24.2. Признаки переходной экономики. Механизм рыночных преобразований
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
В параграфе 4.2.4 приведено определение переходной экономики как периода преобразования одного типа экономических отношений в другой. Остановимся на этом процессе более подробно.
Переходная экономика характеризуется рядом признаков:
• многоукладность;
• неустойчивость развития;
• многовариантность общественно-экономической динамики. Обратимся к главному из них – многоукладности.
Многоукладность экономики современной России обусловлена наличием государственной, частной и смешанной форм собственности.
Причем доминирующей является смешанная экономика рыночного типа. Однако вне этой системы некоторые экономисты выделяют еще пять типов эксполярных (остаточных) хозяйственных укладов:
• семейное производство;
• специализированное (монопольное) малое производство;
• внутрисемейное воспроизводство;
• «вторая экономика» – дополнительная (побочная) работа;
• теневая экономика.
Их общей особенностью является то, что они слабо вовлечены в официальную рыночную экономику, действуют и развиваются, преследуя свои цели, и базируются на своих принципах. Их длительное самосохранение и неприсоединение к доминирующей экономике свидетельствует о наличии альтернативных путей общественно-экономического развития как в прошлом, так и в настоящем. Более того, оно указывает на возможность сохранения нерыночного (или посткапиталистическо-рыночного) пути развития в будущем. Это означает, что исторически сложившиеся уклады, характеризуя многообразие и альтернативность общественно-экономического развития в прошлом, могут возродиться в новом качестве и стать доминирующей линией развития в настоящем или будущем.
Второе свойство переходной экономики – неустойчивость системы вызвана сменой старых отношений при отсутствии нового институционального каркаса, что проявляется в борьбе интересов разных собственников, в нарушении устоявшихся социальных норм в жизнеобеспечении населения и т. д. Обострение противоречий старых и новых укладов жизни усугубляет неустойчивость социально-экономической системы в целом.
Третье свойство переходной экономики – многовариантность экономического развития обусловлена многоукладностью и означает альтернативный подход к решению возникающих проблем, столкновению интересов различных слоев населения в выборе направления экономического развития страны.
Период рыночной трансформации в России был продолжителен. В этот период требовалось создать такие структуры, которых не было в советской России. Нужно было: сформировать предпринимательский сектор, рынок труда, реформировать рынок благ и рынок денег, сформировать рынок ценных бумаг. Кроме того, следовало «открыть» экономику: ликвидировать государственную монополию на внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, создать условия для свободного перемещения капитала.
Для достижения этих целей необходимо было демонтировать административно-командную систему. Процедура демонтажа административно-командной системы сводилась к двум основным мероприятиям.
Первое – упразднение системы государственного директивного планирования, что означало перенос центра тяжести процесса принятия хозяйственных решений на уровень хозяйственных субъектов, и системы централизованного распределения материально-технических ресурсов, которую стал заменять формирующийся рынок средств производства.
Второе – либерализация хозяйственной (производственной и коммерческой) деятельности, заключающаяся в снятии с нее большинства государственных запретов и ограничений.
Главными объектами либерализации стали цены, внутренняя торговля, внешнеэкономические связи.
Либерализация цен представляла собой их вывод из режима централизованного назначения специальными административными органами и предоставление производителям, продавцам и посредникам права устанавливать цены самостоятельно, под воздействием спроса и предложения.
Либерализация торговли давала право хозяйственным агентам самостоятельно принимать решения, касающиеся всех аспектов их деятельности: определять объем производства и номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и партнеров-смежников, организовывать сбыт, подбирать кадры и устанавливать размеры оплаты труда.
Либерализация внешнеэкономических связей заключалась в отмене государственной монополии внешней торговли и предоставлении хозяйствующим субъектам (как государственным предприятиям, так и частным фирмам и смешанным обществам) права самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять на нем экспортные и импортные операции.
