3.4 Факторы производства, их взаимоотношение и комбинация
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство, предполагающее взаимодействие различных факторов. В экономике факторы производства (лат. factor – делающий) – это все то, что, участвуя в производственном процессе, производит товары и услуги. Существуют разные подходы в определении факторов и их классификации.
Классическая школа выделяет три основные группы: труд, земля, капитал.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы.
В любом обществе существует принуждение к труду. На ранних стадиях оно имело внеэкономический характер, т. е. основывалось на личной зависимости работника от хозяина. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы два условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т. е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда при этом является желание получить материальное вознаграждение.
Труд в течение рабочего дня можно условно разделить на необходимый и прибавочный.
Необходимым является тот труд, который рабочий затрачивает, чтобы произвести продукцию, необходимую для обеспечения жизни его самого и его семьи. Производимый в это время продукт называется необходимым и оплачивается рабочему.
Прибавочный труд – это труд, затраченный сверх необходимого. Продукт, производимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается.
Деление труда на необходимый и прибавочный принято только в марксистской теории.
Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда может быть тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении продолжительности рабочего дня интенсивность труда может падать.
Производительность труда связана не только с трудом, но и с прогрессом техники. При росте производительности труда доля труда, затраченного на производство единицы продукции, падает, а доля средств производства относительно труда возрастает. Но в целом затраты факторов производства падают.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где утверждается, что товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Вторым фактором производства является земля.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Следующим фактором производства является капитал. Наиболее распространенным определением капитала в современной науке является следующее:
Слово «капитал» происходит от caputa – голова. В период, когда воплощением богатства был скот, символом богатства являлась голова крупного рогатого скота. Этот факт широко используется в литературе и искусстве. К примеру, здание бывшего Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге (ныне Университет экономики и финансов) архитектор Кваренги украсил лепниной, изображающей бычьи головы, дабы подчеркнуть богатство банка. В дальнейшем в применении слова «капитал» произошло раздвоение: с одной стороны, «головной, главный», с другой – «богатство».
В разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Но главными являются два направления:
вещественная, или натуралистическая, концепция;
денежная, или монетаристская, концепция.
С точки зрения натуралистической концепции капитал – это либо средства производства, либо готовые товары, предназначенные для продажи.
Так, А. Смит трактовал капитал как накопленный запас вещей.
Д. Рикардо считал, что капитал – это средства производства.
В теории А. Маршалла капитал – это вещи, образующие предпосылки производства.
Дж. Б. Кларк, современник А. Маршалла, полагает, что капитал – это запас производительных благ, который наряду с трудом представляет собой извечное начало производства.
П. Самуэльсон определяет капитал как производственное оборудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфабрикатов.
Аналогичный подход и у других современных западных экономистов. Так, профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит «все, что играет полезную роль в производстве»: средства производства, полезные ископаемые, предметы потребления, рабочую силу и т. д.
С точки зрения монетаристской теории капитал – это деньги, приносящие процент. Абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от меркантилизма. Но в XVIII–XIX вв. денежная концепция была оттеснена на второй план интерпретациями капитала классической школы (натуралистическим направлением).
Большое значение в возрождении интереса к кредиту и деньгам в роли капитала имела теория Д. М. Кейнса. В дальнейшем произошла дифференциация среди последователей Кейнса. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходят из того, что капитал – это деньги или их заменители – кредитные деньги. Однако другие связывают капитал с получением дохода.
Наиболее объемное понимание капитала содержится в концепции К. Маркса. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другой – конкретные формы его проявления, так:
средства производства выступают как постоянный капитал;
рабочая сила – как переменный;
деньги – как денежный капитал;
товары – как товарный капитал.
Однако ни деньги, ни средства производства, по его мнению, сами по себе капиталом не являются. Они превращаются в капитал тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда. Маркс писал: «Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношениях она становится капиталом. Выхваченная из этих отношений, она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами». Поэтому, во-первых, «капитал – это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер» (Маркс К. Капитал. 1953. Т. 1. С. 238).
Во-вторых, капитал можно понять лишь как постоянное движение всех его элементов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал.
В-третьих, капитал – это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим. Эти три момента характеризуют сущностное определение капитала.
Итак, запомним, что классическая школа выделяет три фактора производства: труд, земля, капитал.
В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе: вещественные факторы (средства производства) и личный фактор (рабочая сила). Для марксизма это деление очень важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.
