19.2. Государственный бюджет и государственный долг
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.
Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.
Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.
Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы НИОКР и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.
В организации финансовой системы можно выделить 2 принципа.
Демократический централизм – присущ административно-командной системе (в прошлом – СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.
Фискальный федерализм – он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.
Различают 3 состояния госбюджета:
нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
дефицитное, когда расходы превышают доходы;
профицитное, если доходы превышают затраты.
Причины дефицита госбюджета
Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита
Переход от финансирования к кредитованию.
Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
Снижение расходов на управление государством.
Изменение системы налогообложения.
Повышение роли местных бюджетов.
Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
выпуск госзаймов;
ужесточение налогообложения;
секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям;
производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.
Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использование внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач.
К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:
фонд государственного социального страхования;
пенсионный фонд;
фонд обязательного медицинского страхования и др.
Фонд государственного социального страхования предназначен для выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Он создается страховым методом при обязательных отчислениях предприятий и организаций.
Пенсионный фонд обслуживает пенсионеров. Доходы пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан, занимающихся трудовой деятельностью.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. Следует заметить, что иногда средства из внебюджетных фондов используются не по их прямому назначению, что создает острую социальную напряженность.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.
Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.
Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.
Государственный бюджет является ведущим звеном государственных финансов. С его помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП между территориями и отраслями.
Бюджет – это смета (баланс) доходов и расходов.
Доходные статьи бюджета: налог на прибыль предприятий, налог с продаж, местные налоги, доходы от внешнеэкономической деятельности, рентные платежи, неналоговые доходы, подоходный налог, средства ссудного фонда и др.
Расходные статьи бюджета: финансирование экономики, социально-культурные программы НИОКР и НТ-программы, оборона, управление, целевые программы, кредиты и помощь другим государствам.
В организации финансовой системы можно выделить 2 принципа.
Демократический централизм – присущ административно-командной системе (в прошлом – СССР и странам Восточной Европы). Он обязывал нижестоящие финансовые учреждения выполнять директивные указания центральных финансовых органов.
Фискальный федерализм – он утвердился в странах с развитой рыночной экономикой и предполагает, что местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. Местные органы власти из своего бюджета финансируют охрану общественного порядка, школы, больницы и т. д.
Различают 3 состояния госбюджета:
нормальное, если расходная часть госбюджета равна доходной;
дефицитное, когда расходы превышают доходы;
профицитное, если доходы превышают затраты.
Причины дефицита госбюджета
Падение доходов в условиях кризисного состояния экономики и уменьшения прироста национального дохода.
Уменьшение акцизных налогов, поступающих в госбюджет.
Увеличение бюджетных расходов.
4. Непоследовательная финансово-экономическая политика.
Меры по снижению бюджетного дефицита
Переход от финансирования к кредитованию.
Постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям.
Снижение расходов на управление государством.
Изменение системы налогообложения.
Повышение роли местных бюджетов.
Существуют 4 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
выпуск госзаймов;
ужесточение налогообложения;
секвестр, т. е. пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям;
производство денег, или «сеньораж», т. е. печатание денег. Однако в настоящее время сеньораж не является простым печатанием денег, так как это вызывает инфляцию. Современный сеньораж выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает противоречия внутри финансовой системы страны.
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно.
Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса. Другой пример: в стране инфляция. Образуются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить правительственные расходы, либо использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране наблюдается экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т. е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: бюджет сбалансируется не за один год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые точки. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Помимо бюджетных средств каждая страна практикует использование внебюджетных фондов.
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, привлекаемых помимо бюджета для финансирования различных решаемых государством задач.
К числу основных внебюджетных фондов в России относятся:
фонд государственного социального страхования;
пенсионный фонд;
фонд обязательного медицинского страхования и др.
Фонд государственного социального страхования предназначен для выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Он создается страховым методом при обязательных отчислениях предприятий и организаций.
Пенсионный фонд обслуживает пенсионеров. Доходы пенсионного фонда формируются за счет страховых взносов предприятий, организаций и граждан, занимающихся трудовой деятельностью.
Фонд обязательного медицинского страхования предназначен для оказания бесплатной медицинской помощи. Следует заметить, что иногда средства из внебюджетных фондов используются не по их прямому назначению, что создает острую социальную напряженность.
Нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.
Государственный долг может быть внешним и внутренним.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Он имеет негативное значение, так как страна отдает за рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие поколения.
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее гражданам. В случаях, когда государство прекращает платежи по своим долгам, наступает дефолт. Дефолт – это банкротство государства-должника. Примером дефолта в новейшей российской истории является прекращение оплаты государством своих обязательств по ГКО в августе 1998 г.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
Погашение внутреннего долга путем выплаты процентов населению увеличивает неравенство доходов разных социальных групп, поскольку значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно, те, кто обладает государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
Повышение налогов с целью выплаты процентов по государственному долгу или их снижение могут подорвать действие экономических стимулов развития производства.
Отрицательно сказывается на экономике ситуация, когда правительство вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по государственному долгу, так как это обстоятельство приводит к росту сокращения капиталовложений внутри страны.
Наличие государственного долга создает психологическое напряжение в стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом и каждого гражданина в отдельности.