24.3. Обеспечение экономической безопасности
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Открытая экономика поставила перед новой Россией задачу защиты национальных интересов. В 1992 г. был принят Закон о безопасности, в 1996 г. – Концепция национальной безопасности и вслед за ней – Государственная стратегия экономической безопасности. В январе 2000 г. президент В. Путин утвердил скорректированную Концепцию национальной безопасности России.
В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз различных по своей природе – политических, военных, экономических, информационных, экологических и др. При этом нужно подчеркнуть, что в начале XXI в. национальная безопасность не сводится к ее военному аспекту. Главная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике.
Концепция экономической безопасности содержит ряд направлений.
Одним из стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны является создание в ней гибкого механизма рыночной экономики. Однако нужно иметь в виду, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить экономическую безопасность и даже может нанести ей ущерб, если государственное регулирование экономики не дало верного направления рыночным силам. Поэтому обеспечение экономической безопасности подразумевает не только невмешательство в механизм рыночного саморегулирования, но и создание оптимальных условий для эффективного функционирования этого механизма посредством проведения приемлемой для страны экономической политики.
К числу важнейших условий экономической безопасности и задач по ее обеспечению относится защита собственности. Регулирование отношений собственности должно быть направлено в первую очередь на упрочение плюрализма собственности, т. е. на обеспечение равноправия государственной, частной, смешанной, коллективной и т. д. собственности. Это равноправие в значительной степени обусловит макроэкономическую стабилизацию, рост конкурентоспособности национальной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, что, в свою очередь, является гарантией экономической безопасности.
Возможности обеспечения экономической безопасности в решающей мере зависят от правильного выбора социально-экономической модели развития страны и последовательности в ее практической реализации. Экономика, функционирование которой базируется на неприемлемой существующим условиям и объективным потребностям модели, не может быть жизнеспособной.
В значительной степени проблему экономической безопасности обостряет низкий уровень правовой базы, правового регулирования и контроля, неисполнение законов. На первый взгляд частным, но в действительности исключительно важным требованием является введение апробированной в мире законодательной базы для бухгалтерского учета, контроля и аудита.
Механизм обеспечения экономической безопасности включает:
1) внешний защитный экономический механизм;
2) внутренний, встроенный в систему экономический механизм.
Остановимся подробнее на каждом из них.
Внешний защитный экономический механизм призван обеспечивать такие условия безопасности для экономической системы страны, которые минимизируют внешние негативные воздействия.
На современном этапе развития вхождение России в мировое хозяйство требует сочетания прагматичной открытости с разумным протекционизмом. Стихийно формировавшаяся открытая экономика России в первой половине 90-х гг. была близка к распахнутости и анархичности. Такая «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации, не только не способствует повышению эффективности экономики, но, наоборот, наносит ей ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Вхождение России в мировой рынок должно сопровождаться протекционистскими мерами и широкой поддержкой государства. Необходим взвешенный, осторожный подход к допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужны четко продуманная политика и строжайший контроль использования зарубежного капитала.
На внутренние факторы экономической безопасности оказывают влияние:
а) показатели уровня и динамики экономического роста: объем и величины прироста валового внутреннего продукта, валового национального продукта, национального дохода, располагаемого дохода, валового и чистого накопления и т. д.;
б) показатели природно-ресурсного и научно-технологического потенциала: уровень внутренней обеспеченности ресурсами и их качество; эти показатели определяют не только нынешнее состояние экономики, но и возможности ее развития в будущем;
в) показатели, по которым можно судить об устойчивости развития экономики: уровень и темпы инфляции; уровень безработицы;
степень стабильности национальной валюты; размеры валютных резервов;
степень плюрализма форм собственности и уровень правовой защищенности; масштаб дефицита бюджета;
эффективность и гибкость налогового механизма; характер и степень вовлеченности страны в международные экономические отношения; размер государственного долга (как внутреннего, так и внешнего);
сальдо торгового и платежного баланса страны; масштабы теневой экономики и т. д.;
г) показатели социальной ориентированности экономики: доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения; соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума; доля оплаты труда в общих доходах населения; доля населения, проживающего в зонах природных катастроф и экологического загрязнения, в общей численности населения; доля расходов на социальные программы в национальном продукте; доля тяжких преступлений в общем количестве преступлений; доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений и т. д.
Стратегия экономической безопасности разрабатывается и реализуется на основе системы критериев и индикаторов (показателей). При этом важно, чтобы подлинные интересы национальной экономической безопасности не подменялись интересами компрадорской буржуазии.
Открытая экономика поставила перед новой Россией задачу защиты национальных интересов. В 1992 г. был принят Закон о безопасности, в 1996 г. – Концепция национальной безопасности и вслед за ней – Государственная стратегия экономической безопасности. В январе 2000 г. президент В. Путин утвердил скорректированную Концепцию национальной безопасности России.
