7.3. Соотношение спроса и предложения. Рыночное равновесие
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и предложения», когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии (рис. 7.4). Пересечение линий спроса и предложения называют крестом Маршалла.
Рис. 7.4. Равновесие спроса и предложения
Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой (на рис. 7.4 равновесная цена = 20 единицам). В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.
Так, если цена будет выше равновесной (25 единиц), то произойдет превышение предложения над спросом и как результат – затоваривание (рис. 7.5, а). Обратная ситуация приведет к дефициту (рис. 7.5, б).
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.
Следует различать частичное и общее равновесие рынка.
Рис. 7.5. Неравновесная рыночная ситуация
Частичное равновесие – это ситуация, когда ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.
Общее равновесие – это ситуация, когда целая система взаимосвязанных цен в определенный момент оказывается в равновесии.
Анализ устойчивого рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели», поскольку рисунок напоминает сетку паутины.
Она описывает динамический процесс приспособления на рынках при движении от одного состояния равновесия к другому. Обычно она используется для описания колебания цен на рынках сельхозпродукции. Например, если в текущем году цена клубники высока, то в следующем году ее предложение может резко возрасти. Вследствие этого рыночная цена клубники может снизиться и производители потеряют доход. Часть производителей уйдет из отрасли, что приведет в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это будет стимулировать увеличение производства в следующем году и т. д. Из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (рис. 7.6, а). Во втором – рыночная цена неопределенно варьирует вокруг цены равновесия в известных пределах (рис. 7.6, б). В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постоянно уменьшается (рис. 7.6, в). Этот случай наиболее типичен.
Рис. 7.6. Паутинообразная модель
Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства (труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью специфических понятий: для природных ресурсов – арендная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) – заработная плата; для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу. (Эти проблемы рассматриваются в лекции 12.)
Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.
Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены, значит – к сокращению потребительского спроса и как следствие этого – к сокращению производства.
При этом точка рыночного равновесия перемещается на более высокий уровень.
Введение налогов уменьшает величину «излишка потребителя» и «излишка производителя».
Излишек потребителя – это разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за нее заплатил.
Излишек производителя – это разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.
Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Принудительное «понижательное» ценообразование
Е – точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены; Е1 – точка нового рыночного равновесия; Е1 – Е2 – товарный дефицит после снижения цены.
Практикум по теме лекции 7
План семинара
Микроэкономика: ее содержание и проблемы.
Спрос на товар: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса.
Предложение товара и его характеристика.
Рыночное равновесие: частичное, общее, стабильное. Паутинообразная модель равновесия.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Что, на ваш взгляд, является главным в микроэкономике: рассмотрение организационных форм ее первичных звеньев или анализ экономических процессов, происходящих в единичном звене?
Назовите экономиста, который считается основоположником микроэкономики. В чем суть его концепции?
Раскройте определение рынка как места «встречи» спроса и предложения. Чем это определение отличается от других, известных вам? Изобразите графически пересечение кривых спроса и предложения. Найдите точку равновесия (равновесная цена) и определите условия, при которых возникает дефицит спроса (избыток предложения) и дефицит предложения (избыток спроса).
Абстрактным символом рынка считается «рыночный крест». Начертите график, изображающий результаты «встречи» кривой предложения (S) и кривой спроса (D).
Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Что такое платежеспособный спрос?
Тождественны ли понятия «изменения в спросе» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.
Известно, что когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.
Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены. Закон предложения действует, потому что у производителей есть возможность замены»?
Назовите факторы, под влиянием которых сдвигается кривая предложения (влево, вправо). Какие факторы определяют перемещение по кривой предложения (верх, вниз)?
Почему кривая спроса выглядит как нисходящая линия, а кривая предложения – как восходящая? Обоснуйте свой ответ примерами.
Напишите формулу перекрестной эластичности спроса и объясните ее экономическое содержание.
Начертите график «паутинообразной модели» равновесия и растолкуйте ее экономическое содержание.