В процессе трансформации экономики используются три основных типа развития.
Первый выступает в виде шокового типа, второй – в виде градуали-стического. Третий тип основан на комбинации первых двух типов и называется гетеродоксальным.
«Шоковая терапия» разработана в 1970-е гг. МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах, а также в России и постсоциалистических странах.
В соответствии с этой концепцией доступ к кредитным ресурсам МВФ и иностранным инвестициям увязывался с необходимостью выплаты этими странами огромных внешних долгов западным странам.
«Шоковый» тип предполагал следующие меры:
• либерализация экономики, т. е. освобождение от государственного регулирования;
• разгосударствление производства путем преобразований отношений собственности и проведения ускоренной приватизации;
• обеспечение финансовой стабилизации;
• институциональные преобразования: в области норм права и формирования рыночной инфраструктуры;
• создание открытой экономики, т. е. обеспечение свободного выхода на внешние рынки непосредственных производителей, сокращение тарифов и т. д.
Однако проведение всех этих мероприятий в России не дало положительных ожидаемых результатов, за ними не последовало увеличения темпов развития и роста национального дохода на душу населения.
«Градуалистический» (линейный) тип рыночных преобразований предполагает постепенный, последовательный переход от одного экономического состояния к другому. Главным свойством этого пути является стабильность развития, недопущение спада объема производства, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований. Этим путем проходят (и достаточно успешно) рыночные преобразования в Китае.
«Гетеродоксальный» тип преобразования основан на быстрой финансовой стабилизации (она позаимствована из концепции шоковой терапии) и на идее фиксированных цен на важнейшие товары и услуги (позаимствована из градуалистической концепции).
Таким образом, «гетеродоксальный» подход основан на сочетании двух предыдущих подходов и предполагает:
• постепенную либерализацию хозяйственной деятельности;
• длительное сохранение регулирующей роли государства;
• сохранение за государством внешнеэкономического и валютного контроля;
• оказание государством помощи важнейшим отраслям с помощью субсидий и налогового стимулирования.
Осуществление «гетеродоксального» типа не вызывает резкого всплеска инфляции, падения темпов производства и огромной поляризации населения. Россия, к сожалению, избрала навязанный ей путь «шоковой терапии».
На этом пути явно прослеживаются два этапа.
Первый этап (1992–1998) связан с использованием монетарной политики.
Второй этап (с августа 1998) связан с девальвацией валюты и развивающимся финансовым кризисом.
За реформами последовали следующие результаты:
• в России изменен общественно-политический строй и заложены основы рыночной экономики;
• проведены разгосударствление и приватизация производственных и торговых структур;
• создана новая банковская система;
• развита система коммерческого кредитования;
• функционирует фондовый рынок;
• осуществлены либерализация цен и движение капиталов;
• экономика быстро интегрируется в систему мирохозяйственных связей;
• открыт внутренний рынок для частных иностранных инвестиций, миграции зарубежной рабочей силы.
Все это свидетельствует о том, что в России заложены основы рыночной экономики.
В то же время не решены следующие проблемы:
• сохранился контроль чиновников за распределением ресурсов;
• не созданы единые правила конкурентной борьбы и контроль за их исполнением;
• не решен вопрос о создании рынка земли;
• не разработаны механизмы, ограничивающие влияние крупного олигархического капитала на управление государством;
• не обеспечено эффективное управление оставшейся в руках государства собственностью, особенно естественными монополиями: добыча нефти, газа, меди, производства электроэнергии и т. д.
Половинчатые преобразования, отсутствие структурной реформы и адресной социальной политики привели к резкому росту цен и падению жизненного уровня населения.
Поспешная приватизация привела к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За период 1992–1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.
В параграфе 4.2.4 приведено определение переходной экономики как периода преобразования одного типа экономических отношений в другой. Остановимся на этом процессе более подробно.
