8.3. Потери от несовершенной конкуренции. Антимонопольное законодательство
К оглавлению1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 1617 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33
34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50
51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67
68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84
85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101
102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118
119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135
136 137 138 139 140 141 142 143 144
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:
• научно-техническое соперничество;
• промышленно-производственное соперничество;
•торговое соперничество.
Таблица 8.1 Рыночные структуры и формы конкуренции
В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах;
Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.;
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.
Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний.
В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен и используется он недостаточно.
Практикум по теме лекции 8
План семинара
Конкуренция: сущность, положительные и отрицательные стороны.
Виды конкуренции и механизм их действия.
Классификация рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Потери от монополистической конкуренции. Антимонопольное законодательство.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Раскройте содержание конкурентной борьбы на каждой фазе производственного цикла.
Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.
Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?
Что такое ценовая дискриминация? При каких условиях она возможна?
Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?
Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь небольшое число участников, невозможно эффективное производство?
Охарактеризуйте основные организационные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Укажите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России? Что собой представляют современные холдинги?
Дайте характеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии.
Раскройте содержание экономических и административных мер, противодействующих монополизации рынка, и дайте им характеристику.
10. Какие акты антитрестовского законодательства США вы знаете? Каково содержание антимонопольного закона России?
Тесты, ситуации, задачи
Найдите правильный ответ
1. Ценовая дискриминация – это:
а) продажа отдельных видов товаров и услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям;
б) продажа товаров более высокого качества и надежности;
в) снижение цены за счет снижения издержек;
г) снижение цены за счет уменьшения прибыли.
2. Внутриотраслевая конкуренция – это:
а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;
б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики;
в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.
3. При совершенной конкуренции:
а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;
б) существует чистая монополия;
в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;
г) господствует олигополия;
д) ограничен вход на рынок.
4. При монополистической конкуренции:
а) на рынке действует ограниченное число фирм;
б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка.
5. На монопольном рынке:
а) один продавец;
б) свободен вход на рынок;
в) продукт дифференцирован.
6. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:
а) малое число фирм;
б) большое число покупателей;
в) однородные или малодифференцированные продукты;
г) труднодоступное вхождение на рынок;
д) все верно.
7. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерны:
а) небольшое количество крупных покупателей;
б) много производителей;
в) ценовые льготы на оптовые закупки;
г) все верно.
8. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:
а) совершенной конкуренцией;
б) олигополией;
в) монополией;
г) монополистической конкуренцией.
9. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:
а) синдикат;
б) конгломерат;
в) картель;
г) трест;
д) концерн.
Вопросы знатокам
Как вы считаете, может ли высокая конкурентоспособность страны быть обеспечена без растущих жизненных стандартов населения? Приведите примеры.
Возможна ли ценовая конкуренция без изменения издержек производства? Обоснуйте свою позицию.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Проведите экспертизу
Если ваше предприятие уступило конкуренту и переживает нелучшие времена, то следует срочно принять важные решения. Вы можете:
а) перенести операции за границу;
б) закрыть предприятие;
в) прекратить финансирование неприбыльных видов деятельности;
г) сократить количество выпускаемых изделий;
д) большую долю комплектующих частей покупать за рубежом;
е) продать предприятие иностранцам.
Примите меры и обоснуйте свои действия.
Напишите реферат на одну из тем
Неценовая конкуренция и ее последствия.
Реформирование естественных монополий.
Синдикат – характерная форма монополистических объединений дореволюционной России.
Выскажите на семинаре свои впечатления о книгах
1. Экономическая школа. 1993. Вып. 3.
Тема: Из истории российских монополий.
2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. Гл. 15.
Тема: Ценовая дискриминация.
3. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – М., 1991.
Тема: Почему необходимо ограничить монополию?
Составьте кроссворд, используя терминологию, которой вы овладели, изучив первые семь тем учебного пособия
Напишите эссе на тему
«Наиболее быстрым бывает разорение тех, кто расходует больше, чем приносит выручки их продукция» (А. П. Паршев).
Модель рынка совершенной конкуренции предполагает наиболее рациональное использование всех ресурсов общества и минимизацию общественных затрат на производство продукции.
Рынок несовершенной конкуренции, напротив, предполагает отклонение от состояния равновесия. Следовательно, общество несет определенные потери в связи с монополизацией. В настоящее время основными формами монополистической конкуренции являются:
• научно-техническое соперничество;
• промышленно-производственное соперничество;
•торговое соперничество.
Таблица 8.1 Рыночные структуры и формы конкуренции
В конечном счете проблема монополии сводится к вопросу о власти над ценой. Эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства, тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др.
Учитывая это, государство старается противостоять монополизму, поощряя конкуренцию. Важнейшим средством для этого служит антимонопольное законодательство, т. е. пакет законов, который является средством поддержания государством равновесия между конкуренцией и монополией.
Начало антимонопольному законодательству было положено в США. Оно базируется на трех основных законодательных актах:
Закон Шермана (1890 г.). Этим законом запрещалась тайная монополизация торговли, сговор о ценах;
Закон Клейтона (1914 г.) запрещал ценовую дискриминацию, определенные виды слияний и др.;
Закон Робинсона-Пэтмэна (1936 г.) запрещал «ножницы цен», ценовую дискриминацию и др.