Тесты, ситуации, задачи
Проверьте свои знания о спросе и выберите правильные ответы
1. В законе спроса проявляется:
а) зависимость между спросом и предложением;
б) прямая зависимость между спросом и ценой;
в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;
г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
2. «Объем спроса» выражается в:
а) движении по кривой спроса;
б) движении самой кривой.
3. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов повлиял на спрос, а какой из них – на объем спроса:
а) цена на арбузы поднялась, в результате снизились продажи;
б) рост доходов потребителей привел к увеличению покупок новых машин;
в) повышение цен на говяжье мясо увеличило покупки соевых шницелей;
г) прошла мода на обувь «на платформе», поэтому сократились покупки этого типа обуви.
4. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:
а) налоги на субсидии;
б) цены на товары-заменители;
в) число покупателей;
г) цены на экономические ресурсы;
д) вкусы и доходы потребителей.
5. Эластичность спроса по доходу растет, если:
а) доход падает;
б) доход растет;
в) доход неизменен.
6. Спрос неэластичен по цене, если:
а) реакция спроса на изменение цены мала;
б) реакция спроса на изменение цены высока;
в) реакция спроса на изменение цены нейтральна.
Проверьте свои знания о предложении и выберите правильные ответы
1. Предложение:
а) прямо пропорционально росту цен;
б) обратно пропорционально росту цен;
в) не зависит от колебания цен;
г) все неверно.
2. Возрастающее предложение ведет к:
а) снижению цены;
б) росту цены;
в) увеличению спроса.
3. При слишком высокой цене возникает:
а) избыток предложения;
б) избыток спроса.
4. При слишком низкой цене возникает:
а) избыток спроса;
б) дефицит спроса;
в) избыток предложения;
г) дефицит предложения.
5. К факторам, смещающим кривую предложения, относятся:
а) потребительские ожидания;
б) число покупателей;
в) число товаропроизводителей;
г) цены на товары-заменители;
д) цены на экономические ресурсы;
е) технология производства;
ж) цены на другие товары;
з) налоги и субсидии.
6. Закон предложения означает, что:
а) покупатели купят больше по низким ценам, чем по высоким;
б) продавцы будут производить больше, если цены будут выше, а не ниже;
в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от
цены;
г) потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким.
7. Разграничьте длительное, краткосрочное и мгновенное равновесие:
а) предложение неизменно, и у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение;
б) изменяется число предприятий и объем используемых ресурсов;
в) предложение растет, но количество предприятий неизменно.
Проверьте свое умение решать задачи
Задача 1.
Функция спроса населения на данный товар Qd = 7 – p, функция предложения данного товара:
Qs = -5 + 2р,
где Qd – объем спроса в млн штук в год, Qs– объем предложения в млн штук в год, p – цена в рублях.
Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 3 руб.?
Задача 2.
Цена 1 л молока возросла с 3 руб. до 3,30 руб.; месячный объем производства увеличился с 10 тыс. л до 11,5 тыс. л. Определите ценовую эластичность предложения.
Задача 3.
В результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн шт. до 7 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.
Задача 4.
Дана функция спроса на товар Х:
Qd = 8 – px + 0,2py, где рх и ру – цены товаров Х и У. Допустим: рч = 4, ру = 5.
Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене. Задача 5.
Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна 0,25. Эластичность спроса по доходу равна 0,8. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8 %, а доходы населения увеличатся на 5 %? При этом предполагается, что общий уровень цен остается неизменным. Задача 6.
Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0,8. Первоначально 50 % своих доходов население расходовало на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10 %. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Проведите экономический анализ
Предположим, что стоит жаркое лето. Определите:
а) как изменится количество продаваемого мороженого по каждой цене;
б) в какую сторону сдвинется кривая спроса;
в) как изменится цена равновесия (снизится, повысится);
г) как изменится равновесный объем продаж мороженого (упадет, поднимется)?
