19.1. Финансовая система: сущность и функции

К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 
136 137 138 139 140 141 142 143 144 

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Исторически финансы возникли и развивались параллельно с развитием государства и первоначально воспринимались как государственная казна.

В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.

При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Финансы выполняют ряд функций:

функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор: милиция, армия, дороги, освещение, водопровод, канализация и т. д.;

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам.

Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают 3 составные части.

Финансы населения.

Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

Общегосударственные, т. е. централизованные, финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.

Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы. Исторически финансы возникли и развивались параллельно с развитием государства и первоначально воспринимались как государственная казна.

В современной науке выделяют три понятия: финансы, финансовая система, финансовая политика.

Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.

Совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения составляет финансовую систему.

Политика, проводимая финансовой системой, называется финансовой политикой. Она может меняться. Так, в условиях кризиса финансовая политика, с одной стороны, направлена на остановку спада производства и стимулирование его развития; с другой – на сдерживание социальных программ, сокращение расходов на оборону и т. п.

При переходе экономики от кризисного состояния к устойчивому развитию финансовая политика иная. Определяющим условием становится достижение устойчивого общеэкономического равновесного развития.

Финансы выполняют ряд функций:

функция аллокации ресурсов связана с предоставлением обществу определенных благ со стороны государства, которые не может предоставить частный сектор: милиция, армия, дороги, освещение, водопровод, канализация и т. д.;

аккумулирующая состоит в концентрации средств и создании материальной базы существования государства;

регулирующая – в стимулировании деятельности хозяйственных субъектов;

распределительная – в формировании денежных средств и их использовании через бюджет, соцстрах и т. д.;

контрольная – в обеспечении правильности взимания налогов и их использования по назначению.

Субъектами (носителями) финансовых отношений являются: государство, фирмы, различные объединения, организации и отдельные граждане. Отношения, возникающие между ними по поводу использования денежных фондов, можно свести к следующим группам.

Между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет и различные фонды государственных организаций. На их основе формируется централизованный доход государства.

Между фирмами. Они складываются на основе договоров, в которых содержатся взаимные платежные обязательства.

Между фирмами и банками по поводу получения и использования кредита.

Между фирмой в целом и ее структурными подразделениями.

Между государством и общественными организациями.

Между государством и населением по поводу получения населением различного рода трансфертных выплат: пенсий, пособий, стипендий и т. д. К ним относятся также выпуск займов, организация лотерей и т. п.

В финансах различают 3 составные части.

Финансы населения.

Финансы объединений, фирм и межотраслевых комплексов, т. е. децентрализованные финансы.

Общегосударственные, т. е. централизованные, финансы.

Финансы населения состоят из доходной части, образованной первичными доходами семей, и из расходной части, которая представлена всеми расходами и сбережениями населения.

Децентрализованные финансы (финансы хозяйственных субъектов) находятся в распоряжении фирм, объединений и организаций.

Централизованные (государственные) финансы – это главная часть всей финансовой системы. Они включают в себя государственное социальное страхование, государственное имущественное и личное страхование, государственный кредит, государственный бюджет.