9.1. Фирма – первичное звено предпринимательства. Теории фирмы. Трансакционные издержки
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.
Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансак-ционными (лат. transactio – сделка).
Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами, связанными с поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д.
Классификацию трансакционных издержек привязывают к этапам заключения сделки. Издержки, возникающие до заключения сделки, называют ex ante, после заключения сделки – ex post.
Они представлены в таблице.
Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, фирма вытесняет рынок. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна административная «иерархия» (фирма), после – рынок. Размер фирмы зависит также от отрасли, технологии и т. д. С издержками обращения (трансакции) связана еще одна проблема – определение границ действия рыночных отношений. Уровень влияния друг на друга производства и обмена (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита доказывает, что добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение выгод в процессе обмена товарами между фирмами достигается в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и масштабов обмена. Расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек. Возникает противоречие: за счет специализации издержки сокращаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных отношений – растут, в результате чего выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, что границы рыночных отношений выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений. Если права собственности субъектов обмена определены, то их отношения решаются без вмешательства государства. В противном случае растут издержки, связанные с помощью государства, что сужает границы рыночных отношений.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.
Различают два типа стратегии: оборонительную, наступательную.
Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, новведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
Неудачная стратегия фирмы может привести ее к банкротству.
Выходом из данной ситуации является либо распродажа имущества должника гласно на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы. С этой целью по решению суда организуется ликвидационная комиссия. В России был издан в 1993 г. Указ Президента, а в 1994 г. Постановление о банкротстве. Закон преследует две задачи: или ликвидировать фирму, или помочь ей выжить. Для этого используется практика «санации».
Санация может проводиться либо самим предприятием, либо другими, более сильными в финансовом отношении компаниями или банком.
Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной экономике, в переходной экономике.
Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Распоряжения исходили от планового органа. Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов). Механизмы же контроля плановых органов со стороны трудящихся отсутствовали. Поэтому плановый орган превращался в бесконтрольный бюрократический аппарат и получал возможность отождествлять свои интересы с интересами общества в целом. Предприятию централизованно «спускался» объем фондов и численность рабочей силы. Рабочая сила, как и всякий другой ресурс в командной экономике, дефицитна. Поэтому предприятие стремилось создать собственный запас ресурсов, в том числе и рабочей силы, в форме избыточной занятости. Но оно было не в состоянии обеспечить работой всех своих работников и потому выплачивало им уравнительную, фактически не заработанную ими заработную плату.
Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров.
Отношения менеджеров и работников строятся в рамках фордизма – системы принципов и правил организации труда, чьи корни уходят к экспериментам Генри Форда в период Великой депрессии 1929–1933 гг. Элементами этой политики являются:
• высокий уровень оплаты труда, включающий индексацию зарплаты в зависимости от роста цен;
• жесткая производственная дисциплина;
• посредническая роль профсоюзов в конфликтных отношениях между работодателями и наемными работниками;
• высокая степень ротации кадров между предприятиями одной и той же отрасли.
Фирма переходной экономики качественно отличается от двух первых. Целевая функция такой фирмы не сводится ни к реагированию на административные команды, ни к максимизации прибыли.
Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива. Наблюдается рассогласование формальной и реальной структуры собственности, допускающей размытость границ частной и государственной собственности. Формально приватизированное предприятие не зависит от государственного бюджета. Однако государство не готово идти на банкротство не выполняющих свои контрактные обязательства предприятий, что равносильно согласию государства взять часть дебиторской задолженности предприятия на себя.
Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.
Источниками покрытия этих затрат могут быть как собственные средства, так и заемные.
Собственные (внутренние) средства – это:
• сбережения, образовавшиеся за счет прибыли;
• деньги, предназначенные для амортизации;
• капитал, поступающий от продажи акций и облигаций. Они составляют 60–70 % всех финансов предприятия.
Заемные (внешние) средства – это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30–40 % всех финансов.
Кредиты подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Последние возвращаются в течение одного года, первые – за более длительный срок. Но в обоих случаях размер кредита возвращается с процентом.
Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате заработной платы, покупке сырья и т. п.