Напишите реферат на выбранную тему
Практическое значение теории эластичности.
Эластичность спроса и конкуренция производителей.
Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.
Сочините эссе на тему
«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Давид Рикардо).
Взаимодействие спроса и предложения можно представить путем совмещения графиков этих кривых. Кривые спроса и предложения пересекаются в точке М, которую называют точкой равновесия, или «местом встречи спроса и предложения», когда объем спроса совпадает с объемом предложения, т. е. рынок находится в равновесии (рис. 7.4). Пересечение линий спроса и предложения называют крестом Маршалла.
Рис. 7.4. Равновесие спроса и предложения
Цена, при которой возникает рыночное равновесие, называется равновесной ценой (на рис. 7.4 равновесная цена = 20 единицам). В состоянии равновесия рынок сбалансирован. Ни у продавцов, ни у покупателей нет желания к его нарушению. Напротив, при любой другой цене, отличной от цены равновесия, рынок не сбалансирован.
Так, если цена будет выше равновесной (25 единиц), то произойдет превышение предложения над спросом и как результат – затоваривание (рис. 7.5, а). Обратная ситуация приведет к дефициту (рис. 7.5, б).
Ситуация дефицита или затоваривания не может продолжаться длительное время. Под влиянием конкуренции в условиях свободных цен она устанавливается на уровне равновесной. Способность рынка вновь возвратиться к равновесию под влиянием своих внутренних сил называется стабильностью равновесия.
Следует различать частичное и общее равновесие рынка.
Рис. 7.5. Неравновесная рыночная ситуация
Частичное равновесие – это ситуация, когда ограниченное количество имеющегося в обществе данного товара распределено между возможными его потребителями.
Общее равновесие – это ситуация, когда целая система взаимосвязанных цен в определенный момент оказывается в равновесии.
Анализ устойчивого рыночного равновесия исследуется с помощью «паутинообразной модели», поскольку рисунок напоминает сетку паутины.
Она описывает динамический процесс приспособления на рынках при движении от одного состояния равновесия к другому. Обычно она используется для описания колебания цен на рынках сельхозпродукции. Например, если в текущем году цена клубники высока, то в следующем году ее предложение может резко возрасти. Вследствие этого рыночная цена клубники может снизиться и производители потеряют доход. Часть производителей уйдет из отрасли, что приведет в следующем году к сокращению предложения клубники и повышению уровня рыночной цены. Это будет стимулировать увеличение производства в следующем году и т. д. Из этого вытекают три возможных варианта изменения рыночной цены. В первом случае рыночная цена в успешных периодах отклоняется все дальше от цены равновесия (рис. 7.6, а). Во втором – рыночная цена неопределенно варьирует вокруг цены равновесия в известных пределах (рис. 7.6, б). В третьем случае рыночная цена постепенно достигает равновесия, так как вариация постоянно уменьшается (рис. 7.6, в). Этот случай наиболее типичен.
Рис. 7.6. Паутинообразная модель
Конкурентные равновесные цены устанавливаются не только на готовую продукцию, но и на исходные факторы производства (труд, земля, капитал). Ценообразование каждого из них имеет присущие именно ему особенности. Поэтому цены на них раскрываются с помощью специфических понятий: для природных ресурсов – арендная плата (земельная рента); для трудовых ресурсов (рабочей силы) – заработная плата; для капитала цена приобретает форму годовой процентной ставки, выплачиваемой его владельцу. (Эти проблемы рассматриваются в лекции 12.)
Равновесная цена может изменяться под влиянием многих факторов, наиболее существенными из которых являются налогообложение и контроль над ценами, осуществляемые государством.
Последствия налогообложения отрицательно сказываются и на потребителях и на производителях, так как повышение налога приводит к росту цены, значит – к сокращению потребительского спроса и как следствие этого – к сокращению производства.
При этом точка рыночного равновесия перемещается на более высокий уровень.
Введение налогов уменьшает величину «излишка потребителя» и «излишка производителя».