В экономической теории постиндустриального общества выделяют еще информационный, экологический факторы и время. Однако системообразующими остаются три – труд, земля, капитал. Близким «фактору» понятием является «ресурс». В западной литературе понятия «фактор» и «ресурс» отождествляются. В отечественной литературе эти понятия не нашли точно очерченных областей применения. «Фактор» чаще употребляется, когда говорят об агрегированных земле, капитале и труде. «Ресурс» используется тогда, когда говорят о конкретном станке или работнике.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции. К примеру, чтобы добиться максимального урожая свеклы, необходимо комбинировать в экономическую теорию количество земельных площадей, отведенных под ее посадку, с затратами труда, уменьшая или увеличивая те или другие. Математически эта зависимость выражается формулой:
Q = f (a1, a2… an),
где Q – количество произведенной продукции, f – функция, a1, a2… an – факторы производства.
Раз возможны различные комбинации факторов, значит, есть вариант, при котором можно достичь их оптимального сочетания.
Следовательно: производственная функция – это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции.
Как, правило, величина факторов не остается постоянной, она изменяется. При этом возможны варианты: либо изменяются все факторы одновременно, либо один из них. Это обстоятельство влияет на доходность: она падает.
Рассмотрим пример.
Допустим, на определенном участке выращивается свекла. Земля как фактор неизменна. Другой фактор – труд – изменяется. Предположим, что в данный участок вложили дополнительную единицу труда и получили 2000 ед. свеклы.
Можно предположить, что при следующем удвоении единицы труда урожай свеклы удвоится и станет равным 4000 ед. Однако получено лишь 3000 ед. Если на следующий год мы добавим еще одну дополнительную единицу труда, то получим еще меньший дополнительный урожай свеклы.
Значит, при добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Однако надо знать, что этот закон вступает в силу только после значительных неоднократных вложений дополнительных равных количеств изменяющегося фактора (в данном случае труда), т. е. закон убывающей доходности «работает» с определенного момента. Итак, при увеличении затрат одного фактора (труда) и постоянной величине других наступает период, когда дополнительные затраты на расширение этого фактора будут приносить понижающийся результат.
Такое затухание роста выступает в виде закона убывающей производительности (или «убывающей доходности»).
Из рассмотренного примера следует еще один вывод: удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства.
Комбинируя факторы производства, необходимо учитывать их денежную оценку.
Комбинируя факторы производства, следует учитывать также фактор времени: мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный период – это время, в течение которого все факторы производства постоянны.
Короткий период – период, в течение которого некоторые производственные ресурсы не могут быть изменены (здания, сооружения).
Длительный период – это период времени, в течение которого могут быть изменены все факторы производства.
Для длительного периода применяется функция Q = A х αd х Кβ, где А, α и β – положительные постоянные числа, характеризующие технологию производства.
Практикум по теме лекции 3
План семинара
Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов.
Экономические ограничения. Граница производственных возможностей.
Потребности и их классификация в разных экономических школах.
Основы общественного производства.
Факторы производства, их взаимодействие и комбинация.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Что такое экономические ресурсы? Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?
Сопоставьте способы, посредством которых командная экономика и рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости ресурсов.
Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?
Существует ли разница между понятиями «ресурс» и «фактор»? Назовите ресурсы и факторы в мебельной мастерской.
Наполните содержанием понятия «производительные силы» и «экономические отношения».
По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям)? Может быть, ресурсы вашей семьи неограниченные?
Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратите деньги?
Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?
Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества ее расширяет?
Как измеряется производительность труда? В чем трудность ее измерения?
Чем производительность труда отличается от интенсивности труда? Приведите примеры.
Существуют ли различия в трактовке фактора производства «капитал» в разных экономических школах?
Объясните, как каждый фактор производства участвует в выпуске какого-нибудь распространенного товара (например, этого учебного пособия).
Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распространение, обмен и потребление. Вопрос о том, с какой из этих четырех стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
Тесты, ситуации, задачи
IВыберите правильный ответ
1. Ограниченность означает, что:
а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;
б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;
в) люди мало производят и много потребляют.
2. Ограниченность – это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах;
б) есть только в бедных семьях;
в) есть у всех людей и обществ;
г) никогда не возникает в богатых семьях.
3. Проблема «редкости» может быть решена, если:
а) будет решена проблема бедности во всем мире;
б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
Отбросьте неверные утверждения
1. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги,
измеряемая:
а) министерством труда;
б) индексом потребительских цен;
в) ценой покупаемого продукта;
г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.
2. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:
а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизмен-
ной технологии;
б) неполном использовании трудовых ресурсов;
в) изменении количества применяемых ресурсов.
Выберите правильные ответы
1. При росте производительности труда затраты живого труда:
а) уменьшаются;
б) возрастают;
в) остаются неизменными.
2. Воспроизводство – это:
а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;
б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.
3. «Экономическими» благами являются:
а) выпеченный хлеб (да, нет);
б) деревья в лесу (да, нет);
в) мебель в магазине (да, нет);
г) уголь в недрах земли (да, нет).
Разберитесь в понятиях
Разграничьте частные и общественные блага:
а) пользование городским парком;
б) наем частного самолета;
в) использование приватизированной лодочной станции.
Решите задачи
Задача 1.
Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.
Задача 2.
Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличилось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20 %. Определите, насколько выросла производительность труда за указанный период.
Задача 3.
Численность занятых увеличилась в 2,9 раза. А объем выпускаемой продукции – в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая – за счет повышения производительности труда. Задача 4.
Число рабочих на предприятии сократилось на 20 %, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Формализуйте зависимости
Предприятие, затрачивая ресурсы в количестве Х, может произвести продукт в количестве g. Напишите формулу производственной функции, устанавливающей связь между этими величинами.
Напишите формулу производственной функции, зависящей от объема двух потребляемых ресурсов Х1 и Х2. Начертите график кривой производственной функции.
Воспроизведите производственную функцию Кобба-Дугласа и растолкуйте ее экономическое содержание.
Напишите реферат на выбранную тему
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
Россия – ресурсная кладовая мира.
Классификация благ, ресурсов, потребностей.
Прокомментируйте на семинаре главы «Ресурсы» и «Запас карман не тянет» книги А. П. Паршева «Почему Россия не Америка». М.: Форум, 2000. С. 57–78.
Сочините экономическое эссе на любую из тем
«Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь» (Н. А. Некрасов).
«Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс).
Исходным моментом экономической деятельности людей является производство, предполагающее взаимодействие различных факторов. В экономике факторы производства (лат. factor – делающий) – это все то, что, участвуя в производственном процессе, производит товары и услуги. Существуют разные подходы в определении факторов и их классификации.
Классическая школа выделяет три основные группы: труд, земля, капитал.
Каждый человек обладает рабочей силой, или способностью к труду. Труд представляет собой потребление рабочей силы.
В любом обществе существует принуждение к труду. На ранних стадиях оно имело внеэкономический характер, т. е. основывалось на личной зависимости работника от хозяина. Экономическое принуждение связано с категорией наемного труда. Для возникновения наемного труда необходимы два условия: обладание личной свободой (отсутствие рабовладельческой или крепостнической зависимости) и отсутствие собственности на средства производства, т. е. возможности начать свой бизнес. В этих условиях человек вынужден наниматься на работу. Главным мотивом труда при этом является желание получить материальное вознаграждение.
Труд в течение рабочего дня можно условно разделить на необходимый и прибавочный.
Необходимым является тот труд, который рабочий затрачивает, чтобы произвести продукцию, необходимую для обеспечения жизни его самого и его семьи. Производимый в это время продукт называется необходимым и оплачивается рабочему.
Прибавочный труд – это труд, затраченный сверх необходимого. Продукт, производимый прибавочным трудом, называется прибавочным и не оплачивается.
Деление труда на необходимый и прибавочный принято только в марксистской теории.
Труд характеризуется интенсивностью и производительностью.
Интенсивность труда может быть тем выше, чем короче продолжительность рабочего дня. И наоборот, при увеличении продолжительности рабочего дня интенсивность труда может падать.
Производительность труда связана не только с трудом, но и с прогрессом техники. При росте производительности труда доля труда, затраченного на производство единицы продукции, падает, а доля средств производства относительно труда возрастает. Но в целом затраты факторов производства падают.
В отличие от других факторов производства труд имеет особенности. Главная из них состоит в том, что труд неотделим от человека, от его рабочей силы и поэтому имеет социальный и политический аспект. Именно это обстоятельство определяет разные подходы экономистов к его исследованию. Так, в западной экономической литературе труд считается товаром в отличие от марксистской теории, где утверждается, что товаром является не труд, а способность человека к труду, его рабочая сила.