Долгосрочные займы в основном применяются при долгосрочных покупках оборудования, зданий и т. п.
Краткосрочные займы имеют формы:
• коммерческого кредита, который одна фирма предоставляет другой;
• займов у финансовых институтов: банков или финансовых компаний;
• займов у инвесторов (в основном у населения) через продажу им акций и облигаций, которые являются своего рода долговыми расписками фирмы, обязующейся вернуть деньги с определенным процентом.
Базовой формой предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики является фирма.
Уместно поставить вопрос, какая причина заставляет индивидуальных предпринимателей объединяться в фирму? Ведь известно, что рынок обеспечивает свободу, а фирма ее ограничивает.
Дело в том, что для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и обстоятельную информацию, которая требует больших издержек, называемых трансак-ционными (лат. transactio – сделка).
Термин «трансакционные издержки» впервые применен лауреатом нобелевской премии Р. Коузом в статье «Природа фирмы», которая положила начало новой институциональной теории. Эти издержки связаны не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами, связанными с поиском информации о ценах, ведением переговоров, разработкой системы стандартов и контролем над ней, содержанием юридической системы, некорректным поведением партнеров и т. д.
Классификацию трансакционных издержек привязывают к этапам заключения сделки. Издержки, возникающие до заключения сделки, называют ex ante, после заключения сделки – ex post.
Они представлены в таблице.
Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации с целью подавить рыночный механизм. В той мере, в какой механизм административного контроля ведет к экономии на трансакционных затратах, фирма вытесняет рынок. В сопоставлении рыночных и административных регуляторов решается вопрос об оптимальных размерах фирмы. Они определяются точкой, где предельные затраты использования рынка становятся равными предельным затратам использования административного контроля. До этой границы выгодна административная «иерархия» (фирма), после – рынок. Размер фирмы зависит также от отрасли, технологии и т. д. С издержками обращения (трансакции) связана еще одна проблема – определение границ действия рыночных отношений. Уровень влияния друг на друга производства и обмена (трансакций) отражен в теореме А. Смита (XVIII в.) и теореме Р. Коуза (ХХ в.). Теорема А. Смита доказывает, что добровольный обмен приносит выгоду обеим сторонам. Развитие рынка и обеспечение выгод в процессе обмена товарами между фирмами достигается в результате специализации, основанной на разделении труда. За счет этого происходит увеличение объемов производства и масштабов обмена. Расширение обмена (Р. Коуз) сопровождается ростом трансакционных издержек. Возникает противоречие: за счет специализации издержки сокращаются, а за счет расширения территориальных границ рыночных отношений – растут, в результате чего выгоды от разделения труда могут быть сведены к нулю. Отсюда следует, что границы рыночных отношений выступают в качестве границ между субъектами рыночных отношений. Если права собственности субъектов обмена определены, то их отношения решаются без вмешательства государства. В противном случае растут издержки, связанные с помощью государства, что сужает границы рыночных отношений.
В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.
Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.
Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом – дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, так как от нее зависит их жалованье и другие выплаты и льготы.
Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы и собственники, и менеджеры, и акционеры. Рост осуществляется за счет слияний и поглощений, т. е. путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.
Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.
Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация (англ. diversification – разнообразие), означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны (например, производство химических волокон и самолетов).
Вертикальная интеграция означает объединение фирм, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).
Теории множественных целей главный упор делают на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эта теория наибольшее распространение получила в Японии.
В любой теории необходимым звеном является определение стратегии фирмы.
Различают два типа стратегии: оборонительную, наступательную.
Оборонительная стратегия состоит в выжидательном поведении фирмы, когда она следит за рынком и своими конкурентами, ждет появления нового продукта и концентрирует свои усилия на производстве его прототипа.
Наступательная стратегия предусматривает активное обновление производства за счет инноваций, новведений, освоения и заполнения рыночной ниши.
Неудачная стратегия фирмы может привести ее к банкротству.