Переходная экономика характеризуется рядом признаков:
• многоукладность;
• неустойчивость развития;
• многовариантность общественно-экономической динамики. Обратимся к главному из них – многоукладности.
Многоукладность экономики современной России обусловлена наличием государственной, частной и смешанной форм собственности.
Причем доминирующей является смешанная экономика рыночного типа. Однако вне этой системы некоторые экономисты выделяют еще пять типов эксполярных (остаточных) хозяйственных укладов:
• семейное производство;
• специализированное (монопольное) малое производство;
• внутрисемейное воспроизводство;
• «вторая экономика» – дополнительная (побочная) работа;
• теневая экономика.
Их общей особенностью является то, что они слабо вовлечены в официальную рыночную экономику, действуют и развиваются, преследуя свои цели, и базируются на своих принципах. Их длительное самосохранение и неприсоединение к доминирующей экономике свидетельствует о наличии альтернативных путей общественно-экономического развития как в прошлом, так и в настоящем. Более того, оно указывает на возможность сохранения нерыночного (или посткапиталистическо-рыночного) пути развития в будущем. Это означает, что исторически сложившиеся уклады, характеризуя многообразие и альтернативность общественно-экономического развития в прошлом, могут возродиться в новом качестве и стать доминирующей линией развития в настоящем или будущем.
Второе свойство переходной экономики – неустойчивость системы вызвана сменой старых отношений при отсутствии нового институционального каркаса, что проявляется в борьбе интересов разных собственников, в нарушении устоявшихся социальных норм в жизнеобеспечении населения и т. д. Обострение противоречий старых и новых укладов жизни усугубляет неустойчивость социально-экономической системы в целом.
Третье свойство переходной экономики – многовариантность экономического развития обусловлена многоукладностью и означает альтернативный подход к решению возникающих проблем, столкновению интересов различных слоев населения в выборе направления экономического развития страны.
Период рыночной трансформации в России был продолжителен. В этот период требовалось создать такие структуры, которых не было в советской России. Нужно было: сформировать предпринимательский сектор, рынок труда, реформировать рынок благ и рынок денег, сформировать рынок ценных бумаг. Кроме того, следовало «открыть» экономику: ликвидировать государственную монополию на внешнеэкономические отношения с зарубежными странами, создать условия для свободного перемещения капитала.
Для достижения этих целей необходимо было демонтировать административно-командную систему. Процедура демонтажа административно-командной системы сводилась к двум основным мероприятиям.
Первое – упразднение системы государственного директивного планирования, что означало перенос центра тяжести процесса принятия хозяйственных решений на уровень хозяйственных субъектов, и системы централизованного распределения материально-технических ресурсов, которую стал заменять формирующийся рынок средств производства.
Второе – либерализация хозяйственной (производственной и коммерческой) деятельности, заключающаяся в снятии с нее большинства государственных запретов и ограничений.
Главными объектами либерализации стали цены, внутренняя торговля, внешнеэкономические связи.
Либерализация цен представляла собой их вывод из режима централизованного назначения специальными административными органами и предоставление производителям, продавцам и посредникам права устанавливать цены самостоятельно, под воздействием спроса и предложения.
Либерализация торговли давала право хозяйственным агентам самостоятельно принимать решения, касающиеся всех аспектов их деятельности: определять объем производства и номенклатуру выпускаемой продукции, выбирать поставщиков и партнеров-смежников, организовывать сбыт, подбирать кадры и устанавливать размеры оплаты труда.
Либерализация внешнеэкономических связей заключалась в отмене государственной монополии внешней торговли и предоставлении хозяйствующим субъектам (как государственным предприятиям, так и частным фирмам и смешанным обществам) права самостоятельно выходить на внешний рынок и осуществлять на нем экспортные и импортные операции.
В процессе трансформации экономики используются три основных типа развития.
Первый выступает в виде шокового типа, второй – в виде градуали-стического. Третий тип основан на комбинации первых двух типов и называется гетеродоксальным.