Излишек потребителя – это разность между максимальной суммой денег, которую потребитель согласен заплатить за данный объем благ, и той суммой денег, которую он за нее заплатил.
Излишек производителя – это разность между суммой денег, полученной за проданную в определенном объеме продукцию, и минимальной суммой денег, за которую производитель был готов продать эту продукцию.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование тоже нарушает равновесие спроса и предложения. Оно чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия на социально значимые товары.
Результатом, как правило, становится товарный дефицит, который отрицательно скажется на всем обществе из-за недопотребления. Принудительное установление цены на уровне ниже рыночной даст новую точку рыночного равновесия, расположенную на более низком уровне (рис. 7.7).
Рис. 7.7. Принудительное «понижательное» ценообразование
Е – точка рыночного равновесия до принудительного снижения цены; Е1 – точка нового рыночного равновесия; Е1 – Е2 – товарный дефицит после снижения цены.
Практикум по теме лекции 7
План семинара
Микроэкономика: ее содержание и проблемы.
Спрос на товар: закон спроса, кривая спроса, эластичность спроса.
Предложение товара и его характеристика.
Рыночное равновесие: частичное, общее, стабильное. Паутинообразная модель равновесия.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Что, на ваш взгляд, является главным в микроэкономике: рассмотрение организационных форм ее первичных звеньев или анализ экономических процессов, происходящих в единичном звене?
Назовите экономиста, который считается основоположником микроэкономики. В чем суть его концепции?
Раскройте определение рынка как места «встречи» спроса и предложения. Чем это определение отличается от других, известных вам? Изобразите графически пересечение кривых спроса и предложения. Найдите точку равновесия (равновесная цена) и определите условия, при которых возникает дефицит спроса (избыток предложения) и дефицит предложения (избыток спроса).
Абстрактным символом рынка считается «рыночный крест». Начертите график, изображающий результаты «встречи» кривой предложения (S) и кривой спроса (D).
Чем отличаются понятия «спрос» и «потребность»? Что такое платежеспособный спрос?
Тождественны ли понятия «изменения в спросе» и «изменение величины спроса»? Аргументируйте свой ответ примерами.
Известно, что когда цены на бензин резко поднимаются, спрос на большие автомобили падает. Объясните, почему это следует рассматривать как изменение спроса, а не как движение по кривой спроса.
Как вы понимаете утверждение: «Закон спроса действует, потому что у потребителей есть возможность замены. Закон предложения действует, потому что у производителей есть возможность замены»?
Назовите факторы, под влиянием которых сдвигается кривая предложения (влево, вправо). Какие факторы определяют перемещение по кривой предложения (верх, вниз)?
Почему кривая спроса выглядит как нисходящая линия, а кривая предложения – как восходящая? Обоснуйте свой ответ примерами.
Напишите формулу перекрестной эластичности спроса и объясните ее экономическое содержание.
Начертите график «паутинообразной модели» равновесия и растолкуйте ее экономическое содержание.
Тесты, ситуации, задачи
Проверьте свои знания о спросе и выберите правильные ответы
1. В законе спроса проявляется:
а) зависимость между спросом и предложением;
б) прямая зависимость между спросом и ценой;
в) зависимость между спросом и количеством денег, находящимся в распоряжении покупателя;
г) обратная зависимость между ценой и величиной спроса.
2. «Объем спроса» выражается в:
а) движении по кривой спроса;
б) движении самой кривой.
3. Укажите, какой из перечисленных ниже факторов повлиял на спрос, а какой из них – на объем спроса:
а) цена на арбузы поднялась, в результате снизились продажи;
б) рост доходов потребителей привел к увеличению покупок новых машин;
в) повышение цен на говяжье мясо увеличило покупки соевых шницелей;
г) прошла мода на обувь «на платформе», поэтому сократились покупки этого типа обуви.
4. Факторы, смещающие кривую спроса, – это:
а) налоги на субсидии;
б) цены на товары-заменители;
в) число покупателей;
г) цены на экономические ресурсы;
д) вкусы и доходы потребителей.