Выходом из данной ситуации является либо распродажа имущества должника гласно на торгах, либо выкуп имущества и погашение долгов работниками данной фирмы. С этой целью по решению суда организуется ликвидационная комиссия. В России был издан в 1993 г. Указ Президента, а в 1994 г. Постановление о банкротстве. Закон преследует две задачи: или ликвидировать фирму, или помочь ей выжить. Для этого используется практика «санации».
Санация может проводиться либо самим предприятием, либо другими, более сильными в финансовом отношении компаниями или банком.
Институциональная теория, быстро распространяющаяся в России, описывает три типа фирм: в командной экономике, в рыночной экономике, в переходной экономике.
Предприятие, действовавшее в командной экономике, было ориентировано не на максимизацию прибыли, а на выполнение плана с нормальной напряженностью. Распоряжения исходили от планового органа. Жесткая дисциплина выполнения плана достигалась тремя механизмами контроля: партийным, хозяйственным (через министерства) и советским (через исполнительные органы Советов народных депутатов). Механизмы же контроля плановых органов со стороны трудящихся отсутствовали. Поэтому плановый орган превращался в бесконтрольный бюрократический аппарат и получал возможность отождествлять свои интересы с интересами общества в целом. Предприятию централизованно «спускался» объем фондов и численность рабочей силы. Рабочая сила, как и всякий другой ресурс в командной экономике, дефицитна. Поэтому предприятие стремилось создать собственный запас ресурсов, в том числе и рабочей силы, в форме избыточной занятости. Но оно было не в состоянии обеспечить работой всех своих работников и потому выплачивало им уравнительную, фактически не заработанную ими заработную плату.
Фирма, действующая в рыночной экономике, нацелена на максимизацию прибыли. Эту цель фирме задает не плановый орган, а акционеры. В свою очередь, размер прибыли всецело зависит от действий наемных менеджеров.
Отношения менеджеров и работников строятся в рамках фордизма – системы принципов и правил организации труда, чьи корни уходят к экспериментам Генри Форда в период Великой депрессии 1929–1933 гг. Элементами этой политики являются:
• высокий уровень оплаты труда, включающий индексацию зарплаты в зависимости от роста цен;
• жесткая производственная дисциплина;
• посредническая роль профсоюзов в конфликтных отношениях между работодателями и наемными работниками;
• высокая степень ротации кадров между предприятиями одной и той же отрасли.
Фирма переходной экономики качественно отличается от двух первых. Целевая функция такой фирмы не сводится ни к реагированию на административные команды, ни к максимизации прибыли.
Предприятие ориентировано на выживание, на сохранение трудового коллектива. Наблюдается рассогласование формальной и реальной структуры собственности, допускающей размытость границ частной и государственной собственности. Формально приватизированное предприятие не зависит от государственного бюджета. Однако государство не готово идти на банкротство не выполняющих свои контрактные обязательства предприятий, что равносильно согласию государства взять часть дебиторской задолженности предприятия на себя.
Для начала деятельности фирма должна иметь стартовый капитал.
Источниками покрытия этих затрат могут быть как собственные средства, так и заемные.
Собственные (внутренние) средства – это:
• сбережения, образовавшиеся за счет прибыли;
• деньги, предназначенные для амортизации;
• капитал, поступающий от продажи акций и облигаций. Они составляют 60–70 % всех финансов предприятия.
Заемные (внешние) средства – это банковский и коммерческий кредит. На их долю приходится 30–40 % всех финансов.
Кредиты подразделяются на долгосрочные и краткосрочные. Последние возвращаются в течение одного года, первые – за более длительный срок. Но в обоих случаях размер кредита возвращается с процентом.
Краткосрочные займы используются для покрытия ежедневных затрат по выплате заработной платы, покупке сырья и т. п.
Долгосрочные займы в основном применяются при долгосрочных покупках оборудования, зданий и т. п.
Краткосрочные займы имеют формы:
• коммерческого кредита, который одна фирма предоставляет другой;
• займов у финансовых институтов: банков или финансовых компаний;
• займов у инвесторов (в основном у населения) через продажу им акций и облигаций, которые являются своего рода долговыми расписками фирмы, обязующейся вернуть деньги с определенным процентом.