7.1. Спрос на товар и его характеристика
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.
Эту зависимость можно изображать на графике (рис. 7.1) в виде кривой спроса d, где P (price) – цена, Q (quantity) – количество, величина спроса, d (demand) – спрос.
Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.
Рис. 7.1. Кривая спроса
Кривая d1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».
Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d1 к d2. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d1 к d3.
Выводы
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
К неценовым факторам относятся:
• потребительские вкусы;
• число покупателей;
• доход покупателей;
• цены на сопряженные товары;
• ожидания.
Рассмотрим их влияние на спрос.
Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.
Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.
Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.
По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:
«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);
товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля (рис. 7.2).
а) товары первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары «низшего качества»
Рис. 7.2. Кривые Энгеля
4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.
Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.
Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.
Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.
Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».
Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10 %.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 %. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12 %.
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.
Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.
Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
Спрос имеет единичную эластичность, когда 1 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина.
Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:
Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос.
Теперь обратимся к предложению.
Спрос – это одна из сторон процесса рыночного ценообразования.
На спрос влияют многие факторы, главным из которых является цена. Между ценой и величиной спроса существует обратная связь: повышение цены снижает спрос, и наоборот.
Эту зависимость можно изображать на графике (рис. 7.1) в виде кривой спроса d, где P (price) – цена, Q (quantity) – количество, величина спроса, d (demand) – спрос.
Каждая точка на вертикальной линии означает конкретную цену, а на горизонтальной – количество продукта, которое потребитель может купить по этой цене.
Рис. 7.1. Кривая спроса
Кривая d1 наклоняется вниз и вправо, так как изображаемая ею связь между ценой и величиной спроса обратная. Графически изменение величины спроса выражается в «движении по кривой спроса» (точки A, B, C). Движение по кривой спроса происходит, когда изменяются покупки товара вследствие изменения его цены. В этом случае говорят, что изменился «объем спроса». Нужно различать «движение по кривой спроса» и «движение самой кривой». «Движение самой кривой спроса» происходит тогда, когда изменяется сам спрос под воздействием неценовых факторов. В этом случае говорят об «изменении спроса».
Если, например, потребители захотят купить большее количество данного товара по каждой цене, то кривая спроса переместится вправо от d1 к d2. Желание приобрести меньше товара, уменьшить спрос и сдвинет кривую спроса влево: от d1 к d3.
Выводы
1. Движение «по кривой спроса» и изменение «объема спроса» происходит под влиянием цены товара.
2. Движение «самой кривой спроса» и «изменение спроса» происходит под влиянием неценовых факторов.
К неценовым факторам относятся:
• потребительские вкусы;
• число покупателей;
• доход покупателей;
• цены на сопряженные товары;
• ожидания.
Рассмотрим их влияние на спрос.
Потребительские вкусы очень субъективны и их сложно учесть, но можно определить тенденцию: благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов (возросла, например, мода на майки) повысит спрос и сдвинет кривую спроса вправо. Обратная ситуация (прошла мода на майки) снизит спрос и сместит кривую влево.
Рост числа покупателей вызовет увеличение спроса (например, увеличение продолжительности жизни повысит спрос на медикаменты). Обратная ситуация снизит спрос на медикаменты.
Доход влияет сложнее. В отношении большинства товаров повышение дохода ведет к росту спроса на более качественные товары.
По реакции (эластичности) потребителя на изменение дохода товары делят на:
«нормальные» товары (спрос увеличивается с ростом дохода);
товары первой необходимости (темп роста спроса меньше темпа роста дохода);
предметы роскоши (темп роста спроса больше темпа роста дохода);
товары «низшего качества» (спрос снижается с ростом дохода).
Зависимость между доходом и количеством приобретенных благ отражают кривые Энгеля (рис. 7.2).
а) товары первой необходимости; б) предметы роскоши; в) товары «низшего качества»
Рис. 7.2. Кривые Энгеля
4. Цены на сопряженные товары. Товары обычно объединяют в две группы: заменяющие (субституты) и дополняющие (сублементы). Они по-разному влияют на спрос.
Например, вместо кофе приобретается чай, если выросли цены на кофе.
Вывод. Когда два продукта взаимозаменяемы, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь (рост цен на кофе увеличивает спрос на чай).
В отличие от взаимозаменяющих товаров взаимодополняющие сопутствуют друг другу в том смысле, что спрос на них предъявляется одновременно. Например, покупка фотоаппарата повлечет покупку пленки. Если цена на фотоаппараты вырастет, то снизится спрос на пленки.
Вывод. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
5. Ожидания потребителей относительно будущих цен на товары, их наличия и возможных изменений в доходах способны изменить спрос. Если ожидается повышение цен или рост доходов, то потребители покупают товары «впрок» и увеличивают текущие расходы.
Наоборот, ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.
Для определения чувствительности одного из рассмотренных факторов в результате воздействия на него другого используется понятие «эластичность».
Из всех факторов наибольший интерес вызывает чувствительность спроса на изменение цены или дохода и перекрестная (косвенная) эластичность.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении цены на 1 %. Например, надо определить, насколько изменится количество продаж телевизора, если его цена возросла на 10 %.
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос при изменении доходов потребителей на 1 %. Например, надо определить, как изменится спрос на телевизор, если доходы населения возрастут на 12 %.
Перекрестная эластичность спроса позволяет измерить, насколько чувствителен спрос на продукт А к изменению цены на продукт Б.
Мерой измерения эластичности является коэффициент эластичности.
Реакция потребителей на изменение цены на товар может быть сильной, слабой или нейтральной. Каждая из них порождает соответствующий спрос: эластичный, неэластичный, единичную эластичность.
Спрос эластичен, когда при незначительном снижении цены объем продаж существенно возрастает. При эластичном спросе, когда 1 % снижения цены вызывает увеличение продаж более чем на 1 %, коэффициент эластичности больше единицы (предметы первой необходимости).
Спрос неэластичен, когда при весьма существенных снижениях цены объем продаж изменяется незначительно. Коэффициент неэластичного спроса меньше единицы (предметы роскоши).
Спрос имеет единичную эластичность, когда 1 %-ное изменение цены вызывает 1 %-ное изменение продаж товаров. При единичной эластичности коэффициент равен единице.
Коэффициент эластичности в математическом смысле всегда имеет знак «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположном направлении. Но для простоты анализа Кед рассматривается как положительная величина.
Коэффициент эластичности спроса по доходу выражается следующей формулой:
Качественные товары имеют положительную эластичность, так как рост доходов и спрос на них изменяются в одном направлении. Некачественные товары – отрицательную, так как рост доходов снижает на них спрос.
Теперь обратимся к предложению.