5. Эластичность спроса по доходу растет, если:
а) доход падает;
б) доход растет;
в) доход неизменен.
6. Спрос неэластичен по цене, если:
а) реакция спроса на изменение цены мала;
б) реакция спроса на изменение цены высока;
в) реакция спроса на изменение цены нейтральна.
Проверьте свои знания о предложении и выберите правильные ответы
1. Предложение:
а) прямо пропорционально росту цен;
б) обратно пропорционально росту цен;
в) не зависит от колебания цен;
г) все неверно.
2. Возрастающее предложение ведет к:
а) снижению цены;
б) росту цены;
в) увеличению спроса.
3. При слишком высокой цене возникает:
а) избыток предложения;
б) избыток спроса.
4. При слишком низкой цене возникает:
а) избыток спроса;
б) дефицит спроса;
в) избыток предложения;
г) дефицит предложения.
5. К факторам, смещающим кривую предложения, относятся:
а) потребительские ожидания;
б) число покупателей;
в) число товаропроизводителей;
г) цены на товары-заменители;
д) цены на экономические ресурсы;
е) технология производства;
ж) цены на другие товары;
з) налоги и субсидии.
6. Закон предложения означает, что:
а) покупатели купят больше по низким ценам, чем по высоким;
б) продавцы будут производить больше, если цены будут выше, а не ниже;
в) количество товаров, предлагаемых к продаже, не зависит от
цены;
г) потребители покупают больше по высоким ценам, чем по низким.
7. Разграничьте длительное, краткосрочное и мгновенное равновесие:
а) предложение неизменно, и у фирмы нет времени, чтобы изменить предложение;
б) изменяется число предприятий и объем используемых ресурсов;
в) предложение растет, но количество предприятий неизменно.
Проверьте свое умение решать задачи
Задача 1.
Функция спроса населения на данный товар Qd = 7 – p, функция предложения данного товара:
Qs = -5 + 2р,
где Qd – объем спроса в млн штук в год, Qs– объем предложения в млн штук в год, p – цена в рублях.
Определите равновесную цену и равновесный объем продаж. Что случится, если цена будет установлена на уровне 3 руб.?
Задача 2.
Цена 1 л молока возросла с 3 руб. до 3,30 руб.; месячный объем производства увеличился с 10 тыс. л до 11,5 тыс. л. Определите ценовую эластичность предложения.
Задача 3.
В результате повышения цены товара с 5 руб. до 6 руб. объем спроса сократился с 9 млн шт. до 7 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент эластичности спроса по цене.
Задача 4.
Дана функция спроса на товар Х:
Qd = 8 – px + 0,2py, где рх и ру – цены товаров Х и У. Допустим: рч = 4, ру = 5.
Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене. Задача 5.
Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна 0,25. Эластичность спроса по доходу равна 0,8. На сколько процентов изменится объем спроса на данный товар, если его цена уменьшится на 8 %, а доходы населения увеличатся на 5 %? При этом предполагается, что общий уровень цен остается неизменным. Задача 6.
Эластичность спроса на продовольствие по доходу равна 0,8. Первоначально 50 % своих доходов население расходовало на продовольствие. Предположим, доходы населения увеличились на 10 %. Определите долю расходов на продовольствие в доходах населения.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Проведите экономический анализ
Предположим, что стоит жаркое лето. Определите:
а) как изменится количество продаваемого мороженого по каждой цене;
б) в какую сторону сдвинется кривая спроса;
в) как изменится цена равновесия (снизится, повысится);
г) как изменится равновесный объем продаж мороженого (упадет, поднимется)?
Напишите реферат на выбранную тему
Практическое значение теории эластичности.
Эластичность спроса и конкуренция производителей.
Рыночное равновесие и равновесие цены как условие рыночного саморегулирования.
Сочините эссе на тему
«При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Давид Рикардо).