Из этой посылки следует важный вывод: поскольку товаром является не труд, а рабочая сила, то и оплачивается в форме заработной платы не весь продукт труда, а лишь часть его, необходимая для воспроизводства стоимости рабочей силы. Другая часть продукта труда безвозмездно присваивается капиталистом.
В отличие от марксистского классового подхода в западных теориях труд рассматривается в основном с точки зрения его организации и управления им.
Вторым фактором производства является земля.
Земля может использоваться в разных целях. Однако в первую очередь имеется в виду ее использование в сельском хозяйстве.
Свойства земли можно разделить на естественные, т. е. данные изначально, и созданные искусственно благодаря орошению, мелиорации, внесению удобрений и т. п. Это обстоятельство влияет на доход с земли – земельную ренту.
Следующим фактором производства является капитал. Наиболее распространенным определением капитала в современной науке является следующее:
Слово «капитал» происходит от caputa – голова. В период, когда воплощением богатства был скот, символом богатства являлась голова крупного рогатого скота. Этот факт широко используется в литературе и искусстве. К примеру, здание бывшего Ассигнационного банка в Санкт-Петербурге (ныне Университет экономики и финансов) архитектор Кваренги украсил лепниной, изображающей бычьи головы, дабы подчеркнуть богатство банка. В дальнейшем в применении слова «капитал» произошло раздвоение: с одной стороны, «головной, главный», с другой – «богатство».
В разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Но главными являются два направления:
вещественная, или натуралистическая, концепция;
денежная, или монетаристская, концепция.
С точки зрения натуралистической концепции капитал – это либо средства производства, либо готовые товары, предназначенные для продажи.
Так, А. Смит трактовал капитал как накопленный запас вещей.
Д. Рикардо считал, что капитал – это средства производства.
В теории А. Маршалла капитал – это вещи, образующие предпосылки производства.
Дж. Б. Кларк, современник А. Маршалла, полагает, что капитал – это запас производительных благ, который наряду с трудом представляет собой извечное начало производства.
П. Самуэльсон определяет капитал как производственное оборудование крупных фабрик, складов готовой продукции и полуфабрикатов.
Аналогичный подход и у других современных западных экономистов. Так, профессор Колумбийского университета (США) Дьюи к капиталу относит «все, что играет полезную роль в производстве»: средства производства, полезные ископаемые, предметы потребления, рабочую силу и т. д.
С точки зрения монетаристской теории капитал – это деньги, приносящие процент. Абсолютизация денежной формы капитала ведет начало от меркантилизма. Но в XVIII–XIX вв. денежная концепция была оттеснена на второй план интерпретациями капитала классической школы (натуралистическим направлением).
Большое значение в возрождении интереса к кредиту и деньгам в роли капитала имела теория Д. М. Кейнса. В дальнейшем произошла дифференциация среди последователей Кейнса. Большинство сторонников монетаризма в настоящее время исходят из того, что капитал – это деньги или их заменители – кредитные деньги. Однако другие связывают капитал с получением дохода.
Наиболее объемное понимание капитала содержится в концепции К. Маркса. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другой – конкретные формы его проявления, так:
средства производства выступают как постоянный капитал;
рабочая сила – как переменный;
деньги – как денежный капитал;
товары – как товарный капитал.
Однако ни деньги, ни средства производства, по его мнению, сами по себе капиталом не являются. Они превращаются в капитал тогда, когда используются для присвоения чужого неоплаченного труда. Маркс писал: «Хлопкопрядильная машина есть машина для прядения хлопка. Только при определенных отношениях она становится капиталом. Выхваченная из этих отношений, она так же не является капиталом, как золото само по себе не является деньгами». Поэтому, во-первых, «капитал – это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер» (Маркс К. Капитал. 1953. Т. 1. С. 238).
Во-вторых, капитал можно понять лишь как постоянное движение всех его элементов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал.
В-третьих, капитал – это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим. Эти три момента характеризуют сущностное определение капитала.
Итак, запомним, что классическая школа выделяет три фактора производства: труд, земля, капитал.
В марксистской теории факторы производства классифицируются несколько иначе: вещественные факторы (средства производства) и личный фактор (рабочая сила). Для марксизма это деление очень важно, так как показывает, что не все факторы создают прибавочную стоимость (прибыль), а только личный фактор – рабочая сила.
Маржиналистская теория выделяет четыре группы факторов: земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность.
