9.3. Теория управления фирмой – менеджмент
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Основной формой управления фирмой является менеджмент. Менеджмент (англ. management – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего из возможных варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.
Его возникновение связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям – менеджерам.
Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.
Становление менеджмента относится к началу ХХ в. Его основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль.
Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства. Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.
Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие руководству компании. Бизнес-план разрабатывается на 3–5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:
• анализ рынка и маркетинговая стратегия;
• продуктовая стратегия;
• производственная стратегия;
• развитие системы управления фирмой и собственности;
• финансовая (экономическая) стратегия.
В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы по-разному относятся к разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, который предназначен для широкого круга лиц, поэтому не имеет детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна.
Организация – создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений.
Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.
Управление фирмой предполагает создание ее структуры.
Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:
Совет директоров.
Президент, вице-президент и другие руководители.
Функциональные штабы и службы.
Исполнители.
Главным органом является Совет директоров.
В структуре менеджмента выделяют 3 составные части: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.
Основной формой управления фирмой является менеджмент. Менеджмент (англ. management – управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение наилучшего из возможных варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы.
Его возникновение связано с развитием корпоративного предпринимательства, акционерных обществ, в которых управление имуществом фирмы переходит от собственников к их представителям – менеджерам.
Менеджеры – это наемные работники, которые за плату занимаются организацией деятельности фирмы в целях получения прибыли акционерами.
Становление менеджмента относится к началу ХХ в. Его основоположниками считаются американский инженер Тейлор и француз А. Файоль.
Тейлор разработал условия, обеспечивающие рационализацию и интенсификацию труда, позволившие повысить эффективность производства. Для достижения этой цели, по его мнению, надо осуществить четыре управленческие функции: выбор цели, выбор средств, подготовка средств, контроль результатов. По мнению А. Файоля, менеджер обязан: предвидеть, организовать, распоряжаться, согласовывать, контролировать. В современном менеджменте выделяют четыре функции: планирование, организация, мотивация, контроль.
1. Планирование предполагает определение целей деятельности фирмы, главных направлений и средств их достижения. Основным элементом планирования служит бизнес-план. Это комплексный план развития фирмы, который является отчетным документом и главным обоснованием инвестиций. Цель составления бизнес-плана – дать руководству компании полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.
Тщательное обоснование бизнес-плана должно создать у инвесторов уверенность в надежности своих инвестиций и доверие руководству компании. Бизнес-план разрабатывается на 3–5 лет. Как правило, он содержит следующие разделы:
• анализ рынка и маркетинговая стратегия;
• продуктовая стратегия;
• производственная стратегия;
• развитие системы управления фирмой и собственности;
• финансовая (экономическая) стратегия.
В зависимости от уровня своего развития отдельные фирмы по-разному относятся к разным разделам плана. Начинающие фирмы больше внимания уделяют финансовой стратегии.
Развитые фирмы больше заботятся о продуктовой и производственной стратегии. Бизнес-план снабжается кратким рефератом, который предназначен для широкого круга лиц, поэтому не имеет детализаций, в которых может содержаться коммерческая тайна.
Организация – создание структуры фирмы и обеспечение взаимодействия и координации ее подразделений.
Мотивация заключается в создании внутреннего побуждения работников к труду. В этом разделе имеются не только экономические, но и психологические аспекты.
Контроль включает определение соответствия фактически достигнутых результатов запланированным и внесение корректировок в работу фирмы.
Управление фирмой предполагает создание ее структуры.
Структура – это устойчивые связи между различными уровнями управления и подразделениями фирмы. На каждом уровне управления решается свой комплекс вопросов. Современные крупные фирмы имеют четырехступенчатую систему управления:
Совет директоров.
Президент, вице-президент и другие руководители.
Функциональные штабы и службы.
Исполнители.
Главным органом является Совет директоров.
В структуре менеджмента выделяют 3 составные части: производственный менеджмент, финансовый менеджмент, рыночный (сбытовой) менеджмент, или маркетинг.