В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз различных по своей природе – политических, военных, экономических, информационных, экологических и др. При этом нужно подчеркнуть, что в начале XXI в. национальная безопасность не сводится к ее военному аспекту. Главная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике.
Концепция экономической безопасности содержит ряд направлений.
Одним из стратегических направлений обеспечения экономической безопасности страны является создание в ней гибкого механизма рыночной экономики. Однако нужно иметь в виду, что рыночный механизм сам по себе не может обеспечить экономическую безопасность и даже может нанести ей ущерб, если государственное регулирование экономики не дало верного направления рыночным силам. Поэтому обеспечение экономической безопасности подразумевает не только невмешательство в механизм рыночного саморегулирования, но и создание оптимальных условий для эффективного функционирования этого механизма посредством проведения приемлемой для страны экономической политики.
К числу важнейших условий экономической безопасности и задач по ее обеспечению относится защита собственности. Регулирование отношений собственности должно быть направлено в первую очередь на упрочение плюрализма собственности, т. е. на обеспечение равноправия государственной, частной, смешанной, коллективной и т. д. собственности. Это равноправие в значительной степени обусловит макроэкономическую стабилизацию, рост конкурентоспособности национальной экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в стране, что, в свою очередь, является гарантией экономической безопасности.
Возможности обеспечения экономической безопасности в решающей мере зависят от правильного выбора социально-экономической модели развития страны и последовательности в ее практической реализации. Экономика, функционирование которой базируется на неприемлемой существующим условиям и объективным потребностям модели, не может быть жизнеспособной.
В значительной степени проблему экономической безопасности обостряет низкий уровень правовой базы, правового регулирования и контроля, неисполнение законов. На первый взгляд частным, но в действительности исключительно важным требованием является введение апробированной в мире законодательной базы для бухгалтерского учета, контроля и аудита.
Механизм обеспечения экономической безопасности включает:
1) внешний защитный экономический механизм;
2) внутренний, встроенный в систему экономический механизм.
Остановимся подробнее на каждом из них.
Внешний защитный экономический механизм призван обеспечивать такие условия безопасности для экономической системы страны, которые минимизируют внешние негативные воздействия.
На современном этапе развития вхождение России в мировое хозяйство требует сочетания прагматичной открытости с разумным протекционизмом. Стихийно формировавшаяся открытая экономика России в первой половине 90-х гг. была близка к распахнутости и анархичности. Такая «открытость», будучи проявлением «детской болезни» всеобщей демократизации, не только не способствует повышению эффективности экономики, но, наоборот, наносит ей ущерб, подрывает экономическую безопасность страны. Вхождение России в мировой рынок должно сопровождаться протекционистскими мерами и широкой поддержкой государства. Необходим взвешенный, осторожный подход к допуску иностранных компаний в сферу национальных интересов, разработки природных ресурсов. Нужны четко продуманная политика и строжайший контроль использования зарубежного капитала.
На внутренние факторы экономической безопасности оказывают влияние:
а) показатели уровня и динамики экономического роста: объем и величины прироста валового внутреннего продукта, валового национального продукта, национального дохода, располагаемого дохода, валового и чистого накопления и т. д.;
б) показатели природно-ресурсного и научно-технологического потенциала: уровень внутренней обеспеченности ресурсами и их качество; эти показатели определяют не только нынешнее состояние экономики, но и возможности ее развития в будущем;
в) показатели, по которым можно судить об устойчивости развития экономики: уровень и темпы инфляции; уровень безработицы;
степень стабильности национальной валюты; размеры валютных резервов;
степень плюрализма форм собственности и уровень правовой защищенности; масштаб дефицита бюджета;
эффективность и гибкость налогового механизма; характер и степень вовлеченности страны в международные экономические отношения; размер государственного долга (как внутреннего, так и внешнего);
сальдо торгового и платежного баланса страны; масштабы теневой экономики и т. д.;
г) показатели социальной ориентированности экономики: доля населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, в общей численности населения; соотношение минимальной зарплаты и прожиточного минимума; доля оплаты труда в общих доходах населения; доля населения, проживающего в зонах природных катастроф и экологического загрязнения, в общей численности населения; доля расходов на социальные программы в национальном продукте; доля тяжких преступлений в общем количестве преступлений; доля раскрытых преступлений в общем количестве зарегистрированных преступлений и т. д.
Стратегия экономической безопасности разрабатывается и реализуется на основе системы критериев и индикаторов (показателей). При этом важно, чтобы подлинные интересы национальной экономической безопасности не подменялись интересами компрадорской буржуазии.