В экономической теории постиндустриального общества выделяют еще информационный, экологический факторы и время. Однако системообразующими остаются три – труд, земля, капитал. Близким «фактору» понятием является «ресурс». В западной литературе понятия «фактор» и «ресурс» отождествляются. В отечественной литературе эти понятия не нашли точно очерченных областей применения. «Фактор» чаще употребляется, когда говорят об агрегированных земле, капитале и труде. «Ресурс» используется тогда, когда говорят о конкретном станке или работнике.
Ни один из факторов в отдельности не может произвести продукт и принести доход. Поэтому процесс производства представляет собой взаимодействие факторов. Каждого предпринимателя интересует вопрос о том, как достичь такого соотношения факторов, при котором можно получить максимальный выпуск продукции. К примеру, чтобы добиться максимального урожая свеклы, необходимо комбинировать в экономическую теорию количество земельных площадей, отведенных под ее посадку, с затратами труда, уменьшая или увеличивая те или другие. Математически эта зависимость выражается формулой:
Q = f (a1, a2… an),
где Q – количество произведенной продукции, f – функция, a1, a2… an – факторы производства.
Раз возможны различные комбинации факторов, значит, есть вариант, при котором можно достичь их оптимального сочетания.
Следовательно: производственная функция – это техническое соотношение, отражающее взаимосвязь между совокупными затратами факторов производства и максимальным выпуском продукции.
Как, правило, величина факторов не остается постоянной, она изменяется. При этом возможны варианты: либо изменяются все факторы одновременно, либо один из них. Это обстоятельство влияет на доходность: она падает.
Рассмотрим пример.
Допустим, на определенном участке выращивается свекла. Земля как фактор неизменна. Другой фактор – труд – изменяется. Предположим, что в данный участок вложили дополнительную единицу труда и получили 2000 ед. свеклы.
Можно предположить, что при следующем удвоении единицы труда урожай свеклы удвоится и станет равным 4000 ед. Однако получено лишь 3000 ед. Если на следующий год мы добавим еще одну дополнительную единицу труда, то получим еще меньший дополнительный урожай свеклы.
Значит, при добавлении к постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция. В этом суть закона убывающей доходности.
Однако надо знать, что этот закон вступает в силу только после значительных неоднократных вложений дополнительных равных количеств изменяющегося фактора (в данном случае труда), т. е. закон убывающей доходности «работает» с определенного момента. Итак, при увеличении затрат одного фактора (труда) и постоянной величине других наступает период, когда дополнительные затраты на расширение этого фактора будут приносить понижающийся результат.
Такое затухание роста выступает в виде закона убывающей производительности (или «убывающей доходности»).
Из рассмотренного примера следует еще один вывод: удвоение всех видов затрат (факторов) не удваивает, а просто увеличивает количество выпускаемой продукции. Это явление носит название возрастание доходности в связи с увеличением масштаба (расширением) производства.
Комбинируя факторы производства, необходимо учитывать их денежную оценку.
Комбинируя факторы производства, следует учитывать также фактор времени: мгновенный, короткий и длительный периоды.
Мгновенный период – это время, в течение которого все факторы производства постоянны.
Короткий период – период, в течение которого некоторые производственные ресурсы не могут быть изменены (здания, сооружения).
Длительный период – это период времени, в течение которого могут быть изменены все факторы производства.
Для длительного периода применяется функция Q = A х αd х Кβ, где А, α и β – положительные постоянные числа, характеризующие технологию производства.
Практикум по теме лекции 3
План семинара
Естественные и социальные условия жизни. Рост потребностей и ограниченность ресурсов.
Экономические ограничения. Граница производственных возможностей.
Потребности и их классификация в разных экономических школах.
Основы общественного производства.
Факторы производства, их взаимодействие и комбинация.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Что такое экономические ресурсы? Согласны ли вы с тем, что время представляет собой экономический ресурс?
Сопоставьте способы, посредством которых командная экономика и рыночная экономика пытаются справиться с проблемой редкости ресурсов.
Чем естественная ограниченность ресурсов отличается от экономической редкости?
Существует ли разница между понятиями «ресурс» и «фактор»? Назовите ресурсы и факторы в мебельной мастерской.
Наполните содержанием понятия «производительные силы» и «экономические отношения».
По какому принципу вы распределяете ограниченные ресурсы между членами вашей семьи (по желанию, способностям, возможностям)? Может быть, ресурсы вашей семьи неограниченные?
Предположим, что вы получили свой первый заработок. Каким образом ограниченность, альтернативная стоимость и проблема выбора повлияют на то, как вы потратите деньги?