Современное антимонопольное законодательство имеет два направления: контроль над ценами и контроль за слиянием компаний.
В России в 1991 г. принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и создан Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП). Однако закон несовершенен и используется он недостаточно.
Практикум по теме лекции 8
План семинара
Конкуренция: сущность, положительные и отрицательные стороны.
Виды конкуренции и механизм их действия.
Классификация рынков совершенной и несовершенной конкуренции.
Потери от монополистической конкуренции. Антимонопольное законодательство.
Вопросы для дискуссий, контрольных работ и олимпиад
Раскройте содержание конкурентной борьбы на каждой фазе производственного цикла.
Проанализируйте позитивные и негативные стороны конкуренции.
Что такое недобросовестная конкуренция? В каких формах она осуществляется?
Что такое ценовая дискриминация? При каких условиях она возможна?
Чем совершенная конкуренция отличается от несовершенной? Какая из этих форм преобладает на российском рынке?
Известно, что ценовой механизм эффективно функционирует на рынках совершенной конкуренции. Означает ли это, что на рынках с несовершенной конкуренцией, охватывающей лишь небольшое число участников, невозможно эффективное производство?
Охарактеризуйте основные организационные формы монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты. Укажите причину их возникновения, характерные черты и различия. Какая из них была наиболее характерна для дореволюционной России? Что собой представляют современные холдинги?
Дайте характеристику монополии, монопсонии, олигополии, олигопсонии.
Раскройте содержание экономических и административных мер, противодействующих монополизации рынка, и дайте им характеристику.
10. Какие акты антитрестовского законодательства США вы знаете? Каково содержание антимонопольного закона России?
Тесты, ситуации, задачи
Найдите правильный ответ
1. Ценовая дискриминация – это:
а) продажа отдельных видов товаров и услуг, производимых с одинаковыми затратами, по различным ценам различным покупателям;
б) продажа товаров более высокого качества и надежности;
в) снижение цены за счет снижения издержек;
г) снижение цены за счет уменьшения прибыли.
2. Внутриотраслевая конкуренция – это:
а) соперничество между предпринимателями, производящими одинаковую продукцию;
б) соперничество между предпринимателями из разных отраслей экономики;
в) соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой или взаимозаменяемой продукции.
3. При совершенной конкуренции:
а) ни одна из фирм не влияет на розничную цену;
б) существует чистая монополия;
в) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;
г) господствует олигополия;
д) ограничен вход на рынок.
4. При монополистической конкуренции:
а) на рынке действует ограниченное число фирм;
б) фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;
в) фирмы не могут свободно входить и выходить с рынка.
5. На монопольном рынке:
а) один продавец;
б) свободен вход на рынок;
в) продукт дифференцирован.
6. Олигополия – это тип структуры рынка, для которого характерно:
а) малое число фирм;
б) большое число покупателей;
в) однородные или малодифференцированные продукты;
г) труднодоступное вхождение на рынок;
д) все верно.
7. Олигопсония – это тип структуры рынка, для которого характерны:
а) небольшое количество крупных покупателей;
б) много производителей;
в) ценовые льготы на оптовые закупки;
г) все верно.
8. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:
а) совершенной конкуренцией;
б) олигополией;
в) монополией;
г) монополистической конкуренцией.
9. Расставьте перечисленные ниже формы монополий в порядке убывания экономической свободы входящих в монополию фирм:
а) синдикат;
б) конгломерат;
в) картель;
г) трест;
д) концерн.
Вопросы знатокам
Как вы считаете, может ли высокая конкурентоспособность страны быть обеспечена без растущих жизненных стандартов населения? Приведите примеры.
Возможна ли ценовая конкуренция без изменения издержек производства? Обоснуйте свою позицию.
Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе
Проведите экспертизу
Если ваше предприятие уступило конкуренту и переживает нелучшие времена, то следует срочно принять важные решения. Вы можете:
а) перенести операции за границу;
б) закрыть предприятие;
в) прекратить финансирование неприбыльных видов деятельности;
г) сократить количество выпускаемых изделий;
д) большую долю комплектующих частей покупать за рубежом;
е) продать предприятие иностранцам.
Примите меры и обоснуйте свои действия.
Напишите реферат на одну из тем
Неценовая конкуренция и ее последствия.
Реформирование естественных монополий.
Синдикат – характерная форма монополистических объединений дореволюционной России.
Выскажите на семинаре свои впечатления о книгах
1. Экономическая школа. 1993. Вып. 3.
Тема: Из истории российских монополий.
2. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 1986. Гл. 15.
Тема: Ценовая дискриминация.
3. Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – М., 1991.
Тема: Почему необходимо ограничить монополию?
Составьте кроссворд, используя терминологию, которой вы овладели, изучив первые семь тем учебного пособия
Напишите эссе на тему
«Наиболее быстрым бывает разорение тех, кто расходует больше, чем приносит выручки их продукция» (А. П. Паршев).