«Шоковая терапия» разработана в 1970-е гг. МВФ для проведения рыночных реформ в развивающихся странах, а также в России и постсоциалистических странах.
В соответствии с этой концепцией доступ к кредитным ресурсам МВФ и иностранным инвестициям увязывался с необходимостью выплаты этими странами огромных внешних долгов западным странам.
«Шоковый» тип предполагал следующие меры:
• либерализация экономики, т. е. освобождение от государственного регулирования;
• разгосударствление производства путем преобразований отношений собственности и проведения ускоренной приватизации;
• обеспечение финансовой стабилизации;
• институциональные преобразования: в области норм права и формирования рыночной инфраструктуры;
• создание открытой экономики, т. е. обеспечение свободного выхода на внешние рынки непосредственных производителей, сокращение тарифов и т. д.
Однако проведение всех этих мероприятий в России не дало положительных ожидаемых результатов, за ними не последовало увеличения темпов развития и роста национального дохода на душу населения.
«Градуалистический» (линейный) тип рыночных преобразований предполагает постепенный, последовательный переход от одного экономического состояния к другому. Главным свойством этого пути является стабильность развития, недопущение спада объема производства, а также создание условий для социальной адаптации населения в процессе экономических преобразований. Этим путем проходят (и достаточно успешно) рыночные преобразования в Китае.
«Гетеродоксальный» тип преобразования основан на быстрой финансовой стабилизации (она позаимствована из концепции шоковой терапии) и на идее фиксированных цен на важнейшие товары и услуги (позаимствована из градуалистической концепции).
Таким образом, «гетеродоксальный» подход основан на сочетании двух предыдущих подходов и предполагает:
• постепенную либерализацию хозяйственной деятельности;
• длительное сохранение регулирующей роли государства;
• сохранение за государством внешнеэкономического и валютного контроля;
• оказание государством помощи важнейшим отраслям с помощью субсидий и налогового стимулирования.
Осуществление «гетеродоксального» типа не вызывает резкого всплеска инфляции, падения темпов производства и огромной поляризации населения. Россия, к сожалению, избрала навязанный ей путь «шоковой терапии».
На этом пути явно прослеживаются два этапа.
Первый этап (1992–1998) связан с использованием монетарной политики.
Второй этап (с августа 1998) связан с девальвацией валюты и развивающимся финансовым кризисом.
За реформами последовали следующие результаты:
• в России изменен общественно-политический строй и заложены основы рыночной экономики;
• проведены разгосударствление и приватизация производственных и торговых структур;
• создана новая банковская система;
• развита система коммерческого кредитования;
• функционирует фондовый рынок;
• осуществлены либерализация цен и движение капиталов;
• экономика быстро интегрируется в систему мирохозяйственных связей;
• открыт внутренний рынок для частных иностранных инвестиций, миграции зарубежной рабочей силы.
Все это свидетельствует о том, что в России заложены основы рыночной экономики.
В то же время не решены следующие проблемы:
• сохранился контроль чиновников за распределением ресурсов;
• не созданы единые правила конкурентной борьбы и контроль за их исполнением;
• не решен вопрос о создании рынка земли;
• не разработаны механизмы, ограничивающие влияние крупного олигархического капитала на управление государством;
• не обеспечено эффективное управление оставшейся в руках государства собственностью, особенно естественными монополиями: добыча нефти, газа, меди, производства электроэнергии и т. д.
Половинчатые преобразования, отсутствие структурной реформы и адресной социальной политики привели к резкому росту цен и падению жизненного уровня населения.
Поспешная приватизация привела к резкому спаду производства, росту безработицы, деиндустриализации экономики. Десятки тысяч заводов и фабрик не смогли перестроить производство, подверглись структурной деградации, организации работы на базе менее сложных технологически отсталых производств. За период 1992–1998 гг. закрылось более 70 тыс. заводов в различных регионах страны.