Имела ли альтернативную стоимость ваша последняя крупная покупка? Что было альтернативной стоимостью вашего решения провести время так, как вам хотелось?
Какие недостатки имеет концепция «четырех факторов»? Почему теория постиндустриального общества ее расширяет?
Как измеряется производительность труда? В чем трудность ее измерения?
Чем производительность труда отличается от интенсивности труда? Приведите примеры.
Существуют ли различия в трактовке фактора производства «капитал» в разных экономических школах?
Объясните, как каждый фактор производства участвует в выпуске какого-нибудь распространенного товара (например, этого учебного пособия).
Известно, что общественный продукт в своем движении проходит четыре стадии: производство, распространение, обмен и потребление. Вопрос о том, с какой из этих четырех стадий начинается экономика, является дискуссионным. Выскажите и аргументируйте свою точку зрения.
Тесты, ситуации, задачи
IВыберите правильный ответ
1. Ограниченность означает, что:
а) общество может предложить меньше ресурсов, чем хотели бы иметь люди;
б) хозяйствующие субъекты не умеют рационально вести хозяйство;
в) люди мало производят и много потребляют.
2. Ограниченность – это проблема, которая:
а) существует только в бедных странах;
б) есть только в бедных семьях;
в) есть у всех людей и обществ;
г) никогда не возникает в богатых семьях.
3. Проблема «редкости» может быть решена, если:
а) будет решена проблема бедности во всем мире;
б) будут открыты неисчерпаемые источники энергии;
в) все страны мира станут постиндустриальными обществами;
г) все сказанное неверно.
Отбросьте неверные утверждения
1. Альтернативная стоимость – это стоимость товара или услуги,
измеряемая:
а) министерством труда;
б) индексом потребительских цен;
в) ценой покупаемого продукта;
г) тем, чем надо пожертвовать для приобретения товара или услуги.
2. Кривая производственных возможностей показывает различные комбинации двух продуктов при:
а) полном использовании всех имеющихся ресурсов и неизмен-
ной технологии;
б) неполном использовании трудовых ресурсов;
в) изменении количества применяемых ресурсов.
Выберите правильные ответы
1. При росте производительности труда затраты живого труда:
а) уменьшаются;
б) возрастают;
в) остаются неизменными.
2. Воспроизводство – это:
а) единичный акт движения продукта по фазам производства, распределения, обмена и потребления;
б) постоянный кругооборот продукта по фазам общественного производства.
3. «Экономическими» благами являются:
а) выпеченный хлеб (да, нет);
б) деревья в лесу (да, нет);
в) мебель в магазине (да, нет);
г) уголь в недрах земли (да, нет).
Разберитесь в понятиях
Разграничьте частные и общественные блага:
а) пользование городским парком;
б) наем частного самолета;
в) использование приватизированной лодочной станции.
Решите задачи
Задача 1.
Определите альтернативную стоимость компьютера, если известно, что на производство одного компьютера уходит столько же средств, сколько на производство двух магнитофонов.
Задача 2.
Выпуск продукции вырос в 2 раза. При этом число занятых увеличилось в 1,5 раза, а интенсивность их труда повысилась на 20 %. Определите, насколько выросла производительность труда за указанный период.
Задача 3.
Численность занятых увеличилась в 2,9 раза. А объем выпускаемой продукции – в 24 раза. Определите, какая часть прироста продукции была получена за счет увеличения занятости, какая – за счет повышения производительности труда. Задача 4.
Число рабочих на предприятии сократилось на 20 %, а выпуск продукции удвоился. Определите изменение производительности труда.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Формализуйте зависимости
Предприятие, затрачивая ресурсы в количестве Х, может произвести продукт в количестве g. Напишите формулу производственной функции, устанавливающей связь между этими величинами.
Напишите формулу производственной функции, зависящей от объема двух потребляемых ресурсов Х1 и Х2. Начертите график кривой производственной функции.
Воспроизведите производственную функцию Кобба-Дугласа и растолкуйте ее экономическое содержание.
Напишите реферат на выбранную тему
Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.
Россия – ресурсная кладовая мира.
Классификация благ, ресурсов, потребностей.
Прокомментируйте на семинаре главы «Ресурсы» и «Запас карман не тянет» книги А. П. Паршева «Почему Россия не Америка». М.: Форум, 2000. С. 57–78.
Сочините экономическое эссе на любую из тем
«Ты и убогая, ты и обильная, матушка Русь» (Н. А. Некрасов).
«Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление» (Роббинс).