемой государством местным органам власти в вопросе установления их собственных налоговых ставок и использования поступлений в местные бюджеты.
Финансовое выравнивание – система, позволяющая хотя бы частично компенсировать существующее неравенство между местными территориальными образованиями одного уровня. Неравенство может быть связано с различиями в налоговом потенциале или необходимых расходах.
Финансовые активы – золото, наличные деньги и обязательства по долговым требованиям, принадлежащие хозяйствующему субъекту.
Целевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которые местные органы власти используют исключительно для финансирования целевых (особых, определенных) расходов.
Чрезвычайные трансферты – суммы, перечисляемые в исключительных случаях, например, муниципальным образованиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий.
Безвозмездные перечисления (или финансовая помощь) – финансовые перечисления в местный бюджет (за исключением долевых налогов и займов).
Бюджетный (фискальный) федерализм – политико-экономическая категория взаимоотношений между бюджетами разных уровней, которая способствует справедливому распределению ресурсов, достижению экономической эффективности в данной государственной системе и обеспечению баланса экономических и политических интересов в обществе. Бюджетный федерализм представляет собой совокупность основополагающих принципов пространственного и временного распределения и перераспределения общественных ресурсов в их фискальной форме. Как внутренняя категория хозяйственного механизма бюджетный федерализм включает в себя несколько слоев, уровней:
– определенную организационную структуру, обеспечивающую концентрацию и движение общественных ресурсов в их фискальной форме;
– систему финансово-экономических отношений между уровнями государственной власти (или межбюджетных отношений), являющихся поверхностным проявлением отношений и прав собственности в рассматриваемом секторе экономики;
– механизмы управления фискальными потоками в федеративном государстве.
Вертикальные трансферты – трансферты между органами власти разных уровней.
Горизонтальные трансферты – трансферты между органами власти одного уровня.
Децентрализация – проявляется в двух измерениях: вертикальном и горизонтальном. Вертикальная децентрализация состоит в существовании нескольких бюджетных уровней, на каждом из которых бюджетный процесс осуществляется в самостоятельном режиме. Атрибутами этой самостоятельности являются собственные состав и объем расходов бюджета, закрепленные (собственные) источники доходов бюджета, независимость (автономность) в составлении, рассмотрении, утверждении, исполнении и контроле бюджета. Горизонтальная децентрализация является следствием того, что бюджетный процесс на всех уровнях не концентрируется в рамках одной организационной структуры, а строится на взаимодействии между собой многих организационных структур, каждая из которых обладает собственной компетенцией и выполняет свою особую роль в этом процессе.
Долевые налоги – налоги, перераспределяемые между местными органами власти одного и/или разного уровня.
Дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти без целевого назначения.
Дотации на капитальные расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования капитальных расходов (покупка оборудования).
Дотации на текущие расходы – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования текущих расходов.
Исключительно местные налоги – налоги, которые платят налогоплательщики местному органу власти, к которому они прикреплены. Местные органы власти имеют право устанавливать ставку этих налогов (а также другие элементы налогов) в пределах, установленных законом.
Местные целевые налоги – обязательство местных органов власти направлять поступления от этих налогов на определенные цели. Подобных примеров немного: можно, в частности, назвать налог на парковку в Австрии, доходы с которого направляются на инвестиции для развития дорожной инфраструктуры и общественного транспорта, или налог на туризм в Швейцарии, используемый для приобретения оборудования и принятия мер в поддержку туризма.
Налоговая децентрализация – передача в ведение местных органов власти поступлений от собственных и/или долевых налогов.
Налоговая конкуренция – принятие местными органами власти мер по налоговым льготам (например, применение низких налоговых ставок) с целью привлечения на свою территорию наибольшего числа налогоплательщиков.
Налоговая ставка – процент от налогооблагаемой базы, которая служит для расчета суммы налога, которую должны внести налогоплательщики (база • ставка = сумма налога до вычетов).
Налоговое усилие – уровень использования местными органами власти налогового потенциала своей территории.
Налоговые доходы – доходы от собственных и долевых налогов.
Налоговый потенциал – общая сумма налоговых поступлений, которую может получить местный орган власти, если он будет собирать все налоги по максимальным ставкам, установленным законом. Таким образом, налоговый потенциал зависит от налоговой базы и применяемых максимальных налоговых ставок.
Налогооблагаемая база (налоговая база) – расчетная база для определения величины налога.
Неналоговые доходы – суммарные поступления от предоставленных услуг и экономической деятельности местного органа власти (продажа с аукциона имущества, земельных участков и т. д.).
Необходимые расходы – сумма, необходимая местным органам власти для обеспечения потребности в текущих и капитальных расходах, чтобы гарантировать предоставление местных общественных услуг на соответствующем уровне.
Нецелевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которыми местные органы власти свободно распоряжаются в рамках осуществления своих полномочий.
Общий доход муниципального образования – общая сумма всех финансовых ресурсов муниципального образования, независимо от их вида и источников, включая займы.
Объективные критерии – критерии расчета безвозмездных перечислений, уровень которых не подлежит оценке со стороны органа власти, ведающего распределением средств.
Передаваемые финансовые ресурсы или финансовые трансферты – финансовые ресурсы, перечисляемые в местный бюджет из другого бюджета, за исключением займов.
Платеж – плата, вносимая пользователем за предоставленные услуги в зависимости от стоимости их единицы.
Произвольные критерии – субъективные элементы оценки, по которым орган власти, ведающий распределением средств, определяет размер безвозмездных перечислений каждому местному органу власти.
Сбор – фиксированная на определенный период сумма, которую пользователи регулярно перечисляют в обмен за услугу и которая устанавливается без учета реально предоставленных единиц данной услуги.
Смешанные дотации – безвозмездные перечисления местным органам власти для финансирования как текущих, так и капитальных расходов.
Собственные финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, уровень которых контролируется местными органами власти в пределах, установленных законом; они характеризуются принадлежностью конкретному местному органу власти.
Субвенции – безвозмездные перечисления, предоставляемые исключительно для выполнения вполне определенной задачи или на целевые расходы.
Субвенции на капитальные расходы – целевые субсидии на определенные капитальные расходы (приобретение оборудования).
Субвенции на текущие расходы – безвозмездные перечисления, предоставляемые на определенные текущие расходы.
Трансферты (перечисления) – дотации, субвенции и долевые налоги.
Финансовая самостоятельность – связана одновременно с наличием достаточных финансовых ресурсов и со степенью свободы, предоставляемой государством местным органам власти в вопросе установления их собственных налоговых ставок и использования поступлений в местные бюджеты.
Финансовое выравнивание – система, позволяющая хотя бы частично компенсировать существующее неравенство между местными территориальными образованиями одного уровня. Неравенство может быть связано с различиями в налоговом потенциале или необходимых расходах.
Финансовые активы – золото, наличные деньги и обязательства по долговым требованиям, принадлежащие хозяйствующему субъекту.
Целевые финансовые ресурсы – финансовые ресурсы, которые местные органы власти используют исключительно для финансирования целевых (особых, определенных) расходов.
Чрезвычайные трансферты – суммы, перечисляемые в исключительных случаях, например, муниципальным образованиям, пострадавшим в результате стихийных бедствий.